Библиотека Михаила Грачева

   

 

   
каталог
 

Медиатизация социальности в платформенном обществе: процессы и эффекты

Под общ. ред. проф. Д П. Гавры

СПб.: ПОЛИТЕХ-ПРЕСС, 2025.

 

 

УДК 316.4:316.28

ББК 66.4

     М42

 

Р е ц е н з е н т ы:

Заслуженный работник высшей школы РФ, доктор филологических наук,

заслуженный профессор Московского университета, заведующая кафедрой

международной коммуникации Московского государственного университета

им. М. В. Ломоносова

Людмила Владимировна Минаева

 

Доктор филологических наук, доцент, заведующая кафедрой журналистики

Новгородского государственного университета им. Ярослава Мудрого

Татьяна Леонидовна Каминская

 

А в т о р ы:

Дмитрий Петрович Гавра, Екатерина Викторовна Акимович, Вера Алексеевна Ачкасова,

Людмила Владимировна Балахонская, Елена Владимировна Быкова, Лидия Андреевна Виткова,

Владислав Владимирович Декалов, Юлия Андреевна Добровольская, Ксения Андреевна Намятова,

Алена Сергеевна Савицкая, Сергей Александрович Ястребов

 

Медиатизация социальности в платформенном обществе: процессы и эффекты: монография / под общ. ред. проф. Д П. Гавры. – СПб.: ПОЛИТЕХ-ПРЕСС, 2025. – 384 с.

 

ISBN 978-5-7422-9071-1

doi:10.18720/SPBPU/2/id25-258

 

Монография является фундаментальным научным исследованием, посвященным актуальным проблемам медиатизации социальных процессов в сетевой среде.

Изложенный теоретический подход к пониманию процессов и эффектов медиатизации, авторская методология анализа резонансных информационных поводов адресованы представителям академического сообщества: медиаисследователям, социологам массовой коммуникации, политологам, специалистам по экономике внимания и политической мобилизации, преподавателям гуманитарных дисциплин в вузах, а также практикующим специалистам в области планирования коммуникационных кампаний, медиаменеджерам, журналистам, специалистам по политическому менеджменту.

Рекомендована к печати Институтом «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций» Санкт-Петербургского государственного университета.

Исследование поддержано Грантом РФФИ 20-011-00371 «Медиатизация локальных инцидентов как механизм мобилизации политического протеста в информационно-сетевом обществе». Исследование поддержано грантом СПбГУ «Инновационные методологии обеспечения информационной безопасности Российской Федерации – 2020: этап 3» M1_2018 - 1. ID: 52958565.

 

© Гавра Д. П., научное редактирование, 2025

© Санкт-Петербургский политехнический

университет Петра Великого, 2025

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Введение

 

Глава 1. Базовые основания теории медиатизации социальности
     (Д. П. Гавра)
 
1.1. Становление теории медиатизации
1.2. Теория медиатизации: базовые подходы
               1.2.1. Обзор основных подходов к исследованию и интерпретации медиатизации
               1.2.2. Институционально-системные традиции
               1.2.3. Социально-конструктивистская традиция
1.3. Конвергенция подходов к медиатизации: мягкий институционализм, формирующие силы медиа, фигуративный подход, медиатизированные миры
Список литературы к главе 1

 

Глава 2. Этапы и уровни медиатизации. Глубокая / трансакционная медиатизация
     (Д. П. Гавра)
 
2.1. Этапы медиатизации
2.2. Глубокая / трансакционная медиатизация
2.3. Уровни медиатизации
2.4. Глубокая / трансакционная медиатизация повседневности
Список литературы к главе 2

 

Глава 3. Капитализация внимания и цифровая эксплуатация в глубоко медиатизированном пространстве платформ и экосистем
     (Д. П. Гавра, В. В. Декалов)
 
3.1. Трансформация глобального интернета и конец гегемонии Big Tech
3.2. Экономика внимания в цифровую эпоху: капитал, труд и эксплуатация интернет-аудиторий
3.3. Инвестирование внимания в российском сегменте интернета: платформы, практики и ключевые акторы
3.4. Потенциал критического анализа платформенного общества в условиях интенсивной и экстенсивной колонизации внимания
Список литературы к главе 3

 

