предыдущая |
следующая |
|||
оглавление |
М.: МГСУ; Изд-во “Союз”, 1997. – 992 с.
Красным шрифтом в квадратных скобках обозначается конец текста на соответствующей странице печатного оригинала указанного издания
ГЛАВА LVI. ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ КАМПАНИИ
1. Этапы информационно-аналитического сопровождения
Информационно-аналитическое сопровождение избирательной кампании – неотъемлемая составная часть избирательного процесса. Подавляющее большинство кандидатов, баллотируюшихся в органы политической власти в развитых демократических странах используют услуги специалистов -политологов и социологов, а также услуги специализированных фирм для социально-политического сопровождения своих избирательных кампаний (1).
Эти исследования призваны помочь кандидатам во многих отношениях. Во-первых, они способствуют ознакомлению с “политической анатомией” электората, что дает возможность определить условия, при которых можно рассчитывать на большинство голосов; во-вторых, они позволяют установить мнение избирателей о кандидате и его программе; в-третьих, дают возможность выявить круг проблем, наиболее волнующих избирателей. В целом социологическое и политологическое сопровождение избирательных кампаний содействует выработке оптимальной для кандидата стратегии и тактики в избирательном марафоне.
В соответствии с основными этапами избирательной кампании можно выделить этапы социально-политического сопровождения (см. схему 4 в дополнение к рис. 2 темы X).
Эти исследования, в зависимости от временных рамок избирательной кампании, можно разделить на: предварительные, позволяющиe кандидату принять решение об участии в выборах или отказаться от него; мониторинговые исследования, позволяющие вести слежение за социально-политическими ориентациями избирателей и фиксировать происходящие изменения в их отношениях к кандидатам; специальные исследования, цель которых выяснить специфические вопросы, возникающие в ходе избирательной кампании (например: имеет ли для избирателей значение религиозная принадлежность или семейное положение кандидатов), а также определить смысл и значение новых факторов, возникающих в ходе кампании; итоговые исследования позволяют определить мотивы голосования, эффективность [c.893] средств пропагандистского воздействия, расстановку социально-политических сил, а также получить другую информацию, необходимую для деятельности вновь избранного политического деятеля и для участников будущих выборов.
Схема 4. Информационно-аналитическое сопровождение избирательной кампании
2. Исследование предвыборной ситуации и мониторинг избирательной кампании
Исследование предвыборной ситуации включает в себя комплекс вопросов об электорате, об избирательных предпочтениях, ответ на которые может быть получен различными методами. Один из них – изучение статистических данных о населении избирательного округа, включающее в себя получение информации об экономических [c.894] особенностях избирательного округа, об основных социальных, профессиональных, демографических, религиозно-национальных группах населения округа.
Важную информацию о политической и ценностной ориентации населения, проживающего на территории избирательного округа можно получить при анализе итогов предыдущих выборов. Немало ценной информации может дать политический контент-анализ материалов местной печати и других средств массовой информации, действующих в округе. При недостатке материальных ресурсов у кандидата частично дополнить анализ предвыборной ситуации поможет метод деловой игры.
Но наиболее достоверная и актуальная информация о предвыборной ситуации может быть получена только в результате социологического исследования. Нет необходимости говорить о том, что исследование должно проводиться репрезентативно не только по основным социально-демографическим общностям, но и по типичным избирательным участкам. В противном случае исследование вообще лучше не проводить, поскольку искаженная, неадекватная информация только дезориентирует кандидата и приводит его к неверным решениям.
Информацию, получаемую в ходе исследования предвыборной ситуации, можно разбить на несколько блоков. Определение социально-экономического фона избирательной кампании связано с оценкой социального самочувствия населения: общей удовлетворенности материальными, культурно-бытовыми, жилищными, экологическими условиями, выполняемой работой. Эта информация позволяет оценить уровень стремления населения к переменам или к сохранению социальных условий.
Политическая ориентация избирателей определяется ответами на вопросы об отношении респондентов к политическим партиям, их лидерам или к парламентских фракциям с отчетливыми политическими позициями. Для различных социальных групп составляется диаграмма политической ориентации населения в целом (см. рис. 1).
