Библиотека Михаила Грачева

предыдущая

 

следующая
 
оглавление
 

Гроций Г.

О праве войны и мира

 

М.: Ладомир, 1994. – 868 с.

 

Красным шрифтом в квадратных скобках обозначается конец текста

на соответствующей странице печатного оригинала указанного издания

 

Книга III

Глава XVII. О нейтральных государствах

 

 

I. У тех, кто сохраняет мир, ничего не должно отниматься иначе, как в силу крайней необходимости и с возмещением стоимости.

II. Примеры уважения к их собственности и предписания.

III. В чем состоит обязанность тех, кто сохраняет мир, по отношению к воюющим?

 

I. У тех, кто сохраняет мир, ничего не должна отниматься иначе, как в силу крайней необходимости и с возмещением стоимости.

 

Может показаться совершение излишним рассуждать нам о тех, кто не принимает участия в войне, поскольку достаточно ясно, что на них не распространится право войны. Но так как во время войны обычно и против них предпринимаются многие действия под предлогом необходимости, в особенности если они соседи, здесь нужно повторить вкратце то, что нами высказано в другом месте (кн. II, гл. II, § X). Только крайняя необходимость дает некоторое право на чужое имущество; больше того, требуется, чтобы сам собственник не находился в состоянии такой же крайней необходимости, и даже коль скоро установлено несомненное наличие крайней необходимости, то нельзя превышать пределов, полагаемых необходимостью. Если достаточно удержание, то не следует прибегать к пользованию вещью, если достаточно пользование, то нельзя распоряжаться ею, если же необходимо распоряжение вещью, то во всяком случае должна быть возмещена ее стоимость.

 

II. Примеры уважения к их собственности и предписания.

 

1. Когда крайняя необходимость вынудила Моисея и его народ пройти по землям идумеев, он прежде всего объявил, что намерен следовать царским путем, не отклоняясь на пашни и на виноградники; в случае надобности воспользоваться их водой, он обещал уплатить ее стоимость. Так же поступали знаменитые греческие и римские полководцы. По Ксенофонту, греки, служившие у Клеарха, дали обещание персам совершить поход по их землям, не причиняя им никакого вреда; и если те предложат купить какое-нибудь продовольствие, то греки обещались не похищать ни у кого ни съестного, ни питья.

2. Деркиллид, по сообщению Ксенофонта, «повел свое войско через мирные пределы таким образом, что союзники не потерпели никакого ущерба». Ливий пишет о царе Персее1 «Он возвратился в свое царство через Фтиатиду, Ахайю и Фессалию, не причинив убытка и вреда тем землям, по которым он совершал путь» О войске Агиса, спартанского царя, Плутарх рассказывает «Проходившие по Пелопоннесу войска дали местным городским республикам удивительное зрелище милосердия, [c. 750] передвигаясь без причинения кому-либо ущерба и почти без шума»: О Сулле Веллей пишет «Можно было подумать, что в Италию он прибыл не вести войну, а возвратить мир в таком порядке он провел войско в Кампанью через Калабрию и Апулию, проявляя исключительную заботу о неприкосновенности урожая, полей, городов и людей» (кн. II). Марк Туллий Цицерон так говорит о Помпее Великом2: «Его легионы прибыли в Азию в таком порядке, что, можно сказать, не только руки столь великого войска, но даже ноги не причинили следа какого-либо вреда ни одному мирному народу» («В пользу закона Манилия»). Об императоре Домициане Фронтин говорит: «Когда он расположился лагерем на территории убиев, он приказал оплачивать стоимость плодов на площади, обнесенной рвом, и молвой о таком справедливом деле он снискал себе доверие всех (Strategemata, 1. II, с. XI). Лампридий о парфянском походе Александра Севера пишет. «Он соблюдал в походе такую дисциплину, он внушил такое уважение, как если бы его воины были не солдатами, а сенаторами. Где бы ни проходили его войска, трибуны были подтянуты, центурионы – сдержанны, солдаты – вежливы. Самого же его за великое множество подобных благодеяний провинциалы почитали, как бога». О готах гуннах, аланах3, служивших у императора Феодосия, панегирист высказывается так: «Никакого шума, никакого беспорядка, никакого грабежа, что наблюдалось обычно у варваров, мало того, если же когда-нибудь и случался недостаток снабжения, то голод они переносили терпеливо и путем сбережения увеличивали опустевшие запасы продовольствия». Клавдиан так воздает похвалу Стилихону:

 

Сладостный мир, спасительный страх, сей чести хранитель

Насаждались твоею рукой, виноградные лозы,

Тучные жатвы полей сохранялись у земледельца.

