Библиотека Михаила Грачева

предыдущая

 

следующая
 
содержание
 

Полный сборник платформ всех русских политических партий.

С приложением высочайшего манифеста 17 октября 1905 г.

и всеподданейшего доклада графа Витте

 

М.: Государственная публичная историческая библиотека России, 2001. – 132 с.

 

Красным шрифтом в квадратных скобках обозначается конец текста на соответствующей странице печатного оригинала указанного издания

 

ПРОГРАММА

ПАРТИИ ПРАВОВОГО ПОРЯДКА

 

Благое, столь давно необходимое, совершилось. Наконец, мы – граждане и призваны все участвовать в управлении нашим государством.

Такое участие, однако, невозможно иначе, как при сплочении единомышленников в политические партии. Во всех государствах с нормальным устройством население сгруппировано в партии, и это есть здравое, необходимое явление: как в голове отдельного человека только те суждения бывают основательны, которые выходят из предшествовавшей, в той же голове, борьбы противоречивых между собою мыслей, так и коллективный ум народа только тогда ведет полезную творческую работу в области государственных вопросов, когда они освещаются с различных сторон состязающимися между собою партиями.

Полное уважение к чужим мнениям, недопущение в борьбе ни клеветы, ни насилия должны быть руководящею основою в деятельности всякой честной партии, стремящейся лишь к благу общему и не дающей под своим знаменем места вожделениям личного характера.

Наша партия правового порядка вела, как и другие, непризнанное законом существование, однако, накануне почти реформы 17 текущего октября, получила возможность организовать себя, в общем собрании ее членов в С.-Петербургской городской думе 15 октября, как конституционная партия с определенною программою.

Основные положения этой программы следующие:

 

А. Гарантии, требуемые правовым порядком для лица:

 

Это те гарантии, которые получили затем освещение в высочайшем манифесте от 17 октября 1905 года:

1. Свобода слова устного, письменного и печатного.

2. Свобода собраний и союзов. [c.102]

3. Свобода вероисповеданий.

4. Свобода личности.

 

Б. Гарантии, безусловно необходимые, по твердому убеждению партии, для ограждения у нас правового порядка государством:

 

5. Единство и неделимость России. – Этот пункт, при настоящих обстоятельствах, есть самый важный в нашей программе. Не только его не выставляют программы других, уже действующих партий, именно конституционно-демократической и социал-демократической, но обеими этими партиями даже вполне допускается разделение России на отдельные части с собственным автономным устройством, при сохранении связи между ними только на федеративных основаниях.

6. Сильная государственная власть. – Без нее никакой правовой порядок немыслим. Но отнюдь не насилие и произвол, а строгое блюдение закона и утверждаемых им гражданских свобод от посягательств с чьей бы то ни было стороны составляет, по убеждению партии, основу для силы государственной власти.

Затем, в ряду работ устроительною характера, на которых должно сосредоточиться ближайшее внимание народных представителей, партия правового порядка считает особенно важными относящиеся к следующим предметам:

7. Устройство крестьян.

8. Устройство рабочих.

9. Народное просвещение.

10. Усовершенствование военных сил России.

 

Разъяснение по некоторым из приведенных выше положений программы партии

 

Свобода слова. – Для установления свободы печатного слова требуется отмена предварительной цензуры и порядка административных взысканий по отношению к печати. За преступления печати не может быть иной ответственности, [c.103] как по суду.

Свобода личности. – Никакая власть, кроме судебной, не вправе подвергать личность наказанию или стеснению. Безусловно подлежат отмене ссылки, высылки, аресты и, вообще, всякие виды репрессии в административном порядке.

