Библиотека Михаила Грачева

предыдущая

 

следующая
 
оглавление
 

Гефан Л.Д.

Слава Гершвина

 

Источник:

Комсомольская правда – Иркутск. 1999. 25 января.

 

 

 

Если сказать очень сухо и непоэтично, музыка – это сочетание мелодии, гармонии и ритма каким-либо произвольным образом. Лет 100 назад вместо “каким-либо произвольным” сказали бы “совершенно определенным”.

И в самом деле, за последнее время сочинители музыки добились больших свобод. Ушли в прошлое строгие правила классического голосоведения и ритмической организации. “Новая” музыка, построенная на тех же двенадцати нотах и пяти линейках, кажется неискушенному слуху хаотичным нагромождением звуков.

Эксперимент, поиски иных форм, способ самовыражения? Кому-то это нравится, кто-то считает “новаторство” музыкальным хулиганством.

Но самым необъяснимым образом и те, и другие по-прежнему восторженно реагируют на “красивую” мелодию. Многие сочинения Баха, Чайковского, Грига кажутся абсолютно естественными, нерукотворными – разве “Песня Сольвейг” могла быть придумана человеком? Она как будто существовала всегда – как морская волна, как дуновение ветра.

Современный компьютер может просчитать множество комбинаций из ступеней звукоряда, но ни одна из сочиненных им мелодий не приблизится к главной теме Сороковой симфонии Моцарта или к “Summertime” Джорджа Гершвина.

Держу в руках диск “The Glory of Gershwin” (1994, Phonogram LTD, London). Вижу много знаменитых имен: Питер Гэйбриэл, Элвис Костелло, Шер, Джон Бон Джови, Элтон Джон, Стинг, Кэйт Буш, Мит Лоф, Шинет О’Коннор. Есть и незнакомые мне исполнители: Олета Адамс, Карли Саймон, Лайза Стэнсфилд. Интерес усиливается, когда читаю имя продюсера – Джордж Мартин, тот самый “пятый” битл.

Смотрю репертуар. Просто блеск! Арии из оперы “Порги и Бесс”, популярнейшие хиты 30-х “The Man I Love”, “I Got Rhythm”. И наконец – “Рапсодия в стиле блюз”, где оркестром дирижирует сам Джордж Мартин, а вместо солирующего рояля звучит… губная гармошка Лэри Адлера. Правда, последнее имя мне ни о чем не говорит. Из буклета узнаю, что Адлер в 30-е годы был близким другом Гершвина, а данная программа – подарок музыкантов к его 80-летию.

Теперь о самой записи. Поражает культура аранжировок. Большие составы инструментов совершенно не напрягают слуха. Удивительная теплота струнных, бархат тромбона, парящие звуки рояля, яркие инструментальные проигрыши, тончайшая и очень человечная игра Адлера. Из рок-вокалистов, мне кажется, первенствует Гэйбриэл с неожиданным и пронзительным исполнением “Summertime”. Неподражаема “женщина-кошка” Кэйт Буш. Шин О’Коннор просто потрясает. Ее девчоночий растерянный голос, полный любви и тревоги, вносит совершенно новые краски в образ Бесс. Хорош энергичный Роберт Палмер. Стинг успешно справляется с ролью крутого джазмена. Элтон Джон скорее разочаровывает, больше напоминая эстрадную поп-звезду 60-х, чем себя самого периода “Дороги из желтого кирпича”.

Отдельно о “Рапсодии…” Пятнадцатиминутный оригинал грамотно сжат почти вдвое (опущены некоторые разработки и каденция). Инструментовка сохраняет гершвинский дух, но соотношение “оркестр – солист” зачастую меняется на противоположное. Адлер творит чудеса, выжимая из своего Hohner’a все, на что способна (и на что неспособна, как считали многие) маленькая губная гармошка. И это в 80 лет – просто не верится!

Снимаю наушники. Я взволнован услышанным. Через какое-то время приходит странная и несколько стыдливая мысль о случайности моей встречи с этим событием музыкальной культуры. Ни прессой, ни телевидением появление этого первоклассного диска у нас не замечено.

Нет, ребята, пора в Internet.

 

Леонид ГЕФАН

 

 

предыдущая

 

следующая
 
оглавление
 
Сайт создан в системе uCoz