Библиотека Михаила Грачева

предыдущая

 

следующая
 
оглавление
 

Морозова Е.Г.

Политический рынок и политический маркетинг:

концепции, модели, технологии

 

М.: “Российская политическая энциклопедия” (РОССПЭН), 1999. – 247 с.

 

Красным шрифтом в квадратных скобках обозначается конец текста на соответствующей странице печатного оригинала указанного издания

 

I. ПОЛИТИКА В ТЕРМИНАХ РЫНКА И МАРКЕТИНГА:

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ

 

1. Постулаты и гипотезы Общественного выбора

 

Во второй половине XX века развитие политической науки – прежде всего в США – отмечено формированием новой и влиятельной исследовательской парадигмы, базирующейся на идеях неоклассической экономической теории. Указывая в этой связи на различия между европейской и американской политологическими школами, известный представитель последней Питер Ордешук писал, что европейский студент факультета политологии никак не сможет, к примеру, избежать изучения трудов Платона, Аристотеля, Маркса, Локка, Гегеля, Руссо, многих других философов, в то время как его американский коллега с известной легкостью заменит это изучением таких дисциплин, как экономическая теория, статистические и эконометрические методы, формальное математическое моделирование политических процессов, теория игр и т.д., что совершенно естественно и необходимо для американских политических исследований1.

Стартовый импульс развитию современного экономического анализа политики был сообщен вышедшей в 1951 г. книгой будущего нобелевского лауреата по экономике Кеннета Эрроу “Социальный выбор и индивидуальные ценности”. Десятилетие спустя Джеймс Бьюкенен, также будущий нобелевский лауреат, и Гордон Таллок создают получившую ныне мировую известность вирджинскую школу Public Choice – [c.14] школу Общественного выбора2. Важный вклад в теоретико-методологическое обоснование концепции Общественного выбора сделал Энтони Дауне, автор знаменитой “Экономической теории демократии” (1957 г.), первопроходец и классик современного политико-экономического анализа. Ныне идеи Public Choice питают исследования, проводимые и в других научных центрах – прежде всего, чикагской школе, представленной Манкуром Олсоном и Джорджем Стиглером.

Общественный выбор представляет собой одно из ответвлений теории рационального выбора, утверждающей, что политический анализ лучше всего осуществлять посредством изучения поведения индивидов, рассматриваемых как рациональные и эгоистичные акторы. “Общественный” характер теории определяется ее заинтересованностью, прежде всего проблемой так называемых общественных благ – благ, которые предоставляются преимущественно государством, а не рынком, потому что (как, например, в случае с чистым воздухом) от пользования ими нельзя отстранить индивида, решившего не участвовать в их оплате3.

Как определяет Общественный выбор современная политическая наука?

Известный в Великобритании учебник политологии Д. Муэллера дает следующее определение: “Общественный выбор может быть определен как экономическое изучение нерыночного принятия решений или просто как применение экономики к политической науке. Предмет общественного выбора тот же, что и у политической науки: теория государства, избирательные правила, голосовательное поведение, политика партий, бюрократия и т.д. Методология общественного выбора – та же, что и у экономической науки. Базовым поведенческим постулатом общественного выбора, как и у экономической науки, является то, что [c.15] человек эгоистичен, рационален и стремится к максимизации собственной выгоды”4.

Приводящий это определение английский исследователь П. Селф подчеркивает свойственный европейской политологической традиции подход; Д. Муэллер воспринимает “политического человека” как ведомого общественным интересом, а “экономического человека” как озабоченного интересом частным. Это ведет к вполне определенному противопоставлению экономики и политики: в последнюю не совсем “легитимно” вторгается экономический анализ. Дихотомия “рыночное – нерыночное” фигурирует не только на страницах учебника. Когда в 1992 г. главе школы, развивающей несколько иное направление теории рационального выбора, профессору Чикагского университета Гэри С. Беккеру вручалась Нобелевская премия по экономике, то официальная формулировка соответствующего решения гласила: за “распространение сферы микроэкономического анализа на целый ряд аспектов человеческого поведения и взаимодействия, включая нерыночное поведение”5.

Отцы-основатели Общественного выбора не отрицают того, что снабдили политическую науку экономическим инструментарием. “Теория общественного выбора, – писал ставший нобелевским лауреатом по экономике в 1986 г. Дж. Бьюкенен, – использует главным образом инструменты и методы анализа, разработанные на более сложных уровнях исследований в экономической теории, и применяет эти инструменты и методы к политическому и управленческому секторам, к политике и государственной экономике”6. Однако в отличие от тех, кто разводит процессы принятия решения экономического и решения политического, школа Общественного выбора их объединяет. В одной из своих ранних книг – “Формуле согласия” – [c.16] Бьюкенен и Таллок7 задаются вопросом: могут ли люди “переключать передачу” при переходе из частного сектора в государственный? Человек, по их мнению, не автомобиль; в любой ситуации он остается самим собой. Поэтому логично предположить, что его базовые мотивации и интересы также остаются прежними. Меняются условия деятельности – правила, регламентации и прочее, но глубинные мотивы и побуждения человека неизменны.

К таковым Общественный выбор относит рационализм и эгоизм индивида – две базовые категории, два методологических столпа своего политико-экономического анализа. Первый из этих принципов подразумевает, что люди ведут себя рационально, т.е. стремятся к достижению наилучших из возможных результатов. Второй связан с мотивацией человеческого поведения.

“В своем поведении индивид всегда эгоистичен и рационален” – этот постулат был выдвинут Э. Даунсом, задавшимся целью создать целостную теорию политического поведения и воздвигшим ее на двух фундаментальных посылках:

– основой мотивации является эгоистический интерес индивида;

– наикратчайшим путем удовлетворения эгоистического интереса является рациональное поведение.

Сконструированная Э. Даунсом модель политики основывалась на представлении о ней, как о способе взаимодействия рационального “управляемого” и рационального “управляющего”: политики стремятся быть избранными, чтобы реализовать собственные интересы, а избиратели голосуют для того, чтобы политики отстаивали их интересы. Результатом является обмен определенной политики на голоса. Политики обещают и проводят такую политику, которая максимизирует количество голосов избирателей. “Через нашу модель мы утверждаем, что каждый действует в соответствии с этим взглядом на человеческую природу. Поэтому каждый раз, когда мы говорим о рациональном поведении, мы имеем в виду рациональное [c.17] поведение, изначально направленное к эгоистическим целям”8.

