предыдущая |
следующая |
|||
содержание |
М.: НОУ МЭЛИ, 2000. – 292 с.
Красным шрифтом в квадратных скобках обозначается конец текста на соответствующей странице печатного оригинала указанного издания
6. ОБЪЕДИНЕНИЕ “ЯБЛОКО”
Исторический предшественник общественного объединения “Яблоко” – избирательный блок “Явлинский – Болдырев – Лукин” был образован в октябре 1993 г. Г.А.Явлинским, Ю.Ю.Болдыревым и В.П.Лукиным в ходе подготовки к выборам депутатов Государственной Думы I созыва. Создание Общероссийского общественного объединения “Яблоко” было провозглашено на учредительной конференции, состоявшейся 5-6 января 1995 г. Устав объединения был зарегистрирован Министерством юстиции РФ 10 февраля 1995 г., новая редакция устава Общероссийской политической общественной организации “Объединение “Яблоко”” с изменениями и дополнениями, связанными с получением статуса политического общественного объединения, – 25 июня 1998 г. (свидетельство о регистрации № 3112). Председатель Объединения – Явлинский Григорий Алексеевич.
В избирательной кампании по выборам депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации III созыва “Яблоко” участвовало как самостоятельное избирательное объединение. Федеральный список кандидатов в депутаты (зарегистрирован Центральной избирательной комиссией Российской Федерации 15 октября 1999 г., постановление № 24/285 – 3), возглавили: Явлинский Григорий Алексеевич, депутат Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации II созыва, руководитель депутатской фракции “Яблоко”, Председатель Объединения “Яблоко”; Степашин Сергей Вадимович, 1952 года рождения, военнослужащий; Лукин Владимир Петрович, 1937 года рождения, депутат Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации II созыва, председатель Комитета Государственной Думы по международным делам, первый заместитель Председателя Объединения “Яблоко”.
Краткие биографии лидеров
Явлинский Григорий Алексеевич родился 10 апреля 1952 г. в г. Львове Украинской ССР. В 1968 г., окончив девятый класс средней школы, стал работать экспедитором на Львовском почтамте, затем – учеником электромонтера, слесарем-электриком на Львовском стекольном заводе “Радуга”, продолжив обучение в вечерней школе. В 1969–1973 гг. – студент, в 1973–1976 гг. – аспирант Московского института народного хозяйства им. Г.В.Плеханова. После окончания аспирантуры вначале работал старшим инженером, а с 1977 по 1980 г. – старшим научным сотрудником Всесоюзного научно– исследовательского института управления угольной промышленностью. В 1980–1982 г. – исполняющий обязанности заместителя начальника сектора отдела организации труда и заработной платы в промышленности, исполняющий обязанности заместителя начальника сектора отдела общих проблем труда НИИ труда, в 1982–1984 гг. – заведующим сектором управления трудом отдела общих проблем труда НИИ труда. В 1984–1985 гг. – заместитель начальника сводного Отдела по труду и социальным вопросам, в 1985–1988 гг. – заместитель начальника Отдела совершенствования управления, в 1988–1989 гг. – начальник управления социального развития и народонаселения Государственного комитета СССР по труду и социальным вопросам. Летом 1989 г. был приглашен заместителем председателя Совета Министров СССР Л. И. Абалкиным на должность начальника отдела и одновременно секретаря Государственной комиссии Совета Министров СССР по экономической реформе. Получил широкую известность как один из разработчиков программы “500 дней”. В 1990 г. был назначен заместителем Председателя Совета Министров РСФСР, одновременно выступил создателем Центра экономических и политических исследований (ЭПИцентра). В октябре 1990 г., после того как Верховный Совет СССР практически отверг программу “500 дней”, подал в отставку с поста заместителя Председателя Совета министров России. В январе 1991 г. был назначен экономическим советником Председателя Совета Министров России, одновременно работал в ЭПИЦентре. Весной 1991 г. был назначен членом Высшего экономического совета Казахстана – консультативного органа при президенте республики Нурсултане Назарбаеве. 28 августа 1991 г. стал заместителем председателя Комитета по оперативному управлению народным хозяйством СССР, ответственным за экономическую реформу. В 1992 г. как руководитель “ЭПИЦентра” по договору с администрацией Нижегородской области возглавлял работу по подготовке региональной программу реформ. В октябре 1993 г. возглавил избирательный блок “Явлинский – Болдырев – Лукин”. Депутат Государственной Думы Федерального Собрания РФ I (1993–1995) и II (1995–1999) созывов, руководитель депутатской фракции “Яблоко”. С января 1995 г. – Председатель Общероссийского общественного объединения “Яблоко” В 1996 г. баллотировался кандидатом на должность Президента РФ, по итогам состоявшегося 16 июня 1996 г. первого тура голосования получил поддержку 5,5 млн. избирателей, заняв четвертое рейтинговое место (после Б. Н. Ельцина, Г. А. Зюганова и А. И. Лебедя). Автор более 50 научных работ. Женат, имеет двух сыновей. [c.38]
Степашин Сергей Вадимович родился 2 марта 1952 г. в г. Порт-Артуре (Китайская Народная Республика). В 1973 г. окончил Высшее политическое училище МВД СССР, в 1981 г. – Военно-политическую академию им. В.И.Ленина. В 1973–1981 гг. служил во внутренних войсках МВД СССР. В 1981–1990 гг. – на преподавательской работе в Высшем политическом училище МВД СССР. В 1990 г. был избран народным депутатом РСФСР. В 1991–1992 гг. – заместитель генерального директора Агентства федеральной безопасности РФ – начальник управления АФБ по городу Санкт-Петербургу и Ленинградской области. В 1992–1993 гг. – заместитель министра безопасности, с сентября по декабрь 1993 г. – первый заместитель министра безопасности РФ. С декабря 1993 г. по март 1994 г. – первый заместитель директора Федеральной службы контрразведки РФ, с марта 1994 – по июнь 1995 гг. – директор Федеральной службы контрразведки РФ. В ноябре 1995 г. был назначен начальником административного департамента аппарата Правительства РФ. В 1994–1995 гг. – член Совета Безопасности, с 1996 г. – член Совета обороны РФ. С июля 1997 г. по апрель 1998 г. – Министр юстиции РФ. С апреля 1998 г. по апрель 1999 г. – Министр внутренних дел РФ (во время правительственного кризиса в августе-сентябре 1998 г. – исполняющий обязанности Министра внутренних дел РФ). 27 апреля 1999 г. был назначен первым заместителем Председателя Правительства РФ, 12 мая 1999 г. – исполняющим обязанности Председателя Правительства РФ, 19 мая 1999 г. – Председателем Правительства РФ. 9 августа 1999г. Указом Президента РФ освобожден от должности Председателя Правительства РФ.
Лукин Владимир Петрович родился 13 июля 1937 г. в Омске. В 1959 г окончил Московский государственный педагогический институт, в 1965 г. ~ аспирантуру Института мировой экономики и международных отношений АН СССР. Доктор экономических наук, профессор. В 1960–1961 гг. – работал научным сотрудником Музея Революции СССР, в 1964–1965 гг. – научным сотрудником Института мировой экономики и международных отношений (ИМЭМО). С 1965 по 1968 г. работал в Праге старшим референтом чехословацкой редакции журнала “Проблемы мира и социализма”, откуда был отозван за протест против подавления демократического движения в Чехословакии. В 1968–1987 гг. – заведующий сектором дальневосточной политики Института США и Канады АН СССР. В 1987–1989 гг. – заведующий отделом управления стран Тихого океана и Юго-Восточной Азии, заместитель начальника – заведующий отделом Управления оценок и планирования МИД СССР. В 1989–1990 гг. – руководитель группы анализа и прогнозирования при Секретариате Верховного Совета СССР. В 1990 г. был избран народным депутатом РСФСР, в 1990–1992 гг. – председатель Комитета Верховного Совета РФ по международным делам и внешнеэкономическим связям. С марта 1992 по январь 1994 г. – Чрезвычайный и Полномочный Посол РФ в США. Депутат Государственной Думы Федерального Собрания РФ I (1993–1995) и II (1995–1999) созывов. С января 1996 г. по декабрь 1999 г. – Председатель Комитета Государственной Думы по международным делам. Женат, имеет двух сыновей и внука. [c.39]
БУДУЩЕЕ. ДОВЕРИЕ. БЕЗОПАСНОСТЬ
Предвыборная программа “ЯБЛОКА” на выборах депутатов Государственной Думы 1999 года
Одобрена VII съездом Объединения “Яблоко”, 1999 г
Источник: http://www.yabloko.ru/Union/Program/prog-99.html
“Яблоко” в современной политике
Основные пункты экономической программы “Яблока”:
1. Восстановление доверия к государству
2. Снижение налогов и налоговая реформа
3. Наведение порядка в использовании бюджетных средств
4. Промышленная политика и стимулирование инвестиций
5. Укрепление конкурентных рынков и “эффективного” собственника
6. Реформа госаппарата и борьба с коррупцией
7. Снижение нагрузки внешнего долга
Укрепление структур правового государства
Борьба с международным и внутренним терроризмом и бандитизмом
Свобода слова и средств массовой информации
“Яблоко” в современной политике
Базовые политические принципы, ценности и приоритеты “Яблока”, сформулированные в 1993–1996 годах, остаются неизменными. Сегодня “Яблоко” – узнаваемая партия с ясными политическими позициями.
“Яблоко” – демократическая, гражданская партия. В жизни и в политике для нас непреложен приоритет человека и важнейших человеческих ценностей – добра, любви и нравственности. В общественной сфере эти ценности отражают принципы народовластия, гражданских свобод и разделения властей. В экономической сфере мы за современную рыночную экономику с сильной социальной политикой и минимальным, но эффективным государственным регулированием. Мы стремимся к тому, чтобы Россия была процветающей страной, впервые в своей истории использовавшей свои огромные природные богатства на благо всех ее жителей и каждого гражданина в отдельности. [c.39]
“Яблоко” – демократическая оппозиция нынешней власти. Мы против политики, платой за которую стал развал экономических связей, обороноспособности и систем безопасности на территории бывшего СССР. Мы против постоянных попыток решать политические проблемы силовым и кровавым путем; создания в стране коррумпированного экономического режима; практики закрепления в Конституции режима личной власти и тенденции к превращению президента в монарха с неограниченной властью; выведения силовых министерств и структур из-под контроля не только парламента, но и правительства; поощрения авторитарных режимов в субъектах федерации; назначения должностных лиц по принципу личной преданности; перетекания власти к теневым фигурам; терпимости к фактам коррупции и беззакония в государственных органах; беспринципного потакания национал-популистам; многочисленных конфузов на международной арене.
“Яблоко” – социально ориентированное движение. Мы выступаем за сильную социальную политику государства не только потому, что для нас это – безусловное нравственное обязательство, но и потому, что она может и должна служить мотором для экономики, смыслом и целью экономической политики. В этом наше принципиальное отличие от радикал-демократов, которые рассматривают социальную сферу только как систему социальной защиты и досадную помеху на пути макроэкономических преобразований.
Мы – реформаторы. В отличие от коммунистов мы считаем, что реформы необходимы. В отличие от радикал-реформаторов – мы против тех методов, которыми реформы проводились до сих пор, начиная с 1992 года. За предыдущие попытки реформ народ России заплатил слишком большую цену. Зачем нужны реформы, которые приводят лишь к ухудшению жизни большинства населения? Мы выступаем за реформы для большинства, а не для узкой прослойки, нацеленной на быстрое обогащение.
Мы – государственники. Мы считаем, что никакая самая разумная экономическая политика не принесет результата в условиях распада государственных структур. Наша цель – создание в России дееспособного государства, способного защитить права граждан, эффективно противостоять коррупции и криминалу.
Мы – патриоты, но не национал-популисты. В отличие от разного рода демагогов мы считаем неприличным кричать и политически спекулировать очень личным чувством – своей любовью к Родине. Мы уважаем такое чувство у граждан всех стран и национальностей. Наша цель – процветание России. Но мы против того, чтобы величие российского государства строилось на крови и костях людей. Для нас Великая Россия – это прежде всего благополучие и безопасность граждан. Это не только мощная армия, но и современное высокого класса общедоступное образование, медицина, безопасность, эффективная экономика и реальная федерация. Таково наше понимание патриотизма, противоположное агрессивному национал-популизму, разжиганию этнической розни в нашей многонациональной стране.
“Яблоко” против радикализма любого толка. Для нас неприемлем избранный радикальными демократами-”большевиками” путь революционной ломки устоявшегося жизненного уклада. Нам чуждо тотальное отрицание прошлого. Но мы не относим к наследникам этой истории только тех, кто сегодня называет себя коммунистами. Мы хотим сохранить связь времен. Наше отношение к коммунистам продиктовано, с одной стороны, неприятием их идеологии и политической практики, с другой – уважением к той части российского общества, которая не смогла либо не захотела изменить свои взгляды в соответствии с жизненными реальностями. Коммунисты всегда будут нашими оппонентами, мы против их прихода к власти в России, но мы никогда не будем основывать нашу политику на антикоммунизме.
Чем “Яблоко” отличается от других политических сил сегодняшней России?
Сейчас на политической арене появилось много партий и блоков, претендующих на власть России. Мы не видим среди среди них таких, которые способны решить исторические задачи, стоящие перед Россией в XXI веке. Одни из них зовут страну в прошлое, другие предлагают стране уже обанкротившийся авантюристический курс, третьи являются просто объединениями региональных начальников, представляющими угрозу для целостности России.
“Яблоко” – партия граждан, а не начальников.
“Яблоко” опирается и выражает интересы простых людей – рабочих, служащих, учителей, врачей, мелких предпринимателей и т.д. Мы существуем с 1993 года и, в отличие от избирательных блоков, будем существовать и после выборов. С нас можно спросить – что мы сделали, почему мы приняли те или иные решения. Блоки из начальников, рвущихся к еще большей власти, распадутся вскоре после выборов и спрашивать будет не с кого.
“Яблоко” – партия единой России, а не удельных князей.
