Библиотека Михаила Грачева

предыдущая

 

начало
 
оглавление
 

Ушков А.М.

Книга Ф. Энгельса

«Происхождение семьи, частной собственности и государства»

в преподавании научного коммунизма

 

М.: Издательство Московского университета, 1987. – 84 с.

 

Красным шрифтом в квадратных скобках обозначается конец текста на соответствующей странице печатного оригинала указанного издания

 

Заключение

 

Новые учебные «Программы по общественным наукам» для высших учебных заведений, утвержденные Минвузом СССР, предполагают комплексный подход к преподаванию марксистско-ленинской теории. Проблемы и вопросы истории КПСС, философии, политической экономии и научного коммунизма предлагается рассматривать в более тесной взаимосвязи и взаимном дополнении, что, впрочем, предполагает одновременно изживание дублирования. Объединение программ в едином переплете предстает, таким образом, не просто как формально-символический акт.

Изложенные в предлагаемом пособии материалы касаются многих тем научного коммунизма как составной части марксизма-ленинизма. Так, рекомендуемое рассмотрение книги Ф. Энгельса в тесной связи с рукописным наследием К. Маркса имеет прямое отношение к тесному сотрудничеству основоположников марксизма на третьем этапе их жизнедеятельности (после 1871 г.), что должно найти отражение в лекции, посвященной возникновению и основным этапам развития научного коммунизма (тема 2).

Значительный материал, посвященный критике буржуазных концепций культуры и цивилизации, может найти свое место во многих лекциях, но прежде всего там, где речь идет о научном коммунизме как идейно-теоретическом оружии в борьбе против антикоммунизма и ревизионизма (тема 3).

Продолжающаяся дискуссия об азиатском способе производства, внимание, уделяемое марксистской наукой общинным формам образа жизни, являющимся фактом новейшей всемирной истории – все это хорошо иллюстрирует творческий характер марксизма-ленинизма, постоянное его концептуальное обновление, имеет прямой выход на проблемы перехода ранее отсталых стран к коммунистической формации (тема 26), затрагивает понимание перехода от капитализма и докапиталистических отношении к социализму и коммунизму как основного содержания современной эпохи (тема 5). В связи с этим уместно еще раз подчеркнуть важнейшее программное положение о том, что «партия поддерживает смелый поиск, соревнование идей и [c. 82] направлений в науке, плодотворные дискуссии»1.

Углубленное понимание социальных проблем научно-технического прогресса и развития материально-технической базы социализма (тема 11), на наш взгляд, достигается лишь в процессе рассмотрения современной научно-технической революции и ее социальных последствий в ряду таких исторически последовательных технико-технологических переворотов, как неолитическая и промышленная революция. Тем более, что ряд социально-этнических общностей Земли и сегодня еще находится на донеолитическом уровне развития, а задачи промышленной революции далеко не выполнены у большинства народов бывших колониальных и зависимых стран.

Общепризнанно, что освещение проблемы семьи и быта при социализме (тема 21) невозможно без обращения к книге Ф. Энгельса. Думается, что пособие, обобщающее значительный современный материал на эту тему, поможет углубить содержание лекции и семинарского занятия, позволит более полно представить тенденции развития быта и семьи при социализме.

Сейчас уже не может быть сомнения в том, что без серьезного анализа и усвоения соотношения категорий «культура» и «цивилизация» немыслимо изложение практических и теоретических проблем духовной культуры и коммунистического воспитания трудящихся, а также путей решения глобальных проблем, стоящих перед человечеством (темы 19, 20, 30).

Возможно, что приведенные методические рекомендации могут показаться излишними для опытных преподавателей, но в других случаях и особенно для студентов они могут быть полезны.

В связи с тем, что изучение книги Ф. Энгельса или отдельных ее фрагментов вовсе не является монополией научного коммунизма, автор выражает надежду, что материал пособия в силу его очевидной комплексности может оказаться полезным и в преподавании других дисциплин вузовского общественно-политического цикла. [c. 83]

 

Примечание

 

1 Материалы ХХVII съезда Коммунистической партии Советского Союза. С. 168.

Вернуться к тексту

 

предыдущая

 

начало
 
оглавление
 

Сайт создан в системе uCoz