каталог |
Источник:
Российская пиарология: тренды и драйверы. Вып. 11 : сборник научных трудов
в честь профессора В. А. Ачкасовой / под ред. А. Д. Кривоносова. –
СПб. : Изд-во СПбГЭУ, 2021. – С. 34–41.
Красным шрифтом в квадратных скобках обозначается конец текста
на соответствующей странице печатного оригинала указанного издания
Грачев М. Н. (РГГУ)
МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРОЦЕССА МЕДИАТИЗАЦИИ ПОЛИТИКИ
|
Статья посвящена построению обобщенной модели процесса медиатизации социально-политической сферы. В качестве теоретических основ данной модели выступают концепция целенаправленного отбора сообщений и построения логически упорядоченного «медиа-образа» действительности, разработанная норвежскими исследователями Й. Галтунгом и М. Руге, и представления о четырех фазах фазах развития медиатизации, сформулированные шведским ученым Й. Стрёмбеком. [c. 34]
Ключевые слова: медиатизация, политическая коммуникация, публичная политика, медийная логика, отображение реальности. |
|
УДК 32.019.51
В последние два десятилетия внимание исследователей политико-коммуникационных процессов в значительной мере привлекает концепция медиатизации, согласно которой современные средства массовой коммуникации все более подчиняют своему влиянию различные сферы социальной действительности, глубоко интегрируясь в них. В плане теоретической интерпретации процессов взаимодействия политических институтов с медиасферой данная концепция была впервые предложена в середине 80-х гг. шведским исследователем К. Аспом, полагавшим, в частности, что «политическая система в значительной степени находится в зависимости от требований СМИ в их освещении политики и адаптируется к ним» [2, p. 359]. Одна из форм такой адаптации проявляется в том, что политики стремятся формулировать свои публичные заявления в более персонифицированной и острой форме, чтобы получить больше шансов на освещение в медийном пространстве. Другим признаком медиатизации выступает растущая независимость медиа как в плане возможности выбора источников информации, так и с позиции установления еще большего контроля над формой и содержанием распространяемого контента.
Если воспользоваться известным определением И. И. Засурского, медиатизация в своей развернутой форме представляет собой «процесс, при котором политическая жизнь перемещается в символическое пространство средств массовой информации» [1, с. 29]. Очевидно, что по мере развития «новых медиа», не только выступающих в качестве инструмента информирования общественности, но и в силу своей интерактивности являющихся удобной платформой для «горизонтальной» коммуникации, дающей возможность практически каждому пользователю Интернета создавать, комментировать, корректировать и передавать неограниченному числу потенциальных адресатов информацию любого содержания, в том числе имеющую и политическое значение, понятие медиатизации распространяется и на виртуальное сетевое пространство. При этом предполагается, что какие-либо действия, осуществляемые политическими акторами в публичной сфере, определяются уже не устоявшимися представлениями классической политики, а так называемой медийной логикой.
Очевидно, что понятие «медийная логика», несмотря на кажущуюся нечеткость, допускающую множественность его интерпретаций, предполагает целенаправленный отбор и обработку сообщений о происходящих событиях, из которых формируется целостный «медиа-образ», представляемый массовой аудитории. Согласно теоретической модели, предложенной в середине 60-х гг. норвежскими исследователями Й. Галтунгом и [c. 35] М. Руге, указанный процесс носит систематический характер и в значительной мере становится предсказуемым, если принять во внимание ключевые факторы, влияющие на изначальный подбор сообщений и их дальнейшее прохождение через совокупность своеобразных информационных «фильтров». Получаемый в итоге «медиа-образ» представляет собой результат последовательной «фильтрации» поступающих сообщений в зависимости от их ценности, определяемой на основании ряда критериев, которые обусловливают последующее восприятие транслируемых новостей [3, p. 64–91]. В своем первоначальном виде эта модель иллюстрировала процесс обработки сообщений, поступающих из-за рубежа, однако, на наш взгляд, она вполне могла быть обращена и к потоку новостей из области внутриполитической жизни.
По мнению И. Галтунга и М. Руге, следует выделить 12 ключевых факторов, которые предопределяют отбор сообщений о происходящих событиях.
I. Временной интервал. Событие будет взято на заметку с большей вероятностью, если время его развертывания соответствует графику выхода в свет публикаций заинтересованных медиа. Например, событие, которое длилось в течение нескольких часов или завершилось быстрее, подходит для освещения в ежедневной газете или информационной программе, тогда как сложное событие, разворачивающееся в течение нескольких дней, скорее заинтересует редакцию еженедельного издания. Существуют, однако, события, которые разворачиваются значительно медленнее, но в силу своей особой значимости тем не менее заслуживают освещения в конкретных заинтересованных медиа.
