Библиотека Михаила Грачева

   

 

   
каталог
 

Пропагандистский дискурс в условиях цифровизации

(демо-версия)

 

 

УДК 32.019.5

ББК 76.0

        П81

 

Рецензенты:

д-р полит, наук, проф. Н. А. Баранов

(Рос. акад. нар. хоз-ва и гос. службы при Президенте РФ);

д-р филос. наук, проф. В. Ф. Олешко

(Екатеринбург. нац. ун-т им. Б. Н. Ельцина)

 

Авторы:

В. А. Ачкасова (предисловие; 3.2; заключение); Г. С. Мельник (предисловие; гл. 7; заключение);

М. Н. Грачев (гл. 1); О. Г. Филатова (гл. 2); Дж. М. Ионеску (2.3; гл. 11); Р. И. Мухамедиев (2.3);

К. О. Якунин (2.3); Н. Н. Журавлева (3.1; 3.2; 3.3); О. И. Трохинова (3.1); Е. А. Бабанова (3.3; 4.3);

А. Н. Гришанина (3.4); И. А. Быков (4.1), И. А. Гладченко (4.2); А. И. Рафиков (4.4); С. И. Коренюшкина (4.5);

Ю. Н. Алисиевич (гл. 5); П. В. Гуленко (6.1; 6.2; 6.3); Ю. И. Долгова (6.1; 6.2; 6.3);

И. М. Побединский (6.4); Б. Я. Мисонжников (гл. 8; 9); Е. В. Стецко (гл. 10)

 

Рекомендовано к публикации

Научной комиссией в области СМИ и массовых коммуникаций

Санкт-Петербургского государственного университета

 

 

П81

     Пропагандистский дискурс в условиях цифровизации / под ред. В. А. Ачкасовой, Г. С. Мельник. – СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2023. – 424 с.

ISBN 978-5-288-06316-9

 

В книге анализируются теории и подходы, сложившиеся в политической науке, теории коммуникаций, лингвистике, журналистике, психологии; обозначается проблемное поле, определяющее несколько направлений исследований, опирающихся на культурологические, филологические, лингвистические и социологические труды, сформировавшие современное поле теории коммуникации и кросс-культурных исследований. Предложены методики выявления дезинформации в современном медиадискурсе; типологизированы информационные инструменты и методы пропагандистского дискурса, а также субъекты пропагандистской деятельности; описаны политические проекты пропагандистского характера; дана оценка эффективности их применения.

Издание адресовано специалистам в области политологии, теории и практики журналистики и массовой коммуникации, а также работникам информационной сферы и всем интересующимся вопросами современных общественных отношений.

 

УДК 32.019.5

ББК 76.0

 

Издание осуществлено при поддержке

Санкт-Петербургского государственного университета

в рамках Конкурса монографий – 2021

 

© Санкт-Петербургский государственный университет, 2023

ISBN 978-5-288-06316-9

 

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Предисловие

 

Часть I. ДИСКУРС ПРОПАГАНДЫ: ДЕФИНИЦИИ, КЛАССИФИКАЦИИ, КОНЦЕПЦИИ

 

 

Глава 1. Феномен пропаганды: теоретический аспект

 

         1.1. Пропаганда как коммуникационный процесс: сущность, особенности интерпретации в социально-политическом контексте
         1.2. Генезис и развитие пропаганды
         1.3. Эволюция теоретических представлений об эффективности пропагандистского воздействия (первая половина XX – начало XXI в.)

