предыдущая |
следующая |
|||
оглавление |
М.: МГСУ; Изд-во “Союз”, 1997. – 992 с.
Красным шрифтом в квадратных скобках обозначается конец текста на соответствующей странице печатного оригинала указанного издания
ГЛАВА VIII. НАЦИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА (ЭТНОПОЛИТИКА)
Тысячелетиями в отношениях между народами правящие элиты провозглашали краткий и жесткий принцип: “разделяй и властвуй”. Этим правилом умело пользовались правители Древнего Рима, колониальных держав (Англии, Франции, Испании, Португалии и др.) и империй (Австро-Венгерской, Турецкой и др.). По сути дела к этой пресловутой формуле сводились цели, принципы и механизмы политики, применяемой в отношениях между народами.
Однако лучшие умы человечества всегда мечтали об обществе подлинной национальной гармонии, в который народы “распри позабыв в великую семью объединятся” (А.С. Пушкин). Но только в ХХ веке, причем лишь в отдельных государствах, эта мечта стала воплощаться в жизнь. Приоритет здесь принадлежит СССР, Швейцарии, Бельгии, Российской Федерации и некоторым другим странам, в которых была достигнута экономическая стабильность и в основном решен национальный вопрос.
Как показывает мировой опыт (позитивный и негативный) решение национального вопроса и достижение межнационального мира и согласия возможно лишь на основе проведения последовательно демократической национальной политики.
Что же такое национальная политика вообще, а демократическая в частности. Каковы ее основные задачи, принципы и механизмы реализации? [c.117]
1. Определение национальной политики, ее задачи, принципы и механизмы реализации
Национальная политика – система мер, осуществляемых государством, направленная на учет, сочетание и реализацию национальных интересов, на решение противоречий в сфере национальных отношений.
Национальная политика – это целенаправленная деятельность по регулированию взаимоотношений между нациями, этническими группами, закрепленных в соответствующих политических документах и правовых актах государства. [c.117]
В теории и на практике следует учитывать, что национальная политика, региональная политика, демографическая политика и другие виды политико-управленческой деятельности тесно взаимосвязаны между собой. В различных системах связи они соотносятся как общее и особенное, целое и часть. Социальные, экономические, языковые, региональные, миграционные, демографические аспекты национальной политики как целостная система представляют собой концентрированное выражение социальной, экономической, языковой, региональной, миграционной, демографической политики.
Важной задачей многонационального государства является оптимизация межнациональных отношений, т.е. поиск и реализация наиболее благоприятных вариантов взаимодействия субъектов межнациональных отношений. Главное в содержании национальной политики – отношение к национальным интересам с учетом их: а) общности; б) расхождения; в) столкновения. Общность коренных интересов отдельных субъектов межнациональных отношений и общенациональных интересов в масштабе государства имеет объективные основания. Расхождение интересов связано с объективно имеющимися специфическими условиями и потребностями развития национально-этнических общностей. При переплетении национальных и политических интересов их расхождение может перерастать в столкновение, конфликт. В этих условиях необходимы координация национальных интересов как предпосылка их реализации, в чем и заключается смысл национальной политики. Ее главным назначением является управление интересами и через интересы национальностей.
Вся деятельность государственных институтов власти и управления, обеспечивающая развитие социально-экономических и духовно-политических процессов в многонациональной стране, должна строиться на ясно обозначенных принципах национальной политики, которая по сути является политикой тщательного и своевременного учета и разработки механизмов согласованных национально-специфических интересов народов и территорий в тактике и стратегии всей страны.