Базовым интересом, к максимальному удовлетворению которого (максимизации выгоды) стремится индивид, является, по мнению теоретиков Общественного выбора, интерес экономический. Но поскольку эгоизм проистекает не только из экономических, но и из психологических основ человеческой природы, то рациональность индивида имеет вид “двойного уравнения”: “человек политический = человек экономический = человек психологический”9.

Подход к политике в “терминах рынка” означает, что полностью пересматриваются природа, правила взаимодействия между основными политическими акторами. Их мотивация и поведение рассматриваются с позиции так называемого “методологического индивидуализма”. “Несмотря на то, что люди всегда действуют в определенном социальном окружении, подвергаясь влиянию поступков и мнений окружающих, – растолковывает позицию экономистов-неоклассиков П. Ордешук, – “методологический индивидуализм” объясняет любые общественные действия в терминах индивидуальной мотивации. Тем самым из рассмотрения исключаются коллективы людей (такие, как классы, общественные группы, законодательные органы и политические партии) как сознательно действующие на основании общепризнанной структуры предпочтений”10. Если в литературе и говорят о выборе, предпочтениях законодательного органа или общественной группы – то это скорее дань журналистской традиции. Достойным науки “объяснением общественных событий является с точки зрения методологического индивидуализма анализ мотивов индивидуального поведения и признание их рационально-эгоистической природы”11. [c.18]

Принятие методологии Общественного выбора ведет к формированию “рыночной” концепции политики: избиратели уподобляются потребителям, политические партии и лидеры – предпринимателям, предлагающим широкий набор услуг и меньшие налоги в обмен на голоса; политическая пропаганда трансформируется в коммерческую рекламу; правительственные учреждения рассматриваются как государственные фирмы, существование которых зависит от того, покрывает ли получаемая в результате их деятельности политическая поддержка расходы на содержание. Вся политическая система рассматривается Общественным выбором как гигантский рынок спроса и предложения “общественных товаров и услуг”.

Для понимания теорий политического рынка, рожденных в недрах Общественного выбора, важны не только “поведенческий”, но и некоторые другие постулаты:

Постулат институциональный

Политический рынок может возникнуть только в условиях представительной демократии. “В либеральной демократии, – писал К. Дж. Эрроу, – существуют два способа реализации коллективного выбора: голосование, используемое для принятия решений политического характера, и рыночный механизм, используемый для принятия решений экономического характера”12.

По аналогии с рыночной экономикой либеральная демократия определяется как система обменов, пространство совершения сделок, управляемое политическим соперничеством. По выражению Р. Кэрри и Л. Уэйда, демократия рассматривается как “открытый политический рынок”13, на котором голосованию отводится роль регулятора, ибо оно служит выражению частных предпочтений и обусловливает публичные решения.

Постулат инструментальный

Акторы рассматривают все политические институты инструментально, т.е. как инструменты для достижения значимых для них целей. [c.19]

Постулат мотивационный

Политическое решение принимается на основе серьезного рационального осмысления вопросов публичной политики.

Постулат информационный

Актор (например, избиратель) имеет полную информацию относительно позиции других акторов (например, партий или кандидатов) по всем вопросам публичной политики.

Постулат предпочтений

Актор способен ранжировать свои предпочтения, последовательно оценивая предлагаемые ему политические альтернативы.

Французский исследователь теорий политического рынка Ф.А. Блераль считает целесообразным сгруппировать гипотезы, которыми оперируют последователи методологии Общественного выбора, по трем нижеследующим уровням:

Уровень первый

Здесь располагаются гипотезы, согласно которым политические процессы уподобляются рыночным: в политике, как и в экономике, может разворачиваться свободная конкуренция – но при соблюдении следующих условий:

– атомизированности рынка (никто из его участников не должен быть силен настолько, чтобы воздействовать на другого участника;

– однородности продукта как синонима отсутствия монополии какой-то одной его разновидности (марки);

– свободного входа на рынок как синонима отсутствия монополистических барьеров;

– полной мобильности производственных факторов;

– полной гласности и исчерпывающей информации о состоянии рынка.

По аналогии с макроэкономическими процессами выдвигается предположение, что в политических процессах также существуют свои тренды, циклы, флуктуации; что политика имеет свою цену и т.д.

Уровень второй

Этот уровень объединяет гипотезы, в соответствии с которыми политический рынок представляет собой [c.20] место выражения индивидуального политического выбора, сферу согласования политических спроса и предложения. Политические процедуры сравниваются с процессом обмена, а голосование рассматривается как показатель индивидуальных политических предпочтений, приобретающий функцию регулирования, эквивалентную функции цены14.

Уровень третий

Третья группа гипотез относится к поведенческой рациональности индивида. Избиратели, кандидаты, партии, группы давления, бюрократия вторгаются на политический рынок не из стремления к реализации какой-то нормативной цели, а только вследствие того, что это соответствует их личным интересам. Все политические акторы становятся участниками политической игры – покупателями и продавцами имеющихся у них общественных благ.

Держателем суверенитета в данной ситуации считается движимый собственным эгоизмом избиратель. Делегируя суверенитет своему парламентскому представителю, эгоистичный избиратель экономит свои время и энергию, а также ждет от избранника эффективной работы. Таким образом, избиратель представляет гражданина – потребителя общественных благ – который своим голосованием санкционирует политическую деятельность депутата (прямо) или чиновника (косвенно). Бюрократия – административная элита, являющаяся одним из главных участников политического рынка – выступает в роли предпринимателя, который под прикрытием разговоров об общественной пользе стремится максимизировать размер своего офиса15.

Следует подчеркнуть, что далеко не все сторонники экономического подхода ограничивают мотивацию человеческого поведения эгоистическими [c.21] соображениями. Так, по мнению уже упоминавшегося Г. Беккера, мотивы рационального поведения могут быть какими угодно – вплоть до альтруистических; суть проблемы в том, что мотивы индивидов стабильны, вкусы (по отношению к базовым потребительским благам) постоянны, и если поведение людей изменилось, причины этого лежат не в иррациональности выбора, ценностных подвижках, а в изменении внешних условий16.

Необходимо подчеркнуть и то, что именно в методологии Беккера очень явственно просматривается такой важный принцип экономических исследований “нерыночных” сфер человеческой деятельности как рыночное равновесие. Рынок, по утверждению позитивистов, является пространством свободных обменов между свободными индивидами. Поэтому его функционирование ведет к установлению некой точки равновесия, где никто не может получить односторонней выгоды, покупая что-либо или продавая. Однако эта точка равновесия постоянно меняет свои координаты, ибо ситуация на рынке находится в постоянном движении.