Мы боролись против распада СССР, теперь мы боремся за сохранение единой России, за недопущение развала страны. Нужно укреплять нити, связующие людей по всей стране, а не пытаться замкнуться [c.40] в национальных или региональных “квартирах”. Мы предлагаем ряд жестких мер по укреплению федеративных принципов Российского государства, проведению осмысленной внешней политики, усилению армии, борьбе с преступностью и осуществлению других федеративных функций государства.
“Яблоко” – партия будущего, партия надежды, а не вчерашнего дня.
С 1990 года лидеры “Яблока” предлагают варианты политики в интересах большинства. Но, к сожалению, выбор власти всегда происходит в пользу той политики, которая удобна ей, а не большинству людей. Пора изменить эту закономерность! Власть – для людей, а не люди для власти!
“Яблоко” – за честную политику, против корыстного политиканства.
Многие люди считают, что политика – “дело грязное”. Что все здесь основано на обмане и корысти. К сожалению, большинство политиков дают достаточно оснований считать, что их волнуют только собственные интересы, и стремятся уйти от разговора о принципах в политике – без них легче. Нам с такими политиками не по пути. Те, кому принципы мешают, обвиняют нас в “чистоплюйстве” и “нежелании работать”. Стараясь выдать “белое” за “черное”, они пытаются создать превратные представления у людей о нашем движении. Мы надеемся на то, что наши действия говорят сами за себя.
“Яблоко” – за реформы для большинства, а не для избранных.
У нас есть программа выхода из кризиса, который переживает Россия. И эта программа ориентирована на интересы большинства населения. Мы знаем, как придти к пониманию с богатыми, чтобы они начали платить налоги и мы знаем, куда эти деньги надо направить в первую очередь. Хватит предлагать людям еще потерпеть во имя реформ. Реформы должны приводить к улучшению, а не к ухудшению жизни людей, они должны стать созидательными и постепенными – без шоков и кризисов. Именно такой путь реформ предлагает “Яблоко”. [c.41]
Мы руководствуемся в жизни и в политике ясными и понятными принципами.
Принцип ответственности: на “Яблоко” можно положиться. Ответственная политика предполагает умение отвечать за взятые на себя обязательства. Дело чести любого политика – уйти из власти в тот момент, когда выяснится, что он не справляется со взятыми на себя обязательствами. И не обещать того, чего не собираешься делать. Наша ответственность включает в себя и ответственность перед будущим – далекое будущее России имеет для нас столь же большое значение, как и ее ближайшие перспективы.
Нас обвиняют в том, что мы не хотим работать в правительстве.
Мы отвечаем: не для того мы участвуем в политике, чтобы любой ценой добраться до власти. Нам не нужна власть ради власти. Наша цель – реальные изменения в неверной государственной политике, превращение ее в политику, выражающую интересы большинства населения страны. Если предлагаемые нам посты не дают возможности добиться существенных изменений – мы их отвергаем и будем отвергать. Мы не обманем избирателя, мы будем принимать предложения участия в правительстве только на условиях существенных изменений его курса.
Принцип нравственности: Честность – лучшая политика. Мы отказываемся быть проводниками безнравственной политики.
Политика должна делаться чистыми руками. Цель не оправдывает средства. Средства достижения политических целей важны для нас не менее, чем сами цели. Мы исходим из того, что законность никогда не должна приноситься в жертву целесообразности.
Мы отказываемся проводить политику таким образом, чтобы преимущество одних людей и социальных групп достигалось за счет страданий других. Мы против уравниловки, но считаем недопустимым, когда узкая прослойка процветает на фоне массового обнищания.
Мы не даем нашим избирателям несбыточных обещаний, говорим и делаем в политике только то, во что действительно верим сами. Мы отвергаем любого рода популизм как разновидность политического мошенничества.
Нас обвиняют в том, что мы хотим делать политику в “белых перчатках”, что мы не хотим “пачкаться”.
Мы отвечаем: мы готовы разгребать грязь, но не собираемся сидеть в этой грязи. Да, нас невозможно обвинить в коррупции, призыве к силовым и неконституционным действиям в политике, в нарушении прав человека и т.п. Нас невозможно обвинить в том, что мы не делаем того, что говорим. Мы не воруем и не лжем. Конечно, это вызывает бешеную злобу со стороны тех политиков, которые не задумываются применять все эти грязные приемы. Но мы не изменим себе.
Принцип предсказуемости: мы говорим – мы делаем. Политика должна быть предсказуемой. Каждый шаг в ней должен просчитываться с точки зрения его последствий для людей. Те, кто пошел на 2500%-ную [c.41] инфляцию в 1992 году, кто отдавал приказ о вводе войск в Чечню в 1994 году, кто привел к кризису 17 августа 1998 года – не думали о последствиях, не думали и о жертвах. В результате одни люди пожертвовали своими сбережениями, а другие – собственными жизнями. Мы против авантюризма в политике, потому что знаем: любой эксперимент в политике – это эксперимент на людях.
Нас обвиняют в том, что мы “упрямы”, “несговорчивы”, что мы всегда “против” и т.п.
Мы отвечаем: все наши публичные позиции являются следствием нашей нравственной позиции и программных установок. В этом смысле мы вполне “предсказуемы” и последовательно “упрямы”. При этом мы конструктивны, всегда предлагаем реалистичный вариант действий. Мы готовы вести переговоры, создавать коалиции, идти на компромиссы в тех случаях, когда результатом будет продвижение страны к тем идеалам, которые мы провозглашаем. К сожалению, большинство политиков руководствуются целью захвата власти, а не стремлением добиться реальных изменений в стране. В таких случаях мы не ведем и не будем вести переговоры, такие “подковерные” компромиссы нам не нужны.
Принцип профессионализма: Ваше доверие – наша победа. Мы считаем, что государством не могут управлять “кухарки” или родственники государственного деятеля, – государством должны управлять профессионалы. Профессионал – это не только специалист своего дела, это нравственный человек, придерживающийся профессионального кодекса чести и подчиняющийся исполнительской дисциплине.
Нас обвиняют в том, что у нас недостаточно опыта для управления государством.
Мы отвечаем: почему же тогда почти каждое приходящее к власти правительство предлагает посты отдельным членам нашего движения? У “Яблока” есть достаточно проработанная программа для деятельности в органах законодательной и исполнительной власти в стране. У нас есть люди, имеющие большой и разнообразный опыт работы в органах государственной власти. У нас есть единство взглядов и высокое взаимопонимание. Это и называется “командой”. Мы готовы действовать! [c.42]
“Яблоко” считало и считает, что в России оформился политический строй, который характеризуется сращиванием дряхлеющего коррумпированного полуавторитарного режима с элементами феодальной раздробленности и разрушения структур государственной власти.
Оставаясь единственной парламентской силой, последовательно выступающей за демократические принципы, “Яблоко” ставит перед собой задачи формирования в России:
– гражданского общества, в котором граждане объединяются для решения своих проблем, выбирают власть, которой доверяют;
– цивилизованного государственного порядка, при котором государство защищает права граждан, не допускает разгула насилия и терроризма, а чиновники не воруют, не врут и не служат бандитам;
– конкурентной, социально ориентированной рыночной экономики, при которой растут зарплаты и количество рабочих мест.
