каталог |
М.: ГОУ ВПО «Российский университет дружбы народов»,
Межвузовский центр инноватики и социально-проектных технологий
в управлении, 2010. – 28 с.
Красным шрифтом в квадратных скобках обозначается конец текста
на соответствующей странице печатного оригинала указанного издания
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Российский университет дружбы народов»
Факультет гуманитарных и социальных наук Кафедра государственного и муниципального управления
Межвузовский центр инноватики и социально-проектных технологий в управлении
М. Н. ГРАЧЕВ
ПОЛИТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
Учебно-методическое пособие
Для студентов очной формы обучения по специальности 061000 – «Государственное и муниципальное управление»
Москва 2010
УДК 321.01 ББК С555.511я73-1
Обсуждено и утверждено на заседании кафедры государственного и муниципального управления факультета гуманитарных и социальных наук Российского университета дружбы народов 29 октября 2009 г., протокол № 4
Рекомендовано к изданию Научно-методическим советом Межвузовского центра инноватики и социально-проектных технологий в управлении 15 января 2010 г., протокол № 5
Грачев М.Н. Политические аспекты государственного управления: учебно-методическое пособие: для студентов дневной формы обучения по специальности 061000 – «Государственное и муниципальное управление» / М. Н. Грачев (сост.). – М.: ГОУ ВПО «Российский университет дружбы народов», Межвузовский центр инноватики и социально-проектных технологий в управлении, 2010. – 28 с.
Составитель: Грачев Михаил Николаевич, доктор политических наук, профессор кафедры государственного и муниципального управления факультета гуманитарных и социальных наук Российского университета дружбы народов
|
© М. Н. Грачев, составление, 2009 |
|
© Межвузовский центр инноватики и социально-проектных технологий в управлении, 2010 |
1. Цель и задачи курса
Основной целью курса «Политические аспекты государственного управления» является формирование у студентов целостного представления о современном механизме государственного управления и политики как о способе позитивного целенаправленного воздействия на важнейшие сферы социальной действительности с учетом определения эффективности принимаемых управленческих решений.
Для реализации поставленной цели в процессе преподавания курса решаются следующие задачи:
– изучение соотношения политики и государственного управления;
– исследование взаимосвязи политической власти и государственного управления;
– выявление особенностей развития государственного управления и политики как науки в различных странах;
– анализ базовых моделей разработки государственной (публичной) политики как средства согласования групповых и общественных интересов;
– выявление специфических черт основных направлений государственной политики (экономическая политика, социальная политика, национальная политика, международная политика);
– раскрытие основных причин и тенденций развития современных моделей государственного управления: нового государственного менеджмента, новой институциональной теории и концепции нового способа управления (Governance).
Курс «Политические аспекты государственного управления» входит в блок специальных дисциплин образовательной программы подготовки специалиста государственного и муниципального управления – менеджера, в рамках специальности 061000 – «Государственное и муниципальное управление» относится к дисциплинам и курсам по выбору студентов, устанавливаемым вузом (СД.В.00), носит теоретический характер.
Трудоемкость курса – 36 академических часов.
2. Организационно-методическое построение курса
Курс состоит из лекций и практических занятий (семинаров). Формат семинара – изложение и обсуждение рассматриваемой темы на основе изученной литературы. В рамках семинарской работы рекомендуются короткие выступления с докладами на заранее выбранную тему, [c. 4] комментирование и активное участие в коллективном обсуждении докладов, выполнение индивидуальных письменных заданий (научное реферирование текстов, переводы и т. д.). В рамках курса проводится два письменных тестирования (промежуточная и итоговая аттестационные работы) на основе пройденного материала и по дополнительной литературе, а также предусматривается написание творческой работы (эссе).
Структура курса включает в себя:
– лекции – 18 часов,
– семинары – 14 часов,
– промежуточная аттестация – 2 часа,
– итоговая аттестация – 2 часа.
4. Описание системы контроля знаний
4.1. Общие правила выполнения контрольных заданий
Промежуточная и итоговая аттестационные работы пишутся студентами соответственно в середине и в конце семестра. Тематика аттестационных работ соответствует тематике прослушанных студентами лекций и семинарских занятий на конкретном этапе обучения. В промежуточную аттестационную работу включаются вопросы по первой части курса, в итоговую – вопросы по всему курсу. Перечень вопросов, выносимых на каждую из аттестационных работ, доводится до сведения студентов не позднее, чем за неделю до даты проведения соответствующего письменного тестирования. Конкретные задания по аттестационным работам сообщаются каждому студенту непосредственно при тестировании.
Тематика письменных творческих работ (эссе) предлагается студентам в начале семестра. Студент вправе выбрать тему из данного перечня или предложить свою, согласовав ее с преподавателем. Не разрешается представлять одну и ту же работу более чем по одному предметному курсу. Преподаватель дает консультации по любым вопросам, касающимся проблематики итоговой творческой и текущих самостоятельных работ, в специально отведенные для этого часы (по договоренности). Творческие работы сдаются преподавателю не позднее чем за три недели до окончания учебного семестра. [c. 5]
Требования к набранным на компьютере творческим работам (эссе): шрифт Times New Roman, кегль – 14, полуторный интервал, цитирование и сноски – в соответствии с принятыми стандартами, тщательно выверенная грамматика, орфография и синтаксис. Объем работы – от 12 до 16 страниц (без учета титульного листа и списка литературы). Творческая работа не должна иметь реферативного или описательного характера, акцент должен быть сделан на аргументированном представлении студентом своей точки зрения, критической оценке рассматриваемого материала и проблематики.