Теоретики всех направлений и школ рационального выбора, экономического анализа неэкономических сфер деятельности индивидов убеждены, что их подход обеспечивает наилучшую рамку для интеграции и объяснения всего множества форм человеческого поведения. И если жизнь человека не поделена на изолированные отсеки, в каждом из которых он ведет себя по-особому, если рациональность действий свойственна ему не только в торговом зале супермаркета, то имеет смысл обсудить рациональные поведенческие модели, разработанные в русле “рыночной” методологии для некоторых участников политического рынка.

Одной из главных проблем, волнующих исследователей-позитивистов, является следующая: почему избиратели вообще голосуют? Ведь даже в тех избирательных округах, где кандидат проходит незначительным числом голосов, вероятность того, что один-единственный голос окажется решающим, ничтожно [c.22] мала. Рациональный избиратель понимает, что лично от него ничего не зависит, но, тем не менее, идет и голосует.

Поведение рационального избирателя отображено в знаменитой формуле Э. Даунса. Выглядит она следующим образом:

 

R = р*ВС + D

 

R в данной формуле обозначает чистую прибыль от участия индивида в выборах; р – незначительную вероятность того, что его голос окажет решающее воздействие на исход голосования; В указывает на общую пользу, извлеченную индивидом от участия в выборах, С – на общие затраты индивида, связанные с походом на избирательный участок; D – конкретную выгоду, связанную с посещением избирательного участка. Очевидно, что если С перевешивает все остальные члены уравнения, то избиратель от участия в голосовании воздержится.

Формула рационального голосования может, как уже отмечалось, реализовываться не только в ходе выборов. Граждане могут, например, одобрить или не одобрить в ходе референдума проект бюджета, закона о налоговом обложении и проч. Сравнивая возможную выгоду (увеличение социальных выплат) от принятия политического решения с затратами, которые придется понести (увеличение налогов), гражданин принимает выгодное для себя решение. Установлено, например, что промышленные рабочие голосуют с учетом того, как предлагаемая программа влияет на уровень безработицы, а средний класс обращает внимание на возможный уровень инфляции.

Реалии политического процесса заставляют сторонников Общественного выбора признавать то, что было установлено представителями других исследовательских школ17. Избиратели голосуют под влиянием таких факторов, как лояльность “своей” партии, чувство долга, потребность в самовыражении. А гипотеза о [c.23] “рациональном эгоисте” скорее помогает объяснить такие явления как принципиальное неучастие в голосовании или низкий процент явки избирателей в ненастный день.

Весьма существенной является и проблема того, как рациональному избирателю распорядиться своим голосом, чтобы получить от голосования наибольшую эффективность? Чаще всего теоретики Общественного выбора рассматривают выборы как референдум, на который выносится один вопрос; избиратель в этом случае достаточно легко просчитывает свою выгоду от положительного или отрицательного ответа на этот вопрос. Сложнее обстоит дело со всеобщими выборами, когда избирателю предстоит сделать выбор в пользу одной кандидатуры (партий) из нескольких; в этом случае каждый кандидат (партия) предлагают не один вопрос, а целый “пакет” предложений – политическую платформу. Одни положения этой платформы избирателя могут удовлетворять, другие – нет. Рациональный подсчет здесь весьма затруднен. К тому же нет гарантий того, что обещания будут выполнены.

Несмотря на эти вполне очевидные трудности принятия рационального политического решения, теоретики Общественного выбора все-таки считают голосовательное поведение индивида выражением его частных экономических интересов18. Именно это предположение лежит в основе тех многочисленных исследований, в которых делается вывод о связи между экономической депрессией в определенном регионе и протестным голосованием населения.

Начиная с 1950-х гг., экономистами-неоклассиками осмысливалось поведение не только рационального избирателя, но и политических партий. Одна из самых известных формул рационального партийного поведения была предложена все тем же Э. Даунсом, считавшим единственной целью политической партии в демократическом обществе получение и удержание должностей в государственном аппарате. [c.24]

Э. Даунс полагал, что стиль поведения и конкуренции партий определяются поведением избирателя. Если рациональный избиратель не собирается инвестировать время и деньги в информацию относительно политики партий по разным конкретным вопросам, то он выбирает при голосовании ту партию, которая в целом наилучшим образом отражает интересы избирателя, занимает наиболее близкое лично ему место на политическом континууме. Именно поэтому идеология партии должна быть сформулирована так, чтобы служить “кратким путеводителем” для избирателей. Если расставить партии вдоль прямой, на концах которой расположены отметки “левые” – “правые”, то их поведение будет прямо зависеть от распределения избирателей на этой же прямой. Вербальной формулой – “партии скорее формулируют политику так, чтобы выигрывать выборы, а не выигрывают выборы для того, чтобы формулировать политику” – Даунс расшифровывает свое понимание партий как инструментов для получения голосов избирателей. Поэтому, соревнуясь за голоса избирателей, партии (речь идет, прежде всего, о двухпартийной системе) будут стремиться занять на политическом континууме места поближе друг к другу – в центре распределения предпочтений избирателей.

Кстати, первая одномерная пространственная модель была предложена еще в 1929 г. политологом Г. Готелингом. который доказал, что два бизнесмена, соперничающие из-за покупателей вдоль Главной улицы городка, будут стремиться расположить свои лавки поближе друг к другу. Равным образом политические партии концентрируются в середине одномерного политического спектра, расширяя свое атияние как вправо, так и влево от центра.

В развитие этой идеи Э. Даунсом были сформулированы двадцать пять “верифицируемых” утверждений, касающихся природы политического соперничества: “Члены партии руководствуются не идеалами, а стремлением получить выгоду, занять пост в администрации; пытаясь максимально увеличить число голосов, партии борются за “центр”, что в итоге приводит к сближению партийных программ; демократические правительства стремятся максимизировать [c.25] число своих сторонников путем перераспределения доходов от бедных к богатым и т.д.”19.

Следует отметить, что пространственная модель соперничества политических партий представляет немалую практическую ценность. Она привлекает тем, что позволяет выявлять механизм трансформации индивидуальных предпочтений, агрегированных в ходе выборов, в общественно значимые решения публичной политики. Действующим в рамках данной парадигмы партиям (и кандидатам) приходится выбирать такую стратегическую позицию в конкретном проблемном пространстве, которая близка наибольшему числу избирателей.

