Библиотека Михаила Грачева

предыдущая

 

следующая
 
содержание
 

Зотов В.Д.

История политических учений: Запад – Россия – Восток

 

Авторские программы учебных курсов по политологии. /

Под общ. ред. проф. Ирхина Ю.В. – М.: МАКС Пресс, 2001. С. 58–84.

 

Красным шрифтом в квадратных скобках обозначается конец текста на соответствующей странице печатного оригинала указанного издания

 

Авторская программа курса “История политических учений: Запад – Россия – Восток” составлена в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования. В ней содержится информация о требованиях, предъявляемых к изучению курса, представлены тематика и развернутое содержание его разделов, списки рекомендуемой литературы по всем темам курса, рекомендации по написанию реферата, курсовой и дипломной работы.

Программа ориентирует преподавателей и студентов на изучение материалов курса в парадигме взаимосвязи и преемственности истории политических учений Запада, России и Востока, значения истории политических учений и идей для современного изучения и понимания политики. Программа рассчитана на студентов отделений политологии, может быть использована студентами юридических факультетов Университетов.

При разработке программы использованы материалы, подготовленные кандидатом философских наук, доцентом Л.В. Зотовой.

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Согласно Государственному образовательному стандарту Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации, курс “История политических учений” является одной из базовых учебных дисциплин для студентов политологических отделений университетов. На ее изучение (по сравнению с другими специальными политологическими дисциплинами) отводится самое большое количество часов (500).

В советское время “История политических и правовых учений” преподавалась только студентам – юристам. Именно правоведами (зарубежными и российскими) накоплен большой опыт изучения и преподавания истории политических и правовых учений. Политологам его нужно использовать.

В учебниках по истории политических и правовых учений учебная принадлежность этой дисциплины трактуется по-разному. Так, в учебнике “История политических и правовых учений” под редакцией В.С. Нерсесянца (М., 1997) первый параграф первой главы называется: “Предмет истории политических и правовых учений как самостоятельной юридической дисциплины”. Учебник “История политических и правовых учений” под редакцией О.Э. Лейста (М., 1997) относит эту дисциплину к числу “историко-теоретических”.

Нам представляется, что как бы ни называть эту дисциплину – “История политических учений” или “История политических и правовых учений” – она есть [c.58] прежде всего и главным образом дисциплина политическая историко-политическая и теоретико-политическая, органично связанная с юридическими дисциплинами. Так понимали ее как дореволюционные юристы (см.: Чичерин Б.Н. История политических учений: В 5 ч. М., 1869-1877), так и юристы советского периода (см.: История политических учений / Под ред. С.Ф. Кечекьяна и Г.И. Федькина. М., 1960).

То, что история политических учений пересекается по многим проблемам с другими учебными дисциплинами – прежде всего с историей и теорией государства и права, а также с историей философии и политической философией не является повторением. Известный английский философ и юрист Ф. Бэкон отмечал: “Все те, кто писал по правовым вопросам, рассматривали их либо с философской, либо с юридической точки зрения. Философы говорят много прекрасных, но весьма далеких от практической пользы вещей. Юристы же, подчиняясь требованиям законов своей страны, а также римского или канонического права, не могут высказать независимого, свободного мнения, а говорят так, как будто они закованы в кандалы. Совершенно очевидно, что подлинное изучение этой области доступно, собственно, только политическим деятелям, которые прекрасно знают природу человеческого общества, общественного блага, естественной справедливости, знают нравы различных народов, различные формы государства и поэтому могут выносить суждение о законах на основе принципов и положений как естественной справедливости, так и политики” (Бэкон Ф. Соч.: В 2 т. Т. 1. М., 1977. С. 484.).

Изучение курса “История политических учений” создает необходимые предпосылки и возможности для фундаментальной подготовки политологов в области истории политической и правовой мысли.

 

ТЕМАТИКА КУРСА

“ИСТОРИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ: ЗАПАД – РОССИЯ – ВОСТОК”

 

Введение к курсу

 

Тема 1. Предмет и задачи курса. Общие принципы изучения истории политических учений, анализ литературы и источников.

Раздел I

Политическая и правовая мысль в Древнем мире

 

Тема 2. Зарождение и развитие политико-правовой мысли в странах Древнего Востока.

Тема 3. Политико-правовые учения в Древней Греции.

Тема 4. Политико-правовые учения в Древнем Риме. [c.59]

 

Раздел II

Политические и правовые учения Средневековья, эпохи Возрождения и Реформации

 

Тема 5. Христианские политические и правовые учения.

Тема 6. Политико-правовая мысль Византии.

Тема 7. Исламские политические и правовые учения.

Тема 8. Политические и правовые учения в России в период возникновения и развития феодализма XI-XIV веков и образования централи зованного русского государства (XV-XVII века).

Тема 9. Западноевропейские политические идеи эпохи Возрождения и Реформации.

 

Раздел III

Политические и правовые учения Нового времени

 

Тема 10. Западноевропейская политическая мысль периода буржуазных революций.

Тема 11. Политические и правовые учения в России XVIII – первой половины XIX вв.

Тема 12. Политические и правовые учения в Западной Европе эпохи свободной конкуренции.

Тема 13. Марксистская социалистическая идеология.

Тема 14. Русская политическая мысль во второй половине XIX века.

 

Раздел IV

Политическая мысль XX века

 

Тема 15. Разные интерпретации марксизма в Европе и России.

Тема 16. Академическая политическая мысль Запада.

Тема 17. Политико-идеологическая мысль Запада.

Тема 18. Политическая и правовая мысль Русского Зарубежья.

Тема 19. Политико-идеологическая мысль в незападном мире.

Тема 20. Современные политические прогнозы на XXI век. [c.60]

 

ПРОГРАММА КУРСА

“ИСТОРИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ: ЗАПАД – РОССИЯ – ВОСТОК”

 

Введение к курсу

 

Тема 1. Предмет и задачи курса

 

История политических учений как политическая дисциплина и наука – историко-политическая и теоретико-политическая, органично связанная с политической философией и теорией и историей государства и права и правовыми учениями.

Теоретико-методологические проблемы истории политических учений:

– о роли идей в жизни и развитии общества (как понимать выражение “идеи правят миром”);

– о характере развития политических идей и учений и способах их изложения;

– о внутреннем содержании и смысле истории политических и правовых учений;

– об особенностях политико-правовой мысли Запада и Востока как двух основных культурно-цивилизационных миров, составляющих единое и одновременно разное человечество;

– о специфике политических и правовых идей и учений России как особого культурно-цивилизационного “евразийского” мира;

– о принципах периодизации истории политических и правовых учений и их связи с современностью.

Задачи курса:

– дать студентам глубокие знания в области истории развития политических идей и учений в разных культурно-цивилизационных сферах;

– показать, что обращение к идейному наследию прошлого важно не только с точки зрения обогащения наших представлений о том, что было, но и для правильного понимания того, что есть сегодня и что может быть завтра;

– стимулировать процесс переработки получаемых знаний в самостоятельные убеждения – научно обоснованные, нравственно ответственные, личностно искренние.

 

Раздел I. Политико-правовая мысль Древнего мира

 

Тема 2. Зарождение и развитие политико-правовой мысли

в странах Древнего Востока

 

Первые очаги человеческой цивилизации на Востоке: Египет, Вавилония, Индия, Китай. Формы ведения хозяйства. Принципы социальной структуры. Государство и общество. Феномен “власти – собственности”. Древневосточные мифы о божественном источнике власти земных правителей и всего земного жизнеустройства. [c.61]

Египетская цивилизация. Древнеегипетское государство как единый и жесткий политический и хозяйственный организм. Фараон как верховный политический правитель и главный жрец. Политические идеи, содержащиеся в поучениях и наставлениях представителей знати.