4.2. Примерные типы письменных работ и форм устного контроля
На промежуточной и итоговой аттестационных работах каждому студенту предлагается индивидуальный вариант задания, содержащий два вопроса из перечня, выносимого на соответствующее тестирование. Студент имеет право заменить предложенный ему вариант задания, но при этом оценка снижается на 30% от максимального количества баллов, предусмотренных за данную работу. Повторное написание рубежной и итоговой аттестационных работ не предусматривается.
Устный контроль знаний в ходе проведения семинарских занятий предполагает оценку умения студентов вести дискуссию, аргументировать свою позицию ссылками на изученную литературу, а также их творческий подход к подготовке докладов и сообщений, которые должны представлять собой не пересказ чужих мыслей, а попытку самостоятельной концептуализации определенной, достаточно узкой и конкретной проблемы, связанной с тематикой соответствующего семинарского занятия.
4.3. Шкала оценок, итоговые оценки (методика выставления)
Действующая в Российском университете дружбы народов кредитная система обучения, соответствующая европейской системе перевода и накопления кредитов ECTS (The European Credit Transfer System), предполагает выставление студентам по итогам изучения каждой дисциплины дифференцированных оценок, балльная структура которых учитывает посещаемость лекций и активность работы на семинарских занятиях в течение семестра, результаты промежуточной и итоговой аттестационных письменных работ, а также творческой работы.
Шкала оценок определяется отведенным на каждую дисциплину количеством кредитов из расчета 36 баллов за один кредит. [c. 6]
На дисциплину «Политические аспекты государственного управления» отводится 3 кредита, что соответствует максимальной оценке 108 баллов.
Балльная структура оценки включает в себя следующие формы контроля:
– посещение лекций в течение семестра – до 18 баллов;
– активная работа на семинарах в течение семестра – до 14 баллов;
– рубежная аттестация – до 30 баллов;
– итоговая аттестация – до 30 баллов;
– творческая работа (эссе) – до 16 баллов.
Всего – до 108 баллов
Шкала оценок:
Неудовлетворительно |
Удовлетворительно |
Хорошо |
Отлично |
|||
F |
FX |
E |
D |
C |
B |
A |
Менее 37 |
37–54 |
55–63 |
64–72 |
73–90 |
91–99 |
Более 100 |
Пояснение оценок
A – выдающийся результат;
B – очень хороший результат;
C – хороший результат;
D – достаточно удовлетворительный результат;
E – отвечает минимальным требованиям удовлетворительной оценки;
FX – оценка означает, что студент может добрать баллы только до минимальной удовлетворительной оценки;
F – неудовлетворительный результат, предполагающий либо повтор курса в установленном порядке, либо представление студента к отчислению.
Все имеющиеся в письменных работах (самостоятельных, творческих) цитаты и сноски тщательно выверяются. Приводимые цитаты должны полностью совпадать с текстом оригинала: изменение грамматических форм не допускается, лакуны обозначаются. Вспомогательный аппарат письменных работ (библиографические списки, сноски, ссылки, примечания, таблицы, схемы) оформляются в соответствии с существующими стандартами (см., например: [c. 7] Грачев М.Н. Политическая коммуникация: теоретические концепции, модели, векторы развития / М. Н. Грачев. – М.: Прометей, 2004; Кэттл Ф.Д. Реорганизация государственного управления. Анализ деятельности федерального правительства / Ф. Д. Кэттл // Классики теории государственного управления: американская школа. М.: Изд-во МГУ, 2003. С. 723–745; Василенко И.А. Административно-государственное управление в странах Запада: США, Великобритания, Франция, Германия / И. А. Василенко [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.gumer.info/ bibliotek_Buks/Polit/Vasil/04.php). В конце работы дается исчерпывающий список всех использованных источников (в алфавитном порядке).
Недопустимо включать в свою работу выдержки из работ других авторов без указания на это, пересказывать чужую работу близко к тексту без отсылки к ней, использовать чужие идеи без указания первоисточника. Это касается и источников, найденных в Интернете – необходимо указывать полный адрес сайта. Все случаи плагиата должны быть исключены (в качестве такового рассматриваются не только не санкционированные нормами научной этики заимствования в курсовых и творческих работах, но и буквальные заимствования фрагментов учебной литературы в аттестационной работе). [c. 8]
Тема 1. Соотношение политики и государственного управления
Базовые методологические концепции анализа политической действительности и государственного управления: общая характеристика. Генезис и природа публичной власти и государственного управления. Способы перехода от догосударственного к государственному устройству с позиций современной науки. Организационная структура политических и административных отношений: общее и особенное. Модели соотношения политики и государственного управления в современном обществе.