Интересную концепцию партийного поведения предложил и другой американский исследователь – А. Хиршман. Он указывает, что потребители на рынке имеют гораздо больше возможностей для выбора, смены вкусов и предпочтений, нежели граждане, которые весьма ограничены в своих возможностях смены партий. Поэтому последние больше заинтересованы в эффективном использовании своего “голоса” внутри партийной организации. Этим объясняется особо пристальное внимание членов экстремистских партий к политике и поведению своих лидеров, которым не прощается умеренность. Сильная идеологизированность таких активистов – хорошо известный факт. Схожее поведение демонстрируют также и группы интересов20.

По мнению британского исследователя П. Селфа, совмещение теорий Даунса и Хиршмана дает вполне удовлетворительную интерпретацию флуктуации британской политики после второй мировой войны. Значительное полевение электората в первые послевоенные годы привело к победе на парламентских выборах 1945 г. лейбористской партии. Вслед за этим влево покачнулись и консерваторы: они позаимствовали у соперников многие положения программы “государства благосостояния”. Через некоторое время лейбористы, [c.26] повинуясь силе вещей, вынуждены были дать “задний ход”. В итоге обе партии, несмотря на сохраняемую риторику, весьма сблизили позиции – например, по вопросу инфляции – и примерно в течение тридцати лет шли параллельным курсом, пока тот не исчерпал себя в деятельности как лейбористского правительства Г. Вильсона, так и консервативного правительства Э. Хита.

В начале 1980-х гг. развитие британской политики следовало, скорее, модели А. Хиршмана: партии не смогли достичь взаимопонимания в поисках выхода из осложнившейся экономической ситуации и под влиянием экстремистов в собственных рядах “разбежались по краям”: одни – влево, другие – вправо. Лейбористская партия при этом не удержалась от раскола – отошедшая от нее умеренная группировка создала Социал-демократическую партию, согласившуюся на альянс с либералами ради завоевания центристского электората. Замысел не удался, но лейбористская партия под влиянием умеренных вновь вошла к началу 1990-х гг. в “центристскую зону” политического спектра21.

Достаточно известна и такая “рыночная” концепция партийного поведения, как “политический деловой цикл”. Ради максимизации голосов избирателей партии выдвигают популистские лозунги – например, снижения налогов или оживления производства. Придя к власти, они от этих лозунгов зачастую отказываются22.

С момента зарождения Общественного выбора не прекращается усиленная и весьма обоснованная критика научных принципов этой школы. Спорным объявляется, прежде всего, базовое предположение о том, что индивиды действуют как “рациональные эгоисты”, преследуя свои частные интересы и в экономической, и в политической жизни. [c.27]

Справедливо указывается, например, что даже в рыночной системе (где, как доказал еще Адам Смит, люди действуют ради удовлетворения эгоистических интересов, ради прибыли) поиск частной выгоды ограничен различными моральными и юридическими установлениями. Высший мотив предпринимателя может не быть эгоистическим: человек хочет заработать много денег, чтобы заняться благотворительностью, помочь друзьям и т.д. Тем более это свойственно нерыночному сектору социальной активности.

Основатели Общественного выбора – Даунc, Бьюкенен, Таллок – были, безусловно, осведомлены о существовании альтруистического мотива человеческой деятельности, признавали его существование. Однако реальности национальной и мировой политики – всеобщая борьба политиков и чиновников за руководящие кресла, массированное лоббирование законодательной и исполнительной властей группами интересов, непременный учет избирателями позиций кандидатов по вопросам социальных выплат или налогообложения и прочее – не позволяли им считать альтруизм сколько-нибудь значимым фактором экономики и политики. Совершенно осознанно они отдавали приоритет эгоистическому интересу как малосимпатичному, но наиболее реальному основанию для изучения политического поведения индивидов.

Тем не менее, в работах позитивистов следующего поколения свойственной первопроходцам категоричности было уже меньше. В 1982 г. исследователь из Кембриджа Г. Марголис выдвинул и доказал гипотезу о том, что в политике сосуществуют эгоистические и альтруистические тенденции, и что индивиду присуще стремление к поддержанию баланса между ними за счет ослабления той тенденции, которая становится слишком сильной; он как бы говорит себе – “я становлюсь слишком эгоистичным/альтруистичным, надо остановиться”23.

На схожих позициях стоит и А. Хиршман, предполагающий существование некоего публично-приватного цикла, когда индивиды идут в общественную (в т.ч. и политическую) жизнь с альтруистическими [c.28] мотивами или идеалами; затем приобретают опыт, который их разочаровывает; возвращаются в частную жизнь, бизнес, находят, что это их не удовлетворяет; снова повторяют весь цикл24.

Проведенные позже исследования действительно показали двойственность отношения индивидов к мотивам политического поведения. Американцы, например, считают, что политику нужно делать, исходя не из эгоистического интереса; он полезен и выгоден в рыночном контексте, но вреден в политической жизни и должен быть взят там под контроль. В то же время общественное мнение очень скептично по отношению к действительным мотивациям политиков, бюрократов и ни в коей мере не обольщается на их счет25. На этот “дефицит доверия” и обращают внимание сторонники Общественного выбора, которые в последние годы все чаще исходят из той гипотезы, что “частный интерес в большинстве случаев доминирует в принятии решений”26.

Критики Общественного выбора обращают внимание еще на один фактор политического поведения, которому нет аналога в рыночной экономике – влияние идеологии, которая способна вызывать к жизни политические действия, придавать им колоссальную энергию.

Важную роль в политической жизни (а также в экономической) играют моральные правила и стандарты, в корне отличающиеся от личных предпочтений. Моральные правила применяются симметрично и потому часто входят в противоречие с наклонностями личности. Особо велика значимость моральных правил для политического поведения, ибо причастность акторов к осуществлению власти предоставляет чрезвычайно большие возможности для проявления девиантных форм поведения. [c.29]

Защищая свою позицию, политологи-позитивисты отмечают следующее. Во-первых, идеология может рассматриваться просто как рационализация частного эгоистического интереса. Во-вторых, следует подчеркнуть инструментальный характер политического поведения: каковы бы ни были мотивы и цели политика, он нуждается в том, чтобы быть избранным; какими бы ни были цели начальника отдела (добиться максимальной зарплаты лично для себя или реализовать высокие социальные цели), он все равно будет стремиться к максимизации бюджета своего подразделения27. В-третьих. даже если предположение о базовом эгоистическом интересе не всегда верно, оно все же представляет собой достаточно полезную и верифицируемую гипотезу для политического анализа и прогноза28.