Шумеро-вавилонская цивилизация. Древнешумерский миф о “стезе Шамаша” как пути правды. Легенда о “Вавилонском столпотворении”. Диалог “Беседа господина с рабом”. Законы царя Хаммурапи.

Индийская цивилизация. Мифологические и религиозные представления в Древней Индии и их влияние на политико-правовую мысль. Доминирующее положение жрецов (брахманов) в духовной и социально-политической жизни общества. “Веды” о делении общества на варны (сословия). “Упанишады” о следовании божественной “дхарме”. “Законы Ману”. “Артхашастра или наука политики”.

Китайская цивилизация и ее особенности. Конфуций и его учение. Лао-цзы и учение даосизма. Мо-цзы. Шан Ян и учение легизма. Эволюция конфуцианства и его признание в качестве официальной идеологии.

 

Тема 3. Политико-правовые учения в Древней Греции

 

Особенности становления и развития древнегреческой цивилизации. Люди и боги. Отделение философии как “любви к мудрости” от религии и мифотворчества. Рождение науки. Мир начинают объяснять: Фалес и Демокрит.

Город-государство Афины. Реформы Солона и приближение демократии. Сократ и выдвижение проблемы человека в центр философствования. Политические взгляды Сократа. “Апология Сократа” Платона.

Платон – великий философ и политический мыслитель. Учение об идеях и идеальном государстве. Справедливый человек и справедливое государство. Уравнение женщин в правах с мужчинами. Три сословия идеального государства, их функции и образ жизни. Отношение Платона к частной собственности, богатству и бедности. Его представления об основных типах государственного устройства причинах государственных трансформаций, о возможности превращения чрезмерной свободы в чрезмерное рабство.

Дискуссии в истории политической мысли вокруг проекта идеального государства Платона. Произведения Платона “Политик” и “Законы”. Эволюция взглядов “позднего” Платона на государственное устройство. Его идея о правосудии как страже обязательных для всех законов.

Аристотель – великий ученый, философ и политический мыслитель. “Политика” – главное политическое произведение Аристотеля.

Взгляд на человека как на “политическое существо”. Происхождение государства, его “элементы”. Типология форм государственного устройства и их критерии. Правильные и неправильные формы государства и власти. Понятие “смешанной формы”. “Хорошие” и “плохие” демократии. Способы сохранения тирании. [c.62]

Проблема “средних граждан” и стабильности государства. Причины государственных переворотов.

Представления о “совершенном государстве”. Власть и добродетель. Закон, право и справедливость. Задачи государства. Система воспитания молодого поколения.

“Афинская полития” как историко-политическое произведение. “Никомахова этика”: проблемы политики и морали.

“Аристотелизм” в истории политической и правовой мысли.

 

Тема 4. Политико-правовые учения в Древнем Риме

 

Этатизм – доминанта политической мысли в Древней Греции и Риме. Римская республика и Римская империя. Искусство и наука в Древнем Риме.

Политико-правовые воззрения римских стоиков: Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий. “Законы 12 таблиц”.

Цицерон – выдающийся политический деятель, мыслитель и оратор. Учение о государстве как правовом общении. Развитие идеи о смешанной форме государства как наилучшей.

Учение римских юристов о государстве и праве (Гай, Папаниан, Павел, Ульпиан, Модестин) о государстве и праве. “Римское право” как образец высокой юридической культуры, его влияние на развитие западной правовой мысли.

Возникновение христианства. Гуманистические и демократические идеи раннего христианства. Апостол Павел о власти как о богоустановленном принципе. Его отношение к институту рабства, обязанности слуг и господ. Христианство и проблема изменения общественных отношений. Превращение христианства из гонимой религии в государственную.

 

Раздел II. Политические и правовые учения Средневековья,

Эпохи Возрождения и Реформации

 

Тема 5. Западно-христианские политические и правовые учения

 

Становление христианской религиозной догматики и теократической идеи. Идея теократического господства в учении Августина. Трактат “О граде Божьем”. Замена идеи единства Римской всемирной империи (государственной власти) идеей единства всемирной католической церкви (духовной власти).

Теоретические споры и примате духовной или светской власти. Теории двух светил и двух мечей. Религиозно-политическое учение Фомы Аквинского. Трактовка проблем морали, права, государства, власти. Различение сущности, формы и использования власти. Разработка теории закона. Четыре вида законов: вечный, естественный, человеческий и божественный.

Средневековые ереси как идеи и общественные движения: ереси IV-VII вв. (арианство, несторианство, донатизм); ереси XI-XIII вв. (движения богомилов, альбигойцев и др.) Борьба папского Рима против инакомыслия еретиков. Учреждение Римом “нищенствующих орденов” францисканцев и доминиканцев. [c.63]

Теоретики светского государства: Марселий Падуанский, В. Оккам. Идея мировой монархии Данте, существовании универсального человечества, необходимости мира во всем мире.

 

Тема 6. Политико-правовая мысль Византии.

Православие – восточная ветвь христианства

 

Разделение Римской империи на Западную и Восточную. Перемещение политического центра в Константинополь. Государство и право в ранневизантийской политической мысли (IV – V вв). Патриарх Константинопольский Иоанн Златоуст.

Кодификация римского права Юстинианом. Общая характеристика и значение “Кодекса Юстиниана” (534 г.).

Константин VII Багрянородный (X в.) и его трактат “Об управлении империей”.

Раскол христианской церкви на западную (католическую) и восточную (православную). Политические причины и последствия раскола. Специфика отношений светской и духовной властей в Византии. Теория “симфонии” двух властей.

Византия и Древняя Русь. Принятие Русью и восточными славянами православия. Проблема Византийского наследства России (идейно-политическая дискуссия).

 

Тема 7. Исламские политические и правовые учения

 

Возникновение ислама. Религия, политика и право в исламе. Коран и Сунна как источники мусульманского вероучения. Распространение ислама. Религиозные и политико-правовые направления в исламе. Отличия суннитской ветви ислама от шиитской в трактовке власти правителя и его отношений с общиной.

Мусульманское право и его развитие. Значение правотворческих функций ученых-юристов.

Формирование политической доктрины суннитского ислама. Политические теории в суннитском исламе: Аль-Маварди, Аль-Джувейни, Аль-Газали, Ибн-Таймия.

Аль-Фараби – основатель арабской политической философии. Его модель “добродетельного города-государства”. Ибн-Сина (Авиценна) и Ибн-Рушд (Аверроэс). Аверроизм как направление в западноевропейской философской и политической мысли

Политическое учение Ибн– Хальдуна. Его трактат “Мукаддима” (“Введение”). Учение о фазах развития человеческого общества в зависимости от типа производственной деятельности людей и соответствующих формах политической организации и культуры. Стремление выявить “естественные законы” становления, развития и падения государств. Классификация форм правления мусульманского государства и этапы его развития. Идея участия всех подданных в государственной политике. Указание пути к счастью. [c.64]

Соединение древнегреческой традиции, выраженной в трудах Платона и Аристотеля, с мусульманскими политическими реальностями – характерная черта средневековых арабо-мусульманских политических и правовых идей и учений.

 

Тема 8. Политические и правовые учения в России в период возникновения и развития феодализма (XI – XIV вв.) и образования централизованного Русского государства XV – XVII вв.

 

Проблема образования древнерусского государства – Киевской Руси. Влияние Запада (“варягов”), Востоко-Запада (Византии) и Востока (“Великой степи”). Самобытность русского государства. “Вечевая демократия” в Новгороде.

“Слово о Законе и Благодати” – первый русский политический трактат Киевского митрополита Иллариона. Политические идеи “Повести временных лет”. Политическая программа Владимира Мономаха. Политические идеи в “Слове о полку Игореве”.

Перемещение центра русской политической жизни из Южной Руси в северо-восточную. Даниил Заточник о необходимости укрепления власти Великого князя и организации оборона русских земель от завоевателей. Политические мотивы в повестях Куликовского цикла.

Преодоление феодальной раздробленности и объединение русских земель вокруг Московского княжества. Социально-политическая полемика нестяжателей (Нил Сорский, Вассиан Патрикеев, Максим Грек) и стяжателей-иосифлян (Иосиф Волоцкий).

Политическая концепция Филофея “Москва – третий Рим” и ее значение в процессе превращения Руси в Россию. Переписка Ивана Грозного с Андреем Курбским – выражение двух тенденций в развитии русской государственности и политической идеологии. Развитие политической мысли в произведениях Смутного времени.

Идеология “просвещенного абсолютизма” в произведениях Симеона Полоцкого. Политико-правовые воззрения Юрия Крижанича, его трактат “Политика”. “Меркантилистическая” политическая доктрина А.Л. Ордина-Нащокина.

Теократическая концепция власти. Патриарх Никон. Политические идеи старообрядцев. Протопоп Аввакум.

 

Тема 9. Западноевропейские политические идеи эпохи Возрождения и Реформации

 

Отличительные черты культуры Возрождения: антифеодализм, антиклерикализм, гуманизм, обращение к культурному наследию античности.

Религиозная реформация как буржуазная революция. Политическое значение религиозных идей. Бюргерское и народное направление Реформации.

Политическое решение религиозных идей Мартина Лютера. Лютер о спасении единственно верой, о ненужности духовенства и церкви как [c.65] посредников между Богом и человеком. Сочинение “О светской власти”. Идея национального государства.

Учение Жана Кальвина о предопределении. Стремление к успеху в профессиональной деятельности и проповедь мирского аскетизма как установка на буржуазное предпринимательство. Кальвин о гражданском управлении.

Политическая философия и теория Н. Макиавелли – основоположника политической науки Нового времени, новой методологии рационального политического анализа. Книга “Государь”, содержащая советы и наставления по укреплению государства и удержанию политической власти. Роль монарха-реформатора в создании национального государства. Макиавелли о превосходстве республики перед монархией в “Рассуждениях на первую декаду Тита Ливия”.

“Макевиаллизм” о соотношении цели и средств в политике. Отделение политики от религии и морали.

Жан Боден – идеолог абсолютизма во Франции. Теория государственного суверенитета. Единство, неделимость и безусловность государственного суверенитета. Формы государства. Право как цель бытия государства. Различение права и закона.

Т. Мор – родоначальник утопического социализма Нового времени. “Золотая книга, столь же полезная, как и забавная о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопия”.Томмазо Кампанелла и его “Город Солнца”.

 

Раздел III. Политические и правовые учения Нового времени

 

Тема 10. Западноевропейская политическая мысль периода буржуазных революций

 

Значение Нового времени в истории западной цивилизации.

Теория естественного права. Учение Г. Гроция о праве войны и мира. Политические трактаты Б. Спинозы. Спиноза о пределах государственной власти и свободе человеческой мысли.

Основные направления политической и правовой идеологии в период английской буржуазной революции 1642 – 1649 годов. Т. Гоббс о естественном состоянии как “войне всех против всех”, о государстве и праве.

Либерализм Дж. Локка. Теория естественного права и общественного договора. Три вида власти в государстве. Внешние и внутренние причины падения власти правительств. Теория неповиновения.

Политический либерализм Ш.Л. Монтескьё. “О духе законов” – главное политическое произведение Монтескьё. Принцип разделения властей. Учение о формах правления. Монтескьё о трех видах законов: законе наций (относящемся к международным делам), законе политическом и законе гражданском. Монтескьё о влиянии географических условий на учреждения и нравы народа, на законы. Моральные факторы влияния на дух законов. [c.66]

Радикальный демократизм Ж.-Ж. Руссо. Руссо о происхождении неравенства. “Общественный договор” о народоправстве, суверенной власти народа. Учение о праве как выражении общей воли. Принцип социального равенства. Влияние идей Руссо на современников.

Политические и правовые взгляды “отцов-основателей” США. “Декларация независимости США”. Идейно-политическая борьба в процессе перехода от конфедерации к Федерации. Образование двух идейно-политических лагерей – республиканцев (Т. Джефферсон, Б. Франклин, Т. Пейн) и федералистов (А. Гамильтон, Д. Мэдисон и Д. Вашингтон). Реализация их политических представлений в Конституции США 1787 г. “Билль о правах” 1791 г. Развитие идей демократии, принципа разделения властей, прав человека и прав народа.

Учения И. Канта, Г. Фихте, Г. Гегеля о политике, государстве и праве. Сущность и значение переворота в понимании права, происшедшего во второй половине XVIII века. Проблематика государственного устройства и “конца истории” в политической философии Г. Гегеля.

 

Тема 11. Политические и правовые учения в России XVIII – первой половины XIX вв.

 

Концепции абсолютизма первой половины XVIII в. Этатистские взгляды Петра I и Ф. Прокоповича. Дворянская концепция В.Н. Татищева. Предбуржуазные идеи И.Т. Посошкова.

Идеология “просвещенного абсолютизма”. Екатерина II и ее “Наказ”. Характерные черты и основные идеи “Наказа”: подготовка и обсуждение этого документа; о России, самодержавном государе; о преступлениях и наказаниях; о крепостничестве и крепостных крестьянах.

Республиканские политические взгляды А.Н. Радищева. Его произведение “Путешествие из Петербурга в Москву” – призыв к уничтожению крепостничества. Допущение революционного насилия в борьбе против самодержавной власти. Общественно-политический идеал Радищева.

Легитимистская политико-правовая идеология первой половины XIX в. Проект М.М. Сперанского. Политические идеи в “Истории Государства Российского “ Н.М. Карамзина. Теория “официальной народности” С.С. Уварова. К.А. Неволин – родоначальник философии права в России.

Политические идеи декабристов. Идеи “Русской правды” П.И. Пестеля – руководителя радикального крыла декабристов. “Конституция” Н.М. Муравьева – представителя умеренного направления политической мысли декабристов.

Славянофильство (А.С. Хомяков, И.В. Киреевский, К.С. Аксаков) и западничество (П.Я. Чаадаев, В.Г. Белинский): борьба идей и идеалов.

 

Тема 12. Политические и правовые учения в Западной Европе эпохи свободной конкуренции

 

Развитие капитализма в Западной Европе в XIX веке. Промышленная революция в Англии и обострение социального вопроса. Поиски Нового общественного устройства в либеральной и социалистической политической мысли. [c.67]

Английский либерализм. И. Бентам как теоретик морали и права, представитель утилитаризма (лат. – польза, выгода). Дж. С. Милль и его трактат “О свободе”. Угроза свободе со стороны тирании “общественного мнения”, или взглядов большинства. Четыре причины, по которым необходимо отстаивать и защищать свободу мнений. Индивидуальность как высшая ценность. Милль о тенденции наступления государства на гражданское общество, о расширении масштабов и влияния демократии.

Французский либерализм и его особенности: смягчение антиклерикализма, уменьшение интереса к республиканской форме правления и идеалам непосредственной демократии как реакция на эксцессы якобинского террора.

Б. Констан и его понимание свободы (труд “О свободе древних сравнительно со свободой новых народов”). Попытка развития теории разделения властей, выделение муниципальной власти (в труде “Курс конституционной политики”).

А. де Токвиль – защитник и критик демократии. Его идея о мировом демократическом процессе и установлении формально-правового равенства. Опасности на пути демократии: приход к управлению государством неподготовленных граждан, угроза “тирании большинства” и централизации власти.

А. де Токвиль о демократии в Америке.

Социологический позитивизм О. Конт и его учение о трех стадиях развития общества и их проявлениях в области политики. Задача политики – укрепление общественной солидарности.

Г. Спенсер об обществе как определенной системе, определенном социальном организме, два типа социально-политических организмов. Отрицание идеи государственного регулирования социально-экономической жизни.

Анархизм. М. Штирнер и его книга “Единственный и его собственность”. П.-Ж. Прудон – принципиальный противник власти и государства. Представление о собственности как краже.

Утопический социализм. А. Сен-Симон, Ш. Фурье и их проекты справедливого общественного устройства. Попытка Р. Оуэна претворить свой проект в жизнь.

 

Тема 13. Марксистская социалистическая идеология

 

Карл Маркс и Фридрих Энгельс – основоположники “научного социализма”, или марксизма. Стремление к научности – характерная черта философии середины XIX века. Проблема “развития социализма от утопии к науке”.

Материалистическое понимание – основа социально-политической теории марксизма. Учение о базисе и надстройке общества. Учение о движущих силах развития общества и смене общественно-экономических формаций. Представление о капитализме как завершении “предыстории” общества. Не только объяснить мир, но преобразовать его – философское и политическое кредо марксизма. [c.68]

Учение о социалистической революции и диктатуре пролетариата. “Манифест Коммунистической партии” и другие работы конца 40-х – 50-х гг. К. Маркс о коренном отличии его теории классов и классовой борьбы от всех предшествующих учений.

Критика К. Марксом и Ф. Энгельсом буржуазной демократии, буржуазного права и идеи правового государства. “Поздний” марксизм о возможности мирного перехода от капитализма к социализму. Соединение марксизма с рабочим движением.

Марксизм как выражение и обобщение западноевропейского опыта.

 

Тема 14. Русская политическая мысль во второй половине XIX в.

 

Политико-правовая концепция либералов-западников. “Охранительный либерализм” (ориентированный на проведение реформ “сверху”) 50-70 гг. XIX века в работах русских юристов К.Д. Кавелина и Б.Н. Чичерина. К.Д. Кавелин как один из основателей государственнической школы в истолковании истории России. Его представления об основе и движущих силах исторического процесса, о свободе личности, о необходимости для России заимствований достижения Запада. Оценка К.Д. Кавелиным личности и реформ Петра I для развития России.

Б.Н. Чичерин как защитник свободы личности “несмотря ни на что” (в оценке В.В. Зеньковского). Концепция гражданской свободы и гражданского общества применительно к России. Приоритет закона перед политической властью. Чичерин о сущности либерализма и его главных направлениях (видах). Суть охранительного вида либерализма в “примирении начала свободы с началом власти и закона”. Пятитомные исследования Б.Н. Чичерина “История политических учений”. Историческое исследование русского права и государства.

“Новый либерализм” в России, сформировавшийся в 90-х г. XIX века (Н.А. Хомяков, П.Б. Струве, П.Н. Милюков, С.А. Франк, П.Н. Новгородцев, Л.И. Петражицкий, Б.А. Кистяковский), о необходимости расширения сферы деятельности государства и о праве каждого требовать от государства минимума социальных благ. Акцент на свободе самореализации человека в обществе. Социальная трактовка проблем равенства. Роль государства в установлении компромисса интересов.

Русские консерваторы. Культурологический консерватизм Н.Я. Данилевского. Исследование Данилевским исторических традиций во имя реализации в будущем идеалов всеславянства. Книга Данилевского “Россия и Европа. Взгляд на культурные и политические отношения Славянского мира к Германо-Романскому” о культурно-исторических типах человеческой цивилизации, об отношениях России и Европы.

К.Н. Леонтьев о византизме и славянстве. Выведение природы русской государственности из византийского и, отчасти, европейского наследия. Византизм как единство сильной государственности и церкви. [c.69]

Государственно-охранительный консерватизм К.П. Победоносцева. Критика идей парламентаризма. Русский утопический социализм (А.И. Герцен, Н.Г. Чернышевский). А.И. Герцен как родоначальник общинного (крестьянского) социализма. Роль крестьянской общины и общинной организации в истории России. Община как зародыш социалистического коллективизма. Н.Г. Чернышевский как создатель “теории улучшения народного быта”.

Революционное народничество (П.Л. Лавров, П.Н. Ткачев). П.Л. Лавров как руководитель журнала “Вперед” о подготовке “переворота, долженствующего осуществить лучшее будущее”. Современное государство и социализм в трактовке Лаврова. Различия между государством и обществом. П.Н. Ткачев о взаимодействии государства и партии. Организованные действия сознательного меньшинства как главный фактор грядущей революции. Программа революционных преобразований Ткачева.

Русский анархизм (М.А. Бакунин, П.А. Кропоткин). М.А. Бакунин как родоначальник коллективистского анархизма. Государство как абсолютное зло, власть как источник эксплуатации и деспотизма. Отношение Бакунина к демократии и всеобщему избирательному праву. Бакунин о необходимости русского бунта. Бунт как творческая страсть. Новый мир как сам собой возникающий вольный братский союз производственных ассоциаций. Отношение Бакунина к “государственному социализму” К. Маркса и Ф. Энгельса. Критика идеи диктатуры пролетариата.

П.А. Кропоткин как теоретик и исследователь истории анархизма. Критика Кропоткиным государственной организации власти за сверхцентрализацию и поддержку эксплуатации обездоленных, за управление в интересах немногих.

 

Раздел IV. Политическая мысль XX века.

 

Тема 15. Разные интерпретации марксизма в Европе и России

 

Интерпретация марксизма К. Каутским и Э. Бернштейном. Европейская социал-демократическая мысль конца XIX – начала XX в.

Г.В. Плеханов как историк политической мысли Европы и России. Его вклад в развитие теории марксизма.

В.И. Ленин: “марксизм не догма, а руководство к действию”. Учение о возможности победы социалистической революции в одной стране. Ленинизм как ответ на вызовы российской действительности. Большевизм как идеология крайнего революционаризма.

“Марксизм-ленинизм” в СССР и других социалистических странах.

 

Тема 16. Академическая политическая мысль Запада

 

М. Вебер о тенденциях роста рациональности в истории и исторических судьбах капитализма. Западный капитализм Нового времени как рационально организованное общество. Теория легитимной власти, три типа легитимного [c.70] господства. Рационально-легальное господство и феномен власти бюрократии в совершенном обществе. Теории политических элит. Классическая макиавеллистская итальянская школа в теории элит (Г. Моска, В. Парето, Р. Михельс). Леворадикальный вариант Р. Миллса и его труд “Властвующая элита”. Современные теории (С. Келлер, Ф. Хантер, Д. Сартори, Ла Валет и др.).

Политические взгляды немецкого юриста и политолога К. Шмитта.

Теория “элитарной демократии” Й. Шумпетера. Шумпетер о необходимости пересмотра классической теории демократии как власти народа и ее соединение с теорией элит.

Чикагская школа политических исследований. Ч. Мерриам о трудностях развития политической науки и путях их преодоления. Вопросы методологии, политической власти и теории демократии.

Политическая психология Г. Лассуэлла. Бихевиористский подход к изучению политической власти. Работа “Политика: кто получает, что, когда и как” о главной задаче политической науки.

Теории авторитаризма и тоталитаризма Х. Арендт, К. Фридриха и Зб. Бжезинского, Л. Шапиро, Р. Арона. Эволюция теории аторитаризма от ультраконсервативного спектра политических взглядов к совершенному взгляду на авторитаризм как средство модернизации общества “сверху”, способному, при известных условиях, к последующей демократизации. Объяснение феномена тоталитаризма и тоталитарного синдрома. Общее и особенное в тоталитарных режимах.

Общая теория конфликтов К. Боулдинга, А. Раппопорта, Д. Энтера. Отношение западной политологии к марксистской теории конфликтов (классовой борьбы). Основные типы конфликтов по А. Раппопорту и Д. Энтеру. Европейская школа в изучении конфликтов: Р. Дарендорф об отличиях европейского и американского структурно-функционального подхода к конфликтам; М. Дюверже и Д. Дойч о конфликте и интеграции (согласии) как фундаментальных понятиях теории политики.

Исследования в области международных отношений и конфликтов. Г. Мор – Гентау и его концепция “национальных интересов”. Классификация национальных интересов. Международная политика как борьба за влияние. Цели политики и типы международного поведения. Элементы мощи наций и государств. Й. Галтунг – основатель Международного института исследований проблем мира.

Системное исследование в политологии: Д. Истон о стремлении превратить политологию в “точную науку” с помощью разработки модели “политической системы”. Модель Г. Алмонда и переход на новый язык описания и анализа политической стороны общественной жизни: от нормативно-иституционального (юридического) к функциональному.

Сравнительные исследования политических систем и культур. Г. Алмонд и С. Верба и их труд “Гражданская культура”. Понятие и типология политической культуры, разработанные Г. Алмондом и С. Вербой. Иные типологии [c.71] политической культуры. Эмпирические исследования в области сравнительного анализа политических систем и культур.

Изучение проблем политической власти в незападном мире. Исследования Г. Алмонда, Д. Коулмена, Д. Эптера, С. Хантингтона, Р. Даля и др.

Исследования феномена идеологии (В. Парето, К. Мангейм, У. Матц). Франкфуртский институт социальных исследований работы Т. Адорно, Г. Маркузе, М. Хоркхаймера, Ж. П. Сартра, Л. Альтюссера, Ю. Хабермаса.

 

Тема 17. Политико-идеологическая мысль Запада

 

Либеральная политическая мысль в XX веке. Демократическое направление в либерализме и упрочение его позиций на рубеже XIX-XX вв. Социальный либерализм и разработка проблем собствености, государственного регулирования частнособственнических отношений. Теория промышленной демократии. Понятие социальной демократии. Дальнейшая эволюция идеологии прав человека от прав “что-то делать” к правам “что-то получать”. Разработка идеи государства как главного действующего лица в экономической и социальной жизни. От теории государства “ночного сторожа” к теории государства “всеобщего благосостояния”. Дискуссии в неолиберализме последних лет о сочетании прав-свобод и социальных прав граждан. Антитоталитарные настроения в обществе и разработка идеи человеческого достоинства либеральной политической мысли XX века. Современная концепция социальной справедливости в либерализме.

Консерватизм и его развитие в XX веке. Реформистский консерватизм и складывание либерально-консервативного консенсуса по поводу основных ценностей в послевоенные годы. Современный неоконсерватизм о необходимости решительных преобразований в буржуазном обществе. Антиэтатизм неоконсерваторов. Тэтчеризм и рейганомика в теории и практической политике.

Идеология фашизма и национал-социализма. Фашизм и национал-социализм как крайне эклектичные системы взглядов. Национал-социализм и биологизация общественных законов, попытка перенести на общество право сильного, царящее в природе. Элитарно-иерархический принцип господства-подчинения. Восхваление войны и поощрение империализма, оправдание территориальных притязаний к другим народам. Вождизм и принцип фюрерства. Теория о непреодолимости неравенства рас и наций и мировом господстве арийской расы, отождествляемой с германской нацией.

Итальянский фашизм о воссоздании великой римской империи. Идея корпоративного государства Б. Муссолини.

Социалистический интернационал: возникновение, этапы развития. Франкфуртская декларация Социнтерна и провозглашение официальной доктрины “Демократического Социализма” в 1951 году. Современный Социнтерн как организация. Последние (1989 и 1998 гг.) международные политические форумы Социнтерна и их идеи. [c.72]

Концепция “социализма с человеческим лицом”. Понятие и идеи “еврокоммунизма”. Распад СССР и крах коммунистической идеологии. Коммунисты и их роль в современных условиях. Поиск новых идей, разработки социалистической альтернативы капиталистическому обществу.

 

Тема 18. Политическая и правовая мысль Русского Зарубежья

 

Образование и историческое значение Русского Зарубежья. Анализ трудов Н.А. Бердяева, И.А. Ильина, П.А. Сорокина. Новое осмысление “русской идеи” и ее значение. Евразийская идея.

 

Тема 19. Политико-идеологическая мысль в незападном мире

 

Социалистические концепции развивающихся стран в 50-80-е годы XX века. Их антиколониалистский смысл. Китай: Сунь Ятсен, Мао Цзэдун, Дэн Сяопин. Индия: М.К. Ганди, Дж. Неру. Арабо-исламская политическая мысль XX в. в поисках путей социального прогресса. Африка: Кваме Нкрума, Леопольд Сентор, концепция “негритюда”. Латинская Америка: “теология освобождения”.

 

Тема 20. Современные политические прогнозы на XXI век

 

Политическая прогностика как катализатор мысли и активности.

Современная футурология на Западе, в России и на Востоке.

Обсуждение работ:

Новая постиндустриальная волна на Западе. Антология. – М., 1999.

Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество: опыт социального прогнозирования. – М., 1999.

Тоффлер О. Сдвиг власти. Знание, богатство и сила на пороге XXI века. – М., 1991.

Фукуяма Ф. Конец истории? // “Вопросы философии”, 1990, №3.

Хантингтон С. Столкновение цивилизаций? // “Политические исследования”, 1994, №1.

Бжезинский Зб. Великая шахматная доска. Господство Америки и его геостратегические императивы. – М., 1999.

Валлерстайн И. Америка и мир: сегодня, вчера и завтра // “Свободная мысль,” 1995, №2, 4.

Зиновьев А. На пути к сверхобществу. – М.,2000.

Подберезкин А., Макаров В. Стратегия для будущего президента России: Русский путь. – М., 2000.

Моисеев Н. С мыслями о будущем России. – М., 1997.

Ориентация – поиск: Восток в теориях и гипотезах. – М., 1992. [c.73]

 

ЛИТЕРАТУРА

 

ОСНОВНАЯ УЧЕБНАЯ ЛИТЕРАТУРА ПО ВСЕМУ КУРСУ

 

Антология мировой политической мысли. В пяти томах. Под ред. Г.Ю. Семигина. – М.: “Мысль”, 1997.

Антология мировой правовой мысли. В пяти томах. Под ред. В.Н. Кудрявцева, Г.Ю. Семигина. – М.: “Мысль”, 1998.

История политических учений. В трех выпусках. Под ред. проф. О.В. Мартышина. – М., 1994, 1996 и 2000.

История политических и правовых учений. Под ред. чл.-корр. РАН, проф. В.С. Нерсесянца. – М., 2000.

История политических и правовых учений. Под ред. проф. О.Э. Лейста. – М., 1999.

Бегунов Ю.К. Мир политической мысли: хрестоматия по политологии. Ч. 4. Русская политическая мысль. – Санкт-Петербург, 1999.

В поисках своего пути: Россия между Европой и Азией. Хрестоматия по истории российской общественной мысли XIX – XX веков / Н.Г. Федоровский. – М., 1997.

Грацианский П.С. Хрестоматия по истории политических учений. Вып. I., М., 1972.

Ирхин Ю.В., Зотов В.Д., Зотова Л.В. Политология. Учебник для студентов юридических вузов. Главы 2-4. – М.: “Юристъ”, 2000.

Исаев И.А., Золотухина Н.М. История политических и правовых учений России. XI-XII века. – М., 1995.

Мухаев Р.Т. Хрестоматия по теории государства и права, политологии, истории политических и правовых учений. – М., 2000.

Новикова Л.И., Сиземская И.Н. Русская философия истории. Курс лекций. – М., 1999.

Пляйс Я.А. От политической мысли к политической науке: Справочник персоналий российской политической мысли и науки с древнейших времен до современности. – М., 1999.

Политическая теория и политическая практика. Словарь-справочник. Под ред. проф. А.А. Миголатьева. – М., 1994.

Политическая энциклопедия. В двух томах. М., 1999.

Политология; Энциклопедический словарь // Ю.И. Аверьянов. – М., 1993.

Покровский В.С. История русской политической мысли. – М., 1951.

Чичерин Б.Н. Политические мыслители древнего и нового мира. – М., 1999.

 

ПЕРВОИСТОЧНИКИ

 

Раздел I. Политическая и правовая мысль в Древнем мире.

 

Аристотель. Политика. Никомахова этика. Соч. в 4-х т. Т. 4. – М., 1984.

Аристотель. Афинская полития. – М., 1936.

Артхашастра или наука политики. – М., 1993.

Законы Ману.М., 1992.

Конфуций. Луньюй. Древнекитайская философия. Собрание текстов в двух томах. Том 1. М., 1972.

Конфуций. Я верю в древность. М., 1995. [c.74]

Конфуций. Уроки мудрости. Сочинения. – М., 1998.

Книга правителя области Шан. М., 1968.

Мыслители Греции. Антология мысли. От мифа к логике: Сочинения. – М., 1998.

Платон. Апология Сократа. Соч. в 4-х т Том 1. – М., 1990.

Платон. Государство. Том 3. М., 1994.

Платон. Политик. Законы. Том 4. М., 1994.

Римские стоики: Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий, – М., 1998.

Упанишады. М., 2000.

Цицерон. Речи. В двух томах. М., 1993.

 

Раздел II. Политические и правовые учения Средневековья, Эпохи Возрождения и Реформации.

 

Августин. О граде Божьем. – М., 2000.

Аль-Фараби. Социально-этические трактаты. Алма-Ата, 1972.

Аквинский Ф. Сумма теологии. // Антология мировой философии. Т. 1., М., 1969.

Библия: Книга Священного писания Ветхого и Нового Завета. – М., 1993.

Данте Алигьери. Монархия. М., 1999.

Иларион. Слово о законе и благодати. // Русская идея. М.,1992.

Ибн Араби. Геммы мудрости. // Смирнов А.В. Великий шейх суффизма. – М., 1993.

Ибн Сина (Авиценна). Книга знания. Избранные философские произведения. – М., 1999.

Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры. М., 1985.

Кальвин Ж. Наставление в христианской вере. Т. 3, книга IV. М., 1999.

Константин Багрянородный. Об управлении империей. М., 1980.

Коран. М., 1990.

Крижанич Ю. Политика. М., 1997.

Лютер М. Избранные произведения. Спб.,1994.

Макиавелли Н. Избранные сочинения. М., 1982, его же Государь. Рассуждения о первой декаде Тита Ливия. Ростов н/Д., 1998.

Максим Грек. Сочинения. В трех частях. Казань, 1859 – 1862.

Нил Сорский. Предание ученикам своим о жительстве скитском. Спб., 1912.

Памятники Византийской литературы IX – XIV веков. М., 1969.

Переписка Ивана Грозного с Андреем Курбским. Л.,1979.

Повести Древней Руси. XI – XII вв. Л., 1983.

Утопический социализм. Хрестоматия. М., 1982.

Хрестоматия по исламу. М., 1994.

Юстиниан. Дигесты. // Хрестоматия по древней истории. В 2 т. Т.2. М., 1936.

 

Раздел III. Политические и правовые учения Нового времени

 

Бакунин М.А. Философия. Социология. Политика. – М., 1989.

Бентам И. Введение в основания нравственности и законодательства. – М., 1998.

Бентам И. Принципы законодательства. – М., 1896.

Берк Э. Размышления о революции во Франции. – М., 1993.

Гегель Г.В.Ф. Философия права. – М., 1990.

Гегель Г.В.Ф. Политические произведения. – М., 1978. [c.75]

Герцен А.И. Сочинения в 9 томах. М., 1958.

Гроций Г. О праве войны и мира. М., 1994.

Гоббс Т. Левиафан. Соч. в 2 т. Т.2. М., 1989.

Данилевский Н.Я. Россия и Европа. М., 1991.

Джефферсон Т. Автобиография. Л., 1990.

Екатерина Вторая. Наказ. Спб., 1907.

Кант И. Вечный мир. Соч. в 6 т. Т.6. – М., 1966.

Констан Б. О свободе у древних. // Полис, 1993, №2.

Конт О. Общий обзор позитивизма. Т. 1-3. – Спб.,1912.

Крижанич Ю. Политика. М., 1965.

Кавелин К.Д. Наш умственный строй. – М., 1989.

Карамзин. Н.М. Записки о древней и новой России в ее политическом и гражданском общениях. – М., 1991.

Кропоткин П.А. Анархия, ее философия, ее идеал. М., 1999.

Кропоткин П.А. Хлеб и воля. Современная наука и анархия. – М., 1990.

Кропоткин П.А. Этика. – М., 1991.

Лавров П.Л. Избранные сочинения на социально-политические темы. В 8 т. – М., 1934.

Леонтьев К.Н. Восток, Россия и славянство. – М., 1996.

Леонтьев К.Н. Цветущая сложность. Избранные статьи. – М., 1994.

Локк Дж. Два трактата о правлении. Соч. в 3 т. Т. 3. – М., 1988.

Маркс К. К критике гегелевской философии права. Введение. // К. Маркс, Ф. Энгельс. Соч., Т.1.

Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология. // К. Маркс, Ф. Энгельс. Соч., Т. 3.

Маркс К., Энгельс Ф. Манифест Коммунистической партии. // К. Маркс, Ф. Энгельс. Соч., Т. 4.

Маркс К. К критике политической экономии // К. Маркс, Ф. Энгельс. Соч., Т. 13.

Милль Дж. Ст. Представительное правление. Спб., 1907.

Милль Дж. Ст. О свободе // Антология западноевропейской классической либеральной мысли. М., 1995.

Монтескье Ш. О духе законов. // Изб. произв. – М., 1956.

Огарев Н.П. Избранные социально-экономические произведения в 2-х томах. М., 1952

Оуэн Р. Избранные сочинения, 1950.

Пестель П.И. Русская правда. // Восстание декабристов. Документы. – М., 1958.

Петражицкий Л.И. Теория права и государства в связи с теорией нравственности. Спб., 2000.

Победоносцев К. П. Великая ложь нашего времени. – М., 1993.

Прокопович. Ф. Правда воли монаршей. – М.-Л., 1961.

Прудон П.Ж. Что такое собственность? Или исследование о принципе права и власти. – М., 1919.

Радищев А.Н. Путешествие из Петербурга в Москву. Изб. произв. – М., 1952.

Руссо Ж.-Ж. Трактаты. – М., 1990.

Сен-Симон А. Избранные сочинения. Т. 1-2. – М., 1948.

Симеон Полоцкий. Жезл правления. Изб. соч. – М., 1953.

Спенсер Г. Личность и государство. //Свободная мысль, 1991, №3.

Спенсер Г. Опыты научные, политические, философские. Минск, 1998.

Сперанский М.М. Проекты и записки. – М.-Л., 1961. [c.76]

Спиноза Б. Трактаты. – М., 1998.

Татищев В. Н. Изб. произв. – Л., 1979.

Ткачев П.Н. Избранные сочинения на социально-политические темы: В 4 т. – М., 1932.

Ткачев П.Н. Сочинения В 2-х томах. – М., 1975.

Токвиль А. Демократия в Америке. – М., 1994.

Федералист. Политические эссе А. Гамильтона, Дж. Мэдисона и Дж. Джея. – М., 1994.

Фурье Ш. Избранные сочинения – М.-Л., 1951.

Хомяков А.С. О старом и новом. – М., 1979; его же Политические письма 1848 года. // Вопросы философии, 1991, №3.

Чаадаев П.Я. Сочинения. – М., 1989.

Чернышевский Н. Г. Полное собрание сочинений. В 15 т. – М., 1950.

Штирнер М. Единственный и его собственность. – Харьков, 1994.

Энгельс Ф. Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии. // К Маркс. Ф. Энгельс. Соч., Т. 21.; его же Принципы коммунизма // К. Маркс. Ф. Энгельс. Соч., Т.4.; его же Происхождение семьи, частной собственности и государства // К Маркс. Ф. Энгельс. Соч., Т. 21.; его же Развитие социализма от утопии к науке // К Маркс. Ф. Энгельс. Соч., Т. 19.

 

Раздел IV. Политическая мысль XX века

 

Адорно Т. Проблемы философии морали. М., 2000.

Арендт Х. Массы и тоталитаризм // Вопросы социологии. М., 1992, Т. 1, №2.

Арон Р. Демократия и тоталитаризм. М., 1993.

Бердяев Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма. – М., 1990; его же Философия неравенства. – М., 1990; его же Философия свободного духа. – М., 1994; его же Царство духа и царство кесаря. – М., 1995.

Бернштейн Э. Возможен ли научный социализм? – М., 1991; его же Проблемы социализма и задачи социал-демократии. – М., 1901.

Вебер М. Избранное. М., 1994.

Виндельбанд В. Избранное. М., 1995.

Ганди М. Моя жизнь. М., 1969.

Ильин И.А. Путь к очевидности. – М., 1993; его же Наши задачи. – М., 1992; его же Родина и мы. – Смоленск, 1995.

Каддафи М. Зеленая книга. Ч. I. Решение проблемы демократии. М., 2000.

Каутский К. Терроризм и коммунизм. Берлин, 1919.

Каутский К. От демократии к государственному рабству. Берлин, 1922.

Лассуэлл Г. Как интегрировать науку, мораль и политику.// Социально-политические науки. 1990, №11.

Ленин В.И. Государство и революция. ПСС. Т. 33; его же Пролетарская революция и ренегат Каутский. ПСС. Т. 35; его же О значении воинствующего материализма. ПСС. Т. 45.

Мангейм К. Диагноз нашего времени. М., 1994.

Мао Цзэ-дун. Избранные произведения. 1951 – 1953. Т. 1-4. М., 1960; его же О демократической диктатуре народа. – М., 1960; его же К вопросу о правильном разрешении противоречий внутри народа. – Пекин, 1957.

Маркузе Т. Одномерный человек. М., 1994.

Миллс Ч. Р. Властвующая элита. М., 1956. [c.77]

Мир России – Евразия. Антология, М., 1995.

Михельс Р. Социология политических партий в условиях демократии. // Диалог. 1990, №5, 9. 1991, №4.

Моска Г. Правящий класс // Социс, 1994, №10.

Неру Дж. Взгляд на всемирную историю. Т. 1-3. М., 1975.

Неру Дж. Открытие Индии. М., 1955.

Нкрума К. Я говорю о свободе. Изложение африканской идеологии. М., 1962.

Поппер К. Открытое общество и его враги. В двух томах. М., 1992.

Русская идея. Антология. М., 1992.

Сорокин П.А. О русской нации. Россия и Америка. – М., 1992; его же Человек. Цивилизация. Общество. – М., 1992.

Столыпин П.А. Нам нужна Великая Россия… М., 1991.

Сун Ят-сен. Избранные произведения. М., 1964.

Франк С.Л. Духовные основы общества. М., 1992.

Хабермас Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие. М., 2000.

Хайек Ф.А. Дорога к рабству. -М., 1992; его же Пагубная самонадеянность: ошибки социализма? – М., 1992.

Чичерин Б.Н. Философия права. Спб., 1998.

Шмитт К. Политическая теология. М., 2000.

Шпенглер О. Закат Европы. В 2-х томах. Т. 2. М., 1998.

Ясперс К. Всемирная история философии: Введение. Спб., 2000.

Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1991.

 

ЛИТЕРАТУРА ПО ВСЕМ ТЕМАМ КУРСА

ПО ПРОБЛЕМАТИКЕ ЗАПАД – РОССИЯ – ВОСТОК

 

1. Литература о западной политической и правовой мысли

 

Андерсон П. Западный марксизм. – М., 1991.

Бадью А. Апостол Павел. Обоснование универсализма. – М.-Спб., 1999.

Баскин Ю.Я. Кант. – М., 1984.

Баталов Э.Я. В мире утопии. – М., 1989.

Боннар А. Греческая цивилизация. Ростов-на-Дону, – 1994.

Грималь П. Цицерон. – М., 1991.

Данэм Б. Герои и еретики. Политическая история западной мысли. – М., 1967.

Дёринг Д. Либерализм: размышления о свободе. – М., 1996.

Донини А. У истоков христианства. От зарождения до Юстиниана. – М., 1979.

Жан Боден – основоположник концепции государственного суверенитета. – М., 1990.

Зотов В.Д. Десять тезисов изучения истории политической и правовой мысли. // Вестник Российского Университета дружбы народов. Серия: политология. – 1999, №1.

Кёпеци Б. Идеология “новых левых”. – М., 1977.

Констан Б. О свободе древних… // Полис, 1993, №2.

Косухин Н.Д. Современные идеологические системы. – М., 1998.

Кузнецов В.Н. Вольтер. – М., 1978.

Культура Византии: вторая половина VII-XII века. – М., 1987. [c.78]

Лабутина Т.Л. У истоков современной демократии. Политическая мысль английского просвещения ( 1689-1714 гг.). – М., 1994.

Лассуэлл Г. Как интегрировать науку, мораль и политику. // Социально-политические науки. 1990, №11.

Лейн Т. Христианские мыслители. – Спб., 1997.

Летова Л.П. Доктринальная панорама XX века: политические идеологии и доктрины современности. – Саратов, 1999.

Медушинский В.О. Антонио Грамши. Учение о гегемонии. – М., 1990.

Мийон-Десаль Ш. Политические идеи XX века. // Пер. с фр. М., 1995.

Мочкин А.П. Парадоксы неоконсерватизма. – М., 1999.

Нарский И.С. Западноевропейская философия в XVII в. – М., 1974.

Немировский А.И. Мифы и легенды Древнего Востока. – М., 1994

Новгородцев. П.И. Сократ и Платон. // Сочинения. – М., 1995.

Новиков А.А. Государство и право в ранневизантийской политической мысли. – СПб., 1997.

Осиновский И.Н. Томас Мор. – М., 1974.

Политико-правовые ценности: история и современность. М., 2000.

Политическая наука: новые направления. // Пер. с англ. М., 1999.

Посконин В.В., Посконина О.В. Т. Парсонс и Н. Луман: два подхода в правопонимании. – Ижевск, 1998.

Рассел Б. Мудрость Запада. – М., 1998.

Революция в церкви? (Теология освобождения). Документы и м-лы. – М., 1990.

Словарь Античности. Пер. с нем. – М., 1989.

Современный либерализм. / Роулз. Джон и др. – М., 1998.

Соловьев Э.Ю. Прошлое толкует нас. М., 1991.

Соловьев Э.Ю. И. Кант: взаимодополнительность морали и права. – М., 1992.

Социально-политическое измерение христианства. М., 1994.

Судьбы гегельянства: философия, религия и политика прощаются с модерном. М., 2000.

Тарнас Р. История западного мышления. М., 1995.

Утченко С.Л. Цицерон и его время. М., 1987.

Утченко С.Л. Политические учения Древнего Рима. М., 1977.

Харц Л. Либеральная традиция в Америке. М., 1993.

Хофстедтер Р. Американская политическая традиция и ее создатели. М., 1992.

Целлер Э. Очерк истории греческой философии. М., 1996.

 

2. Литература о российской политической и правовой мысли.

 

Антонов М.Ф. Проблема русского нравственного идеала в трудах И. В. Киреевского. – Новосибирск, 1990.

Булгаков С.Н. Два града. Исследование о природе общественных идеалов. – СПб. 1997.

Вехи. Интеллигенция в России. Сборники статей 1909-1910 годов. М., 1991.

Гершензон М. О. Чаадаев. – М., 2000.

Гиренок Ф. Патология русского ума (картография дословности). – М., 1998.

Гусев В.А. Консервативная русская политическая мысль. – Тверь, 1997. [c.79]

Евразийство. Опыт систематического изложения. // Пути Евразии. Русская интеллигенция и судьбы России. М., 1992.

Ермашов Д.В. и др. Русская социально-политическая мысль XIX – начала XX века. – М., 1999.

Житие Иосифа Волоцкого. – М., 1865.

Замалеев А.Ф. Восточнославянские мыслители. Эпоха Средневековья. – Спб., 1998.

Зимин А.А. Пересветов и его современники. – М., 1958.

Зотов В.Д. Императрица Екатерина II и ее “Наказ”. // “Вестник Российского Ун-та дружбы народов. Серия “Политология”. – М., 2000, №2.

Зотов В.Д. “Евразийская идея”: политические аспекты в прошлом и настоящем. // “Социально-гуманитарные знания”. – М., 2000, №5.

Ивахненко Е.Н. Россия на порогах: идейные конфронтации и пороги в течениях русской религиозно-философской и политической мысли (XI – нач. XX в.). – Спб., 1999.

Кириллова Е.А. Очерки радикализма в России XIX века. Философские концепции 40 – 60-х годов. – Новосибирск, 1991.

Кистяковский Б. А. Философия и социология права. – Спб., 1998.

Клибанов А.И. Духовная культура Средневековой Руси. – М., 1996.

Лаппо-Данилевский А. С. История русской общественной мысли и культуры XVII – XVIII вв. – М., 1990.

Малинин В.А. История русского утопического социализма. Вторая половина XIX – начала XX века. – М., 1991.

Менделеев Д.И. Заветные мысли. – М., 1995.

Назарбаев Н.А. Евразийский союз: идеи, практика, перспективы. 1994-1997. – М., 1998.

Новгородцев П.И. Ввеление в философию права. – М., 1996.

Новгородцев П.И. Сочинения. – М., 1995.

Новгородцев П.И. Историческая школа юристов. – Спб., 1999.

Осипов Г.В. Россия: национальная идея, социальные интересы и приоритеты. – М., 1998.

Основные направления политической мысли России в XIX -XX вв. – М., 1999.

Российская цивилизация: этнокультурные и духовные аспекты. – М., 1998.

Русская идея и современность. / Под ред. Е.С. Троицкого. – М., 1992.

Русская мысль в веке Просвещения / Сост. Н.Ф. Уткина. – М., 1991.

Савицкий П. Континент Евразия. – М., 1997.

Солоневич И.Л. Народная монархия. – М., 1991.

Тихомиров Л.А. Монархическая государственность. – Спб., 1992.

Тихомиров Л.А. Христианство и политика. – М., 1999.

Толстой Л.Н. Царство Божие внутри нас. Не убий. // Изб. философские произведения. – М., 1992.

Троицкий Е.С. Возрождение Русской идеи. – М., 1991.

Трубецкой Н.С. Исход к Востоку. Статьи. // Пути Евразии. М., 1992.

Федотов Г.П. Святые Древней Руси. – М., 1990.

Федотов Г.П. Сумерки отечества. Избранные статьи. – М., 1991.

Цимбаев М.С. Славянофильство. Из истории русской общественно-политической мысли XIXвека. – М., 1986.

Ященко А.С. Философия права Владимира Соловьева: теория федерализма. Опыт синтетической теории права и государства. – Спб. 1999. [c.80]

 

3. Литература о восточной политической и правовой мысли.

 

Алексеева Л.А. Идейно-теоретические взгляды Франца Фанона. – М., 1979.

Аль Алим Махмуд Амин. Идейные бои. – М., 1972.

Бартольд В. Ислам и культура мусульманства. – М., 1992.

Бонгард-Левин Г.М., Герасимов А.В. Мудрецы и философы Древней Индии. – М., 1975.

Борх Л.Н. Общественная мысль Китая и социализм (начало XX века). – М., 1984.

Быков Ф.С. Зарождение политической и философской мысли в Китае. – М., 1966.

Васильев Л.С. Проблемы генезиса китайской мысли. Формирование основ мировоззрения и менталитета. – М., 1989.

Вафа А. Х., Литман А.Д. Философские взгляды Джавахарлалу Неру. – М., 1987.

Галаганова С.Г., Ушков А.М. Традиции политических учений Востока. Ч. 1. М., 1994.; Ч. 2-3. М., 1995.

Григорян С.Н. Средневековая философия народов Ближнего и Среднего Востока. М., 1966.

Грюнэбаум Г.Э. фон. Классический ислам. – М., 1988.

Грюнэбаум Г.Э. фон. Основные черты арабо-мусульманской культуры. – М., 1981.

Деятели национально-освободительного движения. Политические портреты. Вып. II. // Под ред. А.А. Искандерова. – М., 1992.

Ерасов Б.С. Культура, религия и цивилизация на Востоке. – М., 1990.

Игнатенко А.А. В поисках счастья. Общественно-политические воззрения арабо-исламских философов Средневековья. – М., 1989.

Идеологические течения современной Индии. – М., 1965.

Илларионов Н.С. Идеологияи общественный прогресс в странах тропической Африки. – М., 1978.

Ирхин Ю.В. Политическая мудрость Древнего Востока. “Вестник Российского Ун-та дружбы народов. Серия “Политология”, 2000, №2.

Ислам и мусульмане в России. Сборник статей. М., 1999.

Касымжанов А.Х. Абу Наср аль-Фараби. – М., 1982.

Кинг М.Л. Паломничество к ненасилию. // Этическая мысль, 1991. М., 1992.

Кирабаев Н.С. Социальная философия мусульманского Востока (эпоха Средневековья). – М., 1987.

Конфуцианство в Китае. Проблемы теории и практики. -М., 1987.

Крымов А.Г. Общественная мысль и идеологическая борьба в Китае 1900-1917 гг. – М., 1972.

Левин З.И. