Библиотека Михаила Грачева

   

 

   
каталог
 

Грачев М.Н.

Дискурсная политизация неполитического контента

 

Источник:

Медиа в современном мире. 60-е Петербургские чтения: сборник

материалов Международного научного форума (30 июня – 2 июля 2021 г.) /

отв. ред. А. А. Малышев. В 2-х т. Т. 2. – СПб.: Медиапапир, 2021. – С. 200–201.

 

 

Красным шрифтом в квадратных скобках обозначается конец текста

на соответствующей странице печатного оригинала указанного издания

 

 

Михаил Николаевич Грачев

Российский государственный гуманитарный университет

 

ДИСКУРСНАЯ ПОЛИТИЗАЦИЯ НЕПОЛИТИЧЕСКОГО КОНТЕНТА

 

 

Сведения неполитического характера становятся «политически значимой информацией», или элементами политического дискурса, в результате погружения в специфический контекст их восприятия. Политизация неполитического контента рассматривается на примерах избирательных кампаний и процессах конструирования национального бренда государства.

 

Ключевые слова: политизация, политическая коммуникация, контент, избирательная кампания, национальный брендинг.

 

 

Раскрывая сущностную сторону политико-коммуникационных процессов, мы делаем акцент на передаче, перемещении, обороте семантически значимой в политическом контексте информации, то есть «тех сведений, которыми в процессе конкретной общественно-практической деятельности обмениваются (собирают, хранят, перерабатывают, распространяют и используют) “источники” и “потребители” – взаимодействующие в обществе индивиды, общности, институты». В данном отношении, на наш взгляд, принципиально важно подчеркнуть, что речь должна идти только о той информации, «которая в определенной ситуации приобретает некую семантическую значимость» [2: 83].

Очевидно, что далеко не всякая информация, соотносящаяся с теми или фактами, событиями или явлениями из мира политики, приобретает смыслообразующий характер применительно к конкретному политическому контексту. Так, например, сообщение о государственном перевороте в какой-либо далекой стране, расположенной в другой части света, практически не окажет никакого воздействия на расстановку политических сил и поведение избирателей в ходе кампаний по выборам губернаторов и представительных органов власти в российских регионах. Однако при этом на позиции кандидатов и последующее волеизъявление граждан могут оказать существенное [c. 200] влияние сведения, относящиеся к другим областям социальной действительности, в частности, статистические данные, отражающие положительную или отрицательную динамику экономических, экологических, демографических показателей в соответствующем регионе. Иными словами, в рамках указанных избирательных кампаний отдельная информация, будучи по своему характеру изначально неполитической, со всей очевидностью становится политически значимой.

Придание политической окраски указанным материалам, а также различным сведениям социокультурного плана происходит и в процессах конструирования национального бренда – целенаправленной деятельности органов власти и заинтересованных групп по созданию, поддержанию или изменению образа как государства в целом, так и отдельных его территорий, способствующего повышению их узнаваемости и привлекательности в конкурентном информационно-коммуникационном пространстве современного мира. По существу, национальный бренд становится не только капиталом, но и элементом «мягкой силы» страны: как отмечал С. Анхольт, его тщательная проработка приводит к росту экспорта, укреплению сотрудничества с зарубежными и внутренними инвесторами, консолидации разных слоев населения вокруг общих национальных интересов, увеличению объема въездного туризма, укреплению национальной валюты и распространению культуры нации за пределы государства [1: 51]. Это способствует не только повышению интереса к данной стране в различных сферах социальной действительности, но и поднимает ее престиж на мировой арене, расширяет возможности оказывать влияние на других участников международных отношений.

Таким образом, сведения неполитического характера становятся политически значимой информацией, или элементами политического дискурса, в результате погружения в специфический контекст их восприятия. Данное явление можно назвать дискурсной политизацией неполитического контента. При этом понятие «контент» употребляется не в его нынешней, «цифровой» интерпретации, не только для обозначения содержания сайта или иного веб-ресурса, а в своем первоначальном, более широком значении: «Контент – это информация с любого носителя. Например, сводки с фронта во время войны – тоже контент, который по форме мало отличается от нынешних радионовостей и подкастов. Бумажные газеты – такой же источник контента, как сайт в интернете» [3]. Иными словами, в данном случае под контентом, подвергающимся дискурсной политизации, понимаются любые данные, поступающие из разных источников, которые могут быть представленными в различных формах: в виде текстов, графических изображений, а также в аудио- или видеоформате, – и при этом погружаться в необходимый политический контекст.

 

Литература

 

1. Анхольт С. Создание бренда страны // Бренд-менеджмент. 2007. № 1. С. 50–52.

К тексту

2. Грачев М.Н. Политическая коммуникация: понятие, сущность // Политическая коммуникативистика: теория, методология и практика. М.: РАПН; РОССПЭН, 2012. С. 77–90.

К тексту

3. Яцько Ю. Что такое контент и каким он бывает // SEO-студия DIUS. – URL: https://www.web-dius.ru/blog/chto_takoe_kontent_i_kakim_on_byvaet/. (дата обращения – 29.04.2021).

К тексту

[c. 201]

 

 

 

 

   
 
каталог
 

Сайт создан в системе uCoz