предыдущая |
следующая |
|||
оглавление |
М.: МГСУ; Изд-во “Союз”, 1997. – 992 с.
Красным шрифтом в квадратных скобках обозначается конец текста на соответствующей странице печатного оригинала указанного издания
Приложение 3
ПРИМЕНЕНИЕ КОНТЕНТ-АНАЛИЗА ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ СОБЫТИЙ
Подготовил:
д.ф.н., профессор Б.И. Краснов
Борьба за власть находит свое выражение в соревновании стратегий и тактик противоборствующих сил. Их изучение предполагает:
• определение всех действующих политических сил (партий, движений и т.д.);
• описание и сравнение их программ, стратегий и тактики;
• анализ социальной технологии, форм и методов реализации намеченной стратегии;
• изучение эффективности действий;
• прогнозирование возможных действий, их результатов (последствий) и, главное, развитие политической ситуации в будущем.
Одним из основных методов, с помощью которых решаются эти задачи является метод анализа документов. Например, при изучении стратегии противоборствующих политических партий, прежде всего будут проанализированы материалы средств массовой информации, предвыборные программы кандидатов в народные депутаты, стенограммы встреч кандидатов в народные депутаты и депутатов с избирателями, выступления представителей различных партий и движений на митингах и пр. При этом весьма перспективным является применение метода контент-анализа, т.е. анализа содержания текста. Суть этого метода состоит в нахождении в тексте определенных смысловых понятий (единиц анализа), выявлении частоты их употребления и соотношения с содержанием всего документа.
Этот метод дает возможность проанализировать особенности текстовых хараткеристик документов одной партии в зависимости от состава тех, кому они предназначены, или разных партий, выступающих по одной проблеме. При работе с материалами средств массовой информации благодаря контент-анализу решается задача [c.955] сравнения стилистических особенностей сообщений. Он может быть использован и для кодировки открытых вопросов политологических анкет.
Практикующие политологи в зависимости от целей исследования фиксируют: 1) частоту появления в материалах выделенных элементов; 2) частоту связанности одних элементов с другими; 3) отношение к этим элементам со стороны источника информации и некоторые другие параметры. Поэтому основные процедуры контент-анализа связаны с переводом качественной информации на язык счета, с вычислением так называемых параметров и категорий анализа, единиц анализа, единиц счета.
Параметры анализа представляют предмет анализа (исследования) в наиболее общем виде. Вместе с тем разработка параметров предмета анализа является начальной точкой построения его модели, поскольку лишь только после этого возможна детализация модели на уровне категорий анализа. Можно выделить четыре класса параметров анализа: 1) предмет содержания текста – элемент действительности, попавший в зону внимания коммуникатора, отраженный в содержании текста; 2) отношение коммуникатора к предмету содержания текста, которое включает все возможные типы отношения (например, объем внимания, степень благожелательности и т.п.); 3) модальность отношения коммуникатора к предмету содержания текста, она фиксирует способы выражения отношения коммуникатора к предмету содержания текста; 4) тип коммуникатора, т.е. непосредственного создателя текста сообщения.
Категории анализа могут 6ыть подразделены на типы: 1) по степени их конструктивизации; 2) по характеру их связи с элементами содержания; 3) по “междисциплинарности”. Степень конструктивизации характеризуется абстрактностью категории. Эксплицитные категории в этом плане являются наименее абстрактными, их конструирование часто заключается в простом копировании наиболее значимых признаков содержания текста. Смысл второго из указанных оснований классификации состоит в возможности соотнесения категории и содержания текста. Чем менее абстрактна категория, тем легче задать ее поисковый образ. В простейшем случае образ сводится к перечислению [c.956] определенного списка слов. Под “междисциплинарностью” имеется в виду связь категорий анализа с различными научными дисциплинами.