Интересная полемика ведется и вокруг второго базового постулата школы Общественного выбора – рациональности индивидуального поведения. В этой связи оппоненты справедливо указывают на то, что даже на рынке покупатель не всегда рационален, доказательством чему является феномен престижного, снобистского потребления. Общеизвестно и такое явление, как унификация поведения потребителей – очень часто выбор теряет свой индивидуальный характер. Можно покупать, повинуясь т.о. не экономическим, а психологическим законам, делать то, что экономически не рационально.

Более того – рациональное поведение не всегда влечет за собой рациональный результат: фермер, реагируя на снижение цен на сельскохозяйственную продукцию, увеличивает производство, чтобы не понести убытков. В результате цены падают еще ниже. На рынке, как и в политике, рациональный эгоизм может иметь обратный эффект29.

Несмотря на критику, теоретики Общественного выбора тесно связывают рациональность с эгоистическим интересом, считая, что последний имеет [c.30] множество выражений – стремление к славе, высокому социальному статусу, уважению. Некоторые авторы даже настаивают, что эти цели – всего лишь прикрытие целей материальных30. Конечно, подобное упрощение, с одной стороны, возвращает теорию Общественного выбора к ее методологическим истокам, но с другой – делает экономическое истолкование политического поведения чересчур узким и циничным.

Многие современные исследователи очень обоснованно оценивают позитивистскую концепцию рациональности как одномерную и близорукую, которая не ведет к пониманию глубинных основ политического поведения. Они подчеркивают многомерность человеческой природы, ее внутреннюю конфликтность, что отражается и на мотивации индивидуального выбора. Индивидуальная рациональность существует, однако она представляет собой очень сложную конструкцию, включающую ряд предпочтений, которые не могут быть отображены на одномерной шкале и требуют выбора на разных ступенях – от мета– до микроуровня, требуют ранжирования персональных целей (среди которых фигурируют и мораль, и эгоизм), краткосрочных и долгосрочных интересов. Концепция же рациональности, базирующаяся на грубо материалистической трактовке интереса, ведет к извращенным и противоречивым результатам31.

Рациональность часто определяется через составление набора индивидуальных предпочтений. При этом рациональный порядок предпочтений должен быть транзитивным: если я А предпочитаю Б, а Б предпочитаю В, то я также А предпочитаю В. Давно замечено однако, что в общественной жизни экономическая рациональность теряет свои достоинства. Индивиды не обязательно ранжируют в связной манере свои предпочтения. Однажды такая интеллектуально развитая организация как Французская Академия проголосовала за то, чтобы собраться скорее в Версале, чем в Париже, скорее в Фонтенбло, чем в Версале и, наконец, скорее в Париже, чем в Фонтенбло. Это событие, [c.31] произошедшее в XVIII веке, подвигло социолога и математика Жана-Антуана де Кондорсе на формулировку его знаменитого парадокса: даже при наличии всего трех кандидатов и трех избирателей, неодинаково ранжирующих свои предпочтения по степени их приемлемости, найти разумное коллективное решение невозможно. Парадокс Кондорсе – это иррациональный тупик, созданный нетранзитивными предпочтениями. Иррациональность решения Французской Академии могла объясняться несколькими причинами – “стратегическим” характером голосования одного или нескольких членов; быстрой сменой позиции ряда голосующих. И, наконец, кому-то было все равно, где заседать.

Понимание логики ранжирования предпочтений очень важно для решения такого практического вопроса, как определение правил голосования. Нелогичное голосование одного индивида затрагивает рациональность коллективного результата. Процедура голосования сильно влияет на результат выборов и другие коллективные решения. Этими вопросами специально занимается такая отрасль рационального выбора, как социальный выбор. Теория социального выбора касается, прежде всего, нормативных вопросов демократического принятия решений, причем из методологии Общественного выбора эта теория заимствует рациональность, но никак не эгоизм32.

Любопытным примером того, как из рационального эгоистического выбора индивида получается нерациональный коллективный результат, является знаменитая “дилемма узника”.

Суть задачи в следующем: два человека, обвиняемых в тяжелом преступлении, сидят в одиночных камерах. Для того, чтобы выйти на свободу, надо свалить всю вину на приятеля, который в результате получит 10 лет тюремного заключения. Если оба дадут показания друг против друга, то срок заключения каждого составит 6 лет. Если оба будут хранить молчание, каждый получит по 1 году за менее тяжкое преступление. Возможные варианты выбора обоих заключенных показаны на нижеследующей схеме: [c.32]

 

 

 

Узник Б

 

 

Говорит

Молчит

 

Говорит

А:

Б:

А:

Б:

Узник А

 

6

6

6

10

 

Молчит

А:

Б:

А:

Б:

 

 

10

0

1

1

 

Каждый обвиняемый рассуждает так: если заговорю я, то приятель получит большой срок, а меня освободят, если же я буду молчать, а заговорит приятель, то освободится он, а в тюрьме надолго останусь я. Эгоистические побуждения толкают узников к тому, что оба дают показания и оба получают в итоге по 6 лет тюрьмы. Наилучшим результатом для каждого было бы, конечно, молчание и, как следствие, минимальный срок наказания. Но добиться этого можно было не эгоистическим индивидуальным выбором, а только сотрудничеством и кооперацией33.

Проблема преобразования того, что рационально для одного, в рациональное для всех – одна из самых важных в исследованиях школы Общественного выбора. Если число акторов невелико – как в приведенном выше примере – то вполне целесообразным является использование теорий кооперации, моделирующих ситуации аналогично играм. Самой известной теорией политической кооперации является теория коалиций У. Райкера. Смысл ее в том, что коалиция должна состоять из минимально необходимою для победы числа членов, ибо расширение рядов уменьшает размер вознаграждения, приходящийся на каждого члена коалиции (в качестве такового могут, например, рассматриваться посты в правительстве и другие важные назначения)34.