“Яблоко” ставит перед собой следующие ближайшие задачи:
– последовательная защита демократических принципов осуществления государственной власти;
– формирование перспективной экономической политики,
– противостояние коррупции и разворовыванию государственных средств всеми доступными объединению “Яблоко” средствами;
– всемерная поддержка органов местного самоуправления и обеспечения их реальной независимости (в том числе финансовой) от государственной власти;
– решительная поддержка институтов гражданского общества в стране,
– поддержка независимости средств массовой информации от государственной власти и крупных финансово-промышленных групп средствами законодательства и политического давления;
– политическая поддержка и защита прав частной собственности, прав российских и иностранных акционеров и инвесторов, поддержка малого предпринимательства, частной инициативы;
– поддержка основных направлений реализуемой военной реформы как единственного средства спасения армии и военно-промышленного комплекса в преобразованном виде;
– обеспечение социальных гарантий, прекращение задержек зарплаты, пенсий и других социальных выплат;
– обеспечение честной и эффективной работы избирательной системы на региональном и федеральном уровне, пресечение политических игр с избирательным законодательством, недопущение нарушений и фальсификаций на выборах. [c.42]
Наши социальные цели:
Рост доходов населения, укрепление системы социальной защиты нетрудоспособных:
– недопущение задержек выплаты заработной платы в бюджетной сфере, введение экономической ответственности работодателя за задержку зарплаты, защита работников от неплатежеспособности работодателя;
– повышение доходов населения с ростом цен, недопущение периодов резкого падения реального уровня жизни людей;
– поэтапное приближение минимального размера оплаты труда к прожиточному минимуму;
– приближение средней оплаты труда работников бюджетной сферы к уровню зарплаты в народном хозяйстве;
– поэтапное доведение социальной (минимальной) пенсии до уровня прожиточного минимума и возрождение трудовой пенсии, в перспективе – персонификация пенсионных счетов и развитие системы негосударственного пенсионного обеспечения;
– серьезное повышение уровня социальных гарантий нетрудоспособным, особенно инвалидам и детям, решительный переход к системе адресных пособий по заявительному признаку.
Обеспечение доступного первоклассного образования в России, начиная со школы:
– реальные конституционные гарантии прав граждан на общедоступное и бесплатное образование, приоритетность образования на всех уровнях государственной политики – федеральном, региональном, муниципальном;
– высокое качество и эффективность образования, его практическая жизненная направленность; широкая вариативность образования – “образования по выбору”, ориентированного на потребности личности, общества, страны;
– эффективная муниципальная школа как основа демократической школьной системы России и местной демократии, автономия образовательных учреждений, общественно-государственное управление образованием;
– открытость и ответственность образовательной политики – прозрачность финансовых потоков в системе образования, открытость требований, предъявляемых к образовательным учреждениям и учащимся, в том числе на конкурсных испытаниях, открытый для общества характер принимаемых принципиальных решений и ответственность за выполнение этих решений;
– единое образовательное и культурное пространство страны, полноценная реализация культурных и образовательных запросов всех народов России, развитие лучших традиций российского образования, неразрывность образования и повышения нравственного, духовного потенциала;
– защита прав ребенка и охрана детства, реальное введение механизмов ювенальной (защищающей ребенка) юстиции.
Сохранение и развитие передовых направлений российской науки:
– поэтапное увеличение доли расходов федерального бюджета на науку до 4% расходов;
– расширение налоговых льгот заказчикам и исполнителям научно-исследовательских работ;
– увеличение доли конкурсного финансирования фундаментальных исследований с привлечением в конкурсные комиссии русской научной диаспоры, проживающей в Европе и США;
– сокращение утечки умов путем выплаты существенной стипендии талантливым российским ученым, работающим по специальности за счет средств специально созданного бюджетного фонда (в рамках расходов на науку);
– поддержка малого предпринимательства в инновационно-научной сфере, создание на базе государственных НИИ инновационно-научных центров;
– развитие патентного законодательства;
– развитие программы интеграции науки и высшей школы как важнейшего фактора регионализации и децентрализации науки в России, – в том числе на основе целевой грантовой поддержки региональных университетско-академических центров;
– стимулирование развития гражданского научного сообщества, а также международной интеграции российской науки.
Надежное и доступное здравоохранение.
Безусловно, должны быть обеспечены действующими экономическими механизмами:
– бесплатные для пациентов консультации и услуги специалистов в поликлиниках по месту жительства; [c.43]
– бесплатная для пациентов больничная помощь с обеспечением необходимого минимума лекарств и материального обеспечения;
– безотказно работающая бесплатная “Скорая помощь”;
– эффективно работающая система значительных скидок и бесплатных лекарств по объявленному списку: лекарства должны быть доступны, особенно для тех, кто не может без них обойтись (сердечники, онкологические больные, больные сахарным диабетом и т.п.);
– система поддержки материнства и родовспоможения;
– восстановление системы предупреждения инфекционных заболеваний (вакцинация);
– финансовая поддержка донорства;
– система переподготовки и повышения квалификации врачей и специалистов (они не должны выписывать рецепты на основе рекламы лекарств по телевизору).
Сверх этого минимума бесплатных или дешевых медицинских услуг необходимо развивать систему платных медицинских услуг и добровольного медицинского страхования – для тех, кто может и хочет обеспечить себе более высокий уровень комфорта и качества здравоохранения. Расходы людей на оплату медицинских услуг должны вычитаться из налогооблагаемой базы по подоходному налогу, и по налогу на прибыль – у предприятий, учреждения платного здравоохранения должны иметь оговоренные законом значительные налоговые льготы.
Сохранение и преумножение культурного многообразия и духовного наследия:
– сохранение и преумножение национального культурного наследия – памятников истории и культуры, музейного и библиотечного фонда;
– бюджетный и налоговый протекционизм в отношении организаций культуры и системы распространения культурных ценностей;
– стимулирование и поддержка профессионального художественного творчества, развитие отечественной кинематографии;
– развитие принципов федерализма в культурном строительстве;
– моральная и налоговая поддержка меценатства и спонсорства, инвестиций в организации культуры, развитие платных форм деятельности учреждений культуры;
– усовершенствование законодательства в области авторского и смежных прав.
Мы считаем, что религия является важнейшей частью духовного наследия человечества. Основываясь на принципе свободомыслия, мы уважаем нравственные идеалы традиционных религий народов России и открыты к сотрудничеству с церковью и верующими. Мы будем бороться против развития сект, угнетающих личность человека, и религиозного экстремизма.
Откуда взять деньги на реализацию этих социальных целей? Многие мероприятия не требуют денег или требуют длительного подготовительного периода и начинать эту подготовку надо как можно скорее. Наконец, даже в нашем мизерном бюджете можно за счет четкого выделения приоритетов найти средства для решения первоочередных социальных задач. Решительные шаги в реализации этих целей можно будет сделать только при условии растущей экономики с выраженной социальной направленностью. [c.44]
Главная задача в развитии экономики – переход к экономическому росту на основе стимулирования развития легального сектора экономики, способного обеспечить наполнение бюджета, и вытеснения “теневой” экономики.