II. Интенсивность или пороговое значение. С большей вероятностью будет замечено событие, которое изначально имеет особую значимость или же внезапно приобретает ее в силу складывающихся обстоятельств, тем самым привлекая к себе, по сравнению с привычным ходом дел, больше внимания. Последнее касается случаев, когда, например, медиа ведут обычное наблюдение за деятельностью правительства, финансовыми вопросами или затяжным конфликтом.
III. Ясность, отсутствие неопределенности. Чем меньше сомнений вызывает событие, тем больше вероятность его отбора.
IV. Близость к культурным запросам аудитории. Чем больше то или иное сообщение о событии соответствует культурному уровню и интересам предполагаемой аудитории, тем более вероятен его отбор.
V. Соответствие ожиданиям. Событие, которое совпадает с некоторыми существующими ожиданиями или предубеждениями, будет отобрано с большей вероятностью, чем то, которое не соответствует им. Это может быть, например, сообщение об обострении ситуации в [c. 36] потенциально конфликтогенном регионе, о давно предполагавшихся политических изменениях и т. д.
VI. Непредвиденность. Среди сообщений, соответствующих определенным ожиданиям или предубеждениям аудитории, с большей вероятностью будет отобрана информация о событии, которое в принципе могло произойти, но вдруг приняло не совсем обычный или совершенно непредсказуемый оборот.
VII. Взаимосвязанность. Как только какое-либо событие будет признано заслуживающим освещения в данной газете, теле- или радиопрограмме, возникает дополнительный импульс к поиску и отбору из поступающего потока новостей логически связуемых с ним сюжетов.
VIII. Композиция. Сообщения отбираются, обрабатываются и расставляются по местам так, чтобы полученный в итоге «медиа-образ» (очередной выпуск газеты или программы новостей) представлял собой сбалансированную целостность; однако при этом некоторые сообщения могут сознательно подбираться по принципу контраста.
IX. Соотнесенность с наиболее значимыми государствами, регионами. Й. Галтунг м М. Руге полагают, что в «медиа-образ» с большей вероятностью будут отобраны сообщения о событиях, происходящих в государствах, обладающих существенным влиянием на международной арене. На наш взгляд, применительно к внутриполитическим процессам подобные сообщения могут быть связаны с событиями в регионах страны, имеющих в частности, ключевое экономическое значение, а также обладающих высоким конфликтогенным потенциалом или подвергшихся стихийным бедствиям.
X. Соотнесенность с представителями элиты. В «медиа-образ» с большей вероятностью будут включены сообщения о событиях, касающиеся известных политиков, деятелей культуры и т. д.
XI. Персонифицированность. С большей вероятностью для включения в «медиа-образ» будут отобраны сообщения о событиях, которые можно рассматривать в качестве результата действий конкретных лиц.
XII. Негативный характер. Чем более негативным по своим последствиям выступает то или иное событие, тем больше вероятность того, что сообщение о нем станет частью «медиа-образа».
Последний критерий представляется достаточно спорным, однако, по мнению авторов: «С негативными новостями легче соглашаются, поскольку они недвусмысленны в плане достижения согласия относительно интерпретации того или иного события как негативного. “Позитивное” событие может быть позитивным для одних и не быть таковым для других, и, следовательно, не удовлетворять критерию однозначности. Его смысл будет размыт другими полутонами и подтекстами» [3, p. 69]. [c. 37]
Использование данной модели для объяснения и предсказания результатов формирования «медиа-образа» опирается на три основные гипотезы относительно того, как данные критерии – каждый по отдельности и в комбинации друг с другом – предопределяют отбор тех или иных сведений. Согласно гипотезе аддитивности, или усиления, вероятность отражения какого-либо события в «медиа-образе» возрастает по мере увеличения числа критериев, требованиям которых удовлетворяет данное событие. Гипотеза комплиментарности, или взаимозависимости факторов полагает, что низкий «весовой коэффициент» одного из указанных критериев может компенсироваться высоким «весовым коэффицентом» какого-либо другого критерия. В соответствии с гипотезой исключения событие, имеющее низкие «весовые коэффициенты» по отношению ко всем критериям, не войдет в «медиа-образ» [3, p. 71–72].
Рис. 1
Графическая интерпретация модели Й. Галтунга и М. Руге представлена на рис. 1. Значение данной модели для понимания медийной логики состоит в наглядной демонстрации того факта, что результат отбора сообщений в соответствии с указанными критериями должен привести к созданию некоего структурированного, упорядоченного «медиа-образа», или изображения мест, людей и происшедших событий, которое, очевидно, может заметно отличаться от отображаемой реальности.