Тезис Райкера вполне правдоподобен, если допустить, что политиков интересует только получение индивидуального выигрыша. Однако выигрыш может быть распространен на политические и идеологические цели, хотя если таковые присутствуют у членов [c.33] коалиции, они могут служить препятствием расширенному варианту “рационального” партнерства, ибо в идеологии компромиссы, как известно, весьма затруднительны. Тестируя свой тезис, Райкер применил его к анализу президентских выборов 1964 г. тогда президент Л. Джонсон “присоединил” унаследованных им сторонников Дж. Кеннеди к собственным последователям из южных штатов. В результате получилась неоправданно широкая коалиция. В сложившейся ситуации Джонсон вполне мог бы позволить себе “потерять” многих из своих последователей-южан, ибо занимал прогрессивную позицию по вопросу о гражданских правах.

Известным примером политического использования теорий групповой кооперации является и теорема “фри-райдера”, т.е. зайца-безбилетника. Разрабатывавший ее М. Олсон постулирует, что рациональный индивид не будет нести бремя расходов и забот для поддержания какой-либо организации, созданной для достижения обшей благородной цели, в обстоятельствах, когда его собственный вклад в конечный результат будет незначителен, и когда он может воспользоваться будущими благами, не прилагая для этого никаких усилий. Другими словами, он будет “зайцем”, едущим за счет других35.

Анализируя группы интересов, Олсон атакует плюралистический тезис о том, что общественные организации создаются по причинам наличия у их членов общих забот и необходимости кооперирования для решения этих проблем. Он объясняет рост общественных организаций в терминах точного расчета и на базе эгоистического интереса. Его любимый пример – группы экономических интересов, организации фермеров, профсоюзы, торговые ассоциации, стремящиеся к таким выигрышам, как субсидии, протекции, увеличенные размеры минимальной заработной платы, которые затем распространяются на всех занятых в данной сфере, независимо от того, состоят они в организации или нет. Олсон также указывает, что многие из этих организаций оказывают коммерческие или консалтинговые услуги – страховые, дисконтные, [c.34] маркетинговые, информационные и т.д., что приносит немалую экономическую выгоду. Привлеченные первоначально “селективными побуждениями” члены этих организаций формируют затем необходимый мотивационный базис и для политической деятельности. На более поздней стадии проблема кооперации может быть преодолена тем, что организация приобретает право принуждать – профсоюзы имеют, например, право контролировать условия найма и увольнения, условия работы и т.д.

Все эти многообразные проблемы кооперирования между рациональными и эгоистичными индивидами важны для теории Общественного выбора по двум причинам. Во-первых, они демонстрируют ограничения, которые накладываются в политике на рациональный выбор, что весьма контрастирует с экономическими концепциями свободного рыночного обмена. Во-вторых, они показывают важность институциональных правил для определения того, как реализуется эгоистический интерес, и как решаются проблемы кооперации. Заслугой исследований, проведенных в русле методологии Общественного выбора, является синтез теорий рационального действия и институциональных правил.

Проблема функционирования политического рынка решена в трудах приверженцев экономического позитивизма далеко не полностью. Пока не найдены ответы на такие вопросы, как:

– превращение индивидуальных предпочтений в коллективный выбор;

– выявление политических потребностей, благодаря игре спроса и предложения;

– роль информационного принуждения и его -место в концепции политического рынка и др.

Следует, кстати, напомнить, что проблема агрегирования индивидуальных предпочтений и их артикулирования в наилучшее, всеми принимаемое решение была рассмотрена еще К. Эрроу. Пытаясь обойти парадокс Кондорсе, Эрроу пришел к формулировке собственного парадокса. Состоит он в том, что “единственным правилом построения коллективных решений… является совершенно недемократическое диктаторское правило, т.е. коллективное решение всегда должно [c.35] совпадать с мнением одного из избирателей”36. Другими словами – то, что рационально для одного человека, не может быть преобразовано в рациональное для всех. Следовательно, достижение оптимума на политическом рынке невозможно.

Свой вариант решения проблемы трансформации индивидуальных воль в коллективную предложил Дж. Коулмен: поскольку не существует математической возможности сразу принять оптимальное, удовлетворяющее всех решение, постольку всегда существует шанс обменять контроль за результатами, которые нас интересуют мало, на контроль за результатами, которые нас интересуют гораздо больше37.

Эта важная гипотеза вдохновила исследователей заняться проблематикой “логроллинга” или “политического торга”, понимаемого как процедура интеграции предпочтений, способной благополучно миновать ловушку парадокса Эрроу.

Одной из самых глубоких работ по проблеме “логроллинга” стала книга Г. Таллока “Политический рынок. Экономический анализ политических процессов” (1978 г.), в которой анализируются формальные и неформальные сделки, совершаемые на разных уровнях политико-управленческой деятельности – электоральном, парламентском, правительственном и т.д. – между гражданами-избирателями, кандидатами, депутатами, государственными чиновниками. Типичная формула сделки такова: А предлагает Б проголосовать за нужное последнему решение при условии, что Б проголосует за решение, нужное А. Вполне очевидно, что достигнутое таким путем соглашение (так же как и упомянутые выше парадоксы) подтверждает факт перерождения рациональных предпочтений, выраженных в ходе всеобщего голосования.

Развиваясь, школа Общественного выбора варьирует свою трактовку рационального политического актора. По мнению П. Селфа, сформировался своеобразный “альтернативный” Общественный выбор, который соединяет методологию экономического позитивизма со старыми традициями политической науки – плюралистической и марксистской. О такой эволюции [c.36] свидетельствуют, например, работы П. Данливи, создавшего концепцию групповой идентичности на базе рационального личного интереса, но с включением в перечень мотивов последней сопереживания и лояльности между членами группы38. Здесь же фигурируют работы К. Даудинга, считающего социальную власть мощным фактором формирования и изменения структуры рационально-эгоистических побуждений; Дж. Эльстера, объясняющего классовые конфликты и эксплуатацию в терминах рационального действия индивидов, через обмены между индивидами, по-разному вовлеченными в соревновательную рыночную систему и др.39

Подводя итог рассмотрению рациональных поведенческих алгоритмов ряда политических акторов, отметим, что лежащие в основе теории политического рынка предположения во многом отражают реальную ситуацию, однако справедливы они далеко не для всего корпуса избирателей и политиков. Если брать только избирателей, то точнее будет сказать, что справедливы эти предположения лишь для меньшинства: немногие люди подходят к выборам рационально, рассматривая их как средство достижения индивидуальной эгоистической цели. Решение идти на выборы и голосовать за определенного кандидата очень часто является результатом не рационального расчета, а эмоционального порыва, связанного с верностью чувству долга, лояльности, дружбы. Многоликость выгоды, которую может получить избиратель, проголосовав на выборах, безусловно, ставит под сомнение ценность самой процедуры как механизма демократического политического процесса.

