предыдущая |
следующая |
|||
оглавление |
М.: МГСУ; Изд-во “Союз”, 1997. – 992 с.
Красным шрифтом в квадратных скобках обозначается конец текста на соответствующей странице печатного оригинала указанного издания
Приложение 6
ФАКТОРЫ, УЧИТЫВАЕМЫЕ ПРИ АНАЛИЗЕ ПОЛИТИЧЕСКОГО УЧАСТИЯ
Подготовил: к.и.н.,
доцент Ф.Л. Чусовикин
• Категории населения, проявляющие наибольшую политическую активность. Исследования западных политологов показывают, что имеющие более высокое образование и преуспевающие граждане больше склонны проявлять политическую активность по сравнению с другими группами. Так, лица, окончившие колледж, проявляют пятикратную политическую активность по сравнению с теми, которые получили лишь школьное образование.
• Неучаствующие. Это люди, которые не играют активной роли в политической деятельности. Эта категория включает лиц с относительно невысоким уровнем образования и сравнительно низкими доходами; женщин среди них больше, чем мужчин.
• Отсутствие интереса к политике или политическая апатия. Одним из факторов подобного отношения становятся ограничения, налагаемые правительством на свободу слова и выражение личных взглядов. Однако существуют и другие, более важные факторы. Во– первых, человек может быть лишен стимула к участию в политической жизни своим окружением. Во-вторых, на него может воздействовать слабая политическая активность других членов сообщества. В-третьих, он может принадлежать к группе, в которой политическая апатия фигурирует в качестве позитивной модели поведения.
• Сознание политической эффективности. Здесь имеется в виду личное ощущение человека, связанное с реальным или потенциальным воздействием на политический процесс, на основе чего он делает вывод о том, имеет ли смысл исполнять свои гражданские обязанности. Это может стать осознанием возможности социальных перемен и собственной роли в этом процессе. В той мере, в какой сознание политической эффективности поддается определению, можно утверждать, что оно находится [c.968] в прямой зависимости от степени политического участия.
В современных условиях имеются веские предпосылки для дальнейшего расширения политического участия и повышение его роли.
Во-первых, значительно усилились функции государства, в результате правительство превратилось в главную силу социальных и экономических преобразований. В экономической сфере возникли новые формы корпоративных структур. Индивидуумы получили надежду на лучшую и большую свободу. Во-вторых, главным образом под воздействием всеобщего образования, средств массовой информации, развития сети коммуникаций, эволюции идей, целей и чаяний произошел беспрецедентный рост национального и даже “мирового” сознания. В-третьих, демократические идеи оказали влияние на широкие массы, способствуя осознанию ими своих прав. Использование прав, в частности политических, сопряжено с необходимостью определенных обязанностей. Понятие “политические права и обязанности” не только подразумевает политическое участие, но и подчеркивает его обязательность. В-четвертых, важным аспектом политического участия стало участие в управлении государственными делами. Современное государство призвано обеспечивать нормальное протекание этого процесса, а также предпринимать усилия для достижения консенсуса среди граждан с тем, чтобы его политика и решения получили широкое одобрение.
Цели политического участия кратко могут быть сформулированы следующим образом: а) влияние на центральное правительство и местную власть; б) повышение уровня индивидуального или семейного благосостояния; в) развитие своего региона; г) ликвидация последствий природных катастроф.
Политическое участие оценивается неоднозначно. Некоторые ученые подчеркивают важность именно добровольного участия, считая, что голосование на выборах без альтернативы или участие в организациях, находящихся под полным контролем правительства, не имеет отношения к подлинному политическому участию. Однако существуют веские аргументы в пользу включения упомянутых [c.969] форм в широкомасштабные модели политического участия по следующим причинам,
• Разграничение между мобилизованным и автономным участием более четко прослеживается в теории, чем в реальной жизни. Основание для подобного разграничения неизбежно носит произвольный характер.
• Фактически все политические системы включают в смешанном виде мобилизованное и автономное участие. Уровень автономного политического участия, как правило, выше в демократических, чем в диктаторских системах. Но чрезмерный акцент на автономном политическом участии легко может привести к ошибочному заключению, что феномен политического участия присущ исключительно демократическим системам.
• Между двумя типами участия существует динамичная взаимосвязь. Тип поведения, первоначально возникший как проявление мобилизованного участия, посредством внутренней трансформации может стать в значительной степени автономным. И наоборот, изначально автономное участие может превратиться в мобилизованное, или манипулируемое. Правительство, оппозиционные партии и политические лидеры зачастую стремятся проникнуть в автономные местные группы давления, подчинить их своему влиянию и использовать в своих интересах.
• Оба типа участия имеют важное значение для политической системы. И мобилизованное, и автономное участие расширяет возможности руководства и в то же время налагает ограничения на деятельность политических лидеров, элиты.
Политическое участие облекается в следующие формы.
• Предвыборная активность, т.е. участие в избирательных кампаниях, агитация за определенных кандидатов и другая работа с целью повлиять на результаты выборов.
• Лоббистская деятельность, подразумевающая индивидуальные или групповые усилия по установлению контактов с должностными лицами и политическими лидерами с целью оказать влияние на их решения по проблемам, затрагивающим интересы значительного числа людей. [c.970]
• Организованная активность, обусловливающая участие в качестве рядового члена или должностного лица в организации, очевидной целью которой является влияние на процесс принятия правительственных решений.
• Установление контактов, т.е. индивидуальное обращение к правительственным службам, направленное на достижение определенных благ для одного лица или очень узкой группы лиц.
• Насилие как форма политического участия. Это попытка оказать влияние на процесс принятия правительственных решений посредством нанесения ущерба отдельным лицам или имуществу.
Политическое участие реализуется на разной групповой основе. Среди таких групп выделяются: а) классы – совокупность лиц с приблизительно одинаковым социальным статусом, доходами и родом деятельности; б) общинные группы – совокупность лиц, принадлежащих к одной pace, религии, говорящих на одном языке; в) группы по месту проживания; г) политические партии – совокупность лиц, относящихся к одной организации, цель которой – обрести или сохранить контроль над законодательными и исполнительными органами власти; д) фракция – совокупность лиц, объединенных прочным или длительным взаимодействием.
Как указывалось, лица, не участвующие в политической жизни, имеют относительно низкий уровень образования и доходов. В целом это люди, в малой степени разделяющие ценности сообщества, членами которого они являются.
Если принять за основу подход, согласно которому демократический идеал обусловливает заинтересованность и участие в политике, то возникает естественный вопрос: каковы же факторы отсутствия такого интереса и активности? Прежде всего, социальные, более важные по сравнению с правительственными ограничениями, налагаемыми на выражение общественных и политических идей.
Существуют различные межличностные факторы, взаимодействие которых ведет к политической апатии.
• Индивидуум может быть лишен стимулов политического участия, исходящих от других лиц. [c.971]
• Чувство вины у человека из-за его политической пассивности может смягчаться за счет неактивной позиции других членов сообщества. Активность индивидуума может сдерживаться тем обстоятельством, что апатия других граждан усугубляется его “политическое бремя”.
• Индивидуум может входить в состав группы, где политическая апатия воспринимается как положительное качество. [c.972]
предыдущая |
следующая |
|||
оглавление |