Библиотека Михаила Грачева
История политических и правовых учений:
Электронная хрестоматия
Составитель: М.Н. Грачев
Иммануил Кант
22 апреля 1724 года в одном из небольших домов Кенигсберга в семье шорника Иоганна Канта родился четвертый по счету ребенок, этим ребенком был Иммануил Кант, в будущем великий мыслитель.
После окончания гимназии, где Кант основательно изучил латынь, греческий язык, произведения античных авторов, математику и логику, а также историю религии и сочинения религиозного содержания, познакомился с основами метафизической философии, он поступает в Кенигсбергский университет. Окончив его, работает учителем в разных частных домах. После защиты четырех диссертаций Кант становится в 1770 г. профессором философии. Эту должность он оставляет лишь за три года до смерти. Скончался Кант 12 февраля 1804 г.
Круг научных интересов Канта был чрезвычайно обширен: астрономия, математика, физическая география, логика, философская антропология, механика, минералогия, история, философия, эстетика, право.
Первый период его научных исследований (до 1770 г.) условно называют докритическим. В это время Кант высказывает гипотезу о существовании Большой Вселенной галактики вне нашей галактики, о возникновении планет из вращающихся туманностей.
После 1770 г. происходит переход к воззрениям “критического периода”, названного так по трем основным произведениям Канта: “Критика чистого разума”, “Критика практического разума”, “Критика способности суждения”. В этих работах он излагает теорию познания, этику, эстетику и учение о целесообразности в природе. В философских учений, разработанных Кантом на основе критицизма, вошло и учение о праве. Это один из поздних результатов философского развития Канта. В 1797 г. была опубликована работа Канта “Метафизика нравов”, где обосновывает учение о праве и учении о, предлагает систему правовых и этических воззрений. По Канту, в нормах права, в отличие от этики, имеются в виду исключительно внешние отношения между людьми.
В учении Канта о государстве главная мысль состоит в том, что человек возлагает надежду не только на самого себя, но и на социальные институты, на юридические законы. Теоретический источник этих идей – взгляды Руссо. Центральное понятие теории государства – понятие гражданской свободы. Рядом с ней Кант ставит принципы гражданского равенства и гражданской самостоятельности. Идеальной формой государств он считает представительную республику. Кант – решительный противник тирании, и, чтобы исключить деспотизм, он настаивает на строгом разделении властей – законодательной, исполнительной и судебной.
Идея вечного мира – завершающее звено гуманистической философии Канта. В обществе, где властвуют законы, царит мир. Вечный мир – это исключение войны из жизни общества. Войны с их бедствиями и разорениями могут тормозить прогрессивное развитие человечества, но моральный разум осуждает войны, и поэтому с развитием культуры и гуманности войн будет все меньше, пока они совсем не исчезнут. Философ видел серьезную угрозу миру в безграничном вооружении государств, ибо огромные затраты на вооружение и содержание армий, соперничество государств в увеличении военной мощи приводят неизбежно к войне.
Перед человечеством, по Канту, открываются две возможности достижения вечного мира: одна – путем договора, запрещающего войны, другая – “вечный мир” на всемирном кладбище человечества после истребительной войны.
Теоретическое обоснование Кантом борьбы за правопорядок и гласность, за выживание человечества чрезвычайно актуально и в наши дни, поскольку проникнуто высокими гуманистическими идеалами.
Приводимые ниже фрагменты дают представление о политических идеях Канта.
Сайт создан в системе
uCoz