И о Велисарии то же самое сообщает Свидас4.

3. Все, о чем сказано, доставляет тщательная заботливость и предусмотрительность относительно предметов первой необходимости5, исправная выплата жалования воинам, твердая дисциплина, закон которой гласит у Аммиана Марцеллина6 «Земли мирных жителей не следует вытаптывать» (кн. XVIII). И у Вописка в жизнеописании Аврелиана мы читаем: «Пусть никто не похищает чужого цыпленка, не захватывает чужой овцы, не срезает виноградной лозы, не повреждает урожая, не отбирает насильно ни масла, ни соли, ни дров». То же находим у Кассиодора: «Пусть живут с провинциалами по законам внутригосударственного права, да не превозносится дух, сознающий себя вооруженным, потому что щит нашего войска должен обеспечить спокойствие тем римлянам, которые не несут военной службы». Сюда же относится следующее место из книги четвертой «Анабасиса» Ксенофонта: «Не должно принуждать дружественное государство к поставкам против воли».

4. В соответствии с приведенными отрывками можно правильно истолковать изречение великого пророка, лучше сказать – того, кто больше пророка «Никого не обижайте, не клевещите7 и довольствуйтесь своим жалованьем»8 (евангелие от Луки, III, 14). Сходное с этим изречение Аврелиана приведено у Вописка в указанном месте: «Пусть каждый довольствуется своим пайком, пусть каждый живет на добычу, захваченную у врагов а не за счет жителей провинций». [c. 751]

Да не сочтет кто-либо сказанное красивым на словах, но не осуществимым на деле. Ибо ведь ни божественный муж не стал бы убеждать в этом, ни мудрые законодатели не стали бы предписывать этого, если бы считали соответствующее правило невыполнимым. Наконец, необходимо признать выполнимым то, что, как мы видим, осуществляется в жизни9; оттого-то мы привели примеры, к которым можно добавить замечательный факт, позаимствованный Фронтином у Окавра10, а именно – случай с фруктовым деревом, которое было включено в пределы лагеря и плоды которого после ухода войска на следующий день оказались нетронутыми (кн. IV, гл. 1).

5. Рассказав о дерзком поведении римских воинов в лагере близ Сукроиа и о том, что ночью некоторые из них отправились на грабеж в местности, принадлежавшие соседнему мирному населению, Тит Ливий добавляет, что все это совершилось потому, что царил закон произвола и распущенности солдат, ибо более не существовало ни воинского устава, ни дисциплины (кн. XXVIII). Имеется еще другое замечательное место у того же автора, где он сообщает о походе Филиппа по землям дентелатов: «Они были его союзниками; однако под влиянием нужды македоняне опустошили их земли, как вражеские владения. Грабя во всех направлениях, они сначала разорили встречные усадьбы, затем даже некоторые селения, к превеликому позору царя, который слышал напрасные вопли его союзников, взывавших к богам – покровителям союзов и к нему самому» (кн. XL).

У Тацита говорится о дурной славе Пелигна, который грабил больше союзников, чем врагов («Летопись», кн. XII). Тацит также замечает, что воины Вителлия, проживая в праздности в городских общинах Италии, были опасны для их хозяев («История», кн. III). В речи «Против Верреса» у Цицерона приводится следующее обвинение, касающееся городской претуры: «Мирные города наших союзников и друзей ты позаботился разграбить и истерзать».