Основные пункты экономической программы “Яблока”:
1. Восстановление доверия к государству
Доверие людей и бизнеса к власти – это предварительное условие осуществления любой экономической программы. Доверие – это деньги: легализация сбережений населения, перевод их в инвестиции. Это привлечение внешних инвестиций и в крайне ограниченных размерах внешних кредитов под низкие процентные ставки. Это укрепление национальной валюты. Это кредиты банков реальному сектору. Как добиться восстановления доверия?
– Обеспечить предсказуемость действий Правительства.
– Говорить правду, как ни трудно это делать.
– Реальный бюджет. [c.44]
– Гласное использование имеющихся у государства ресурсов – госдолей акционерных обществ, госзапасов, загрансобственности и т.д.
– Честные и стабильные отношения с инвесторами.
– Открытая позиция на переговорах с Западом по российскому внешнему долгу.
И многое другое, что сегодня Правительство не делает. [c.45]
2. Снижение налогов и налоговая реформа
Необходимы радикальное снижение налоговой нагрузки (стимулирующее экономический рост) и система мер по выводу экономики из “тени” (иначе выпадающие доходы приведут к катастрофическим последствиям для бюджета). В условиях слабого налогового администрирования снижение налогового бремени должно также сопровождаться упрощением налоговой системы, что повышает возможности контроля. Наконец, следует изменить и структуру налогов: упор должен быть сделан на косвенные налоги, прямые и оборотные налоги должны быть сокращены.
Сутью первого этапа налоговой реформы должна стать реформа подоходного налога и социальных платежей в основе которой лежит идея обмена снижения ставок на легализацию теневых доходов. Для этого необходима регрессивная шкала по социальным платежам и существенное расширение возможностей вычета из налогооблагаемой базы подоходного налога расходов, осуществленных гражданином внутри страны. А также сокращение эффективной ставки налога на прибыль – за счет снижения номинальной ставки и либерализации состава затрат. Эффективная ставка по налогу на прибыль должна сократиться с 35% до 20%, по подоходному налогу – до 10% (и ниже для малооплачиваемых).
Следующий этап налоговой реформы – сокращение косвенных налогов по мере роста бюджетных доходов (в связи с легализацией ранее “теневых” доходов людей и предприятий).
По нашему осторожному, но эффективному варианту налоговой реформы выпадение бюджетных доходов возможно в очень незначительных масштабах и лишь на несколько месяцев. Это выпадение легко компенсируется следующими мероприятиями экономической политики. [c.45]
3. Наведение порядка в использовании бюджетных средств
– Укрепление бюджетной дисциплины: перевод всех счетов бюджета на казначейское обслуживание, конкурсный порядок госзаказов и госзакупок, ревизия бюджетных и внебюджетных фондов и т.д.
– Ужесточение таможенной и пограничной политики, в первую очередь – пересмотр соглашений о таможенных союзах со странами СНГ, ведущих к дискриминации российского бюджета и эффективный контроль за экспортом биоресурсов.
– Наведение порядка в финансовой деятельности и налогообложении естественных монополий и крупнейших налогоплательщиков.
– Борьба с коррупцией в исполнительной и законодательной ветвях власти.
– Ужесточение контроля за целевым расходованием бюджетных средств, в том числе средств, передаваемых региональным или местным бюджетам.
– Увеличение доходов от государственной собственности, а также платежей при пользовании природными ресурсами страны. [c.45]
4. Промышленная политика и стимулирование инвестиций
К национальным приоритетам следует отнести программы:
– доступное жилье;
– народный автомобиль;
– некоторые подотрасли космической, авиастроительной и другой наукоемкой промышленности;
– отечественное машиностроение, имеющее экспортный потенциал (судостроение, энергомашиностроение и некоторые другие отрасли).
Средства для этой политики могут быть найдены за счет структурного маневра – привлечения российских и иностранных инвестиций в разработку крупнейших и сложнейших месторождений полезных ископаемых на условиях закона “О соглашениях о разделе продукции” (СРП), разработанного и проведенного через Думу фракцией “Яблоко”, а также использования других нетрадиционных механизмов привлечения инвестиций – концессий, свободных экономических зон и т.п. Эти инвестиции создадут рабочие места, дадут заказы российскому машиностроению и новые налоговые поступления. [c.45]
Инструменты промышленной политики надо максимально упростить и вывести из-под решений чиновников. Для этого необходимо формирование пакета 10–15 крупнейших национальных инвестиционных проектов с комплексом льгот, утверждаемых законами. Важное значение будут иметь также налоговые льготы для программ по национальным приоритетам, снижение процентной ставки, сверхпротекционистских таможенных пошлин и др. [c.46]
5. Укрепление конкурентных рынков и “эффективного” собственника
Экономического роста не может быть без инвестиций. Но инвестиций не будет без создания “эффективного” собственника, который заинтересован в долгосрочном развитии предприятия, а не “проедании” доходов от него. Для этого необходимо:
– принятие законопроектов, которые обеспечат надёжность прав на имущество, в первую очередь, наиболее экономически значимое недвижимое имущество. Содействие развитию оборота недвижимости для её эффективного использования с одновременным прогрессивным налогообложением спекулятивных сделок, законодательное стимулирование ипотеки как инструмента самофинансирования и саморазвития производства;
– стимулирование малого и среднего бизнеса, упрощение процедур регистрации и ликвидации предприятий, изменения в налоговой системе, государственной разрешительной системе, ликвидация “государственного рэкета” и вымогательств работников государственных контролирующих организаций;
– законодательная и судебная защита прав мелких акционеров, усиление контроля акционеров за менеджерами, развитие фондового рынка и механизмов страхования;
– изменение целей приватизации – не доходы бюджета, а эффективное управление и привлечение инвестиций;
– тщательный анализ проведенных государством инвестиционных конкурсов и аукционов и обжалование в суде результатов этих конкурсов в том случае, если инвестор не выполнил свои договорные обязательства. В этом случае – продажа госсобственности добросовестным инвесторам. Недопущение недобросовестных инвесторов к участию в конкурсах по приватизации госимущества либо к конкурсам, дающим право на заключение концессионного договора;
– реализация программы ликвидации неплатежей в народном хозяйстве;
– реализация механизма банкротства и санации предприятий как механизма роста эффективности производства и управления;
– продолжение осуществления программы подготовки российских менеджеров за рубежом. [c.46]
6. Реформа госаппарата и борьба с коррупцией
Главное условие эффективной борьбы с коррупцией – ярко выраженная воля политического руководства страны – воля, которая отсутствует у нынешних правителей. Способы преодолеть эту болезнь государственного управления:
– сокращение численности чиновников, повышение их ответственности за порученное дело и заинтересованности в государственной службе;
– сокращение числа вопросов, решаемых чиновниками до необходимого минимума и их жесткая законодательная регламентация;
– исключение, как правило, практики бесконкурсного решения вопросов чиновниками (госзаказы, госзакупки, госинвестиции, выдача лицензий и т.п.);
– открытость, гласность и общественный контроль за действиями чиновников, решающих вопросы индивидуальных разрешений и т.п.;
– создание атмосферы нетерпимости к коррупции, специальных антикоррупционных программ, проведение показательных судебных процессов, совершенствование законодательства по борьбе с коррупцией. [c.46]
7. Снижение нагрузки внешнего долга
Без решения этой проблемы невозможен ни достойный уровень жизни людей, ни экономический рост в стране. Сейчас каждый россиянин должен уже более 1000 долларов – почти полуторагодовую зарплату. Ежегодные выплаты по долгу составляют 25–30% зарплаты каждого работающего. Необходимы:
– долгосрочная реструктуризация выплат по внешнему долгу под низкие проценты и списание части долга бывшего СССР (не менее 70%);
– программа возврата или конверсии в собственность России долгов стран-членов СНГ; [c.46]
– программа возврата или конверсии долгов других стран перед Россией (бывшего СССР).
Меры по экономической политике можно было бы еще долго продолжать перечислять. Но главное ясно: есть такой путь экономических реформ, который может быть осуществлен в интересах большинства населения, а не узкой группы чиновников или “олигархов”.
Мы уже устали повторять примерно одно и то же всем правительствам и премьерам. Наши предложения не принимаются и не обсуждаются. Для нас ясно, что проблема носит не интеллектуальный характер. Проблема в том, что слишком многие, в том числе в крупном бизнесе и в федеральных исполнительных структурах, заинтересованы в максимальном экономическом бардаке в правительстве и в стране в целом. И пока это остается так, пути вперед у России нет. Изменить ситуацию может только новая волна выборов в федеральные органы власти. [c.47]
Укрепление структур правового государства
“Яблоко” – единственная партия в Государственной Думе, последовательно отстаивающая приоритет права над целесообразностью, идею правового государства, государства для граждан. Что означает “идея правового государства” для судьбы современной России?
Во-первых, верховенство закона, по которому граждане “могут все, что им прямо не запрещено законом”, а чиновники – “только то и так, что и как им законом разрешено”.
Во-вторых, такое распределение полномочий между органами государственной власти, которое делает невозможным злоупотребление ими. Власть должна знать о своей наказуемости, а не верить в собственную безнаказанность.
В-третьих, независимый от исполнительной власти справедливый и уважаемый обществом суд. [c.47]
Время, минувшее с момента принятия новой Конституции, подтвердило, что мы были правы, когда в 1993 году указывали на серьезные опасности, заложенные в ней. Конституция не ограждает общество от злоупотреблений со стороны власти. Очень опасно, что власть уходит в руки людей, не имеющих на нее законного права.
Выступая за проведение конституционной реформы, “Яблоко” рассматривает поправки в Конституцию РФ не как самоцель, а как одно из условий обеспечения ответственности власти (законодательной, исполнительной, судебной) перед обществом. При этом “Яблоко” возражает против коренного пересмотра Конституции РФ, выступая за осторожный и взвешенный подход к конституционной реформе. Мы считаем неактуальным форсированный созыв Конституционного собрания и решительно отвергаем любые способы изменения Конституции, не предусмотренные в самой Конституции. “Яблоко” разработало и внесет на рассмотрение парламента и общества блок конституционных поправок, объединенных одной идеей – создания оптимального механизма сдержек и противовесов власти, не допускающего злоупотребления ею во взаимоотношениях как федеральных властей, так и федерального центра с властями регионов. Эти поправки, в частности, предусматривают:
– реальное разграничение полномочий между законодательной, исполнительной и судебной властью, введение положений, предотвращающих возможность присвоения одним органом государственной власти полномочий других органов;
– четкое определение полномочий и ответственности президента;
– предоставление парламенту достаточных контрольных полномочий;
– изменение порядка формирования Совета Федерации, избрание его непосредственно гражданами;
– повышение роли правительства во главе с председателем, который назначается и смещается президентом с согласия Государственной Думы;
– обеспечение подлинной независимости суда, создание механизма и условий, гарантирующих безусловное выполнение судебных решений;
– реализация федеративных принципов построения нашего государства, пресечение сепаратизма, своеволия местных властей и торга между федеральной властью и властями регионов;
– упрочение конституционных гарантий местного самоуправления. [c.47]
Сегодня в федеративной политике накопилось много проблем. В руках губернаторов и президентов сосредоточена огромная власть, перед которой зачастую беззащитны граждане и бессильна федеральная [c.47] власть. Федеральные структуры в регионах зачастую не способны осуществлять свои полномочия, превращаясь в придаток региональных властей. Особенно опасен процесс фактического перехода под контроль региональных исполнительных властей федеральных силовых структур. В ряде территорий не выполняются федеральные законы, и даже Конституция, особенно в части соблюдения прав и свобод граждан. Разрушается единое экономическое пространство страны. Под контроль региональной исполнительной власти попадают средства массовой информации.
В связи с этим крайне актуальной является задача борьбы с региональным произволом и беззаконием, ограничение самоуправства и правового нигилизма исполнительной власти в ряде регионов. Для восстановления эффективности федерального присутствия в регионах необходимо:
– обеспечить реальную независимость от региональных властей федеральных судов, территориальных подразделений прокуратуры, МВД, налоговых инспекции и полиции, других министерств и ведомств, предусмотрев жесткую административную ответственность за выполнение ими незаконных нормативных актов и распоряжений региональных властей, а также добившись полного и своевременного финансирования федеральных структур из федерального бюджета;
– разработать механизм приведения региональных правовых актов в соответствие с федеральными, в том числе путем “опережающего контроля” на этапе их подготовки;
– создать механизм федерального надзора, предполагающий возможность приостановки региональных правовых актов в случае обжалования их в судебном порядке федеральными органами власти, уполномоченными на это федеральным законом;
– создать механизм федерального вмешательства, законодательно закрепив возможность отрешения от должности по решению суда любых (в том числе выборных) должностных лиц регионов за грубое нарушение Конституции и федеральных законов;
– предоставить гражданам и общественным организациям право на обжалование в суде региональных правовых актов (не обязательно нарушающих конкретные права конкретных лиц) в случае их несоответствия Конституции и федеральным законам;
– предоставить гражданам и общественным организациям право в случае признания судом фактов нарушения должностными лицами регионов (в том числе выборными) Конституции и федеральных законов ставить в судебном порядке вопрос об их отрешении от должности. [c.48]
Мы считаем, что создать эффективную экономику в России невозможно без активной региональной политики, которая отсутствует в настоящее время.
Целями нашей региональной политики являются:
– устранение резких региональных диспропорций, поддержка депрессивных регионов, зон экологического бедствия и территорий с тяжелыми климатическими условиями;
– создание “эффекта локомотива”, позволяющего отстающим регионам использовать преимущества, возникающие вследствие развития регионов-лидеров;
– содействие федерального центра развитию регионов через использование их невостребованных экономических, культурно-исторических и природно-климатических ресурсов;
– поддержка зон геополитического риска.
Мы отдаем приоритетное значение регионам российского Севера, в большей мере, чем западная и южная часть страны, пострадавшим от радикальных реформ. Мы выступаем против отказа от старых российских традиций освоения Севера, таящего в себе несметные богатства – основу процветания будущей России. Государство обязано обеспечить человеческие условия жизни и труда северян, в том числе предоставив им возможность переселиться в более благоприятные климатические зоны.