Национальная политика различается по цели, содержанию, направленности, формам и методам осуществления, результатам. [c.118]
РАЗНОВИДНОСТИ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ
Цели |
Национальная консолидация Межэтническая интеграция Сближение наций Национальное обособление, замкнутость Отстаивание этнической “чистоты” Защита национального от влияния инонационального |
Содержание |
Гуманистическое Интернационалистическое Антигуманное Националистическое Великодержавно-шовинистическое |
Направленность |
Демократическая Миротворческая Созидательная Прогрессивная Тоталитарная, разрушительная, реакционная |
Формы и методы осуществления |
Насилие, толерантность, уважительное отношение Господство, подавление, репрессии Насильственные, грубые, унизительные, “разделяй и властвуй” |
Результаты |
Согласие, единение, сотрудничество, дружба Напряженность, конфронтационность, конфликтность |
Национальная политика, как и всякая другая, может и должна рассматриваться с точки зрения определения в ней тех или иных частей, этапов и приоритетов. Выделить их бывает не просто. В реальной практике межэтнических отношений нередко складывается впечатление, что именно эта, а не иная проблема является первоочередной и требует немедленного внимания и разрешения. Каждому народу, национально-государственному образованию, региону кажется, что именно их проблемы являются самыми неотложными, требующими немедленного вмешательства и принятия мер. На самом деле с точки зрения федеративных, общегосударственных интересов это не всегда так. К этому вопросу нужно подходить с позиций диалектики целого и части, общего и особенного.
В национальной политике следует различать стратегические, рассчитанные на длительный период цели и [c.119] задачи, требующие концептуального подхода, программного планирования. И задачи ближайшего характера. Так, в многонациональной России стратегической, программной целью является укрепление единства и сплоченности всех народов на основе национального возрождения и межнационального сотрудничества, упрочение федеративных отношений и связей, формирование государственно-политической и межнациональной общности – россияне. Стратегия национальной политики разработана и обоснована в концепции национальной политики и государственной программе национального возрождения межнационального сотрудничества народов России.
Что касается политики, рассчитанной на ближайший период, то она является частью долговременной политики, вытекает из нее, но регулирует конкретные межнациональные проблемы, порожденные жизнью, возникшие в ходе текущих событий. В этом случае очень важно своевременно реагировать на национально-этнические проблемы, возникающие в переломные периоды, в результате изменения социально-экономических условий страны или геополитического положения. Так, актуальными задачами национальной политики ближайшего периода является урегулирование межнациональных конфликтов, снижение напряженности в межнациональных отношениях (там, где она есть), защита русского и русскоязычного населения в ближнем зарубежье, решение проблем беженцев и вынужденных переселенцев и др.
При разработке национальной политики необходимо учитывать определенные принципы и установки. Важнейшими из них являются следующие.
Национальная политика должна разрабатываться исходя из особенностей страны, уровня ее социально-экономического развития. Политика по отношению к национальностям должна быть сопряжена с экономической, социальной, культурно-образовательной, демографической и другими видами государственной политики, в комплексе с которыми и может быть реализована национальная политика. Вместе с тем в многонациональном обществе указанные виды политического управления непременно должны учитывать национальный аспект.
Необходимым условием действенной, эффективной национальной политики является ее научность, что [c.120] предполагает строгий учет закономерностей и тенденций развития наций и национальных отношений, научно-экспертную проработку вопросов, связанных с регулированием межнациональных отношений. Определение целей национальной политики, выбор путей, форм и методов их достижения нуждаются в опоре на подлинно научный анализ происходящих процессов, на квалифицированные прогнозы, оценки имеющихся альтернатив политического курса. Там, где вопросы национальной политики рассматриваются не на основе научного подхода, а субъективистски, неизбежно допускаются ошибки и перегибы. Учитывая соотношения, взаимозависимость факторов объективного и субъективного порядка, нужно избегать в управлении национальными отношениями как абсолютизации, так и игнорирование этих начал.
В практическом осуществлении национальной политики в регионах и республиках необходим дифференцированный подход. При этом следует учитывать природно-климатические условия, социально-исторические особенности формирования этноса, его государственности, демографические и миграционные процессы, этнический состав населения, соотношение титульных и нетитульных национальностей, конфессиональную характеристику, особенности национальной психологии, уровень этнического самосознания, национальные традиции, обычаи, взаимоотношения этноса с другими социально-этническими общностями и т.д.
Национальная политика должна охватывать все уровни и формы национальных отношений, включая межличностные отношения. Она должна быть нацелена на каждого человека, каждую этническую общность, группу независимо от того, имеет ли она свое национально-государственное образование, живет ли человек в “своей” республике или в инонациональной среде.