6. Здесь мы не можем опустить мнения богословов, которое я считаю наиболее правильным, а именно – что если царь не уплачивает жалованья своим солдатам, то он обязан не только возместить им проистекший оттого убыток, но и ущерб, причиненный его подданными соседям, с которыми первые плохо обходятся, будучи побуждаемы и тому нуждой (Эгидий Регий, «О сверхъестественных действиях», спор 31, сомн. вопр. 7, № 95).

 

III. В чем состоит обязанность тех, кто сохраняет мир, по отношению к воюющим?

 

1. Напротив, обязанность тех, кто держится в стороне от войны, состоит в воздержании от содействия тому, кто ведет несправедливую войну, или тому, кто препятствует движению ведущего справедливую войну, согласно сказанному нами выше (кн. III, гл. I). В сомнительных же случаях следует соблюдать равенство по отношению к обеим воюющим сторонам в разрешении прохода войск, в предоставлении снабжения легионам, в отказе от помощи осаждаемым11.

Коркиряне у Фукидида (кн. I) настаивают на обязанности афинян в случае их желания остаться нейтральными либо воспрепятствовать коринфянам вербовать солдат на территории Атгики, либо разрешить то же самое коркирянам. Римляне ставили в упрек Филиппу, царю македонскому, двойное нарушение союзного договора, а именно – как причинение обид союзникам [c. 752] римского народа, так и помощь противникам воинскими частями и денежными средствами. На том же обвинении сосредоточивает внимание Т. Квинций в разговоре с Набисом: «Я, говорите вы, не нарушил ни ваших интересов, ни вашей дружбы, ни союза. Калим числом примеров я должен доказать наличие такого нарушения с вашей стороны? Но я не хочу входить в подробности, ограничусь самым главным. Чем именно нарушается союз? Несомненно, преимущественно двумя способами: если моих союзников вы считаете врагами или если соединяетесь с врагами».

2. У Агафия мы читаем, что неприятель – это тот, кто делает угодное врагу (кн. III); а Прокопий считает того состоящим в рядах войска противника12, кто снабжает это войско предметами военного снаряжения («Готский поход», кн. I). Демосфен говорил некогда: «Кто создает и замышляет такое, что может привести к моему пленению, тот, если даже и не наносит удары и не мечет копья, тем не, менее является мне врагом» («Филиппики», III). М. Ацилий, обращаясь к эпиротам, которые отнюдь не помогали Антиоху солдатами, но обвинялись в том, что посылают ему деньги, заявил, что затрудняется, следует ли считать их в числе врагов или же нейтральных (Ливий, кн. XXXVI). А претор Л. Эмилий уличает обитателей о. Теоса в том, что они снабжали неприятельский флот продовольствием и обещали снабдить вином; при этом он добавляет, что если бы то же самое они не доставляли римскому флоту, то он бы считал их врагами (кн. XXXVII). Вспоминается также изречение Цезаря Августа: «Государство нарушает права мира, допуская в свои пределы неприятеля» (Плутарх, жизнеописание Брута).

3. Целесообразно заключить с обеими воюющими сторонами договор о добровольном воздержании от военных действий заодно с любой из них и об оказании каждой стороне общих услуг человеколюбия. У Тита Ливия встречается следующее место: «Пусть они соблюдают мир, свойственный нейтральным народам, пусть не вмешиваются в войну» (кн. XXXV). Спартанский царь Архидам отправил элейцам, которые, по-видимому, склонялись на сторону аркадян, письмо такого содержания: «Благо – оставаться в покое». [c. 753]

 

Примечания к главе XVII

 

1 Такое же свидетельство о Тите Квинции Фламинии находим у Плутарха.

Вернуться к тексту

2 И Плутарх пишет «Услыхав, что его воины творят по дорогам бесчинства, он наложил пломбы на их мечи; те, кто не сохранил их в целости, были наказаны».

