Библиотека Михаила Грачева

предыдущая

 

следующая
 
содержание
 

Ленин В.И.

Государство и революция:

Учение марксизма о государстве

и задачи пролетариата в революции1

 

Источник:

Ленин В.И. Полное собрание сочинений. – 5-е изд. – Т. 33. –

М.: Издательство политической литературы, 1974. – С. 1–120.

 

Примечания: Там же. С. 343–367.

Указатель имен: Там же. С. 407–428.

 

Красным шрифтом в квадратных скобках обозначается конец текста на соответствующей странице печатного оригинала указанного издания

 

Предисловие к первому изданию

 

Вопрос о государстве приобретает в настоящее время особенную важность и в теоретическом и в практически-политическом отношениях. Империалистская война чрезвычайно ускорила и обострила процесс превращения монополистического капитализма в государственно-монополистический капитализм. Чудовищное угнетение трудящихся масс государством, которое теснее и теснее сливается с всесильными союзами капиталистов, становится все чудовищнее. Передовые страны превращаются – мы говорим о “тыле” их – в военно-каторжные тюрьмы для рабочих.

Неслыханные ужасы и бедствия затягивающейся войны делают положение масс невыносимым, усиливают возмущение их. Явно нарастает международная пролетарская революция. Вопрос об отношении ее к государству приобретает практическое значение.

Накопленные десятилетиями сравнительно мирного развития элементы оппортунизма создали господствующее в официальных социалистических партиях всего мира течение социал-шовинизма. Это течение (Плеханов, Потресов, Брешковская, Рубанович, затем в чуточку прикрытой форме гг. Церетели, Чернов и К° в России; Шейдеман, Легин, Давид и пр. в Германии; Ренодель, Гед, Вандервельд во Франции и Бельгии; Гайндман и фабианцы2 в Англии и т.д. и т.д.), социализм на словах, шовинизм на деле, отличается подлым лакейским приспособлением “вождей социализма” к интересам не только “своей” национальной буржуазии, но именно “своего” государства, ибо большинство так называемых великих держав давно эксплуатирует и порабощает [c.3] целый ряд мелких и слабых народностей. А империалистская война является как раз войной за раздел и передел этого рода добычи. Борьба за высвобождение трудящихся масс из-под влияния буржуазии вообще, и империалистской буржуазии в особенности, невозможна без борьбы с оппортунистическими предрассудками насчет “государства”.

Мы рассматриваем сначала учение Маркса и Энгельса о государстве, останавливаясь особенно подробно на забытых или подвергшихся оппортунистическому искажению сторонах этого учения. Мы разберем затем специально главного представителя этих искажений, Карла Каутского, наиболее известного вождя второго Интернационала (1889–1914 гг.), который потерпел такое жалкое банкротство во время настоящей войны. Мы подведем, наконец, главные итоги опыта русских революций 1905 и особенно 1917-го года. Эта последняя, видимо, заканчивает в настоящее время (начало августа 1917 г.) первую полосу своего развития, но вся эта революция вообще может быть понята лишь как одно из звеньев в цепи социалистических пролетарских революций, вызываемых империалистской войной. Вопрос об отношении социалистической революции пролетариата к государству приобретает таким образом не только практически-политическое значение, но и самое злободневное значение, как вопрос о разъяснении массам того, что они должны будут делать, для своего освобождения от ига капитала, в ближайшем будущем.

 

Автор

Август 1917 г.

 

* * *

 

Предисловие ко второму изданию

 

Настоящее, второе, издание печатается почти без перемен. Добавлен только параграф 3-й к главе II-й.

Автор

Москва.

17 декабря 1918 г.

[c.4]

 

Примечания

 

1 Книга “Государство и революция. Учение марксизма о государстве и задачи пролетариата в революции” написана В.И. Лениным в подполье (в Разливе и Гельсингфорсе) в августе – сентябре 1917 года. Это произведение является результатом огромной научно-исследовательской работы, проделанной Лениным за сравнительно короткий срок, в основном за январь – февраль 1917 года.