Глава 4. Медиатизация и политическая мобилизация
 
4.1. Особенности сетевой политической мобилизации в медиатизированном обществе. Содержание механизма сетевой мобилизации и фактор медиатизации
     (В. А. Ачкасова)
4.2. Матрица (модель) классификации сетевых акторов влияния: мобилизационный потенциал и роль в медиатизированных инцидентах
     (В. А. Ачкасова)
4.3. Феномен сетевого политического лидерства как результат процессов медиатизации. Механизм рекрутинга сторонников: каналы и инструментарий
     (В. А. Ачкасова, Ю. А. Добровольская)
Список литературы к главе 4
 
Глава 5. Событийная / ивент-медиатизация в платформенном обществе
 
5.1. Событийная / ивент-медиатизация: сущность и основные характеристики
     (Д. П. Гавра)
5.2. Понятие и характеристики инцидента как объекта медиатизации
               5.2.1. Общее понимание инцидента
                    (Д. П. Гавра, Е. В. Акимович, А. С. Савицкая, С. А. Ястребов)
               5.2.2. Типология инцидентов как объектов медиатизации
                    (Д. П. Гавра, С. А. Ястребов)
               5.2.3. Потенциал, среда и стейкхолдеры инцидента
                    (Д. П. Гавра)
5.3. Медиатизация локального инцидента: характеристики, стейкхолдеры, модель динамики
     (Д. П. Гавра)
               5.3.1. Понятие и характеристики локального инцидента
               5.3.2. Механизм медиатизации локального инцидента: структурно-субъектная модель
               5.3.3. Понятие жизненного цикла инцидента
Список литературы к главе 5

 

Глава 6. Медиатизация и демедиатизация в современной медиасреде: эмпирические кейсы 2019–2023 гг.
     (Д. П. Гавра, Е. В. Быкова, Л. В. Балахонская)
 
6.1. Медиатизация в социальной сфере на примере кейса «скверная история» (Кейс 1)
     (Д. П. Гавра, Е. В. Быкова)
6.2. Медиатизация спортивного инцидента на примере допинг-скандала вокруг фигуристки Камилы Валиевой на Пекинской олимпиаде–2022 (Кейс 2)
     (Д. П. Гавра, Е. В. Быкова, Л. В. Балахонская)
6.3. Медиатизация экологической повестки на примере феномена Греты Тунберг (Кейс 3)
     (Е. В. Быкова)
6.4. Демедиатизация в сфере культуры. Консервативный манифест К. Богомолова «Похищение Европы 2.0» (Кейс 4)
     (Д. П. Гавра, Е. В. Быкова)
6.5. Event-медиатизация инцидента из сферы шоу-бизнеса в фокусе ценностной амбивалентности
               6.5.1. Медиатизация «голой» вечеринки А. Ивлеевой (Кейс 5)
                    (Д. П. Гавра, Е. В. Быкова, Л. В. Балахонская)
               6.5.2. Демедиатизация присуждения Нобелевской премии Дмитрию Муратову* (Кейс 6)
                    (Д. П. Гавра, Е. В. Быкова)
6.6. Медиатизация траурного события. Ценностная амбивалентность медиареакции на смерть национального лидера (Кейс 7)
      (Д. П. Гавра, Е. В. Быкова)
               6.6.1. Анализ российского медиадискурсa
               6.6.2. Анализ западного медиадискурса
Список литературы к главе 6

 

Глава 7. Информационные атаки и боты в процессе медиатизации
     (Л. А. Виткова, К. А. Намятова, Д. П. Гавра)

 

7.1. Краткий обзор методов и технологий искусственного интеллекта
               7.1.1. Машинное обучение, базовые понятия
               7.1.2. Гибридная парадигма и интеллектуализация процессов управления
7.2. Модели медиатизации локального инцидента в социальных сетях (профиль, индуцированная активность, информационная атака)
7.3. Комплекс алгоритмов выявления и оценки вредоносной информации в условиях глубокой медиатизации
7.4. Таксономия ботов и их характеристик в социальных сетях
7.5. Подходы к обнаружению и выбору признаков информационной атаки в процессе медиатизации
Список литературы к главе 7

 

Заключение

 

Список использованной литературы

 

*Дмитрий Муратов включен Министерством юстиции РФ в реестр иностранных агентов.

 

 

 

 

   
 
каталог
 

Сайт создан в системе uCoz