Единство и неделимость России. – На состоявшемся в сентябре 1905 г. съезде земских и городских деятелей в Москве постановлены, между прочим, 14-го сентября, следующие резолюции: “а) Имея ввиду, что Царство Польское в большей своей части представляет собою совершенно однородное в национальном и культурно-бытовом отношениях и резко обособленное от остальных частей империи целое, признано необходимым немедленно, до установления общеимперского демократического народного представительства с конституционными правами, выделить Царство Польское в особую автономную единицу с сеймом, избираемым на основании всеобщего прямого, равного и тайного голосования, при условии сохранения государственного единства империи и установления возможного исправления границ между Царством Польским и соседними губерниями по обоюдному соглашению как в ту, так и в другую сторону, соответственно племенным составам и желаниям местного населения. При этом, в Царстве Польском должны действовать общеимперские гарантии гражданской свободы и права национальностей на культурное самоопределение, а также должны быть обеспечены права меньшинства, б) После установления прав гражданской свободы и правильного народного представительства с конституционными правами для всей империи должен быть открыт законный путь для установления местных автономий. Затем 15-го сентября съезд составил опубликованное потом воззвание к избирателям, в которое приведенные выше две резолюции не включены. Нельзя не пожалеть о таком умолчании, вовсе не означающем позднейшего отречения участников съезда от этих резолюций, – для этого необходима была бы категорическая отмена их съездом в таком же порядке, в каком они были постановлены, в виде новых резолюций на основании голосования в общем собрании. Закрывая от внимания общества такое важное обстоятельство, как усвоение [c.104] себе авторами воззвания федеративной программы, это воззвание дает, таким образом, возможность для случаев заблуждения со стороны избирателей. Для несогласных с мыслью о переустройстве империи по федеративному типу может получиться неожиданная и вовсе нежелательная картина защиты подобной мысли в Государственной думе их же избранниками. Ибо, так как упомянутые выше резолюции Московского съезда не были им же в должном порядке отменены, то мы вправе и обязаны считать их дополнением к воззванию съезда, и они таким образом входят в программу, которой намерены держаться кандидаты в народные представители от партии упомянутого съезда, принявшей, по закрытии съезда, название конституционно-демократической. Лица эти, стало быть, с избранием их в Государственную думу, будут проводить идеи о переустройстве России по федеративному типу. Правда, теперь участники упомянутой партии стараются печатно и устно уверять, что постановленными на Московском съезде резолюциями автономия для отдельных местностей России разумеется только в культурном, а не в политическом смысле. Но такие уверения лишены всякого основания: текст означенных резолюций слишком ясен, притом же самое слово “автономия” есть вполне определенный термин, и только политический, а не культурный, как известно всякому, знакомому сколько-нибудь с государственным правом. – Партия правового порядка, со своей стороны, безусловно отвергает, как было замечено выше, всякую идею о переустройстве России по федеративному типу. Не к расщеплению государства и его населения путем автономного обособления отдельных местностей и сопряженной с тем неизбежной территориальной равноправности жителей мы должны идти, а к установлению единого русского гражданства, к равноправности всех на всем пространстве России, независимо от места рождения или постоянного жительства в той или другой ее части. Все русские граждане должны себя чувствовать как на ближайшей своей родине, так и во всяком углу империи одинаково слугами, одинаково хозяевами, а государство наше, в особенности при настоящем его международном положении, должно себя сознавать безусловно единым, располагающим [c.105] на одинаковых основаниях всеми силами своих граждан. И всякий член Государственной думы, соответственно тому, должен проникнуть твердым взглядом, что он есть представитель интересов всей России. Кто бы ни был член Думы по своему месту рождения или жительства, племенному происхождению, сословию, занятию и т.п., для него одинаково близки должны быть заботы о нуждах всякой части империи, всякой национальности, всякого сословия и всякого класса. Словом, член Думы есть деятель государственный, а не ходатай за интересы лишь известной местности, известного племени, известного сословия или известного класса по занятиям.

Сильная государственная власть. – Какова бы ни была форма государственного устройства, сильная государственная власть есть основное условие как для живучести государства, для охранения его разложения внутри от потери своего независимого существования среди других государств, так и для обеспечения за гражданами действительного пользования теми, указанными выше свободами, которые правовой порядок в конституционном государстве требует в пользу лица, для ограждения всех от насильственного посягательства на эти свободы с чьей бы то ни было стороны, сверху или снизу. Государственная дума призвана содействовать укреплению авторитета государственной власти: сама она есть вновь выступающий высший орган в осуществлении этой власти, и она обязана способствовать обеспечению за властью безусловного уважения, беспрекословного повиновения. Вместе с тем, существенными безотлагательными мерами к упрочению нравственного авторитета государственной власти партия правового порядка считает: а) скорый и строгий суд над виновными в преступлениях на последней войне и при предшествовавших ей событиях и б) амнистию по политическим и религиозным делам.

Устройство крестьян. – Под этим наша партия разумеет дополнительное наделение крестьян землею в малоземельных местностях, со справедливым вознаграждением лиц и ведомств, от которых переходила бы к ним земля, а также способствование, в тех же видах, расселению крестьян. Облегчение бремени налогов, упадающих на крестьянство. Всемерное [c.106] содействие к переходу их от общинного владения к личному. Упразднение земских начальников и полное устранение принципа опеки по отношению к крестьянам. Общий суд для крестьян с остальным населением по всем делам и вообще уравнение крестьян в правах с прочими сословиями. Из всех жителей империи наиболее обиженным всегда оставался русский крестьянин, который выносил на себе наиболее великие тяготы в государстве и который, вместе с тем, всегда менее других жаловался, – ему принадлежат неусыпные заботы Государственной думы.

Устройство рабочих. – Говоря об устроении крестьянства, в его общем составе землевладельцев, мы должны в равной мере озаботиться об интересах той его части, которая обратилась к фабрично-заводской промышленности, т.е. об интересах рабочих. Оторванный от своей среды, от родного угла, рабочий, как и всякий человек, ищет не только средств к существованию, но также удовлетворения своих нравственных и духовных потребностей, а потому необходимо обеспечить рабочим не только заработок, но заботами о возможном сокращении рабочего дня, об обязательном страховании рабочих, о лучшем устройстве условий их жизни упрочить за родною промышленностью бодрую дружину двигателей ее, довольных настоящим и спокойных за себя и за свою семью в будущем.

Народное просвещение. – Общеобязательное даровое обучение народа в школах с полною программою по образцу народных училищ в просвещенных государствах. Полное устранение в надзоре за народным обучением полицейского принципа. Достаточная обеспеченность и достойное положение для учителей народных школ.

Усовершенствование военных сил России. – Поразившая весь мир и прежде всего нас, русских, слабая боевая организация военных сил России требует радикальных реформ в армии и флоте. Необходимы, кроме мер технического усовершенствования, составляющих предмет ближайшей заботы специальных ведомств военного и морского, меры коренные, которые уже входят в круг ведения Государственной думы и общего законодательства. Такими мерами мы признаем более [c.107] благодарные и равномерные для отдельных частей условия офицерской службы и возможно лучшее специальное образование офицеров, по отношению же к солдатам – безотлагательную разработку вопроса о сроках службы и о сохранении, по возможности, связи призванных чинов с семьею и землею, поставив основным положением наибольшую боевую готовность при наименьших тяготах службы. Все заботы должны быть направлены к поднятию нравственного духа в войске укреплением в нем сознания, что оно есть совокупность отборных граждан, которым страна вверила защиту своих интересов и своей чести.

Не перечисляем затем здесь других, тоже важных предметов, как-то: децентрализация управления согласно указаниям практической целесообразности, материальное улучшение и иерархическое изменение положения приходского православного духовенства, устройство средних и высших учебных заведений, ряд существенных вопросов финансовых и промышленно-торговых и др. Государственная дума встретится с ними сама по ходу дел.