Особое внимание надо уделить зонам геополитического риска, к которым мы относим Северный Кавказ, Дальний Восток, Калининградскую область. [c.48]
Начиная с 1995 года “Яблоко” активно участвует в разработке законодательства о местном самоуправлении. Мы считаем местное самоуправление базисным институтом гражданского общества, способным использовать самоорганизацию граждан в качестве эффективного экономического и социального ресурса. Мы будем продолжать традиционную для нас деятельность по защите местного самоуправления от произвола региональных элит. [c.48]
Местное самоуправление доказало, что оно способно решать насущные проблемы людей. Но этот потенциал далеко не исчерпан. Мы выступаем за:
– закрепление за органами местного самоуправления права установления и распоряжения рядом важнейших местных налогов;
– закрепление за органами местного самоуправления на постоянной основе долей федеральных налогов;
– расширение возможностей инвестиционной деятельности органов местного самоуправления;
– усиление контроля за нормотворчеством субъектов федерации, затрагивающим вопросы местного самоуправления;
– создание современного рынка недвижимости, в котором органы местного самоуправления призваны играть центральную роль, и который создаст прочную базу для формирования местных бюджетов.
Вместе с тем мы выступаем за такие изменения в законодательстве, которые сделают местную власть более открытой и доступной для граждан, более восприимчивой к таким формам их самоорганизации, как комитеты территориального общественного самоуправления, кондоминиумы, товарищества собственников жилья. Мы считаем необходимым ужесточить ответственность органов местного самоуправления за действия, противоречащие самой природе этого института: сосредоточение власти в руках одного человека или узкой группы лиц, игнорирование воли населения, непредоставление гражданам запрашиваемой ими информации, закрытость финансовой деятельности. [c.49]
Основные причины роста преступности – в разрушении системы моральных и идеологических ориентиров, ухудшении социально-экономических условий жизни широких слоев населения, несовершенном законодательстве, дезорганизации правоохранительных органов, которые оказались недостаточно приспособленными к работе в новых условиях.
Преступность – тяжелая болезнь всего общества. При ее излечении хирургическое вмешательство нужно совмещать с длительной терапией всего организма: борьба с нищетой и безработицей, укрепление семьи, улучшение системы образования, инвестиции в культуру и стимулирование организованного досуга молодежи и т.п. Вместе с тем необходимы существенные изменения в работе судебных и силовых структур:
– “второе дыхание” судебной реформы с обеспечением реальной независимости судебной власти (в т.ч. и финансовой), усиление надзорных полномочий суда, широкое введение суда присяжных, постепенная отмена военных судов и специализация судов общей юрисдикции и др.;
– реформирование прокуратуры – сокращение полномочий по надзору с передачей значительной части их Минюсту, выведение из ее состава следственных органов, финансовое обеспечение на уровне судов;
– реформирование системы МВД с разделением федеральных и местных полномочий, ужесточение борьбы с коррупцией, улучшение материального, технического оснащения милиции и повышения социальной защищенности милиционеров и их семей;
– создание самостоятельного и независимого от отдельных ведомств Следственного Комитета с ликвидацией следственных функций всех других государственных структур;
– развитие адвокатуры и расширение льгот, связанных с выполнением адвокатами социальных функций;
– переход к единой организационной негосударственной основе нотариата с усилением ответственности нотариусов и расширением круга их функций;
– реформа системы исправительно-трудовых учреждений и мест предварительного заключения, сделав более достойными условия содержания заключенных и допустив общественный контроль за местами заключения, повысив законодательно разрешенный уровень самообороны и сократив практику досудебных арестов для подозреваемых в нетяжких преступлениях.
Однако, главное в борьбе с преступностью – твердость политического руководства страны в этой деятельности. Без этого все усилия правоохранительных органов будут обречены на неудачу. [c.49]
Борьба с международным и внутренним терроризмом и бандитизмом
Развитие событий на Северном Кавказе, террористические акты на территории страны подтверждает необходимость специальных мер по борьбе с терроризмом и бандитизмом:
– использование мирового опыта борьбы с терроризмом, межгосударственные усилия по выявлению и пресечению деятельности террористических группировок; [c.49]
– создание специальных профессиональных антитеррористических подразделений и частей быстрого реагирования для действий в ситуациях, близких к сегодняшним в Чечне и Дагестане. Задействование для борьбы с бандитизмом контрактников и добровольцев (включая мобилизацию резервистов из числа местного населения), прекращение использования для этого неопытных призывников;
– обеспечение безопасности регионов, сопредельных с Чеченской Республикой (Ставропольский край, Дагестан и др.) Необходимо быстро развернуть работу по созданию “коридора безопасности” вдоль административной границы с Чечней;
– жесткие дипломатические усилия России с целью координации мер по пресечению источников финансирования, вооружений и пополнения живой силой бандформирований, действующих на территории Чечни, блокированию обслуживающих их транспортных потоков;
– разработка комплексной политики социально-экономической поддержки Дагестана и республик Северного Кавказа, направленной, прежде всего, на создание рабочих мест, борьбу с безработицей и нищетой;
– увеличение бюджетных ассигнований на указанные цели в первоочередном порядке;
– самоорганизация граждан, обучение их мерам гражданской обороны и методам действий в ситуациях вероятного террористического акта.
Точные и своевременные действия компетентных государственных органов должны предотвратить расползание актов терроризма по стране. Нельзя допустить, чтобы действия террористов поставили под вопрос осуществление конституционных процедур смены власти в России. [c.50]
Свобода слова и средств массовой информации
Свободные средства массовой информации сыграли огромную роль в становлении российской демократии. Однако, в последнее время они все чаще превращаются в средства массовой пропаганды, попадая под жесткий контроль исполнительной власти Федерации или региональных администраций, а также крупных коммерческих структур. В связи с этим “Яблоко” считает необходимым:
– запретить органам государственной власти (как на федеральном, так и на региональном уровне) быть учредителями или собственниками акций (долей) учредителей, издателей или редакций СМИ;
– предоставить на равной основе всем СМИ налоговые льготы и льготы по арендным платежам;
– установить жесткие антимонопольные требования в сфере производства бумаги, полиграфических услуг и распространения СМИ;
– распределять бюджетные средства на поддержку СМИ только гласно коллегиальными органами, включающими представителей законодательной, исполнительной властей и профессиональных объединений журналистов. [c.50]
Около 14 % территории России – экологически неблагополучные территории. На них проживает около трети всего населения страны. Катастрофическое сокращение средней ожидаемой продолжительности жизни россиян по крайней мере на 30 % связано с экологией. Из огромного числа экологических проблем России в первую очередь необходимо решать следующие:
– прекращение хищнического использования природных ресурсов, особенно ресурсов животного и растительного мира (рыбы, лесов и др.);
– резкое повышение объективности и значения государственной экологической экспертизы при утверждении всех программ и проектов;
– усиление контроля за состоянием экологической ситуации в городах и обеспечение соблюдения экологических стандартов (питьевая вода, выбросы предприятий и транспорта и т. д.);
– предотвращение техногенных катастроф на экологически опасных объектах;
– недопущение переноса экологически грязных технологий и производств из других стран и использования территории России в качестве свалки опасных отходов (в том числе радиоактивных) из других стран;
– социально-экологическая реабилитация территорий экологического бедствия и неблагополучия;
– защита и восстановление пригородных, зеленых, лесопарковых и водозащитных зон, нарушенных незаконным строительством;
– соблюдение конституционных экологических прав граждан (в том числе права на сбор и распространение экологической информации, права на компенсацию ущерба, причиненного [c.50] экологическим правонарушением, и права на участие в принятии решений, влияющих на состояние окружающей среды).