Тема 2. Политическая власть и государственное управление
Политическая власть и государственное управление: понятия и их основные интерпретации в современных политических теориях. Государственное управление как система. Сравнение системных характеристик политики и управления. Органы государства и органы государственной администрации: отличительные признаки. Основные формы взаимовлияния политики и администрации.
Тема 3. Государственное управление и политика как наука
Политология государственного управления и политики: генезис и развитие. Дихотомия «политика – управление» и ее основные интерпретации в современных политических теориях. Различные подходы к изучению и практике государственного управления. Особенности развития государственного управления и политики как науки в США, Франции и Германии. Проблема соотношения государственного управления и права.
Тема 4. Государственная политика
Сущность государственной политики. Понятие системы государственной политики. «Дерево целей» государственной политики. Основные принципы и методы государственной политики, их специфика. Критерии разграничения основных видов государственной политики.
Тема 5. Разработка государственной политики
Конституционно-правовые основы государственной политики в Российской Федерации. Основные модели разработки государственной (публичной) политики. Особенности порядка принятия решений [c. 9] в органах законодательной и исполнительной власти. Модели согласования групповых и общественных интересов. Роль политических партий в процессе выработки государственной (публичной) политики. «Фабрики мысли» и Центры публичной политики.
Тема 6. Основные направления государственной политики
Сущность государственной экономической политики. Различие между экономической политикой государства в условиях плановой и рыночной экономики. Государственная социальная политика. Содержание и основные принципы государственной национальной политики. Международная политика государства. Роль отдельных институтов государственной власти в формировании и осуществлении внешней политики.
Тема 7. Концепция нового государственного менеджмента
Причины формирования концепции нового государственного менеджмента. Отличие государственного менеджмента от государственного администрирования. Соотношение политики и управления в концепции нового государственного менеджмента. Особенности интерпретации понятия «руководство» в концепции государственного менеджмента. Предпринимательский характер государственного управления и особенности понимания его эффективности в концепции нового государственного менеджмента.
Тема 8. Новая институциональная теория
Предпосылки возникновения новой институциональной теории. Отличительные методологические характеристики нового институционализма. Основные направления новой институциональной теории: общая характеристика. Трансакционные издержки: понятие, виды. Возможности и пределы применения новой институциональной теории в современной политической науке.
Тема 9. Концепция нового способа управления (Governance)
Предпосылки возникновения и теоретические источники концепции «governance». Новая постановка вопроса о соотношении политики и управления. Основные подходы к определению содержания концепции «governance». Принцип сотрудничества как основа нового способа государственного управления. Трансформация отношения к государству в концепции «governance». [c. 10]
Список обязательной и дополнительной литературы
Официальные документы
Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 года) (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30 декабря 2008 года № 6-ФКЗ, от 30 декабря 2008 года № 7-ФКЗ) // Официальный сайт компании «Консультант Плюс» [Электронный ресурс.] – Режим доступа: http://www.consultant.ru/popular/cons/
Обязательная литература
Государственная политика и управление: учебник: в 2 ч. / под ред. Л. В. Сморгунова. Часть I: Концепции и проблемы государственной политики и управления. – М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2006. – 381, [1] с.
Общая и прикладная политология / Под общ. ред. В. И. Жукова, Б. И. Краснова. – М.: МГСУ; Изд-во «Союз», 1997. – 992 с. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://grachev62.narod.ru/krasnov/contents.htm.
Дополнительная литература
Бессонова В. Что за метод такой – «Дерево целей»? / В. Бессонова // Школа Жизни.ру: Познавательный журнал. – 2008. – 27 февраля [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-12838/
Бобылев А.И. К вопросу о концепциях происхождения права и государства / А. И. Бобылев // Право и политика. – 2001. – № 11. – С. 4–19.
Василенко И.А. Административно-государственное управление в странах Запада: США, Великобритания, Франция, Германия / И. А. Василенко [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Polit/Vasil/index.php.
Васильева А.Ф. Государство как поставщик публичных услуг / А. Ф. Васильева // Право и политика. – 2008. – № 6. – С. 1336–1343.
Вебер М. Бюрократия / М. Вебер // Классики теории государственного управления: американская школа. – М.: Изд-во МГУ, 2003. С. 56–65.
Вильсон В. Наука государственного управления / В. Вильсон // Классики теории государственного управления: американская школа. – М.: Изд-во МГУ, 2003. С. 24–43. [c. 11]
Виноградова Т.И. «Хорошее политическое управление» (good governance): к вопросу о роли центров публичной политики / Т. И. Виноградова // Публичная политика – 2004: Сборник статей / Под ред. А. Ю. Сунгурова. – СПб: Норма, 2004. С. 8–19.
Гаман-Голутвина О.В. Меняющаяся роль государства в контексте реформ государственного управления: отечественный и зарубежный опыт / О. В. Гаман-Голутвина // Полис. – 2007. – № 4. С. 24–45.
Гельман В.Я. Институциональное строительство и неформальные институты в современной российской политике / В. Я. Гельман // Полис. – 2003. – № 4. – С. 6–25.
Гельман В.Я. Политические партии в России: от конкуренции – к иерархии / В. Я. Гельман // Полис. – 2008. – № 5. – С. 135–152.