Наконец, при формировании национальной политики, необходим учет мирового опыта регулирования межнациональных отношений, решения национальных проблем. Причем нужно иметь в виду как позитивный, так и негативный опыт. Вместе с тем принципы национальной политики должны соответствовать международно-правовым нормам и актам (5). [c.121]
2. Национальная политика в Российской Федерации
Задача современной национальной политики – достижение межнационального мира в условиях широкого движения за национальное возрождение. Исходным постулатом решения этой задачи должно быть признание того, что Россия – это единое многонациональное государство с численным преобладанием русского народа. Основа свободного национального развития и межнационального мира – установление оптимальных отношений между преобладающим русским народом и другими народами государства. От русских требуется уважение национальных интересов и чувств населяющих Россию народов. От народов России требуется уважение, признание и учет интересов и объективного положения русских в России.
Долговременной программой, стержнем национальной политики является ее научно-разработанная концепция. В концепции определяются стратегические цели и задачи национальной политики, пути, формы и методы решения национальных проблем, научное и практическое обеспечение основных направлений национальной политики.
В СССР имелась концепция национальной политики, согласно которой стратегическим направлением развития наций признавалось действие двух взаимосвязанных тенденций – расцвет и сближение наций, а в перспективе достижение их полного единства.
В Российской Федерации лишь в июне 1996 г. была принята концепция национальной политики. Концепция государственной национальной политики представляет собой систему современных взглядов, принципов и приоритетов деятельности органов государственной власти в сфере национальных отношений, учитывающую новые исторические условия развития российской государственности, необходимость обеспечения единства и сплоченности России, укрепления межнационального согласия и сотрудничества между ее народами, обновления и развития их национальной жизни, языков и культур.
Основные концептуальные положения национальной политики в Российской Федерации – равенство народов, взаимовыгодное сотрудничество, взаимное уважение интересов и ценностей всех народов, непримиримость к [c.122] этнонационализму, политическое и моральное осуждение людей, стремящихся достигнуть благополучия своего народа путем ущемления интересов других народов и др. Демократическая, гуманистическая концепция национальной политики зиждется на таких фундаментальных основах, как интернационализм, защита прав коренных малочисленных народов и национальных меньшинств, воли народов к самоопределению, самоуправлению, самоутверждению, равенство прав и свобод человека независимо от национальности и языка, свобода пользования родным языком, свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества.
Высшая цель национальной политики Российской Федерации состоит в том, чтобы создать всем народам России на основе соблюдения прав человека и народов, необходимые условия для их полноценного социального и национального культурного развития в составе единого многонационального государства.
Это предполагает укрепление доверия и сотрудничества между всеми российскими народами, развитие традиционных межнациональных контактов и связей, эффективное и своевременное разрешение возникающих противоречий в сфере межнациональных отношений на основе обеспечения баланса общегосударственных интересов, интересов субъектов Федерации и населяющих ее народов.
В соответствии с концепцией в национальной политике Российского государства определены следующие основные задачи.
В политической и государственной сфере:
– упрочение российской государственности путем углубления и развития новых федеративных отношений;
– перестройка государственно-политической системы страны на подлинно федеративных началах, формирование такой модели федерации, которая отвечала бы особенностям истории, традициям, современным социально-экономическим и политическим реалиям России;
– создание необходимой правовой и нормативной базы для регулирования федеративных и национальных отношений;
– совершенствование механизма формирования законодательных (представительных) и исполнительных [c.123] органов власти всех уровней, который бы реально позволял этническим сообществам влиять на принятие государственных решений, затрагивающих их интересы;
– объединение усилий всех звеньев государственной системы, структур гражданского общества, политических партий, религиозных деятелей для достижения межнационального согласия и мира.
В социально-экономической сфере:
– реализация экономических интересов народов с учетом общероссийских приоритетов;
– рациональное использование многообразных хозяйственных возможностей республик, автономий и областей;
– осуществление специальных программ занятости в трудоизбыточных регионах, экстренных мер по подъему депрессивных районов и областей, в том числе в Центральной России;
– содействие развитию региональных ассоциаций экономического взаимодействия субъектов федерации.
В духовной сфере:
– распространение объективной информации об истории и культуре народов, населяющих Российскую Федерацию;
– сохранение исторического наследия культуры русского народа и всех народов России, создание в обществе атмосферы уважения к их достижениям, дальнейшее развитие многовековых традиций культурного взаимодействия;
– обеспечение оптимальных условий для развития языков всех народов, а также функционирования русского языка как общегосударственного и средства межнационального общения;
– укрепление национальной общеобразовательной школы как важнейшего инструмента сохранения и развития этнического своеобразия культур;
– учет реально существующей взаимосвязи национальной жизни с религией, поддержки миротворческой деятельности всех традиционных для России вероисповеданий, усилий религиозных организаций, направленных на межнациональное согласие; [c.124]
– бережное отношение к традиционным для России верованиям, их философскому, этическому и нравственному наследию.
На основе государственной национальной политики во всех субъектах Российской Федерации разрабатываются комплексные целевые программы национального развития и межнационального сотрудничества народов, живущих на территории того или иного региона. В программах должны быть учтены социально-психологические изменения, происходящие в национальном самосознании, реальное состояние национального самочувствия разных народов.
Таким образом, национальная политика – это целенаправленная деятельность по регулированию национальных отношений, содержащая в своей основе теорию, принципы, главные направления, систему мер и механизмов по реализации. Разработка научно обоснованной национальной политики – сложный процесс, требующий внимательного, взвешенного подхода. [c.125]
3. Управление национальными процессами
Управление национальными процессами – основное средство осуществления национальной политики. Оно представляет собой специфический вид деятельности государства, общественно-политических организаций, планомерное, сознательное, целенаправленное воздействие на развитие национальных отношений с целью достижения определенных целей.
Формирование и функционирование механизма управления социальными процессами и их проявлениями в сфере национальных отношений определяется законами общественного развития. Социальное назначение механизма управления – осуществление требований этих законов. Последние предопределяют структуру механизма научного управления, набор и использование составляющих его компонентов.
Социальная действительность, сущность объективных законов, их требования глубже и богаче созданного в соответствии с ними механизма управления. Поэтому его “конструирование” должно максимально соответствовать законам развития управляемой системы – национальных отношений. [c.125]
Механизм управления национальными процессами имеет сложную структуру, включающую следующие компоненты:
– управляемая система – объект управления (национальные процессы);
– управляющая система – субъект управления (государство, политические партии, общественно-политические организации);
– принципы, комплекс рычагов, методов, средств, приемов управления, система нормативов деятельности управляющей системы необходимых для взаимодействия между управляющей и управляемой системами;
– управленческий процесс, его стадии, функции, оценка эффективности и др.
Структура механизма управления национальными процессами во многом зависит от конкретной сферы их проявления, от конкретного объекта управления. Например, в механизм управления языковой жизнью кроме традиционных структурных компонентов включаются лингвистические учреждения, в механизм управления духовной культурой народов – творческие союзы, в механизм урегулирования межнациональных конфликтов – средства массовой информации, общественные организации, научные институты.
Таким образом, определяемый сущностью, требованиями объективных законов общественного развития, механизм управления национальными процессами – это способ организации, функционирования управляющей системы, комплекс принципов, социальных рычагов, правовых, нравственных норм и других средств и способов, воздействующих на управляемую систему (национальные отношения) для достижения конкретных целей. С помощью механизма управления обеспечивается последовательность (цикличность) деятельности управляющей системы, ее взаимодействие с управляемой системой.
В процессе управления современными национальными процессами выделяются такие фазы, как анализ и прогноз (определение главных проблем этнополитической ситуации, ее основных противоречий, доминирующих тенденций и перспектив развития национальных отношений); выявление управленческих целей, методов и средств их решения; определение факторов, влияющих на [c.126] принятие решений; разработка конкретного курса действий, организационно-массовое и идеологическое обеспечение реализации управленческих решений и т.п. Высокая динамичность национальных процессов, возможность непредвиденных поворотов и даже изломов в их развитии требуют от субъекта управления постоянно анализировать состояние национальных отношений и оперативно корректировать свои решения.
Разработка, конструирование технологии управления имеет несколько этапов.