 

Путь практических действий для лиц, присоединяющихся к партии правового порядка

 

Срок, остающийся до выборов, невелик, и всякий присоединяющийся, по прочтении этого воззвания к партии правового порядка, приглашается действовать безотлагательно. Путь действий следующий:

 

А. Для лиц, живущих по всей России, кроме С.-Петербурга

 

а) Как обладающие, так и не обладающие избирательным цензом по положению 6-го августа 1905 г., образуют из себя, по немедленному сговору хотя бы между 2–3 лицами, местный для данного уезда или города или участка в большом городе комитет партии правового порядка, извещают о том всех в своем уезде, городе или городском участке способом, какой они сочтут за лучший и наиболее быстрый, и приглашают [c.108] всех, кто признает свои воззрения согласными с изложенною выше программою, в общее собрание, с указанием места и времени его.

Примечание. В Москве и больших городах для успеха дела казалось бы прежде всего целесообразным образование указанным выше способом центрального городского комитета из небольшого числа лиц, за невозможностью в течение короткого времени сговориться многим. Центральный комитет мог бы действовать в своем городе так же, как и организационный собственно в С.-Петербурге, где он принял на себя временно и обязанности центрального городского комитета.

б) В означенном в пункте а собрании намечается предварительный, хотя бы неполный список кандидатов в выборщики и в члены Думы, на основании заявлений со стороны желающих баллотироваться и на основании просьб о том к известным прибывшим лицам со стороны остальных.

в) Относительно намеченных кандидатов, как равно и о позже предлагаемых кем-либо, избиратели совещаются между собою затем при частных свиданиях, подготовляя приведение мнений о них к соглашению.

г) Затем, в следующем собрании, после общего совещания, притом, если нужно, в отсутствие кандидатов, решается окончательно, за которых между ними избиратели должны подавать голоса при выборах. Это, обыкновенно, предмет, способный и между самыми близкими единомышленниками по общим вопросам вызывать упорные разноглася, но во имя дела мы убедительно просим всех признать себя обязанными здесь подчиняться большинству голосов в собрании. Кандидат, который при голосовании прошел большинством голосов собрания, должен быть поддерживаем при выборах и не желавшим его меньшинством. Это – основное правило выборной дисциплины для всякой партии; без его соблюдения ни одна партия не может рассчитывать на успех. – Составлением списка кандидатов предвыборное дело кончено, и остается лишь ждать самих выборов. – Возможно, что двумя общими собраниями обойтись нельзя, и тогда от избирателей зависит, устраивать их и больше, если только время это дозволяет. [c.109]

д) Об образовании местных комитетов и о приступе их к действиям организационный комитет в С.-Петербурге покорнейше просит его уведомить, адресуя письма на имя члена этого последнего комитета присяжного поверенного Василия Петровича фон-Эгерта (Манежный пер., д. 11). Это необходимо для снабжения местных комитетов от организационного достаточным количеством экземпляров настоящего воззвания, как равно различными необходимыми для дела сведениями. Члены местных комитетов, вступающие в сношения с организационным комитетом, благоволят приложить свой адрес.

 

Б. Для лиц, живущих в С.-Петербурге

 

а) В общем собрании членов партии правового порядка в С.-Петербурге 15-го октября с. г. образованы местные комитеты для отдельных выборных участков города и, засим, временно принятые на себя организационным комитетом обязанности центрального комитета партии по отношению к г. С.-Петербургу прекратились. От местных комитетов зависит, если они это находят нужным для успешных действий партии собственно в С.-Петербурге, выделить из себя делегатов для образования центрального городского комитета (см. примечание к п. а) в отд. А выше).

б) С.-Петербургских жителей, желающих присоединиться к партии правового порядка, просят, безразлично к тому, имеется ли у них избирательный ценз по положению 6-го августа с.г. или нет, обратиться с заявлением о своем присоединении, каждого по этой части города, в которой он имеет жительство, к подлежащему местному комитету партии в лице одного какого-либо из его членов, по желанию. Состав этих комитетов, согласно определению общего собрания от 15-го октября с.г., следующий:

По Адмиралтейской части – А.В.Гувелякин (Галерн., 29) и П.П.Лыжин (ул. Гоголя, 6).