Наше особое внимание привлекают:
– территории России, пострадавшие от чернобыльской и других радиационных аварий и катастроф;
– зоны опасного промышленного загрязнения – Кемеровская, Оренбургская, Томская, Пермская, Свердловская, Челябинская, Иркутская, Омская, Вологодская области, Красноярский край и др.;
– территории варварского разграбления природных ресурсов – Приморский и Хабаровский края, Сахалин, Амурская и Камчатская области, республики Карелия, Калмыкия и Коми, Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа.
Россия нуждается в разработке долгосрочной экологической политики, основанной на придании большей ценности природным ресурсам, полноценном финансировании реабилитационных мероприятий, совершенствовании системы органов государственного управления природопользованием и охраны среды, повышении ответственности лиц, принимающих решения, природопользователей и субъектов хозяйствования за экологические правонарушения, привлечении регионов, муниципалитетов и общественности к решению экологических проблем. [c.51]
Внешняя безопасность государства в современном мире базируется на сильной экономике при достаточной военной мощи и разумной внешней политике. К сожалению, Россия не может претендовать на роль второго полюса силы в мире, как это было ранее. Слабая экономика России заставляет нас ставить перед страной скромные, но выполнимые задачи по обеспечению внешней безопасности.
Однако, геополитическое положение России, роль в постсоветском пространстве и прилегающих районах не допускают возникновения здесь вакуума силы, Россия сохраняет большой военно-промышленный потенциал и крупные вооруженные силы, включая огромный ядерный арсенал.
Россия должна стремиться к формированию организованного и цивилизованного многополярного мира, бороться с претензиями США и НАТО на монополярность и монополию в экономических, военных и политических сферах международной жизни. Интересы России связаны с повышением роли ООН и Совета Безопасности ООН, региональных систем многосторонней безопасности, со всемерным ограничением силового произвола отдельных стран и военных союзов. В свете уроков балканского кризиса необходима глубокая реформа ОБСЕ с целью придания ей действенного механизма принятия решений и ресурсов для их выполнения при гашении локальных конфликтов в Европе и на смежных пространствах.
Приоритетами внешней политики России остаются равноправные и взаимовыгодные экономические и политические отношения со странами СНГ и развитие отношений с Европой и европейскими институтами – ЕС, ОБСЕ, Советом Европы.
Россия сегодня не в состоянии противостоять на равных всем вероятным противникам одновременно – на западе, юге и востоке. Предотвращение военной угрозы одновременно на всех направлениях – дело дипломатии, а не военной политики. Главные задачи Вооруженных Сил (ВС) на современном этапе:
1) обеспечение надежного ядерно-космического щита для сдерживания как ядерного нападения, так и широкомасштабной агрессии с использованием новейших неядерных вооружений;
2) обеспечение минимальной достаточности сил общего назначения ПВО, ВВС и ВМФ для отражения нападения и нанесения неприемлемых потерь противникам в случае применения ими тактики избирательных ударов по типу акции НАТО в Югославии;
3) поддержание необходимых мобильных сил для гашения локальных конфликтов по периметру российских рубежей и участия в миротворческих операциях ООН и ОБСЕ;
4) при необходимости – помощь погранвойскам, внутренним войскам и силам МЧС в выполнении их задач.
России жизненно необходима военная реформа для приведения ВС, других войск и воинских формирований, а также военно-промышленного комплекса в соответствие с новыми потребностями безопасности и изменившимися экономическими и социально-демографическими возможностями страны. Суть военной реформы – резко улучшить качественные характеристики российской оборонной мощи за счет быстрого сокращения количественных показателей ВС и ВПК.
К качественным характеристикам относятся: материальное обеспечение военнослужащих, обеспечение их жильем, достойные условия жизни, быта и службы; оснащенность войск новейшими видами вооружений и военной техники; уровень боевой подготовки и боеготовности, качество управления и [c.51] информационного обеспечения войск; качество ремонта и маттехобеспечения; качество военной инфраструктуры; передовой уровень науки и технологии. К количественным показателям относятся: численность личного состава; количество вооружений и военной техники; число структурных элементов ВС (видов и родов войск, военных округов, управлений Минобороны, объединений и соединений ВС, военно-учебных заведений); численность оборонных предприятий и работников ВПК.
Главные приоритеты в настоящий период:
– Продолжение военной реформы, включая оптимальное дальнейшее сокращение численных параметров и структурные преобразования ВС, сокращение призыва в армию на основе расширения отсрочек и льгот по призыву, введения альтернативной гражданской службы и роста числа контрактников. В 5-летней перспективе – переход к профессиональной армии.
– Неукоснительное и бесперебойное денежное обеспечение и обеспечение жильем служащих и увольняемых в запас, социальная защищенность (включая пенсии военных пенсионеров и материальную поддержку родственников погибших и инвалидов),
– Максимальное продление срока службы имеющихся в боевом составе вооружений и военной техники за счет адекватного ремонта и материально-технического обслуживания. Поддержание самых передовых военных производств, технологий и научных центров даже без серийного выпуска продукции (продолжить его только в сфере стратегических и космических систем).
У “Яблока” есть проработанная программа для деятельности в органах законодательной и исполнительной власти в стране.
У нас есть люди, имеющие большой и разнообразный опыт работы в органах государственной власти. У нас есть единство взглядов и высокое взаимопонимание. Это и называется “командой”.
“Яблоко” никогда не обманывало людей.
Доверие людей – наш высочайший приоритет.
Мы готовы действовать.
[c.52]
РЕЗУЛЬТАТЫ ВЫБОРОВ
За федеральный список кандидатов в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации III созыва, выдвинутый избирательным объединением “Объединение “Яблоко” проголосовали 3.955.457 избирателей, что составило 5,93 % от общего числа граждан, принявших участие в голосовании. В соответствии с Постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации “Об установлении общих результатов выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации третьего созыва 19 декабря 1999 года” от 29 декабря 1999 г. № 65/764–3 по федеральному избирательному округу от избирательного объединения “Объединение “Яблоко” считаются избранными в Государственную Думу 16 депутатов. По итогам выборов в одномандатных округах депутатами Государственной Думы избраны 4 кандидата, выдвинутые избирательным объединением “Объединение “Яблоко”.
По состоянию на 19 января 2000 г. Временным секретариатом Государственной Думы зарегистрирована депутатская фракция “Яблоко” в составе 21 депутата (во фракцию также вошел один депутат, избранный по одномандатному округу из числа кандидатов, выдвинутых непосредственно избирателями). Председатель фракции – Явлинский Григорий Алексеевич. [c.52]
предыдущая |
следующая |
|||
содержание |