Грачев М.Н. Актуальные проблемы политической науки / М. Н. Грачев, Ю. В. Ирхин. – М.: Экономическая демократия, 1996. С. 50–64 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://grachev62.narod.ru/grachev_irhin/chapt04.htm.
Дахин А.В. Система власти в России в 2000-х годах и модели политического управления регионами / А. В. Дахин // Полис. – 2009. – № 2. – С. 52–59.
Дегтярев А.А. Процесс принятия и осуществления решений в публично-государственной политике: динамический цикл и его основные фазы / А. А. Дегтярев // Полис. – 2004. – № 4. – С. 158–168.
Ефимов И.А. Принятие решений в Государственной Думе как политико-управленческий цикл / И. А. Ефимов // Право и политика. – 2008. – № 8. – С. 1861–1865.
Жиделев В.А. Государственная власть как правовая категория / В. А. Жиделев // Право и политика. – 2007. – № 6. – С. 11–15.
Затонский В.А. Функции государства: общетеоретический аспект / В. А. Затонский // Право и политика. – 2005. – № 9. – С. 34–39.
Иванчук Н.В. Governance-парадигма: методологический и практический потенциал / Н. В. Иванчук // ЧиновникЪ. – 2005. – № 5 (39) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://chinovnik.uapa.ru/modern/article.php?id=609.
Калинина Л.Е. Анализ структуры федеральных органов исполнительной власти / Л. Е. Калинина // Право и политика. – 2008. – № 10. – С. 2326–2328.
Киселев И.Ю. Образ государства как фактор принятия внешнеполитических решений / И. Ю. Киселев, А. Г. Смирнова // Полис. 2004. № 4. С. 116–125.
Клименко А.В. Механизмы нового государственного управления и модернизированной бюрократии в концепции административной реформы / А. В. Клименко // ЧиновникЪ. – 2005. – № 5 (39) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://chinovnik.uapa.ru/modern/article.php?id=605. [c. 12]
Кокорев Ю.Ю. Современная политико-правовая оценка происхождения государства / Ю. Ю. Кокорев // Право и политика. – 2008. – № 8. – С. 1831–1840.
Кэттл Ф.Д. Реорганизация государственного управления. Анализ деятельности федерального правительства / Ф. Д. Кэттл // Классики теории государственного управления: американская школа. М.: Изд-во МГУ, 2003. С. 723–745.
Меркурьев А.В. Структуры гражданского общества в социальном механизме формирования и реализации государственного управления / А. В. Меркурьев // Право и политика. – 2008. – № 12. – C. 2884–2890.
Мишелетти М. Государственное управление в демократическом обществе. / М. Мишелетти. – СПб.: Петро-РИФ, 1998. – 34 с.
Перегудов С.П. Гражданское общество как субъект публичной политики / С. П. Перегудов // Полис. – 2006. – № 2. – С. 139–150.
Перегудов С.П. Трипартистские институты на Западе и в России: проблемы обновления / С. П. Перегудов // Полис. – 2007. – № 3. – С. 78–91.
Розин В.М. Два взгляда на природу власти (власть как психологический и институциональный феномен и как дискурс) / В. М. Розин // Право и политика. – 2000. – № 3. – С. 23–30.
Саханова А.Н. Новая парадигма государственного управления «Good Governance»: пример Японии как перспектива для стран СНГ / А. Н. Саханова // Менеджмент в России и за рубежом. – 2004. – № 1 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.mevriz.ru/articles/2004/1/1141.html.
Скоробогатов А. Институты как фактор порядка и как источник хаоса: неоинституционально-посткейнсианский анализ / А. Скоробогатов // Вопросы экономики. – 2006. – № 8. – С. 102–118.
Сморгунов Л.В. Сравнительный анализ политико-административных реформ: от нового государственного менеджмента к концепции «governance» / Л. В. Сморгунов // Полис. – 2003. – № 4. – С. 50–58.
Соловьев А.И. Колебательно-маятниковый механизм принятия государственных решений: к обоснованию когнитивной модели / А. И. Соловьев // Полис. – 2005. – № 5. – С. 6–22; № 6. – С. 31–52.
Тейлор Ф.У. Научный менеджмент / Ф. У. Тейлор // Классики теории государственного управления: американская школа. – М.: Изд-во МГУ, 2003. С. 47–50.
Уайт Л.Д. Введение в науку государственного управления / Л. Д. Уайт // Классики теории государственного управления: американская школа. – М.: Изд-во МГУ, 2003. С. 63–74. [c. 13]
«Фабрики мысли» и Центры публичной политики: международный и первый российский опыт / Под ред. А. Ю. Сунгурова. – СПб.: Норма, 2002. – 176 с. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.strategy-spb.ru/portal/files/ThinkTanks-2002.doc.
Фредериксон Г. Дж. Путь к новому государственному управлению / Г. Дж. Фредериксон // Классики теории государственного управления: американская школа. М.: Изд-во МГУ, 2003. С. 423–441.
Халий И.А. Экологическое общественное движение и власть: формы взаимодействия / И. А. Халий // Полис. – 2008. – № 2. – С. 130–139.
Хвощин А.А. Экономический федерализм и вопросы повышения эффективности государственного управления в федеративном государстве / А. А. Хвощин // Право и политика. – 2004. – № 2. – С. 42–46.
Хлопин А.Д. Деформализация правил: причина или следствие институциональных ловушек? / А. Д. Хлопин // Полис. – 2004. – № 6. –С. 6–15.
Ходырева С.Ю. Неоинституциональный анализ политики: методологические основания / С. Ю. Ходырева // Цивилизация и человек: проблемы развития. – Новочеркасск: Южно-Российский государственный технический университет (Новочеркасский политехнический институт), 2005. – С. 130–138.
Чечулина А.А. Сущность государственной власти / А. А. Чечулина // Право и политика. – 2005. – № 10. – С. 39–47. [c. 14]
№ п/п |
Тема |
Лекции |
Семинары |
Всего |
1. |
Соотношение политики и государственного управления |
2 |
2 |
4 |
2. |
Политическая власть и государственное управление |
2 |
2 |
4 |
3. |
Государственное управление и политика как наука |
2 |
2 |
4 |
4. |
Государственная политика |
2 |
2 |
4 |
5. |
Разработка государственной политики |
2 |
– |
2 |
6. |
Основные направления государственной политики |
2 |
2 |
4 |
7. |
Концепция нового государственного менеджмента |
2 |
2 |
4 |
8. |
Новая институциональная теория |
2 |
2 |
4 |
9. |
Концепция нового способа управления (Governance) |
2 |
– |
2 |
|
Промежуточная аттестация |
|
|
2 |
|
Итоговая аттестация |
|
|
2 |
|
Итого |
18 |
14 |
36 |
[c. 15]
Тематика семинаров по курсу «Политические аспекты государственного управления» составлена в соответствии с принципом дополнения лекционных занятий, углубления и закрепления полученных на них знаний. По усмотрению преподавателя занятия могут проводиться как в форме обсуждения заданных планом вопросов, так и в форме обсуждения докладов.
Цель семинаров – последовательное и систематичное изучение базовых концепций теории политической коммуникации с учетом их логической взаимосвязи.
Задачи семинаров – научить студентов соотносить положения теории политической коммуникации с контекстом текущего политического процесса, стимулировать у них самостоятельное, углубленное изучение предмета.
Оценка работы студентов на семинарских занятиях осуществляется с учетом их творческого подхода к подготовке докладов и сообщений, умения формулировать, аргументировать и излагать свои мысли по конкретной проблематике в рамках выносимых на обсуждение вопросов.
Занятие 1. Соотношение политики и государственного управления
1. Генезис и природа публичной власти и государственного управления.
2. Организационная структура политических и административных отношений: общее и особенное.
3. Модели соотношения политики и государственного управления в современном обществе.
Обязательная литература
Государственная политика и управление: учебник: в 2 ч. / под ред. Л. В. Сморгунова. Часть I: Концепции и проблемы государственной политики и управления. – М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2006. С. 11–23.
Дополнительная литература
Бобылев А.И. К вопросу о концепциях происхождения права и государства / А. И. Бобылев // Право и политика. – 2001. – № 11. – С. 4–19. [c. 16]
Кокорев Ю.Ю. Современная политико-правовая оценка происхождения государства / Ю. Ю. Кокорев // Право и политика. – 2008. – № 8. – С. 1831–1840.
Меркурьев А.В. Структуры гражданского общества в социальном механизме формирования и реализации государственного управления / А. В. Меркурьев // Право и политика. – 2008. – № 12. – C. 2884–2890.
Перегудов С.П. Гражданское общество как субъект публичной политики / С. П. Перегудов // Полис. – 2006. – № 2. – С. 139–150.
Розин В.М. Два взгляда на природу власти (власть как психологический и институциональный феномен и как дискурс) / В. М. Розин // Право и политика. – 2000. – № 3. – С. 23–30.
Занятие 2. Политическая власть и государственное управление
1. Политическая власть и государственное управление: понятия и их основные интерпретации в современных политических теориях.
2. Государственное управление как система. Сравнение системных характеристик политики и управления.
3. Органы государства и органы государственной администрации: отличительные признаки. Основные формы взаимовлияния политики и администрации.
Обязательная литература
Государственная политика и управление: учебник: в 2 ч. / под ред. Л. В. Сморгунова. Часть I: Концепции и проблемы государственной политики и управления. – М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2006. С. 22–37.
Дополнительная литература
Дахин А.В. Система власти в России в 2000-х годах и модели политического управления регионами / А. В. Дахин // Полис. – 2009. – № 2. – С. 52–59.
Жиделев В.А. Государственная власть как правовая категория / В. А. Жиделев // Право и политика. – 2007. – № 6. – С. 11–15.
Калинина Л.Е. Анализ структуры федеральных органов исполнительной власти / Л. Е. Калинина // Право и политика. – 2008. – № 10. – С. 2326–2328.
Чечулина А.А. Сущность государственной власти / А. А. Чечулина // Право и политика. – 2005. – № 10. – С. 39–47. [c. 17]
Занятие 3. Государственное управление и политика как наука
1. Политология государственного управления и политики: генезис и развитие.
