Библиотека Михаила Грачева

   

 

   
каталог
 

Грачев М.Н.

Некоторые тенденции медиатизации политики и политического языка

 

Источник:

Медиа в современном мире. 59-е Петербургские чтения: сборник

материалов Международного научного форума (9–12 ноября 2020 г.) / отв. ред.

В. В. Васильева. В 3-х т. Т. 2. – СПб.: СПбГУ. 2020. – С. 41–43.

 

 

Красным шрифтом в квадратных скобках обозначается конец текста

на соответствующей странице печатного оригинала указанного издания

 

 

Михаил Николаевич Грачев

Российский государственный гуманитарный университет

 

НЕКОТОРЫЕ ТЕНДЕНЦИИ МЕДИАТИЗАЦИИ ПОЛИТИКИ И ПОЛИТИЧЕСКОГО ЯЗЫКА

 

 

Медиатизация способствует большей открытости политической сферы, делает политический язык более «живым» и понятным массовой аудитории. Вместе с тем она увеличивает для политических деятелей степень репутационного риска, способствует возникновению конфликтов и росту напряженности в пространстве публичной политики.

 

Ключевые слова: медиатизация политики, публичная политика, политический язык, репутационный риск, конфликтогенность.

 

 

Под медиатизацией политики, согласно известному определению И. И. Засурского, принято понимать «процесс, при котором политическая жизнь перемещается в [c. 41] символическое пространство средств массовой информации» [3: 29]. Очевидно, что по мере развития «новых медиа», не только выступающих в качестве инструмента информирования общественности, но и в силу своей интерактивности являющихся удобной платформой для «горизонтальной» коммуникации, дающей возможность практически каждому пользователю интернета создавать, комментировать, корректировать и передавать неограниченному числу потенциальных адресатов информацию любого содержания, в том числе имеющую и политическое значение, понятие медиатизации распространяется и на виртуальное сетевое пространство. Медиатизация предполагает, что какие-либо действия, осуществляемые политиками в публичной сфере, вне зависимости от их идеологической, экономической или социальной основы определяются прежде всего медийной логикой, ставящей на первый план зрелищность, перформативность, а не устоявшимися представлениями классической политики, и это будет отражаться в соответствующей языковой и иной коммуникативной деятельности.

Восприятие современных политических деятелей во многом обусловливается их коммуникабельностью, способностью привлекать и удерживать внимание аудитории, у которой, как в свое время отметил П. Скэннел, «нет особой причины, цели или намерения включать радио или телевизор» [7: 23]. По этой причине для публичных выступлений политиков все более характерным становится перформативный стиль общения с аудиторией, под воздействием которого меняется структура политического языка, происходит его сближение со спонтанной речью благодаря интонационному выделению отдельных слов и словосочетаний, использованию пауз, эмоционально-экспрессивной и разговорной лексики, а также неизбежному отказу от употребления канцелярско-бюрократических выражений, вызывающих негативную реакцию слушателей. Однако такая перформативность, выходящая за рамки привычной сферы политического языка, не должна нарушать существующие в сфере публичной политики конвенциональные и нормативные ограничения. Так, эмоционально окрашенный призыв главы государства увольнять с государственной службы должностных лиц, поведение которых явно нарушает сложившиеся в обществе морально-этические нормы, представляется вполне объяснимым и оправданным [4], тогда как грубое высказывание руководителя одного из регионов в адрес журналистов и блогеров, критикующих власть [2], — совершенно недопустимым.

Медиатизация ставит политических деятелей в ситуацию повышенного репутационного риска, обусловленного заметным ростом их коммуникационной уязвимости. В последнее время в сетевых сообществах широко распространяются фрагменты публичных выступлений политиков, фиксирующие случайные оговорки, неправильное словоупотребление, ошибки в интерпретации фактов, спонтанные выражения лица, получаемые при помощи достаточно простых приемов обработки видеофайлов (стоп- кадр, монтаж, анимированные изображения в формате GIF и т. п.). Подобные материалы неизбежно вызывают насмешки и потоки недоброжелательных комментариев, стремящихся оказать негативное влияние на репутацию государственных и общественных деятелей [6]. При этом допускаемые некоторыми политиками непродуманные высказывания или неуместные шутки, которые становятся известными массовой аудитории, могут не только спровоцировать конфликтные ситуации и инциденты, но и привести к неблагополучному завершению карьеры [1, 5].

Таким образом, медиатизация оказывает на политику противоречивое воздействие: с одной стороны, способствует ее большей открытости и, в частности, делает политический язык более «живым», простым и понятным массовой аудитории, тогда как с другой — приводит к неизбежному увеличению степени конфликтогенности политической сферы, что при определенных условиях может способствовать росту социальной напряженности. [c. 42]

 

Литература

 

1. Антонова Е., Нагаев К. Глава Чувашии отправлен в отставку после двух публичных скандалов // РБК. 2020. 29 января. URL: https://www.rbc.ru/politics/29/01/2020/5e3196499a794754f397a8b9.

2. Глава Чувашии и «человек с доброй душой» призвал «мочить журналистов и блогеров». А затем извинился // Телеканал 360. 2020. 20 января. URL: https://www.youtube.com/watch?v=frpzPhQJQdM.

3Засурский И. И. Масс-медиа Второй республики. М., 1999.

4. Латухина К. Путин призвал «выметать» хамов с госслужбы // Российская газета. 2020. 30 января. URL: https://rg.ru/2020/01/30/putin-prizval-vymetat-hamov-s-gossluzhby.html.

5. Скандальная шутка // РБК. 2020. 24 января. URL: http://edge-upvideo.rbc.ru/archive/2020/01/24/_1800_mp4/576p.mp4

6. Собянин — наш Мэр! // YouTube. 2013. 26 августа. URL: https://www.youtube.com/watch?v=wGofFOoGclo

7Scannell P. Radio, television, and modern life: a phenomenological approach. Oxford, UK; Cambridge, Mass., USA: Blackwell, 1996.

[c. 43]

 

 

 

 

   
 
каталог
 

Сайт создан в системе uCoz