Теоретический – связан с определением цели, объекта технологизации; расщеплением объекта на составляющие и выяснением социальных связей.
Методический – с выбором методов, средств получения информации, ее обработки, анализом, принципов ее трансформации в конкретные выводы и рекомендации.
Процедурный – с организацией практической деятельности по разработке управленческой технологии.
Совокупность теории, методики, процедуры представляет систему разработки социальных технологий. Она включает ряд процедур, каждая из которых представляет совокупность конкретных операций:
– диагностика реального состояния национальной сферы, выявление болевых точек, уточнение актуальных проблем, развития, целей и задач;
– разработка возможных вариантов достижения цели; анализ альтернатив;
– выбор решения (на основе построения имитационных моделей, опросов общественного мнения, проведения социального эксперимента и др.);
– определение оптимально необходимых операций, обеспечивающих регулирование национального процесса;
– подготовка сценария действия и его утверждение (определение форм взаимодействия объекта и субъекта технологизаций);
– определение потребности в правовом, политическом обеспечении каждого из этапов разработки и освоения социальной технологии;
– организация информационного обеспечения;
– контроль за ходом реализации программы (формы и методы диагностики на промежуточных этапах). [c.127]
Касаясь механизма принятия и реализации управленческих решений, следует отметить следующие стадии или циклы.
Во-первых, теоретико-концептуальная стадия подготовки решения. В национальной сфере исключительно важное значение имеет концептуальная модель развития национальных отношений. Эта стадия управленческого процесса выполняется научными организациями, информационно-аналитическими центрами, экспертными группами, временными творческими коллективами. На основе концепции разрабатывается программа национально-этнического развития и межнационального сотрудничества.
Во-вторых, стадия законодательного оформления принципов и норм национальной политики. На этой стадии принимаются законоположения, акты и установления, определяющие конкретные пути и средства решения поставленных задач. Эта процедура реализуется федеральной законодательной властью, президентской структурой, другими нормотворческими федеральными органами.
В-третьих, практическая реализация принятых решений и законоположений. Эта стадия является непосредственной задачей исполнительных органов федерального, республиканского и регионального уровня. Здесь очень важным является согласованность органов управления на федеральном уровне и субъектов федерации.
Государственная система управления национальными отношениями подчинена задаче регулирования их в рамках федеративных отношений, с ее помощью осуществляется разграничение полномочий между федеральными органами и органами власти субъектов федерации. Однако система федеральных органов управления имеет недостатки. Одним из них является рассредоточенность и множественность структур, регулирующих и контролирующих национальную сферу. На федеральном уровне к ним относятся президентские структуры, в том числе Совет безопасности; соответствующие структуры при Правительстве Российской Федерации; соответствующие комитеты Государственной Думы и Совета Федерации; Комитет РФ по делам Севера; Министерство по делам национальностей и федеративным отношениям. Между этими структурами отсутствует должная координация, полномочия каждого из них определены нечетко. Это ведет к ненужному дублированию, многочисленным и длительным [c.128] согласованиям, усложнению процедуры принятия управленческих решений. В этой связи обоснованным является предложение о создании при Президенте Российской Федерации Совета по межнациональным вопросам.
Практика последних лет показывает, что соперничество властных органов, разнобой в подходах сыграли не лучшую роль на этапе зарождения “чеченского кризиса”, при принятии правовых актов по реабилитации казачества. Наблюдалась несогласованность в их действиях в период разрастания грузино-абхазского, а затем урегулирования осетино-ингушского вооруженного конфликта. Число таких примеров можно увеличить. Но вывод и так ясен: нужна четкая координация и согласованность в подготовке и принятии управленческих решений.
Особо следует сказать о специальном государственном органе ведающем национальными отношениями. Нужда в таком органе возникла давно. Это связано с комплексным характером национальных проблем, что требует необходимость координации и оперативного принятия решений. Кроме того, необходимость в специальном аппарате продиктована тем, что только в недрах такого органа, где работают высококвалифицированные специалисты, можно разработать и принять компетентное решение.