 

Глава 2. Современные подходы к определению пропаганды: концепции и практические разработки

 

         2.1. Подходы к определению понятия «пропаганда»
         2.2. Специальные проекты НАТО и Европейского союза
         2.3. Идентификация пропагандистского контента на базе тематической модели корпуса текстов СМИ

 

Глава 3. Идентификация и эффективность пропагандистского воздействия: вопросы методологии

 

         3.1. Субъекты пропагандистского воздействия: подходы и проблемы идентификации
         3.2. Маркеры пропагандистских посланий. Разнообразие объяснительных схем
         3.3. Практика оценок эффективности пропагандистского воздействия
         3.4. Экспертиза пропагандистских сетевых материалов

 

 

Часть II. ТЕХНОЛОГИИ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ПРОПАГАНДЫ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ
 

 

Глава 4. Онлайн-технологии пропагандистского воздействия

 

         4.1. Фейк-ньюз и дезинформация в системе современной политической коммуникации
         4.2. Хештег как инструмент политической пропаганды
         4.3. Социальные боты и автоматизация пропагандистского воздействия
         4.4. Рекламные коммуникации в цифровой пропаганде
         4.5. Технология видеоблоггинга в пропагандистском воздействии

 

Глава 5. Комическое в современном пропагандистском дискурсе

 

         5.1. Комическое в социально-политической коммуникации
         5.2. Ресурс комического в современной пропаганде

 

Глава 6. Телевидение как канал трансляции пропагандистского контекста

 

         6.1. Манипулятивные возможности аудиовизуальной среды
         6.2. Пропагандистский дискурс в передачах различных форматов
         6.3. Развлекательная составляющая пропагандистских передач
         6.4. Пропагандистский потенциал политической рекламы на телевидении

 

Часть III. ПРОПАГАНДИСТСКИЙ И КОНТРПРОПАГАНДИСТСКИЙ РЕСУРСЫ СУБЪЕКТОВ ПОЛИТИКИ
 

 

Глава 7. Медиатекст в структуре пропаганды и контрпропаганды

 

         7.1. Пропаганда – идеология в действии
         7.2. Запрет пропаганды экстремизма, терроризма, расовой дискриминации
         7.3. Социопсихологические маркеры экстремистских пропагандистских текстов
                  7.3.1. Пропаганда исключительности в медиатекстах «Свидетелей Иеговы»*
                  7.3.2. Пропаганда идеалов халифата
                  7.3.3. Выражение идеологии неонацизма в медиатекстах
                  7.3.4. Отражение экстремистской идеологии в медиатекстах неоязычников

 

Глава 8. Пропагандистский и контрпропагандистский дискурсы как социально-коммуникативные действия

 

         8.1. Пропаганда и контрпропаганда как интегральные инструменты идеологии
         8.2. Терроризм в системе новой идеологии пропаганды
         8.3. Пропагандистский и контрпропагандистский дискурсы: «борьба за умы колеблющихся»

 

Глава 9. Пропаганда и контрпропаганда силовых ведомств СССР и Российской Федерации

 

         9.1. Советская спецпропаганда в годы Великой Отечественной войны
         9.2. Формирование структур специальной пропаганды Красной Армии
         9.3. Специальная пропаганда в условиях ментальной войны

 

Глава 10. Внешнеполитическая пропаганда министерства иностранных дел

 

         10.1. Развитие политической экспертизы и рост общественной активности
         10.2. Публичная дипломатия
         10.3. «Цифровая дипломатия» = публичная дипломатия 2.0
         10.4. Внешнеполитические вызовы и трансформации дипломатической службы в XXI в.
         10.5. Интернет-страницы дипломатических ведомств как виртуальные площадки
         10.6. Пропагандистский аспект современного дипломатического дискурса

 

Глава 11. Международное вещание в публичной дипломатии как инструмент пропаганды

 

         11.1. Теоретические аспекты пропаганды в рамках публичной дипломатии
         11.2. Международное вещание ведущих государств
                  11.2.1. Международное вещание СССР и России
                  11.2.2. Международное вещание США
                  11.2.3. Международное вещание Великобритании
                  11.2.4. Международное вещание ФРГ
                  11.2.5. Международное вещание Франции
         11.3. Примеры использования пропаганды в международном вещании
                  11.3.1. Кейс Хасана Диаба в российских СМИ
                  11.3.2. Кейс законопроекта о внесении поправок в Конституцию России в американских СМИ
                  11.3.3. Интеграция беженцев в освещении Deutsche Welle*

 

Заключение

 

 

 

 

   
 
каталог
 

Сайт создан в системе uCoz