Не менее спорно и предположение о том, что избирателя на выборах интересуют, главным образом, вопросы публичной политики и именно на них базируется его голосовательное решение. Та роль, которую [c.37] в принятии индивидуального голосовательного решения играют общезначимые вопросы, достаточно важна, но результаты голосования очень редко представляют собой однозначную директиву для выработки общей государственной политики.

Исследования бихевиоралистов социологического и социо-психологического направлений убедительно говорят о том, что в принятии голосовательного решения важную роль играют идентификация избирателя с определенной партией, а также личная привлекательность кандидата40.

Все пространственные модели требуют, как минимум, чтобы индивидуальный избиратель мог ранжировать предлагаемые ему политические альтернативы в порядке, который его устраивает. Дальнейшее функционирование модели опирается на это ранжирование как устойчивое и переходящее от одних выборов на другие. Жизнь, однако, показывает, что рядовой избиратель не так сильно интересуется политикой, чтобы иметь устойчивые, не изменяющиеся от одних выборов к другим, предпочтения по большинству общественно значимых проблем. Многократные опросы показывают, что даже простейшие политические вопросы получают примерно у 20% опрашиваемых ответы “не знаю”, “затрудняюсь ответить”41. Даже тогда, когда предпочтения у избирателей имеются, это не означает, что люди иммунизированы против мощной пропагандистской кампании, способны устоять против убеждения. Подобные факты доказывают, что выборы не могут рассматриваться как простое агрегирование предпочтений избирателей, как это постулируется позитивистским направлением.

Критерий рациональности политического выбора, покоящийся на утверждении, что главное для избирателей – конкретные политические проблемы и способы их решения – конечно, имеет право на существование. Но он, подчеркнем это еще раз, справедлив для [c.38] незначительной части избирателей. Предпочтения большинства имеют другую природу и структуру: об этом говорят результаты многочисленных исследований, подтверждающих, в частности, что предпочтения партий и кандидатов гораздо более устойчивы, чем предпочтения конкретных политических альтернатив42.

Не подтверждается современными исследованиями и предположение относительно полной информации избирателя о партиях и кандидатах. Большинство избирателей очень поверхностно информировано о структуре и деятельности исполнительных и законодательных органов, выдвигаемых альтернативах внутренней и внешней политики. Это неоднократно подтверждено учеными самых разных школ и направлений. И дело здесь не в том, что избиратели глупы или ленивы, а в том, что получение и осмысление политической информации сопряжено с весьма ощутимыми затратами сил и времени.

Именно этот момент имел в виду П. Бурдье, говоря о том, что рынок политики – один из наименее свободных рынков. Один из самых сильных ограничителей свободы этого рынка – профессионализм игроков, производителей политической продукции; требования по части их компетенции все время ужесточаются: так, например, для понимания смысла какой-нибудь политической позиции, программы, заявления, решения и проч. необходимо хорошо ориентироваться в универсуме конкурирующих товаров43. А поскольку рядовой гражданин прекрасно понимает, что ценность его индивидуального голоса не так уж и велика, то для поиска политической информации он приложит самые минимальные усилия. В условиях дефицита серьезной политической информации избиратель станет использовать ту, которую получить легче – например, о личности, свойствах характера кандидата, его семье, лицах, его поддерживающих и т.д. В такой ситуации возрастает значимость СМИ, напрямую работающих с избирателями и создающих благоприятный или неблагоприятный имидж кандидатам и партиям. [c.39]

Критические оценки пространственных моделей, создаваемых представителями экономического направления, могут быть умножены. Главное, что не устраивает в их построениях практиков – невозможность понять значимость политических кампаний, важность убеждения и воздействия. Практически во всех моделях предпочтения граждан рассматриваются как стабильные, не поддающиеся воздействию извне. На этой стабильности и строятся модели, имеющие статичный характер. Более того: если согласиться с предположением, что избиратели имеют полную информацию по позициям, занятым партией или кандидатом, то последним остается одно – пассивно ждать, пока их выберут или не выберут.

Скептические оценки возможностей экономического анализа рационального поведения избирателей, политиков и партий не смущают теоретиков-позитивистов. Они утверждают, что возможности предлагаемого ими пути еще не до конца поняты и оценены. Практикующим политикам и их консультантам в той же мере нужно точное знание восприятий и предпочтений избирателей, в какой военным нужна точная карта местности, на которой будет дано сражение. Весь вопрос в том, какое научное направление может подобную карту составить. Позитивистский подход смог найти решения для некоторых частных случаев – принятия решений в малых группах, бипартийного соперничества. Однако никаких общих решений им не предложено. Природа политического процесса пока что ускользает от экономистов-неоклассиков, так же как политика вырывается из узких рамок моделирования. Сказанное, конечно, не означает, что модели бесполезны для практиков. Если модели построены на добротном эмпирическом материале, то они позволяют вполне удовлетворительно определять взаимоотношения между политическими силами, устанавливать взаимосвязи между политическими проблемами и личностями кандидатов. В целом, использование точных, апробированных в экономических исследованиях методов способствует достоверности и конкретности политологических исследований. Количественные показатели дают основания для сравнения процессов,– протекающих во времени и пространстве. Повышается и роль анализа, стремящегося к ясности и точности [c.40] суждений и выводов. Главное – чтобы ясность и точность достигались не за счет отрыва от политической реальности. [c.41]

 

ПРИМЕЧАНИЯ

 

1 Ордешук П. Эволюция политической теории Запада и проблемы институционального дизайна // Вопросы философии. – 1994. – № 3. – С. 25.

Вернуться к тексту

2 См.: Алескеров Ф.Т., Ордешук П. Выборы. Голосование. Партии. М., 1995; Макарычев А.С. Принципы и параметры общественного выбора (исследования вирджинской школы) // Политические исследования. – 1995. – № 4.

Вернуться к тексту

3 См.: Heywood A. Politics. – London, 1997. P. 258.

Вернуться к тексту

4 Цит. по: Self P. Government by the Market? The Politics of Public Choice. – London, 1993. P. 1–2.