Вопрос о характере пролетарской государственной власти, по словам Н.К. Крупской, особенно занимал Ленина в последние годы эмиграции. Мысль о необходимости теоретической разработки вопроса о государстве была высказана Лениным во второй половине 1916 года. “...На очереди дня теперь, – писал Ленин А.Г. Шляпникову, – не только продолжение линии, закрепленной у нас (против царизма и пр.) в резолюциях и брошюре.., но и очистка ее от назревших нелепостей и путаницы отрицания демократии (сюда относится разоружение, отрицание самоопределения, теоретически неверное отрицание “вообще” защиты отечества, шатания в вопросе о роли и значении государства вообще и пр.)” (Сочинения, 4 изд., том 35, стр. 184).

Антимарксистские полуанархические взгляды на государство и диктатуру пролетариата во второй половине 1916 года отстаивал в ряде статей Н.И. Бухарин. В декабре 1916 года в заметке “Интернационал Молодежи” Ленин подверг резкой критике позицию Бухарина и обещал написать подробную статью об отношении марксизма к государству (см. Сочинения, 5 изд., том 30, стр. 225–229).

Осенью 1916 года и в начале 1917 года, как отмечает Н.К. Крупская, Ленин с головой ушел в теоретическую работу. Живя в то время в Цюрихе, он усиленно работал в библиотеке, изучал произведения К. Маркса и Ф. Энгельса по вопросу о государстве. 4 (17) февраля 1917 года Ленин сообщал А.М. Коллонтай, что он почти подготовил материал по вопросу об отношении марксизма к государству. Записи [c.343] были сделаны мелким убористым почерком в тетрадке с синей обложкой, озаглавленной “Марксизм о государстве”. В ней были собраны цитаты из произведений К. Маркса и Ф. Энгельса, а также выдержки из книг и статей К. Каутского, А. Паннекука и Э. Бернштейна с критическими замечаниями, выводами и обобщениями Ленина (см. настоящий том, стр. 123–307).

3 (16) апреля 1917 года В.И. Ленин вернулся из Швейцарии в Россию. Занятый практической революционной деятельностью, Владимир Ильич не мог продолжить задуманную работу. Но мысль о ней не оставляла Ленина. В июне 1917 года Ленин составил список книг, которые были ему необходимы для работы над вопросом об отношении марксизма к государству, а также сделал запрос о порядке работы в Публичной библиотеке в Петрограде. После июльских дней 1917 года, скрываясь от преследования Временного правительства, Ленин получил возможность начать работу над книгой “Государство и революция”. Он попросил доставить в Разлив “синюю тетрадь”, в конце июля – начале августа в списке поручений товарищам перед отъездом в Гельсингфорс Ленин просил выслать ему работу Ф. Энгельса “Анти-Дюринг”, а несколько позднее – помочь найти для спешной работы книгу К. Маркса “Нищета философии” и “Манифест Коммунистической партии” на немецком и русском языках.

С приездом в Гельсингфорс Ленин вплотную приступил к написанию книги “Государство и революция”, о чем он сообщает в августе М.И. Ульяновой: “Засел за работу о государстве, которая меня давно интересует” (Сочинения, 4 изд., том 37, стр. 451). Работая над книгой “Государство и революция”, В.И. Ленин использовал далеко не весь материал, содержащийся в рукописи “Марксизм о государстве”. По сравнению с подготовительными материалами Ленин включил дополнительно в § 4 главы I книги “Государство и революция” цитату Энгельса из “Анти-Дюринга” о роли насилия (см. настоящий том, стр. 20–21) и в § 2 главы VI – цитату из брошюры Каутского “Социальная революция” (см. настоящий том, стр. 108) и др., которые отсутствовали в тетрадке “Марксизм о государстве”.