2. Дихотомия «политика – управление» и ее основные интерпретации в современных политических теориях.
3. Особенности развития государственного управления и политики как науки в США, Франции и Германии.
Обязательная литература
Государственная политика и управление: учебник: в 2 ч. / под ред. Л. В. Сморгунова. Часть I: Концепции и проблемы государственной политики и управления. – М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2006. С. 52–60.
Дополнительная литература
Василенко И.А. Административно-государственное управление в странах Запада: США, Великобритания, Франция, Германия / И. А. Василенко [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Polit/Vasil/index.php.
Вебер М. Бюрократия / М. Вебер // Классики теории государственного управления: американская школа. – М.: Изд-во МГУ, 2003. С. 56–65.
Вильсон В. Наука государственного управления / В. Вильсон // Классики теории государственного управления: американская школа. – М.: Изд-во МГУ, 2003. С. 24–43.
Тейлор Ф.У. Научный менеджмент / Ф. У. Тейлор // Классики теории государственного управления: американская школа. – М.: Изд-во МГУ, 2003. С. 47–50.
Уайт Л.Д. Введение в науку государственного управления / Л. Д. Уайт // Классики теории государственного управления: американская школа. – М.: Изд-во МГУ, 2003. С. 63–74.
Занятие 4. Государственная политика
1. Государственная политика: понятие, сущность. Система государственной политики.
2. Основные принципы и методы государственной политики, их специфика.
3. Критерии разграничения основных видов государственной политики. [c. 18]
Обязательная литература
Государственная политика и управление: учебник: в 2 ч. / под ред. Л. В. Сморгунова. Часть I: Концепции и проблемы государственной политики и управления. – М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2006. С. 65–77.
Общая и прикладная политология / Под общ. ред. В. И. Жукова, Б. И. Краснова. – М.: МГСУ; Изд-во «Союз», 1997. – С. 59–79 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://grachev62.narod.ru/krasnov/ch_05.htm , 412–426 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://grachev62.narod.ru/krasnov/ch_24.htm , 444–458 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://grachev62.narod.ru/krasnov/ch_26.htm .
Дополнительная литература
Бессонова В. Что за метод такой – «Дерево целей»? / В. Бессонова // Школа Жизни.ру: Познавательный журнал. – 2008. – 27 февраля [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-12838/
Затонский В.А. Функции государства: общетеоретический аспект / В. А. Затонский // Право и политика. – 2005. – № 9. – С. 34–39.
Мишелетти М. Государственное управление в демократическом обществе. / М. Мишелетти. – СПб.: Петро-РИФ, 1998. – 34 с.
Занятие 5. Основные направления государственной политики
1. Сущность государственной экономической политики. Различие между экономической политикой государства в условиях плановой и рыночной экономики.
2. Государственная социальная политика.
3. Содержание и основные принципы государственной национальной политики. Международная политика государства.
4. Роль отдельных институтов государственной власти в формировании и осуществлении внешней политики.
Обязательная литература
Государственная политика и управление: учебник: в 2 ч. / под ред. Л. В. Сморгунова. Часть I: Концепции и проблемы государственной политики и управления. – М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2006. С. 107–155.
Общая и прикладная политология / Под общ. ред. В. И. Жукова, Б. И. Краснова. – М.: Изд-во «Союз», 2002. С. 81–97 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://grachev62.narod.ru/krasnov/ch_06.htm ; [c. 19] 98–116 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://grachev62.narod.ru/krasnov/ch_07.htm , 117–131 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://grachev62.narod.ru/krasnov/ch_08.htm .
Дополнительная литература
Киселев И.Ю. Образ государства как фактор принятия внешнеполитических решений / И. Ю. Киселев, А. Г. Смирнова // Полис. 2004. № 4. С. 116–125.
Халий И.А. Экологическое общественное движение и власть: формы взаимодействия / И. А. Халий // Полис. – 2008. – № 2. – С. 130–139.
Хвощин А.А. Экономический федерализм и вопросы повышения эффективности государственного управления в федеративном государстве / А. А. Хвощин // Право и политика. – 2004. – № 2. – С. 42–46.
Занятие 6. Концепция нового государственного менеджмента
1. Причины формирования концепции нового государственного менеджмента. Отличие государственного менеджмента от государственного администрирования.
2. Соотношение политики и управления и особенности интерпретации понятия «руководство» в концепции государственного менеджмента.
3. Предпринимательский характер государственного управления и особенности понимания его эффективности в концепции нового государственного менеджмента.
Обязательная литература
Государственная политика и управление: учебник: в 2 ч. / под ред. Л. В. Сморгунова. Часть I: Концепции и проблемы государственной политики и управления. – М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2006. С. 212–222.
Дополнительная литература
Васильева А.Ф. Государство как поставщик публичных услуг / А. Ф. Васильева // Право и политика. – 2008. – № 6. – С. 1336–1343.
Гаман-Голутвина О.В. Меняющаяся роль государства в контексте реформ государственного управления: отечественный и зарубежный опыт / О. В. Гаман-Голутвина // Полис. – 2007. – № 4. С. 24–45.
