каталог |
Источник:
Медиа в современном мире. 58-е Петербургские чтения
Сборник материалов Международного научного форума:
В 2 т. / Отв. ред. В. В. Васильева. – СПб.: Издательство
Санкт-Петербургского государственного университета, 2019.
Т. 1. С. 54–56.
Красным шрифтом в квадратных скобках обозначается конец текста
на соответствующей странице оригинала указанного издания
М. Н. Грачев
Российский государственный гуманитарный университет
КОНСТРУКТЫ ПОСТПРАВДЫ
В СОВРЕМЕННОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ПРОПАГАНДЕ
|
В статье рассматривается использование конструктов постправды в современной российской политической практике. По мнению автора, эффективность пропагандистского воздействия подобных конструктов можно объяснить с позиций «теории использования и удовлетворения».[c. 54] Ключевые слова: постправда, пропаганда, фейк, теория использования и удовлетворения. Автор: Михаил Николаевич Грачев, доктор политических наук, профессор РГГУ. grachev.m@rggu.ru |
|
М. N. Grachev
Russian State University for the Humanities
POST-TRUTH CONSTRUCTS
IN THE MODERN POLITICAL PROPAGANDA
|
The article is devoted to the use of the post-truth constructs in the modern Russian political practice. According to the author, the effectiveness of the propaganda effect of such constructs can be explained from the standpoint of uses and gratifications theory. Keywords: post-truth, propaganda, fake, uses and gratifications theory. Author: Mikhail Nikolayevich Grachev. Doctor of Political Sciences, Professor. Russian State University for the Humanities, grachev.m@rggu.ru |
|
В последнее время коммуникационное пространство политики нередко характеризуется как «мир постправды», в котором ключевую роль при формировании общественного мнения приобретает направленное воздействие на эмоции, личные убеждения, идеологические установки, а отнюдь не представление аудитории объективных фактов. Диапазон сообщений, распространяемых с этой целью, достаточно широк: от абсолютных фейков, полностью выдуманных коммуникаторами, до фрагментарных или искаженных описаний действительности, которые можно условно назвать «частично правдивой информацией». При этом пропагандистский эффект достигается за счет смещения внимания адресатов от содержания подобных сообщений к форме их подачи, благодаря которой конструируемое псевдособытие представляется более правдоподобным и ярким, чем простое сочетание одних только достоверных фактов. Как отмечают Е. В. Быкова и Д. П. Гавра: «Псевдособытие, в рамках которого происходит мифологизация субъекта, в рамках данной технологии должно онтологически соприкасаться с фактом. И этого достаточно для имплантации конструктов постправды» [1. С. 303]. Для большей убедительности в такие конструкты могут включаться факты, легко поддающиеся проверке, которые создают иллюзию истинности псевдособытия в целом.
Наглядным примером использования технологии «постправды» в современной политике является широкое распространение в социальных сетях изображения листовки с достаточно абсурдным текстом, называемым «манифестом» политической партии «Единая Россия». Данный текст размещен на фоне партийного логотипа и сопровождается комментариями, согласно которым он был опубликован в «Независимой газете» 23 декабря 2002 г. и принят Генеральным Советом партии 20 декабря 2002 г. [4].
Первый комментарий является фактом, легко поддающимся проверке: приведенный текст действительно был опубликован в указанном издании и в указанный день в качестве фрагмента более обширного материала, в чем нетрудно убедиться, обратившись к электронному архиву газеты [2]. Данное обстоятельство уводит недостаточно осведомленных и в то же время убежденных в правоте коммуникатора адресатов от более детальной проверки фактов, способной убедительно показать, что представленная листовка сфальсифицирована.[c. 55]
Не останавливаясь подробно на некорректности приведенных на изображении листовки выходных данных, а также на том, что данный проект в силу своей абсурдности был отклонен и вместо него на состоявшемся весной 2003 г. II съезде Всероссийской политической партии «Единство и Отечество – Единая Россия» был официально одобрен другой, более взвешенный текст политического манифеста [5], обратим внимание на главный «недочет» фальсификаторов. Используемая в качестве фонового рисунка листовки эмблема с силуэтом белого медведя была утверждена в качестве официальной символики «Единой России» только в ноябре 2005 г., а до этого эмблемой партии являлась композиция с изображением бурого медведя [3]. Следовательно, если бы листовка являлась подлинной, на ней должна была бы присутствовать более ранняя партийная символика. Примечательно, что комментаторы несколько раз пытались обратить внимание коммуникатора на данное обстоятельство, однако такие неудобные замечания, как это свойственно «миру постправды», по существу, игнорировались. При этом на одно из них со стороны аудитории последовало весьма показательное возражение: «А статью в НГ 23.12.2002 тоже задним числом накалякали?» [4]
Представляется, что эффективность пропагандистского воздействия подобных конструктов постправды можно объяснить с позиций известной теории использования и удовлетворения, согласно которой аудитория станет уделять внимание преимущественно тем сообщениям, которые независимо от объективности их содержания будут отвечать не только познавательным, но и эмоциональным запросам адресатов. При этом адресатами будут игнорироваться объективные сообщения и разоблачения фейковых новостей, не соответствующие их интересам, к тому же представленные в менее привлекательной форме.
Литература
1. Быкова Е. В., Гавра Д. П. Post-truth до и после (на примере медиатекстов о Трампе) // Век информации. 2018. № 2. Т. 1.
2. Гликин М., Тропкина О. «Медведи» – за туризм в Чечне! URL: http://www.ng.ru/politics/2002-12-23/1_bear.html (дата обращения: 26.02.2019).
3. «Единая Россия» поменяла символику: бурый медведь стал белым. URL: https://www.newsru.com/russia/26nov2005/medv.html (дата обращения: 28.09.2018).
4. Навальный А. Не рефлексируйте, распространяйте // Навальный: Финальная битва между добром и нейтралитетом. URL: https://navalny.com/p/4409/ (дата обращения: 26.02.2019).
5. Путь национального успеха: Манифест Всероссийской политической партии «ЕДИНСТВО и ОТЕЧЕСТВО» – Единая Россия: Одобрен II Съездом Всероссийской политической партии «ЕДИНСТВО и ОТЕЧЕСТВО» – Единая Россия 29.03.2003 г. М., 2003.[c. 56]
|
||||
каталог |