Вернуться к тексту

5 Цит. по: Капелюшников Р.И. Экономический подход Гэри Беккера к человеческому поведению // США: экономика, политика, идеология. – 1993. – № 11. – С. 17.

Вернуться к тексту

6 Buchanan J.M., Tollinson R.D. (eds.). The theory public choice. – Ann Arbor, 1984. P. 5.

Вернуться к тексту

7 Buchanan J., Tullock G. The Calculs of Consent. – Ann Arbor, 1962. P. 20–23.

Вернуться к тексту

8 Downs A. An Economic Theorv of Democracy. – New York, 1957. P. 27–28.

Вернуться к тексту

9 См.: Simon H.A. Human Nature in Politics: the Dialogue of Psychology with Political Science. // American Political Science Review. – 1985, June; Blerald Ph.-A. Op.cit.

Вернуться к тексту

10 Ордешук П. Указ. соч. С. 27–28.

Вернуться к тексту

11 Там же. С. 28; Buchanan J.M., Tollinson R.D. (eds.). Op. cit.; Riker W.H. Political Science and Rational Choice. // Alt J., Shepsle K. (eds.). Perspectives on Positive Political Theory. Cambridge, 1990.

Вернуться к тексту

12 Arrow K.J. Choix collectifs et preferences individuelles. – Paris, 1974. P. 19.

Вернуться к тексту

13 Carry R.L., Wade L.L. A Theory of Political Exchange. – Englewood Cliffs, 1968.

Вернуться к тексту

14 См., например: Alesina A., Rosenthal H. Partisan Cycles in Congressional Elections and the Macroeconomy. // American Political Science Review. – 1989, June. P. 374–398; Hibbs D.A. Jr. Political Parties and Macro-economic Policy. // Ibid. – 1977. – V. 77. – P. 1467–1487; Shubik M. Voting or a price system in a competive market structure. // Ibid. – 1970, March. P. 179–181; Kothbard M. Power and markets. – Kansas City, 1977.

Вернуться к тексту

15 Blerald Ph.-A. Op. cit. P. 235–239.

Вернуться к тексту

16 См. подробнее: Беккер Г. Экономический анализ и человеческое поведение. // Тезис. – 1993. – Т. 1. – Вып. 1; Капелюшников Р.И. Указ. соч. С. 30–31.

Вернуться к тексту

17 См., например: Berelson B.R., Lazarsfeld P.E., McPhee W.N. Voting. – University of Chicago Press, 1954; Campell A., Converse Ph.E., Miller W.E., Stokes D.E. The American Voter– New York, 1960.

Вернуться к тексту

18 См.: Tullock G. The Vote Motive. Institute of Economic Affairs. – Fairfax, 1976.

Вернуться к тексту

19 Downs A. Op. cit. P. 280; Современная буржуазная политическая наука. – М., 1979. С. 79.

Вернуться к тексту

20 См.: Hirschman A. Exit, Voice and Loyalty. – Harvard, 1970; Self P. Op. cit. P. 24–25.

Вернуться к тексту

21 Self P. Op. cit. Р. 25–26.

Вернуться к тексту

22 MacRae D.C. A political model of the business cycle. // Journal of Political Economy. – 1977. – V. 85. – P. 239–263; Nordhaus W.D. The Political Business Cycle. // Review of Economic Studies. – 1975. – V. 42. – P. 169–190.

Вернуться к тексту

23 Margolis H. Selfishness, Altruism and Rationality. – Cambridge, 1982; Self P. Op. cit. P. 6.

Вернуться к тексту

24 Hirschman A. Shifting Involvements. – Princeton, 1982.

Вернуться к тексту

25 Lane R. Market Justice, Political Justice. // American Political Science Review. – 1986. – V. 82. – P. 383–402.

Вернуться к тексту

26 Crain W.H., Tollison R.D. Predicting Politics: Essays in empirical Public Choice. Ann Arbor, 1990 – cit. in: Self P. Op. cit. P. 5.

Вернуться к тексту

27 Niskanen W.A., Jr. Bureaucracy and Representative Government. – Aldine-Atherton, 1971.

Вернуться к тексту

28 Brennan G., Buchanan J.M. The Reason of Rules: Constitutional Political Economy. – Cambridge, 1985.

Вернуться к тексту

29 Self P. Op. cit. P. 7–8.

Вернуться к тексту

30 Laver M. The politics of Private Desires. – Penguin, 1981.

Вернуться к тексту

31 Elster J. Making Sense of Marx. – Cambridge, 1985; Sen A. Choice, Welfare and Measurement. – London, 1982. P. 84–108.

Вернуться к тексту

32 McLean I. Public Choice: An Introduction. – London, 1987.

Вернуться к тексту

33 См.: Heywood A. Politics. – London, 1997. P. 16.

Вернуться к тексту

34 Riker W.H. The Theory of Coalitions. – Yale University Press, 1962.

Вернуться к тексту

35 Olson M. The Logic of Collective Actions. – Harvard, 1965.

Вернуться к тексту

36 Алескеров Ф.Т., Ордешук П. Указ. соч. С. 63.

Вернуться к тексту

37 Coleman J.S. Foundations for a Theory of Collective Decisions. // American Journal of Sociologie. – 1966, May.

Вернуться к тексту

38 Dunleavy P. Democracy, Bureaucracy and Public Choice. – Harvester Wheatsheaf, 1991.

Вернуться к тексту

39 Dowding K.H. Rational Choice and Political power. – Edward Elgar, 1991; Elster J. (ed.). The Multiple Self. – Cambridge, 1986; Roemer J. Rational Choice Marxism: Some Issues of Method and Substance // Roemer J. (ed.). Analytical Marxism. – Cambridge, 1986.

Вернуться к тексту

40 См., например: Campbell A.. Converse Ph.E.. Miller W.E., Stokes D.E. The American Voter. – New York, 1960; Stokes D.E. Spatial Models of Party Competition // American Political Science Review. – 1963, June. – Vol. 57. – P. 368–377.

Вернуться к тексту

41 См.: Gallup G. The Gallup Opinion Index. Report № 163. – Princeton, February 1979.

Вернуться к тексту

42 Nie N.H., Verba S., Petrocik J.R. The Changing American Voter. – Cambridge, 1976.

Вернуться к тексту

43 Бурдье П. Социология политики. – М., 1993. С. 188–190.

Вернуться к тексту

 

предыдущая

 

следующая
 
оглавление
 
Сайт создан в системе uCoz