Вернуться к тексту

3 Много свидетельств умеренности этого племени мы находим у Кассиодора (V, 10, 11 и 13). Там же (посл. 25): «Не опустошайте ни полей, ни лугов владельцев; но спешите, соблюдая всяческую сдержанность, чтобы ваше нашествие могло быть нам любезно. Мы безвозмездно несем расходы на содержание войска с тем, чтобы кротость и сдержанность соблюдались вооруженными воинами нерушимо». И еще (IX, 25): «Его войска не причинили никаких убытков владельцам».

Вернуться к тексту

4 Часто эту добродетель восхваляет в Велисарии его спутник и свидетель его деяния Прокопий. Смотри относящуюся сюда отличную речь, которую Велисарии держал к воинам в Сицилии, направляясь в Африку, а также повествование о его походе в Африку – в «Войне с вандалами» (кн. I). Из «Готского похода» (кн. III) я приведу полностью следующую выдержку «В отношении земледельцев он поступал с такой заботой и предусмотрительностью, что никто из них не терпел насилия, пока войсками командовал Велисарии; напротив, все богатели, куда бы он ни приходил со своим воинством: ибо они продавали солдатам товары по своему усмотрению; а когда посевы созревали, Велисарии тщательно наблюдал, чтобы их не топтала конница; яблоки же на деревьях трогать никому не дозволялось».

Смотри сходное одобрение действий аллеманов во время похода к святому гробу у Никиты Хониата в жизнеописании Мануила Комнина Григора (кн. IX) восхваляет ту же доблесть в венецианцах: «Не было никого, кого бы не поразила дисциплина венецианцев и соединенное со справедливостью великодушие Ибо ведь никто из них. выйдя из рядов войска, не пытался завладеть чем-либо иначе, как за денежную плату».

Вернуться к тексту

5 Плиний («Естественная история», XXVI, 4) «Почему же римские полководцы всегда в первую очередь во время войны проявляли заботливость о торговле?» Кассиодор (кн. IV, 13): «Пусть солдат находит то, что может купить, чтобы не быть вынужденным помышлять о грабеже». Подобное же изречение имеется в другом месте (V, 10 и 13).

Вернуться к тексту

6 Что можно найти также в книге XXI.

Вернуться к тексту

7 Можешь заменить словами «не грабьте»: в этом смысле гласят те же слова в греческом тексте у Иова (XXXV, 9) в Псалмах (CXVIII, 121), в Притчах (XIV, 33; XXII, 16; CXVIII, 3), в Экклезиасте (IV, 1), а также в книге Левит (XIX, 11). То же греческое слово передает словом «мошенничество» переводчик Вульгаты в евангелии от Луки (XIX, 8).

Вернуться к тексту

8 Амвросий в толковании на соответствующее место евангелия от Луки пишет: «Ради того установлено жалование воинству, чтобы помешать им в стремлении к самообеспечению наживаться грабежом добычи». Это же повторил Августин в толковании « На слова господа в евангелии от Матфея» (слово XIX).

Имеются также превосходные постановления по этому пред мету у Григория Турского (кн. II, гл. 37), в «Капитуляриях» Карла и его преемников (кн. V, разд. CLXXXIX), в «Соборах Франции» (т. II), в «Капитуляриях» Людовика Благочестивого (т. II, гл. XIV; т. III), в постановлении собора С. Макры. Добавь «Баварский закон» (разд. II, 5). Закон императора Фридриха I так передает Гунтер: [c. 754]

 

Если кто подожжет дома и усадьбы народа

Мирного, то обрит, клеймится на лбу железом,

В лагерь обратно гонимый множеством тяжких ударов.

Вернуться к тексту

9 Так же рассуждает Гвиччардини (кн. XVI).

Вернуться к тексту

10 О строгости, пример которой подал Нигр по причине похищения петуха из курятника, смотри у Спартиана.

Вернуться к тексту

11 Отличный пример смотри у Паруты (кн. VIII).

Вернуться к тексту

12 И, наоборот, по его же словам, правильно назвать союзником и другом не только того, кто приводит на помощь свое войско, но также и того, кто открыто доставляет необходимое снабжение для ведения войны. [c. 755]

Вернуться к тексту

предыдущая

 

следующая
 
оглавление
 

Сайт создан в системе uCoz