Библиотека Михаила Грачева

   

 

   
каталог
 

Грачев М.Н.

«Политическое проектирование» и «политический проект»:

концептуализация понятий

 

Источник:

Политическое проектирование в пространстве

социальных коммуникаций: теории и технологии.

Материалы «круглого стола» сотрудников и аспирантов

Российского государственного гуманитарного университета

и Российского университета дружбы народов //

Вестник Российского университета дружбы народов. –

Серия: Политология. – 2013. – № 3. – С. 117–119.

 

 

Красным шрифтом в квадратных скобках обозначается конец текста

на соответствующей странице печатного оригинала указанного издания

 

 

Кафедра теоретической и прикладной политологии

Российский государственный гуманитарный университет

Миусская площадь, 6, Москва, Россия, 125993, ГСП-3

 

Кафедра сравнительной политологии

Российский университет дружбы народов

ул. Миклухо-Маклая, 10а, Москва, Россия, 117198

 

 

10 апреля 2013 г. на базе факультета истории, политологии и права Российского государственного гуманитарного университета был проведен «круглый стол» на тему: «Политическое проектирование в пространстве социальных коммуникаций: теории и технологии». Заседание «круглого стола» было подготовлено кафедрой теоретической и прикладной политологии РГГУ и кафедрой сравнительной политологии РУДН.

Круглый стол проведен в рамках работы по проекту «Политическое проектирование в условиях инновационной России: теория, методология, методики» (Программа стратегического развития РГГУ на 2012–2016 гг., проект 2.1.1).

Ключевые слова: политическое проектирование, политическая теория, политические технологии, социальные коммуникации.

 

 

Развитие политического проектирования как специализированной отрасли политологии, имеющей не только теоретическую, но и очевидную прикладную направленность, обусловливает необходимость максимально точного и правильного [c. 117] применения специальной терминологии, без которого невозможно достичь взаимопонимания и эффективного взаимодействия исследователей и экспертов, занятых в данной сфере. Однако, как показывает анализ пока еще немногочисленных публикаций по указанной проблематике, понятийный аппарат соответствующей области политической науки пока не отличается логической стройностью, однозначным и строгим толкованием используемых терминов. Это касается, прежде всего, ключевых понятий «политическое проектирование» и «политический проект».

Согласно известному определению, предложенному К. В. Симоновым: «Политическое проектирование – составление научно обоснованных суждений о возможных глобальных, базисных и принципиальных для тех или иных политических систем качественных изменениях, приводящих к существенным политическим трансформациям и занимающих значительный период времени» [4. С. 150]. Однако, на наш взгляд, данное определение соотносится не столько с проектированием, сколько с прогнозированием, под которым понимается вероятностное предсказание, научное предвидение, касающееся перспектив развития какого-либо процесса или явления. В отличие от прогнозирования, проектирование предполагает не только «суждение о возможных изменениях», но и достижение конкретных результатов, предполагающее определенную последовательность действий. Иначе говоря, проектирование основывается на прогнозировании, но ни коим образом не сводимо к нему.

В соответствии с пунктом 4.7 «Рекомендаций по основным принципам и методам стандартизации терминологии. РМГ 19–96» термины для новых понятий должны создаваться на базе уже существующих терминов [3]. Поэтому для определения объема понятий, связанных с областью политического проектирования, представляется вполне очевидным обратиться к существующим трактовкам более общих понятий «проектирование» и «проект».

Достаточно краткое и в то же время универсальное определение первого из указанных понятий приводится в Большой Советской Энциклопедии: «Проектирование (от лат. projectus, буквально – брошенный вперёд), процесс создания проекта – прототипа, прообраза предполагаемого или возможного объекта, состояния» [2]. Важно отметить, что данное определение ограничивает «проектирование» только разработкой проекта и не включает в себя стадию его реализации, исполнения, внедрения. Таким образом, любое проектирование, представляет собой особый вид деятельности людей, результатом которой является некий конечный продукт, называемый «проектом». Следовательно, политическое проектирование можно определить как деятельность одного или нескольких индивидов либо организаций по созданию, разработке политических проектов. Однако такое определение требует уточнить, что следует понимать под «политическим проектом».