Представляет интерес следующая запись на стр. 10 рукописи книги “Государство и революция”, сделанная, по-видимому, до получения работы Энгельса: “Найти в “Анти-Дюринге” и перевести с немецкого то место (кажется, в конце одной из глав “теории насилия”), где он говорит, что Дюринг только с оханьем и аханьем допускает мысль о насильственной революции, тогда как всякая насильственная революция играет величайшую роль, перевоспитывая массы, переобучая их, поднимая необыкновенно их самосознание, самоуважение и т.д.”. Получив экземпляр [c.344] “Анти-Дюрипга”, Ленин заменил эту запись необходимой ему цитатой. По плану книга “Государство и революция” должна была состоять из семи глав, но последняя, седьмая глава “Опыт русских революций 1905 и 1917 годов” Лениным не была написана. Сохранились лишь подробно разработанные планы этой главы и план “Заключения” (см. настоящий том, стр. 313–314, 323–324). В записке к издателю книги Ленин писал, что если он “слишком опоздает с окончанием этой, VII главы, или если она непомерно распухнет, тогда первые шесть глав надо издать отдельно, как выпуск первый”. Планы, конспекты и заметки к книге “Государство и революция” см. в настоящем томе, стр. 308–328.

13 (26) сентября 1917 года через Н.К. Крупскую Ленин заключил договор с представителем издательства “Жизнь и знание” В.Д. Бонч-Бруевичем на издание семи книг, в число которых входила книга “Государство и революция”. На первой странице рукописи автор книги обозначен “Ф.Ф. Ивановский”. Под таким псевдонимом Ленин предполагал выпустить свою работу, чтобы Временное правительство не конфисковало ее. Так как издание книги “Государство и революция” было осуществлено в 1918 году, необходимость в этом псевдониме отпала, и книга вышла под известным литературным псевдонимом Владимира Ильича “В. Ильин (Н. Ленин)” тиражом 30 700 экземпляров. Широкой популяризации произведения Ленина способствовала публикация в газете “Правда” 17 (30) декабря 1917 года предисловия к книге и §§ 1 и 2 главы I. Книга печаталась также местными издательствами.

Второе издание книги “Государство и революция” было осуществлено в 1919 году. Автор внес во вторую главу новый параграф “Постановка вопроса Марксом в 1852 году”.

Книга Ленина “Государство и революция” получила широкое распространение в СССР и за рубежом. В СССР с 1918 по 1961 год она издавалась 190 раз, тиражом 6592 тысячи экземпляров на 46 языках народов СССР. За границей, по неполным данным, книга Ленина вышла на 35 языках. [c.345]

Вернуться к тексту

2 Фабианцы – члены Фабианского общества – английской реформистской организации, основанной в 1884 году; свое название общество получило по имени римского полководца III века до н.э. Фабия Максима, прозванного “Кунктатором” (“Медлителем”) за его выжидательную тактику, уклонение от решительных боев в войне с Ганнибалом. Членами Фабианского общества были преимущественно представители буржуазной интеллигенции – ученые, писатели, политические деятели (С. и Б. Вебб, Р. Макдональд, Б. Шоу и др.); они отрицали необходимость классовой борьбы пролетариата и социалистической революции и утверждали, [c.345] что переход от капитализма к социализму возможен только путем мелких реформ, постепенных преобразований общества. В.И. Ленин характеризовал фабианство как “направление крайнего оппортунизма” (Сочинения, 5 изд., том 26, стр. 338). В 1900 году Фабианское общество вошло в лейбористскую партию. “Фабианский социализм” служит одним из источников идеологии лейбористов.

В годы первой мировой войны (1914–1918) фабианцы занимали позицию социал-шовинизма. Характеристику фабианцев см. в статье В.И. Ленина “Английский пацифизм и английская нелюбовь к теории” (Сочинения, 5 изд., том 26 стр. 266–272). [c.346]

Вернуться к тексту

 

предыдущая

 

следующая
 
содержание
 

Сайт создан в системе uCoz