Если рассматривать медиатизацию как «процесс, посредством которого основные элементы социальной или культурной деятельности (например, работа, досуг, игра и т. д.) принимают форму медиа» [4, p.48], то применительно к политической сфере это означает не только все более широкое распространение медийной логики на освещение событий, происходящих в данной области, но и постепенное подчинение ей формата публичных действий политиков, стремящихся к тому, чтобы данные действия становились известными широкой общественности благодаря [c. 38] отражению в соответствующих «медиа-образах». По мнению шведского исследователя Й. Стрёмбека, процесс медиатизации политики проходит в своем развитии четыре последовательные фазы [5, p.236–241], каждую из которых, на наш взгляд, можно представить в виде графических моделей, отображающих изменения характера взаимодействия условного политического актора А и медиа М (рис. 2, а–г).
Рис. 2
На первой фазе (рис. 2а) в условиях отсутствия у большинства индивидов каких-либо иных возможностей узнавать о событиях, происходящих в политической сфере, медиа выступают в качестве не только наиболее значимого источника информирования общества, но и важнейшего канала взаимодействия политических деятелей и институтов с гражданами. Иными словами, политика становится «медийно-опосредованной». Данное обстоятельство отчасти побуждает политических акторов принимать во внимание особенности медийной логики освещения событий, однако говорить о каком-либо заметном влиянии медиа на деятельность политических институтов, обладающих в силу своего общественного статуса значительно большей силой, пока не приходится. Напротив, будучи формально независимыми, медиа в процессе взаимодействия с политическими акторами скорее играют подчиненную роль, действуя преимущественно по правилам и в интересах более сильной стороны. [c. 39]
На второй фазе развития данного процесса (рис. 2б) медиа в ходе своего взаимодействия со сферой политики обретают определенную самостоятельность в плане установления формата и контроля над содержанием распространяемых сообщений. В своей практической деятельности они руководствуются уже не столько правилами и требованиями, которые задаются политическими акторами, сохраняющими определенное институциональное преимущество, сколько собственными прагматическими интересами, среди которых все более заметной становится коммерциализация, в свою очередь предопределяющая ориентацию на предпочтения аудитории и совершенствование журналистского мастерства. При этом участники коммуникационного процесса сотрудничают друг с другом в осуществлении своих функций и частично используют взаимные возможности. Подобные отношения довольно часто складываются на практике и основываются на достижении политическими акторами и медиа некоторых общих целей: одна сторона стремится к публикации статьи или репортажа определенного содержания, другой необходимо в установленные сроки представить читателям или зрителям интересующий материал.
Для третьей фазы процесса медиатизации (рис. 2в) характерно все более заметное усиление позиций медиа в качестве самостоятельного и в известной мере самодостаточного социального института, способного в своей деятельности значительно дистанцироваться от внешних правил, в том числе и устанавливаемых в сфере «классической» политики. Медийная логика проникает во все сферы общественной жизни, и политические акторы, подобно другим социальным субъектам, вынуждены не только принимать ее во внимание, но и адаптироваться к ней, пытаясь при этом сохранить свою качественную определенность путем мысленного обозначения некоей условной демаркационной линии, разделяющей «медийно-опосредованную» политику и неопосредованную политическую реальность.
На четвертой фазе медиатизации (рис. 2г) политические акторы не только приспосабливаются к «правилам игры», устанавливаемым медиа, но и «усваивают» их в качестве неизбежного и обязательного условия своей повседневной деятельности. Это предполагает, что в своих конкретных действиях, осуществляемых в публичной сфере, вне зависимости от их идеологической, экономической или социальной основы, политики начинают руководствоваться прежде всего медийной логикой, ставящей на первый план образность, зрелищность, перформативность.
Литература
1. Засурский И. И. Масс-медиа Второй республики. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1999. [c. 40]
2. Asp K. Mäktiga massmedier Studier i politisk opinionsbildning. – Stockholm: Akademilitt, 1986.
3. Galtung J., Ruge M. H. The Structure of Foreign News: The Presentation of the Congo, Cuba and Cyprus Crises in Four Norwegian Newspapers // Journal of Peace Research. – 1965. – Vol. 2. – № 1. – Р. 64–91.
4. Hjarvard S. From bricks to bytes: The Mediatization of a Global Toy Industry // European Culture and the Media / Eds: I. Bondebjerg, P. Golding. – Bristol: Intellect Books, 2004. P. 43–63.
5. Strömbäck J. Four phases of mediatization: an analysis of the mediatization of politics // The International Journal of Press/Politics. – 2008. – Vol. 13. – № 3. – Р. 228–246.
Grachev M. N.
Modeling the Process of the Mediatization of Politics
The article is devoted to the construction of a generalized model of the process of mediatization of politics. The theoretical foundations of this model are the concept of targeted selection of messages and the construction of a logically ordered “media image” of reality proposed by the Norwegian researchers J. Galtung and M. Ruge, and the concept of four phases of the development of mediatization formulated by the Swedish scientist J. Strömbäck.
[c. 41]
|
||||
каталог |