Наиболее часто используются следующие единицы анализа. Слово (словосочетание) – наименьшая единица анализа (из языковых), приемлемая в социологическом исследовании; используется в анализе политического языка, исследовании стиля сообщений и читабельности. Сообщение – одна из наиболее часто используемых единиц анализа. Характеризуется целостностью. Размер и структура сообщений зависят от типа коммуникации. Выделение сообщения в структуре текста обычно не требует каких-либо специальных инструкций. Герой (характер) – определенный тип деятеля, обладающего четко выраженными социальными чертами. Наиболее часто эта единица используется при анализе небольших произведений литературы (рассказ, очерк). Примером этой единицы является герой информации, выделяемый в содержании на основе рода его занятий. Тема – очень широко применяемая и очень плохо определенная единица анализа. В американской литературе термины “суждение” и “тема” употребляются как синонимы, причем чаще всего тема определяется через понятие суждения. Понятие темы используется в таких случаях в категориальном значении, т.е. говорится скорее о тематическом признаке, чем о единице анализа, ибо темы могут выделяться и в целых сообщениях, и в их частях различного объема (абзацах, предложениях). Тема может быть выражена не только суждением, но и словом, и словосочетанием (например, наименование рубрики в газете). Суждение – наиболее мощная и сложная в использовании единица анализа. В общем виде структура суждения может быть представлена в фасетной форме, т.е. в виде ряда ячеек, в которых расположены однотипные элементы. Практически в исследуемых текстах на один тип суждения в среднем приходится 1-2 упоминания, следовательно значительное число типов суждений вообще не встречается в содержании текста. Поэтому чаще всего информация анализируется не в виде суждений в целом, а в виде отдельных фасетов, т.е. единицей анализа практически является элемент суждений. При использовании ЭВМ можно выделить эмпирически наиболее значимые в статистическом [c.957] отношении типы суждений и вести их анализ. Возможно также и такое решение: определить уровень отождествления суждений (например, на основе их модальности), и различать суждения лишь по этому уровню; при этом число типов суждений уменьшается до приемлемой величины – 5-10 типов). Суждение является гибкой единицей анализа, может быть использовано для относительно небольших частей содержания текста. В частности, практически любое предложение может быть разложено на несколько суждений, представленных в виде ядерных предложений.
Ситуация – это единица, которая имеет целью представить содержание текста в виде структуры, отражающей фрагменты действительности. Фрагменты могут быть представлены не только в виде действующего лица, но и в виде мотивов, средств, целей деятельности. В состав структуры ситуации могут входить следующие элементы: субъект деятельности, локальность субъекта (сфера социальной жизни и т.п.), характер представления субъекта коммуникатором, знак отношения коммуникатора к субъекту, интересы субъекта, его цели, мотивы действий и т.п. Близкой по замыслу к ситуации является такая единица анализа, как единица действия, которая может быть использована как элемент ситуации. Классическим примером такой единицы является функция действующих лиц волшебных сказок, разработанная В.Я. Проппом.
В большинстве контент-аналитических исследований используется несколько единиц анализа. Это связано с кодировочной операцией в контент-анализе, где необходимо взаимодействие единиц анализа.
Однако до ознакомления с материалом, трудно дать ответ на вопрос, какие категории анализа следует избрать. Для этого всесторонне изучают объект исследования. Лишь в этом случае система категорий будет представлять собой модель исследуемого объекта и служить своего рода шаблоном, который “накладывается” на содержание текста с целью его измерения. Для этого материалы разбивают на категории по различным категориям: по темам, содержанию, месту и времени разворачивающихся событий, позитивному и негативному отношению и пр. Выделенные категории анализа могут быть сведены в документе, именуемом кодификатором. [c.958]
Исследование начинается со сбора информации, a именно с отыскивания в тексте документа индикаторов (единиц анализа) тех или иных категорий. Это могут быть слова, группы слов, высказывания, часть текста, которые находятся в определенном соответствии с категориями анализа. Для каждой категории фиксируется только одно ее упоминание в тексте документа, независимо от реальной частоты упоминаний и числа индикаторов, относящихся к содержанию категории. Первичные эмпирические данные собирают кодировщики. Кодирование содержания документов производится, как правило, с помощью трех методических инструментов – кодификатора, инструкции для кодировщика и кодировочной карточки, которая содержит перечень кодовых позиций всех категорий и подкатегорий анализируемого документа.
