предыдущая |
следующая |
|||
содержание |
Источник: Поваров Г.Н. Ампер и кибернетика. – 2-е изд. –
М.: Издательство ЛКИ, 2007. С. 40–42.
Красным шрифтом в квадратных скобках обозначается конец текста
на соответствующей странице печатного оригинала указанного издания
§ IV. Науки третьего порядка, касающиеся средств,
при помощи которых правительства заботятся
о внешней безопасности государств и водворяют
у себя внутри порядок и мир
Для сохранения государства недостаточно, чтобы оно обладало элементами внутреннего процветания, силами, при помощи которых оно могло бы отражать нападения извне, законами, регулирующими отношения граждан между собою и с правительством; надо еще заключить между этим государством и другими народами договоры, необходимые для наибольшего развития его промышленности и для поддержания мира, обеспечить его независимость, оградить его достоинство, заставить исполнять законы, предупредить по мере возможности беспорядки и преступления и стремиться к всестороннему улучшению общественного состояния.
а. Перечисление и определения
1. Этнодицея. Отношения одного народа к другому сначала регулировались лишь обычаями, возникавшими как бы сами собою; но с успехами цивилизации появились формальные договоры, [c. 40] основанные на взаимных интересах заключивших их сторон. Из этих обычаев и договоров и верховного закона справедливого и несправедливого, который действует между народами так же, как между индивидами, слагается публичное право народов, образующее предмет науки третьего порядка, которую я называю Этнодицеей, от έθνος «народ» и δίχη «право».
2. Дипломатия. Но эти обычаи и договоры, подобно законам и, может быть, еще в большей степени, нуждаются в толковании; ибо они затрагивают интересы, которые возбуждают вообще более бурные страсти, приводят слишком часто к употреблению силы и навлекают на соперничающие народы все бедствия войны. Такое толкование предполагает знание всех обстоятельств, породивших обычаи и договоры, духа, царившего при их возникновении, интересов, которые они оберегают или ставят под угрозу, и т. д. Таков предмет науки, с давних пор получивший название Дипломатии.
3. Кибернетика. Отношения между народами, изучаемые в обеих предшествующих науках, объемлют лишь меньшую часть вещей, о которых должно заботиться хорошее правительство; поддержание публичного порядка, исполнение законов, справедливое разложение налогов, выбор людей, коих оно должно употреблять, и все, что может способствовать улучшению общественного состояния, требует его неусыпного внимания. Беспрестанно ему приходится выбирать среди различных мер ту, которая более всего пригодна к достижению цели; и лишь благодаря углубленному и сравнительному изучению различных элементов, доставляемых ему для этого выбора знанием всего того, что касается управляемого им народа, характера, нравов, воззрений, истории, религии, средств существования и процветания, организации и законов, может оно составить себе общие правила поведения, руководящие им в каждом отдельном случае. Следовательно, только перебрав все науки, занимающиеся этими разнообразными элементами, мы приходим к той, о которой здесь идет речь и которую я называю Кибернетикой, от слова χυβερνητιχή, обозначавшего сперва, в узком смысле, искусство управления кораблем, а затем постепенно получившего, у самих греков, гораздо более широкое значение искусства управления вообще.
4. Теория власти. Наконец, нам надлежит исследовать причины, которые привели к учреждению различных правительств, сохраняющие или колеблющие их, вызывающие или предупреждающие эти великие кризисы, именуемые революциями, дойти до происхождения власти и рассмотреть различные системы, касающиеся самого принципа, на котором она зиждется, как, например, системы божественного права, народного верховенства, силы вещей или силы необходимости, явного или молчаливого договора между народами и тем, кто призван ими управлять. Отсюда последняя наука третьего порядка, которая имеет целью разрешение этих великих вопросов и которую я обозначу именем Теория власти.
б. Классификация
Четыре науки, только что перечисленные и определенные, обнимают все истины, касающиеся средств, при помощи которых правительства сохраняют общества, обеспечивают им мир внутри и народную независимость вовне; их соединение образует науку первого порядка – ПОЛИТИКУ. Последняя делится на две науки второго порядка. Первой из них, состоящей из этнодицеи и дипломатии, я дал [c. 41] название сннкейменики, произведенное от συγχέιμενα «договор, соглашение» по правилам, изъясненным мною на страницах xliv и xlv*; а второй, образованной соединением кибернетики и теории власти, – название политики в собственном смысле, как показано в следующей таблице.
Науки 1-го порядка |
Науки 2-го порядка |
Науки 3-го порядка |
||
ПОЛИТИКА |
{ |
Синкейменика |
{ |
Этнодицея Дипломатия |
Политика в собственном смысле |
{ |
Кибернетика Теория власти |
Замечания**. В этнодицее легко видеть часть политики, непосредственно задаваемую простым чтением договоров и соглашений, т. е. автоптическую точку зрения на специальный предмет политики; в дипломатии – разыскание неизвестного: истинного смысла договоров и средств, наиболее пригодных для разрешения трудностей, которые могут возникнуть между народами. Это очевидные признаки криптористической точки зрения. Столь же легко обнаруживаются признаки тропономичеcкой точки зрения в кибернетике, которая представляет собою по отношению к управлению народами то же, что стратегия по отношению к командованию войсками. Наконец, в теории власти, занимающейся причинами и происхождением, налицо криптологическая точка зрения на специальный предмет политики***. [c. 42] |
* Имеется в виду передача χ через с и ει через i; γ перед χ читается как ν. Я, однако, пишу «кибернетика» и «синкейменика». – Г.П.
** Набраны петитом и в оригинале. – Г.П.
*** Комментируя данный отрывок из произведения французского ученого, Г. Н. Поваров отмечал: «Итак, кибернетика рисуется Ампером как наука о текущем управлении государством, (народом), которая помогает правительству решать встающие перед ним конкретные задачи, с учетом разнообразных обстоятельств и в свете общей задачи принести стране мир и процветание. [...] Роль кибернетики в политике подобна роли стратегии в военном искусстве, но это стратегия мира. Задача сохранения мира подчеркивается Ампером весьма настойчиво, в чем нельзя не чувствовать отклика на недавно угасший пожар. Действительно, Ампер не одобрял беспрерывных наполеоновских войн, приведших Францию к катастрофе» (Поваров Г.Н. Указ. соч. С. 42–43).
предыдущая |
следующая |
|||
содержание |