О специальных структурах, регулирующих сферу межнациональных отношений, всерьез зашла речь в конце 80-х годов, т.е. в последние годы существования СССР, когда стало очевидным, что национальный вопрос может явиться ключевым при решении судьбы и общественно-политического строя, и самой страны. В ЦК КПСС появляется отдел национальных отношений, затем создаются соответствующие структуры в аппарате Президента СССР и в Совете Министров СССР. После распада СССР в суверенной Российской Федерации был создан Госкомитет по делам федерации и национальностей, который несколько раз реорганизовывался и был затем преобразован в Министерство по делам национальностей и федеративным отношениям.
Конечно, Министерство само по себе какими бы компетентными не были его работники не в силах объять необъятное и взять на себя те проблемы и функции, которыми должны заниматься другие властные структуры. Вместе с тем оно не должно превращаться в своего рода [c.129] “пожарную команду”, некий инструмент “тушений” межэтнических конфликтов. Министерство или Комитет (как бы ни назывался специальный орган по делам национальностей) должен быть органом, осуществляющим на федеральном уровне в области практической национальной политики прежде всего организационно-управленческую и координационную политику.
Но самое главное заключается в том, чтобы расширить полномочия федеральных исполнительных органов и прежде всего министерства, в регулировании межнациональных отношений. Дело в том, что одним из острых углов межэтнической напряженности являются взаимоотношения титульного и нетитульного населения республик и других национально-государственных образований. Фактически ни министерство, ни другой федеральный орган не может регулировать и нормализовать эти отношения. Суверенные (как они именуются в своих конституциях) республики не допускают “вмешательства” федеральных органов во внутренние дела. Соответствующие органы субъектов федерации эти проблемы не замечают или вообще не считают, что существуют проблемы между титульными и нетитульными национальностями.
Национальные отношения – динамично развивающаяся система, требующая к себе постоянного внимания, целенаправленного воздействия субъекта управления, обеспечивающее создание условий для достижения оптимальности функционирования и развития. Научный, творческий подход к этому делу не терпит косности, приспособления к устоявшимся, привычным формам. Необходимо совершенствование организационных структур управления, повышения эффективности применяемых методов и средств управления. [c.130]
Глава VIII.
Основные понятия: национальный вопрос, межнациональные отношения, национальная политика, суверенитет национальный, государственный, право наций на самоопределение, этническое большинство, национальные меньшинства, интернационализм. [c.130]
Вопросы для размышления и самопроверки, учебные задания:
1. Какие исторические формы общности людей Вы знаете?
2. По каким признакам личность определяет свою национальность?
3. Что такое “национальный вопрос”? Может ли он быть решен? В чем суть политического аспекта национального вопроса?
4. Тождественны ли понятия “национальные” и “межнациональные” отношения?
5. Каковы политические основы (принципы) решения национального вопроса?
6. Является ли сущность национального вопроса постоянной, неизменной и одинаковой для всех наций и народностей?
7. Могут ли нации мирно жить в едином государстве? Что для этого нужно?
8. На достижение каких общих целей должна быть направлена национальная политика? Чем определяется существование различных форм объединения наций: содружество, ассоциация содружеств, конфедерация, федерация, автономия и др. Какую роль играет религия в развитии этноса, наций и в национальной политике государств? Под влиянием каких факторов формируется национальное самосознание личности и наций. Каково его значение при выработке практической реализации национальной политики?
1. Бердяев Н.А. Проблемы национальности. Восток-Запад // Бердяев Н.А. Судьбы России. – М., 1990.
2. Гумилев Л.Н. География этноса в исторический период. – Л., 1990.
3. Ленин В.И. Критические заметки по национальному вопросу. – Полн. собр. соч. – Т. 25.
4. Тавадов Г.Т. Современная этнополитическая ситуация в России // Социально-политический журнал. – 1994. – № 11-12.
5. Социология межнациональных отношений: Учебное пособие. / Отв. ред. В.Н. Иванов. М., 1996.
6. Национальная политика в Российской Федерации. – М., 1993.
7. Необходимость национальной идеи. // Национальная доктрина России. М., 1994. № 5-8.
8. Рогозин Д.О. Россия и национальный вопрос. // Рогозин Д.О. Русский ответ. СПб., 1996. [c.131]
предыдущая |
следующая |
|||
оглавление |