Понятие «проект» обычно употребляется в трех значениях: во-первых, как совокупность документов (расчетов, чертежей и др.) для создания какого-либо сооружения или изделия; во-вторых, как предварительный текст какого-либо документа; в-третьих, как замысел, план [1]. Очевидно, что каждое из этих значений может быть конкретизировано в контексте политического проектирования. Например, в первом случае речь может [c. 118] идти о проекте создания в системе органов исполнительной власти нового министерства или ведомства; во втором – о проекте законодательного акта, управленческого решения, партийной программы; в третьем – о проекте реформы избирательной системы. Однако в каждом из указанных случаев «проект» понимается в качестве решения некоторой задачи по созданию еще не существующего объекта или достижения еще не существующего состояния, ограниченной определёнными исходными данными и заданными результатами или целями, которые обусловливают способ её решения.

Следует обратить внимание на то обстоятельство, что применительно к конкретной деятельности, определяемой в качестве «проектирования», указанные значения понятия «проект» становятся практически тождественными: с одной стороны, наличие замысла или плана предполагает и предопределяет его документальное оформление, тогда как с другой – предварительный текст какого-либо политического документа всегда связан с последующей реализацией каких-либо конкретных планов, замыслов, решений. Таким образом, политический проект представляет собой документ или совокупность документов по созданию новых либо изменению уже существующих объектов в политической сфере и / или связей, отношений между ними в соответствии с поставленными политическими целями.

Представляется возможным предложить следующие основания для классификации политических проектов. Во-первых, в зависимости от субъектов, выступающих потребителями или заказчиками результатов проектных разработок, можно различать государственные и партийные проекты, а также проекты органов местного самоуправления, избирательных объединений и иных политических акторов. Эти проекты могут быть связаны с выработкой предварительных текстов различных документов, решений, программ действий и т. д. Во-вторых, в зависимости от масштабов можно выделить проекты муниципальные (местные), региональные (на уровне одной или нескольких крупных административных единиц – субъектов федерации, штатов, земель и т. д.), общенациональные (общегосударственные), межгосударственные, глобальные. Кроме того, в зависимости от сущностных характеристик представляется возможным также разграничить институциональные, процессуальные и технологические проекты. В частности, примерами институциональных проектов являются проекты реформирования институтов публичной власти или изменения партийной структуры, примером процессуального проекта – план подготовки и проведения избирательной кампании политической партии или независимого кандидата, примером технологического проекта – проект корректировки политического имиджа. Конечно, что последняя классификация весьма условна, поскольку в случае каждого конкретного проекта следует говорить скорее о преобладании какой-либо одной из трех указанных составляющих, однако она представляется достаточно продуктивной, так как дает возможность связать политическое проектирование с областью исследований научной специальности 23.00.02 – «Политические институты, процессы и технологии». [c. 119]

 

Литература

 

[1] Проект // Энциклопедический словарь [Электронный ресурс.] – Режим доступа: http://lib.deport.ru/slovar/bes/p/proekt.html.

[2] Проектирование // Большая Советская Энциклопедия. – 3-е изд. Т. 20. М., 1975 [Электронный ресурс.] – Режим доступа: http://bse.chemport.ru/proektirovanie.shtml.

[3] Рекомендации по основным принципам и методам стандартизации терминологии. РМГ 19-96. М., 1998.

[4] Симонов К.В. Политический анализ. М., 2002.

 

The Department of Theoretical and Applied Political Science

Russian State University for the Humanities

Miusskaya sq., 6, Moscow, Russia, GSP-3, 125993

 

The Department of Comparative Politics

Peoples’ Friendship University of Russia

Miklukho-Maklaya str., 10а, Moscow, Russia, 117198

 

 

The «round table» on «Political Projecting in the Space of Social Communications: Theory and Technology» was held on April 10, 2013 at the Faculty of History, Political Science and Law of the Russian State University for the Humanities. This «round table» was organized by the Department of Theoretical and Applied Political Science of the Russian State University for the Humanities and the Department of Comparative Politics of the Peoples’ Friendship University of Russia.

Key words: political projecting, political theory, political technologies, social communication.

 

 

 

 

 

   
 
каталог
 

Сайт создан в системе uCoz