Эта диаграмма позволяет сделать предварительный вывод о том, в какой мере политическая позиция кандидата, представляющего определенную социально-политическую силу, будет поддержена или отвергнута населением избирательного округа. [c.895]
Рис. 1. Спектр политических ориентаций жителей избирательного округа (в %)
Для того, чтобы оценить, насколько активно будут поддерживать (или не поддерживать) кандидата основные социальные группы, составляется диаграмма интенсивности политической ориентации населения. В качестве примера взят избирательный округ, в котором основные группы рабочих и инженерно-технических работников составляют соответственно 20 и 40 процентов от общего числа избирателей (рис.2).
На примере видно, что социальная группа ИТР в целом более настроена на поддержку, а социальная группа рабочих на противодействие партии, представляющей кандидата. [c.896]
Рис. 2. Интенсивность политической ориентации основных социальных групп населения округа (в %)
Блок вопросов, связанных с определением политических ориентаций населения может быть дополнен выяснением отношения к органам и руководителям центральной и местной власти от данного округа.
Опыт избирательных кампаний показывает, что не менее важное значение, чем политическая ориентация кандидата, имеет его имидж. Поэтому в предварительное исследование включается определение социально-политического портрета ожидаемого избирателями округа кандидата. Этот блок вопросов позволяет выяснить значение профессии, образования, пола, партийности, возраста и других особенностей кандидата для основных социальных групп и для большинства населения. Из совокупности этих ответов можно [c.897] составить социальный портрет некоего идеального для данного электората кандидата.
Имея полученную предварительную информацию, a также зная свои ресурсы, кандидат сможет принять решение об участии в предстоящей избирательной кампании, оценив вероятность проведения выборов, свои шансы и шансы предполагаемых соперников на победу.
Мониторинг избирательной кампании. Мониторинговые исследования обеспечивают слежение за состоянием целого ряда важных характеристик электората, а также раннее предупреждение кандидата о нежелательных для него изменениях в общественном мнении избирателей. Мониторинговые исследования обычно проводятся в период между регистрацией кандидатов и выборами и имеют несколько этапов (3-5). С целью получения наиболее надежных и полезных результатов, начальный этап мониторинговых исследований желательно проводить через несколько дней после регистрации кандидата, a заключительный – за 2-3 дня до выборов. В ходе полито–логического мониторинга могут решаться разные задачи. Рассмотрим наиболее важные из них для типичной избирательной кампании.
Готовность избирателей к участию в выборах. В ходе каждого из этапов мониторинга потенциальным избирателям предлагается ответить на закрытый вопрос: “Примите ли Вы участие в предстоящих выборах?” Варианты ответов могут быть следующие:
– буду участвовать обязательно;
– скорее всего буду участвовать;
– скорее всего не буду участвовать;
– определенно не буду участвовать;
– в данный момент затрудняюсь ответить.
На рисунке 3 приведено типичное распределение ответов на эти вопросы для четырех этапов мониторингового исследования.
В ходе слежения за готовностью избирателей к участию в выборах, как правило, увеличивается определенность их позиций. К нежелательным для кандидатов результатам исследования относится низкая готовность избирателей к участию в выборах, свидетельствующая об абсентеизме – неверии в органы власти и нежелании их избирать. Это может привести к тому, что выборы из-за низкой явки избирателей просто не состоятся. [c.898]
Рис. 3. Изменение готовности избирателей к участию в выборах [c.899]
Получаемая в ходе каждого этапа информация имеет важное значение для корректировки стратегии предвыборной борьбы кандидата. В зависимости от уровня готовности к участию в выборах принимается решение или о мерах по активизации гражданской активности безотносительно к выдвинутым кандидатам, либо разрабатываются меры по активизации пропаганды предпочитаемого кандидата.
Даже при очень высоком качестве проводимых исследований сохраняется некоторая неопределенность, которая зависит от следующих причин:
– довольно велика доля избирателей (А), принимающих решение о своем участии в голосовании в день выборов;
– обычно число избирателей, участвующих в выборах, больше, чем проголосовавших (из-за недействительных или несданных бюллетеней (Б);
– на участие населения в выборах могут сказаться непредвиденные обстоятельства (погодные условия, аварии, стихийные бедствия и т.д.).