В работе кодировщика выделяют три этапа:
1) предварительная подготовка – изучение проблемы или проблем, отраженных в анализируемых документах;
2) первичная обработка – отбор материалов по проблеме исследования;
3) вторичная обработка материалов чтение документов, соотнесение элементов их содержания с кодификатором и регистрация кодов в кодировочной карточке, которая является формой учета и накопления первичных данных. На каждый документ заводится одна кодировочная карточка. Анализируя материал, кодировщик “раскладывает” его содержание на категории представленные в кодификаторе.
Анализ информации предполагает определение так называемых единиц счета. При анализе прессы за единицу счета часто принимают число квадратных сантиметров площади, занятой текстом по изучаемой теме количество печатных знаков, количество абзацев значимого текста. Для кино, радио и телевидения единицей счета будет время, отведенное для освещения определенного события, или же метраж израсходованной кино– или магнитной пленки. Преимущество таких единиц счета проявляется прежде всего в быстроте работы кодировщика. Однако система счета “пространство – время” может дать самые общие характеристики содержания и не подходит для оценки установок, намерений, стиля и т.д.
Данные всех карточек кодировки обрабатываются или вручную (что достаточно трудоемко) или на ЭВМ. Наиболее доступным и простым ее результатом является [c.959] вычисление доли упоминания той или иной категории в общем массиве информации (либо процентное выражение) и интерпретация этих данных в социальном контексте той или иной проблемы.
В контент-аналитических исследованиях политических событий (процессов) выделяют три основных типа (см.: Матвиенко В.Я. Социологический анализ в политике. – Киев, 1995). Рассмотрим их, подчиняясь определенной логике.
Первый тип. Цель – вычленение основных действующих политических сил, изучение их количественной расстановки, качественного состава, локализация. При этом исследовании ставятся две задачи.
Задача 1. Описание качественно-количественного состава и ареалов распространения партий и общественно – политических организаций.
Эмпирический материал: а) статистические данные о регистрации партий и организаций в местных органах власти; б) статистическая документация самих партий и организаций; в) анализ материалов прессы.
Единицы анализа: а) для статистических материалов – документ, содержащий цифровую информацию по поставленной задаче; 6) для прессы – законченный материал, содержащий цифровые данные, отвечающие поставленной задаче.
Единицы счета – человекоединицы (как абсолютные значения, так и в процентах).
Основания для анализа: а) наличие партийных организаций в регионе, их количественный состав; б) процентное соотношение количественного состава различных партий и организаций по регионам и в стране в целом; в) процентное распределение количественного состава партий и организаций по социально – демографическим характеристикам.
Задача 2. Изучение степени представленности различных партий и общественно-политических организаций в органах власти различных уровней в разных регионах страны и в целом в стране.
Эмпирический материал – статистические данные по составу вновь избранных представительных органов власти различного уровня. [c.960]
Единицы анализа – документы, содержащие информацию о составе представительных органов относительно принадлежности депутатов к различным партиям и организациям.
Единицы счета – человекоединицы (как абсолютные значения, так и в процентах).
Основание для анализа – процентное распределение представленности партий и организаций в органах власти различных уровней в разных регионах, стране в целом.
Второй тип. Цель – анализ стратегии действующих политических сил и способов их реализации. В данном случае решаются три задачи.
Задача 1. Изучение как явных, так и скрытых программных принципов и целей деятельности партий и общественно-политических организаций, а также способов достижения этих целей (как в содержательном плане, так и в плане эмоционально-психологического воздействия).
Эмпирический материал: а) программные и уставные документы партий и общественно-политических организаций; б) предвыборные программы кандидатов в депутаты; в) выступления кандидатов в депутаты и депутатов перед избирателями (теле– и радиозаписи, стенограммы, опубликованные в прессе); г) стенограммы сессий, заседаний различных уровней; д) записи выступлений представителей различных партий и организаций в средствах массовой информации, на митингах, выдвигаемые ими лозунги.
Единицы анализа – отдельные документы (программа, устав, запись единичного выступления и пр.). Единицы счета – законченные единичные суждения, содержащие информацию о принципах и целях деятельности партий и общественно-политических организаций, а также способах достижения этих целей. Основание для анализа – абсолютное и процентное содержание в массивах документов, отвечающих задаче смысловых элементов, совпадающих семантически (т.е. выделение семантических групп и их типологизация), и различных типов их эмоционального и стилистического оформления.