По Казанской части – Б.С.Белецкий (Б.Конюш., 15), К.И.Белоусов (Мойка, 62), Г.Г.Виссендорф (Сергиевск., 83), бар. А.А.Гейкинг (Саперн. пер., 4), В.М.Горлов (Демидов пер., 4), Е.П.Ковалевский (Екат. кан., 14), В.В.Максимов [c.110] (Б.Конюш., 3), Н.Н.Перцов (Театр. площ., 8), Н.П.Пузыревский (Екат. кан., 52) и А.Н. фон-Шведер (Б. Конюш., д.1).

По Спасской части – Н.А.Мельвиль (Стрельна, Владимирский пер., 2), Д.Ф.Мертваго (Суворовск. пр., 47), К.Ф.Рубахин (Горх., 79) и В.Н.Филиппов (Глухозерск., 9).

По Московской части – Э.К.Высокович (Невский, 120), Б.М.Добротворский (Пушкинск., 15), И.А.Иванов (Фонтанка, 70), Е.И.Кривдин (Головинск., 55), С.А.Лебедев (Николаевск., 65), П.К.Работин (Черныш. пер., 12) и И.А.Рубан (Пушкинск., 9).

По Литейной части – А.В.Бобрищев-Пушкин (Мохов., 13), И.И.Ильин (Знаменск., 6), Г.И.Красса (Лит., 50), С.И.Михин (Ковенск. пер., 22), Н.В.Монахов (Мохов., 4), Н.А.Огарев (Пантелейм., 13–15), А.Н.Оппенгейм (Литовск., 27), бар. Н.В.Остен-Дризен (Преображ., 28), Ф.А.Пель (Литейн., 36), Д.И.Пестржецкий (Фуршт., 23), С.А.Соллертинский (Сергиевск., 25), В.Г.Струве (Сергиевск., 61), граф В.А.Тизенгаузен (Спасская, 15) и А.А.Ячевский (Спасская, 2).

По Рождественской части – В.В.Бартенев (Кирилловск., 17), М.М.Боровитинов (Греческ. просп., 6), А.В.Григорьев (Суворовский пр., 31), А.П.Дьяков (3 Рождественск., 16), В.М.Лихтин (Греческ. пр. 13), А.А.Любичев (Греч. пр., 23), А.С.Хренов (Таврическ., 7), Н.Ф.Эльснер (Суворовск. пр., 26) и Б.М.Якунчиков (Кирочн., 45).

По Александро-Невской части – делегат И.А.Конецкий (Невск., 173).

По Васильевской части – П.П.Кусков (Вас. о., 13 лин., 16), С.В.Лавров (Вас. о., 6 лин., Ларинск. гимн.) и С.А.Советов (Вас. о., Малый пр., 14).

По Петербургской части – староста Н.А.Демчинский (Кам. остров, д. Сементовской-Курилло), Л.В.Андронов (Александровск. пр., 19), Н.Ф.Бреверн (Кронверкск. пр., 29), Э.Э.Глезер (Спасская, 17, в Лит. ч.), В.Г.Гнедич (Александровск. пр., 19), М.М.Горбов (Каменноостр. пр., 20), А.А.Козицкий-Фидлер (Б.Зеленина, 26-б, кв.17), А.Ф.Красовский (Мал. Дворянск., 6), А.Е.Овчинников (Вас. о., 2 л., 39-16) и В.В.Тухолка (Алексеевск., 18).

в) Жительствующие в С.-Петербурге лица, предполагающие [c.111] участвовать в выборах в других местах империи, благоволят, в случае присоединения их к партии правового порядка, обратиться, с указанием своего адреса, в организационный комитет, к члену последнего Василию Петровичу фон-Эгерту (Манежный пер., 11).

 

Организационный комитет партии правового порядка

по уполномочию общего собрания ее членов.

[c.112]

 

предыдущая

 

следующая
 
содержание
 
Сайт создан в системе uCoz