Тем не менее мониторинг готовности к участию в выборах позволяет в большинстве случаев довольно точно прогнозировать, состоятся выборы или не состоятся и какая часть избирателей примет участие в голосовании. [c.900]
3. Знание кандидатов и определение их рейтинга
Информация, получаемая в ходе этого блока мониторингового исследования может относиться ко всем кандидатам, некоторым кандидатам, или одному из них. Получить информацию для последнего варианта позволяет вопрос: “Знакомы ли Вы с деятельностью кандидата N?” и набор взаимоисключающих ответов:
– знаком с производственной и общественно-политической деятельностью кандидата N;
– знаю только фамилию кандидата N;
– о кандидате N ничего не знаю, но хотел бы узнать;
– кандидат N меня не интересует;
– никто из кандидатов меня не интересует;
– затрудняюсь ответить (см. рис.4).
Аналогичным образом происходит слежение за знанием избирателями предвыборных программ кандидатов (см. рис. 5). [c.900]
Рис.4. Изменение знания избирателями кандидата [c.901]
Рис. 5. Изменение знания предвыборной программы кандидата [c.902]
Изменение распределения избирателей, в различной степени проявляющих внимание к кандидатам и их программам, позволяет не только оценить интерес к кандидату, но и корректировать пропагандистские усилия команды.
Определение рейтинга кандидатов. Получение информации о том, как относятся избиратели к кандидату и его соперникам, осуществляемое в ходе мониторингового исследования, имеет чрезвычайно важное значение для оценки эффективности используемых кандидатом и его командой средств. Эта информация позволяет сравнивать свою предвыборную стратегию со стратегией соперника и при необходимости корректировать ее.
Определение рейтинга кандидатов требует определенного учета настроения избирателей. Прямой вопрос – “Кому из кандидатов вы отдаете предпочтение?” – может вызвать недовольство респондента, как попытка повлиять на его личное мнение, личный выбор. Поэтому снизить число колеблюшихся удается путем осторожной постановки вопроса (“Если бы выборы были сегодня, кому бы из кандидатов вы отдали бы предпочтение?”). Причем, для определения рейтинга имеют значение только голоса тех, кто решил участвовать в выборах.
Рис. 6. Изменение рейтинга кандидатов в ходе избирательной кампании
На рисунке 6 показано изменение рейтинга трех кандидатов, участвовавших в избирательной кампании в 1991 году в Первомайском избирательном округе г. Москвы в ходе [c.903] выборов народного депутата России. Мониторинг рейтинга кандидатов позволяет на основании знания тенденций в общественном мнении избирателей, осуществить прогнозирование результатов выборов. [c.904]
4. Специальные политологические исследования
Специальные политологические исследования могут проводиться как автономно, так и параллельно с другими видами исследований. Их назначение – получение информации для решения стратегических и тактических задач избирательной кампании. Рассмотрим некоторые наиболее характерные виды специальных социально-политических исследований избирательной кампании.
Составление карты проблемного поля. Важное значение для кандидата имеет выявление проблем, которые представляют повышенный интерес для населения данного избирательного округа. Свое решение этих проблем или отношение к ним должно так или иначе найти отражение в предвыборной программе кандидата, в его выступлениях, интервью, а также в пропагандистских материалах. Следует .отметить, что каждая из социальных групп по своему относится к этим проблемам. Выяснить их приоритетность для различных слоев населения позволяет социальная карта проблемного поля, получаемая в ходе социологического опроса избирателей (Табл. 1).
В таблице 1 приведены распределения рангов значимости проблем различными социальными группами при ответе на вопрос: “Какие явления в нашем обществе вызывают у вас наибольшие опасения?” Отметим, что проблемные ориентации можно выявить и другими вопросами, но предлагаемая в данном случае наиболее острая форма позволяет зафиксировать страхи и опасения, которые выступают важнейшими в электоральном поведении.
Различные группы населения видят проблемное поле под своим углом зрения, по-разному оценивают приоритетность проблем. Это необходимо учитывать кандидату, агитаторам и доверенным лицам при выступлениях перед разными социальными аудиториями. [c.904]
Таблица 1
СОЦИАЛЬНАЯ КАРТА ПРОБЛЕМНОГО ПОЛЯ
Эффективность средств пропагандистского воздействия. Ограниченность ресурсов не позволяет кандидатам использовать на полную мощность все средства пропагандистского воздействия, а краткосрочность [c.905] избирательной кампании не позволяет найти методом проб и ошибок оптимальное соотношение этих средств. Слишком велика цена ошибок. Многие кандидаты большую часть времени и энергии отдают личным встречам или организации работы агитаторов, хотя в условиях данного избирательного округа эти средства могут быть малоэффективны. Специальные исследования позволяют выяснить уровень доверия населения к различным источникам информации, а также определить эффективность средств пропагандистского воздействия на различные слои населения.
В таблице 3 приведена оценка избирателями источников информации о кандидатах при выборах народного депутата России в Дмитровском избирательном округе № 63 в 1992 году.
Таблица 3
№ п/п |
Источники информации |
Главные для избирателей (%) |
1. |
Публикации в газетах |
51 |
2. |
Выступления по радио |
30 |
3. |
Предвыборные плакаты и листовки |
20 |
4. |
Информация от друзей и знакомых |
20 |
5. |
Выступления кандидатов по телевидению |
10 |
6. |
Личные встречи с кандидатами |
6 |
7. |
Личное знакомство с кандидатом |
6 |
8. |
Распространяемые по почте агитационные материалы |
4 |
9. |
Агитация по месту жительства |
4 |
10. |
Пикетирование |
3 |
Эффективность средств пропаганды для различных социальных групп населения Первомайского избирательного округа № 41 по выборам народного депутата России в 1991 году выглядела так (см. табл.4). [c.906]
Таблица 4
Источники информации |
Социальные группы |
|||||
|
рабочие |
служащие |
ИТР |
студенты |
пенсионеры |
предприниматели |
Встречи с избирателями по месту жительства или работы |
4 |
5 |
5 |
3 |
7 |
0 |
Предвыборные плакаты и листовки |
17 |
24 |
27 |
30 |
18 |
17 |
Выступления кандидатов в СМИ |
32 |
32 |
39 |
30 |
42 |
42 |
Встречи с агитаторами |
4 |
4 |
3 |
3 |
2 |
8 |
Таким образом, для каждого избирательного округа и для различных его социальных сегментов можно определить наиболее эффективные средства воздействия и в полной мере использовать их командой кандидатов в своей пропагандистской работе. [c.907]
5. Заключительные политологические исследования
Проведение итоговых политологических исследований целесообразно при любом исходе избирательной кампании. Конечно, для победивших и проигравших значение итоговых исследований различно. Особое значение имеют эти исследования в том случае, если выборы не состоялись или предстоит очередной тур выборов. В любом случае важно оценить эффективность работы команды кандидата, узнать, какие формы ее работы оказали влияние на выбор избирателей, какие не принесли результатов. Рассмотрим особенности итоговых исследований для различных сценариев финала избирательной кампании.
Имидж кандидата. Для работы кандидату, ставшему представителем жителей избирательного округа в орган власти, полезно знать свой имидж, который был создан в ходе избирательной кампании. Согласно одной из методик, избирателям предлагается количественно оценить качества, какими, по их мнению, должен обладать и, наоборот, не должен обладать идеальный лидер (депутат) и кандидаты, принимавшие участие в выборах (см. табл.5). [c.907]
Таблица 5
Личные качества лидеров |
Идеальный лидер |
Кандидат I (победитель) |
Кандидат II |
Кандидат III |
Общительный |
3 |
2 |
1 |
2 |
Умеющий управлять |
4 |
3 |
1 |
3 |
Смелый, решительный |
4 |
4 |
3 |
2 |
Ищущий власти |
2 |
2 |
3 |
4 |
Самокритичный |
3 |
2 |
2 |
1 |
Умный |
4 |
4 |
4 |
2 |
Конъюнктурный |
2 |
2 |
3 |
2 |
Непредсказуемый |
2 |
2 |
3 |
2 |
Обязательный и т.д. |
4 |
3 |
2 |
1 |
Цифровые обозначения соответствуют следующим оценкам:
4 – обладает качеством в высшей степени;
3-обладает;
2 – не обладает;
1 – затрудняюсь ответить.
Чем больше качеств кандидата совпадает с качествами, ожидаемыми избирателями у идеального лидера, тем в большей мере имидж соответствует идеальному. Когда избиратели делают свой выбор и насколько уверены в нем. Представляет интерес информация о том, когда избиратели сделали свой выбор в пользу того или иного кандидата. Вот как ответили на этот вопрос избиратели после проведения выборов президента России (1) (см. табл.6).
Таблица 6
1. Сразу после регистрации всех кандидатов |
47,4 % |
2. После выступления кандидатов по телевидению и в печати |
36,8 % |
3. В день выборов |
10 % |
О сознательном отношении к выборам говорит ответ избирателей на вопрос: “Насколько вы убеждены в правильности своего выбора?” В итоговом исследовании той же избирательной кампании получены следующие результаты (2) (см. табл.7). [c.908]
Таблица 7
1. В правильности выбора убеждены |
71,9 % |
2. Не вполне убеждены |
18,8 :% |
3. Не убеждены |
3,3 % |
Причины несостоявшихся выборов. При несостоявшихся выборах, очевидно, надо разобраться в причинах, чтобы не допустить этого в будущем. Но не все здесь зависит от кандидатов и от избирательных комиссий. Явление абсентеизма наблюдается тогда, когда происходят выборы в органы власти, не пользующейся доверием и авторитетом у населения. В качестве примера приведем оценку причин несостоявшихся выборов в Дмитровском территориальном округе № 63 в 1992 году при выборах народного депутата России (см. табл.8).
Таблица 8
1. Безразличие людей к работе народных депутатов России |
60,8 % |
2. Тяжелое экономическое положение в стране |
42,0 % |
3. Проведение выборов в рабочий день |
39,2 % |
4. Выборы проводились в период работ на садовых участках и огородах |
16,0 % |
5. Не было достаточной информации о выборах и кандидатах |
14,0 % |
6. Не было приглашений на выборы |
6,4 % |
7. Не было выдвинуто достойных кандидатов |
6,4 % |
Как видно, в данном случае основной причиной того, что не состоялись выборы, явился низкий уровень доверия к народным депутатам России (Верховному Совету России доверяли – 15,6% жителей этого округа).
И, наконец, если предстоят повторные выборы, то необходимо знать, какова будет активность избирателей и от чего она зависит. Вот, например, как оценили свое участие в возможных повторных выборах жители Дмитровского избирательного округа:
Будут участвовать обязательно – 29,2%
Скорее всего будут – 20,8%
Скорее всего не будут – 19,1%
Определенно не будут – 22,5% [c.909]
Затрудняются ответить – 8,4%
В то время в соответствии с законодательством выборы считались состоявшимися в том случае, если в них приняли участие не менее 50% избирателей.
Очевидно, что в условиях, когда к участию в выборах готовы менее половины избирателей, новые выборы тоже не состоятся. [c.910]
Глава LVI.
Литература:
1. Мерфин Р. Технология избирательных кампаний в США. // Политические исследования. 1991. № 3. С. 125.
2. Амелин В.Н., Устименко С.В. Технология избирательной кампании. М., 1993.
3. Токвиль Алексис де. Демократия в Америке. О парламентском красноречии в США. М., 1992. С. 367.
4. Самый короткий путь к власти: сборник технологий проведения политических выборных кампаний под общей редакцией Н.Н. Петропавловского. Таганрог: Сфинкс, 1995.
5. Итоговый отчет о результатах избирательной кампании в Дмитровском территориальном округе № 63. М., 1992. (Институт социальных и политических технологий).
6. Ковлер А.И. Избирательные технологии: российский и зарубежный опыт. М., 1995.
7. Как победить на выборах. Организация избирательной кампании. Методическое пособие. Книги 1, 2, 4, 5. М.: Центр прикладных политических исследований ИНДЕМ. // 1991. [c.910]
предыдущая |
следующая |
|||
оглавление |