Задача 2. Выяснение степени совпадения и расхождений в целях между различными партиями, а также в способах достижения этих целей. Выяснение возможности их объединения в блоки и группы, вероятности [c.961] разделения на фракции, а также направленности этих блоков, групп и фракций.
Единицы анализа и единицы счета – те же, что при решении предыдущей задачи. Основание для анализа -количественное и качественное соотношение совпадающих и различающихся по содержанию и способам подачи смысловых элементов, отвечающих поставленной задаче.
Задача 3. Выяснение динамики изменений принципов и целей деятельности различных партий и общественно-политических организаций, а также динамики изменений в методах достижения этих целей. Степень зависимости этих изменений от политической ситуации в стране, регионе.
Основания для анализа – количественные и качественные изменения в типовых группах смысловых элементов и способах их стилистического и эмоционального оформления в зависимости от их временной привязки. Степень их совпадаемости по содержанию и интенсивности, а также эмоциональной окраске с доминантами политической ситуации соответствующего временного периода. (Доминанты политической ситуации выделяются посредством изучения общего информационного фона при помощи направленного контент-анализа средств массовой информации за определенные периоды, а также путем опроса экспертов).
Третий тип. Цель – изучение эффективности воздействия различных партий и организаций на избирателей во время избирательных кампаний. Решаются три задачи.
Задача 1. Выяснение степени эффективности предвыборной работы каждой партии и организации, принимавшей участие в избирательной кампании.
Эмпирический материал – статистические документы по выборам депутатов различного уровня.
Единицы анализа – документы, содержащие цифровую информацию по интересующей исследователя проблеме. Единицы счета – человекоединицы (как абсолютные значения, так и в процентах). Основание для анализа – соотношение между количеством делегатов от определенной партии или организации, участвовавших в предвыборной борьбе в тех или иных регионах, и количеством [c.962] делегатов от этой партии или организации, получивших мандаты в этих регионах.
Задача 2. Выяснение степени адекватности представлений партий и общественно-политических организаций о том, на какие группы общества они опираются, о степени соответствия этих представлений действительности.
Эмпирический материал: а) письма в средства массовой информации; б) статистическая документация различных партий и общественно-политических организаций; в) статистические документы по выборам дёпутатов различного уровня; г) программные документы различных партий и организаций.
Единицы анализа: а) письма, содержащие оценку или отношение к деятельности той или иной партии или общественно-политической организации; б) статистические документы, содержащие данные по социально-демографическому составу партий и организаций; в) статистические документы, содержащие данные представительства в органах власти разных уровней различных партий и организаций; г) программные документы различных партий и организаций, содержащие информацию (в явном или латентном виде) о том, на какие социально-демографические группы они опираются.
Единицы счета: а) социально-демографические характеристики авторов писем; б) социально-демографические характеристики членов партий и организаций; в) законченные единичные суждения, содержащие информацию о том, на какие социальные группы могут опираться те или иные партии или организации; г) социально-демографические характеристики респондентов, оценивающих положительно или отрицательно деятельность определенных партий или организаций по сравнению с представителями этих партий или организаций о том, на какие группы общества они опираются, полученными из программных документов и опросов экспертов.
Задача 3. Выяснение степени и причин привлекательности принципов и целей деятельности тех или иных партий или организаций, выявление оптимальных стратегий в зависимости от степени их гибкости, т.е. способности адекватно реагировать на малейшие изменения политической ситуации. [c.963]
Эмпирический материал – тот же, а также личные заявления о вступлении в ту или иную партию или организацию.
Единицы анализа и единицы счета – те же, что при решении первой задачи второго типа, а также законченные суждения, содержащие мотивацию вступления в ту или иную партию или организацию. Основания для анализа – сравнение результатов контент-анализа всех документов (кроме заявлений) и опроса экспертов с результатами контент-анализа заявлений, а также опросов общественного мнения о причинах и степени привлекательности различных партий и организаций, тактики их действий в зависимости от конкретных политических ситуаций, отражение изменений их авторитета в оценках общественного мнения. [c.964]
предыдущая |
следующая |
|||
оглавление |