Клименко А.В. Механизмы нового государственного управления и модернизированной бюрократии в концепции административной реформы / А. В. Клименко // ЧиновникЪ. – 2005. – № 5 (39) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://chinovnik.uapa.ru/modern/article.php?id=605. [c. 20]
Кэттл Ф.Д. Реорганизация государственного управления. Анализ деятельности федерального правительства / Ф. Д. Кэттл // Классики теории государственного управления: американская школа. М.: Изд-во МГУ, 2003. С. 723–745.
Фредериксон Г. Дж. Путь к новому государственному управлению / Г. Дж. Фредериксон // Классики теории государственного управления: американская школа. М.: Изд-во МГУ, 2003. С. 423–441.
Занятие 7. Новая институциональная теория
1. Предпосылки возникновения новой институциональной теории. Отличительные методологические характеристики нового институционализма.
2. Основные направления новой институциональной теории: общая характеристика.
3. Возможности и пределы применения новой институциональной теории в современной политической науке.
Обязательная литература
Государственная политика и управление: учебник: в 2 ч. / под ред. Л. В. Сморгунова. Часть I: Концепции и проблемы государственной политики и управления. – М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2006. С. 224–232.
Дополнительная литература
Хлопин А.Д. Деформализация правил: причина или следствие институциональных ловушек? / А. Д. Хлопин // Полис. – 2004. – № 6. –С. 6–15.
Гельман В.Я. Институциональное строительство и неформальные институты в современной российской политике / В. Я. Гельман // Полис. – 2003. – № 4. – С. 6–25.
Скоробогатов А. Институты как фактор порядка и как источник хаоса: неоинституционально-посткейнсианский анализ / А. Скоробогатов // Вопросы экономики. – 2006. – № 8. – С. 102–118.
Ходырева С.Ю. Неоинституциональный анализ политики: методологические основания / С. Ю. Ходырева // Цивилизация и человек: проблемы развития. – Новочеркасск: Южно-Российский государственный технический университет (Новочеркасский политехнический институт), 2005. – С. 130–138. [c. 21]
1. Способы перехода от догосударственного к государственному устройству с позиций современной политической науки
2. Особенности организационной структуры политических и административных отношений.
3. Модели соотношения политики и управления.
4. Механизм взаимодействия государственной администрации и политической власти.
5. Особенности современной структуры федеральных органов исполнительной власти в Российской Федерации.
6. Особенности развития науки государственного управления в США.
7. Особенности развития науки государственного управления во Франции.
8. Особенности развития науки государственного управления в Германии.
9. Основные принципы и методы государственной политики.
10. Государственное управление и общественная политика в демократическом обществе.
11. Модели разработки государственной (публичной) политики.
12. Роль политических партий в процессе выработки государственной (публичной) политики.
13. «Фабрики мысли» и Центры публичной политики: зарубежный и первый российский опыт.
14. Особенности государственной экономической политики в Российской Федерации в начале XXI в.
15. Механизмы реализации государственной социальной политики в Российской Федерации в начале XXI в.
16. Актуальные проблемы национальной политики в Российской Федерации в начале XXI в.
17. Роль институтов государственной власти в формировании и осуществлении внешней политики.
18. Концепция нового государственного менеджмента: критический анализ.
19. Предпосылки возникновения и основные направления новой институциональной теории.
20. Новая постановка вопроса о соотношении политики и управления в концепции «governance». [c. 22]
Задания для самостоятельной работы по тематике курса
Тема 1. Соотношение политики и государственного управления
1. Раскройте способы перехода от догосударственного к государственному устройству с позиций современной политической науки.
2. Определите, что объединяет политику и государственное управление.
3. Назовите различия в организационной структуре политических и административных отношений.
4. Охарактеризуйте основные модели соотношения политики и управления.
5. Назовите возможные пути противодействия со стороны современного гражданского общества тенденциям присвоения административной власти.
Тема 2. Политическая власть и государственное управление
1. Раскройте содержание основных интерпретации понятий «политическая власть» и «государственное управление» с позиций современных политических теорий.
2. Назовите свойства политической власти, которые проявляются в государственном управлении.
3. Обоснуйте тезис о производности государственной администрации от политической власти.
4. Раскройте основные формы взаимовлияния политики и администрации.
5. Охарактеризуйте отличительные признаки политических органов государства и органов государственной администрации.
Тема 3. Государственное управление и политика как наука
1. Раскройте суть теоретической дихотомии «политика – управление».
2. Охарактеризуйте соотношение политической науки и науки государственного управления.
3. Выявите различия в тенденциях развития науки о государственном управлении в США, Франции и Германии?
4. Оцените соотношения между правом и государственным управлением с позиций современной политической науки. [c. 23]
Тема 4. Государственная политика
1. Определите понятие «система государственной политики».
2. Охарактеризуйте концепцию «дерева целей» государственной политики.
3. Назовите основные принципы государственной политики.
4. Перечислите основные методы государственной политики и раскройте их специфику.
5. Выявите критерии разграничения основных видов государственной политики.
Тема 5. Разработка государственной политики
1. Охарактеризуйте конституционно-правовые основы государственной политики в Российской Федерации.
