предыдущая |
следующая |
|||
оглавление |
Федералист: Политические эссе А. Гамильтона, Дж. Мэдисона и Дж. Джея. –
М.: Издательская группа “Прогресс” – “Литера”, 1994. – С. 100–102.
Красным шрифтом в квадратных скобках обозначается конец текста
на соответствующей странице печатного оригинала указанного издания
Ноября 28, 1787 г.
К народу штата Нью-Йорк
В связи с вопросом о государственных доходах мы можем уместно рассмотреть проблему экономии. Деньги, сбереженные по одной статье, могут быть с пользой израсходованы по другой, и столько же не будет изъято из карманов народа. У штатов при одном правительстве потребуется финансировать только один национальный цивильный лист, если же они разделены на несколько конфедераций, то придется оплачивать столько же различных национальных цивильных листов, и в каждом из них значится столько же основных департаментов, сколько необходимо для правительства всей страны. Полное разделение штатов на тринадцать отдельных суверенных единиц – крайне экстравагантный план, чреватый многими опасностями и по этим причинам имеющий немногих защитников. Планы тех, кто делал ставку на расчленение империи, предусматривали создание трех конфедераций: одна из четырех северных, другая из четырех средних и третья из пяти южных штатов. Едва ли таких конфедераций будет больше. При описанном распределении территории каждая конфедерация по площади превышала бы размеры королевства Великобритании. Ни один хорошо информированный человек не сочтет, что дела такой конфедерации сможет вести правительство, имеющее меньшие полномочия и институты, чем предложенное на конвенте. Когда штат достигает определенных размеров, для него требуется такое же действенное правительство и те же формы администрации, какие потребны для куда большего образования. Это положение нельзя выразить в точных цифрах, ибо не существует правила, согласно которому мы можем измерить нужную силу гражданской [c.100] власти для правления данным количеством людей. Но если мы примем во внимание, что остров Британия, по размерам примерно равный каждой из конфедераций, имеет восемь миллионов населения, если мы поразмыслим насчет степени власти, потребной для введения страстей столь большого общества в русло всеобщего блага, у нас не будет оснований сомневаться, что аналогичной власти достаточно для выполнения тех же задач в куда более многочисленном обществе. Должным образом организованная и применяемая гражданская власть способна распыляться очень широко и может воспроизводить себя в любом месте великой империи путем тщательного устройства подчиненных институтов.
Предположение о том, что каждая конфедерация, среди которых, по-видимому, могут быть распределены штаты, потребует не меньшего правительства, подкрепляется другим предположением, более жизненным, чем то, по которому нам предлагаются три конфедерации в качестве альтернативы общему Союзу. Стоит нам тщательно взвесить географические и коммерческие соображения в связи с нравами и предрассудками различных штатов, и мы заключим: если не будет Союза, они, естественно, объединятся под двумя правительствами. Четыре восточных штата по тем причинам, по которым складываются узы национальной симпатии и связей, могут наверняка объединиться. Нью-Йорк при своем положении никогда не будет столь опрометчивым, чтобы подставить слабый и незащищенный фланг мощи конфедерации. Очевидные причины облегчат этому штату вступление в нее. Штат Нью-Джерси слишком мал, чтобы помышлять о роли границы в оппозиции к этой куда более могучей комбинации, следовательно, нет препятствий для вступления в нее и этого штата. Даже Пенсильвания имеет сильные побудительные мотивы для присоединения к северной лиге. Активная внешняя торговля на основе собственного судоходства является ее истинной политикой и совпадает со взглядами и наклонностями ее граждан. Штаты, лежащие далее к югу, по ряду обстоятельств могут не считать себя очень заинтересованными в развитии судоходства. Они могут предпочесть систему, которая предоставит неограниченные [c.101] возможности всем странам как перевозить, так и покупать их товары. Пенсильвания скорее не пойдет на осложнение своих интересов, столь неблагоприятное для ее политики. Коль скоро штат Пенсильвания в любом случае должен быть границей, то он может рассудить, что интересы его безопасности требуют, чтобы его незащищенная сторона была обращена к слабейшей южной конфедерации, а не к сильнейшей северной. Это даст возможность Пенсильвании избежать судьбы Фландрии. Каково бы ни было конечное решение Пенсильвании, если северная конфедерация включит Нью-Джерси, едва ли южнее этого штата окажется больше одной конфедерации.
Совершенно очевидно, что тринадцать штатов лучше обеспечат национальное правительство, чем половина, треть или меньшее их число. Это соображение, несомненно, очень весомо в устранении того возражения предложенному плану, которое основывается на учете расходов. При ближайшем взгляде выясняется, что это возражение со всех точек зрения исходит из ошибочных посылок.
Если в дополнение к множеству цивильных листов мы учтем количество людей, которых придется по необходимости использовать для охраны коммуникаций по суше, между различными конфедерациями, против незаконной торговли, а их число, несомненно, возрастет со временем для обеспечения получения государственных доходов, и если мы также учтем военные учреждения, неизбежно возникающие, как показала жизнь, из ревности и конфликтов нескольких государств, на которые разделятся эти штаты, нам станет ясно: сепаратизм не менее пагубен для экономии средств, чем для спокойствия, коммерции, государственных доходов и свободы всех частей страны.
Публий [c.102]
предыдущая |
следующая |
|||
оглавление |