каталог |
УДК 32.019.5 ББК 76.0 П81
Рецензенты: д-р полит, наук, проф. Н. А. Баранов (Рос. акад. нар. хоз-ва и гос. службы при Президенте РФ); д-р филос. наук, проф. В. Ф. Олешко (Екатеринбург. нац. ун-т им. Б. Н. Ельцина)
Авторы: В. А. Ачкасова (предисловие; 3.2; заключение); Г. С. Мельник (предисловие; гл. 7; заключение); М. Н. Грачев (гл. 1); О. Г. Филатова (гл. 2); Дж. М. Ионеску (2.3; гл. 11); Р. И. Мухамедиев (2.3); К. О. Якунин (2.3); Н. Н. Журавлева (3.1; 3.2; 3.3); О. И. Трохинова (3.1); Е. А. Бабанова (3.3; 4.3); А. Н. Гришанина (3.4); И. А. Быков (4.1), И. А. Гладченко (4.2); А. И. Рафиков (4.4); С. И. Коренюшкина (4.5); Ю. Н. Алисиевич (гл. 5); П. В. Гуленко (6.1; 6.2; 6.3); Ю. И. Долгова (6.1; 6.2; 6.3); И. М. Побединский (6.4); Б. Я. Мисонжников (гл. 8; 9); Е. В. Стецко (гл. 10)
Рекомендовано к публикации Научной комиссией в области СМИ и массовых коммуникаций Санкт-Петербургского государственного университета
П81 Пропагандистский дискурс в условиях цифровизации / под ред. В. А. Ачкасовой, Г. С. Мельник. – СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2023. – 424 с. ISBN 978-5-288-06316-9
В книге анализируются теории и подходы, сложившиеся в политической науке, теории коммуникаций, лингвистике, журналистике, психологии; обозначается проблемное поле, определяющее несколько направлений исследований, опирающихся на культурологические, филологические, лингвистические и социологические труды, сформировавшие современное поле теории коммуникации и кросс-культурных исследований. Предложены методики выявления дезинформации в современном медиадискурсе; типологизированы информационные инструменты и методы пропагандистского дискурса, а также субъекты пропагандистской деятельности; описаны политические проекты пропагандистского характера; дана оценка эффективности их применения. Издание адресовано специалистам в области политологии, теории и практики журналистики и массовой коммуникации, а также работникам информационной сферы и всем интересующимся вопросами современных общественных отношений.
УДК 32.019.5 ББК 76.0
Издание осуществлено при поддержке Санкт-Петербургского государственного университета в рамках Конкурса монографий – 2021
© Санкт-Петербургский государственный университет, 2023 ISBN 978-5-288-06316-9
|
Предисловие
Часть I. ДИСКУРС ПРОПАГАНДЫ: ДЕФИНИЦИИ, КЛАССИФИКАЦИИ, КОНЦЕПЦИИ |
|
|
Глава 1. Феномен пропаганды: теоретический аспект
1.1. Пропаганда как коммуникационный процесс: сущность, особенности интерпретации в социально-политическом контексте1.2. Генезис и развитие пропаганды1.3. Эволюция теоретических представлений об эффективности пропагандистского воздействия (первая половина XX – начало XXI в.)
Глава 2. Современные подходы к определению пропаганды: концепции и практические разработки
2.1. Подходы к определению понятия «пропаганда»2.2. Специальные проекты НАТО и Европейского союза2.3. Идентификация пропагандистского контента на базе тематической модели корпуса текстов СМИ
Глава 3. Идентификация и эффективность пропагандистского воздействия: вопросы методологии
3.1. Субъекты пропагандистского воздействия: подходы и проблемы идентификации3.2. Маркеры пропагандистских посланий. Разнообразие объяснительных схем3.3. Практика оценок эффективности пропагандистского воздействия3.4. Экспертиза пропагандистских сетевых материалов
|
Часть II. ТЕХНОЛОГИИ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ПРОПАГАНДЫ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ |
|
|
Глава 4. Онлайн-технологии пропагандистского воздействия
4.1. Фейк-ньюз и дезинформация в системе современной политической коммуникации4.2. Хештег как инструмент политической пропаганды4.3. Социальные боты и автоматизация пропагандистского воздействия4.4. Рекламные коммуникации в цифровой пропаганде4.5. Технология видеоблоггинга в пропагандистском воздействии
Глава 5. Комическое в современном пропагандистском дискурсе
5.1. Комическое в социально-политической коммуникации5.2. Ресурс комического в современной пропаганде
Глава 6. Телевидение как канал трансляции пропагандистского контекста
6.1. Манипулятивные возможности аудиовизуальной среды6.2. Пропагандистский дискурс в передачах различных форматов6.3. Развлекательная составляющая пропагандистских передач6.4. Пропагандистский потенциал политической рекламы на телевидении |
Часть III. ПРОПАГАНДИСТСКИЙ И КОНТРПРОПАГАНДИСТСКИЙ РЕСУРСЫ СУБЪЕКТОВ ПОЛИТИКИ |
|
|
Глава 7. Медиатекст в структуре пропаганды и контрпропаганды
7.1. Пропаганда – идеология в действии7.2. Запрет пропаганды экстремизма, терроризма, расовой дискриминации7.3. Социопсихологические маркеры экстремистских пропагандистских текстов7.3.1. Пропаганда исключительности в медиатекстах «Свидетелей Иеговы»*7.3.2. Пропаганда идеалов халифата7.3.3. Выражение идеологии неонацизма в медиатекстах7.3.4. Отражение экстремистской идеологии в медиатекстах неоязычников
Глава 8. Пропагандистский и контрпропагандистский дискурсы как социально-коммуникативные действия
8.1. Пропаганда и контрпропаганда как интегральные инструменты идеологии8.2. Терроризм в системе новой идеологии пропаганды8.3. Пропагандистский и контрпропагандистский дискурсы: «борьба за умы колеблющихся»
Глава 9. Пропаганда и контрпропаганда силовых ведомств СССР и Российской Федерации
9.1. Советская спецпропаганда в годы Великой Отечественной войны9.2. Формирование структур специальной пропаганды Красной Армии9.3. Специальная пропаганда в условиях ментальной войны
Глава 10. Внешнеполитическая пропаганда министерства иностранных дел
10.1. Развитие политической экспертизы и рост общественной активности10.2. Публичная дипломатия10.3. «Цифровая дипломатия» = публичная дипломатия 2.010.4. Внешнеполитические вызовы и трансформации дипломатической службы в XXI в.10.5. Интернет-страницы дипломатических ведомств как виртуальные площадки10.6. Пропагандистский аспект современного дипломатического дискурса
Глава 11. Международное вещание в публичной дипломатии как инструмент пропаганды
11.1. Теоретические аспекты пропаганды в рамках публичной дипломатии11.2. Международное вещание ведущих государств11.2.1. Международное вещание СССР и России11.2.2. Международное вещание США11.2.3. Международное вещание Великобритании11.2.4. Международное вещание ФРГ11.2.5. Международное вещание Франции11.3. Примеры использования пропаганды в международном вещании11.3.1. Кейс Хасана Диаба в российских СМИ11.3.2. Кейс законопроекта о внесении поправок в Конституцию России в американских СМИ11.3.3. Интеграция беженцев в освещении Deutsche Welle* |
Заключение |
|
||||
каталог |