2. Раскройте содержание процесса разработки государственной (публичной) политики.
3. Выявите отличительные особенности в порядке принятия решений органами законодательной и исполнительной власти.
5. Перечислите модели согласования групповых и общественных интересов.
6. Охарактеризуйте роль политических партий в процессе выработки политики.
7. Выявите отличия Центров публичной политики от «фабрик мысли».
Тема 6. Основные направления государственной политики
1. Охарактеризуйте различие между экономической политикой государства в условиях плановой и рыночной экономики.
2. Определите конституционные основы социальной политики российского государства.
3. Выявите содержание и основные принципы государственной национальной политики.
4. Раскройте содержание понятия «международная политика»?
5. Оцените роль отдельных институтов государственной власти в формировании и осуществлении внешней политики.
Тема 7. Концепция нового государственного менеджмента
1. Назовите причины формирования концепции нового государственного менеджмента. [c. 24]
2. Выявите отличия государственного менеджмента от государственного администрирования.
3. Раскройте особенности соотношения политики и управления с точки зрения концепции нового государственного менеджмента?
4. Определите специфику употребления понятия «руководство» в концепции государственного менеджмента.
5. Раскройте суть предпринимательского характера государственного управления и оценки его эффективности с позиций концепции нового государственного менеджмента.
Тема 8. Новая институциональная теория
1. Назовите предпосылки возникновения новой институциональной теории.
2. Определите отличительные методологические характеристики нового институционализма.
3. Перечислите основные направления новой институциональной теории.
4. Дайте определение трансакционных издержек и назовите их основные виды.
5. Охарактеризуйте перспективы применения новой институциональной теории в современной политической науке.
Тема 9. Концепция нового способа управления (Governance)
1. Назовите основные причины привели к возникновению концепции «governance».
2. Раскройте суть нового решения проблемы соотношения политики и управления в этой концепции.
3. Охарактеризуйте основные подходы к определению содержания концепции «governance».
4. Определите значение принципа сотрудничества в новой концепции государственного управления.
5. Охарактеризуйте отношение к государству с позиций концепции «governance». [c. 25]
Перечень вопросов к промежуточной и итоговой аттестациям
1. Базовые методологические концепции анализа политической действительности и государственного управления: общая характеристика.
2. Генезис и природа публичной власти и государственного управления. Способы перехода от догосударственного к государственному устройству с позиций современной науки.
3. Организационная структура политических и административных отношений: общее и особенное.
4. Модели соотношения политики и государственного управления в современном обществе.
5. Политическая власть и государственное управление: понятия и их основные интерпретации в современных политических теориях.
6. Государственное управление как система. Сравнение системных характеристик политики и управления.
7. Органы государства и органы государственной администрации: отличительные признаки.
8. Основные формы взаимовлияния политики и администрации.
9. Политология государственного управления и политики: генезис и развитие.
10. Дихотомия «политика / управление» и ее основные интерпретации в современных политических теориях.
11. Особенности развития науки о государственном управлении в США.
12. Особенности развития науки о государственном управлении во Франции.
13. Особенности развития науки о государственном управлении в Германии.
14. Проблема соотношения государственного управления и права с позиций современной политической науки.
15. Сущность государственной политики. Понятие системы государственной политики.
16. Концепция «дерева целей» государственной политики.
17. Основные принципы и методы государственной политики, их специфика.
18. Критерии разграничения основных видов государственной политики.
19. Конституционно-правовые основы государственной политики в Российской Федерации.
20. Основные модели разработки государственной (публичной) политики. [c. 26]
21. Особенности порядка принятия решений в органах законодательной и исполнительной власти.
22. Модели согласования групповых и общественных интересов.
23. Роль политических партий в процессе выработки государственной (публичной) политики.
24. «Фабрики мысли» и Центры публичной политики, их роль в выработке государственной (публичной) политики.
25. Сущность государственной экономической политики. Различие между экономической политикой государства в условиях плановой и рыночной экономики.
26. Государственная социальная политика: содержание, основные принципы.
27. Содержание и основные принципы государственной национальной политики.
28. Сущность международной политики государства. Роль отдельных институтов государственной власти в формировании и осуществлении внешней политики.
29. Причины формирования концепции нового государственного менеджмента. Отличие государственного менеджмента от государственного администрирования.
30. Соотношение политики и управления в концепции нового государственного менеджмента.
31. Особенности интерпретации понятия «руководство» в концепции государственного менеджмента.
32. Предпринимательский характер государственного управления и особенности понимания его эффективности концепции нового государственного менеджмента.
33. Предпосылки возникновения новой институциональной теории. Отличительные методологические характеристики нового институционализма.
34. Основные направления новой институциональной теории: общая характеристика. Возможности и пределы применения новой институциональной теории в современной политической науке.
35. Предпосылки возникновения, теоретические источники основные подходы к определению содержания концепции «governance».
36. Принцип сотрудничества как основа нового способа государственного управления. Трансформация отношения к государству в концепции «governance».
Примечание. Вопросы по первой части курса (1–18) выносятся на промежуточную и итоговую аттестации, вопросы по второй части курса (19–36) – на итоговую аттестацию. [c. 27]
|
||||
каталог |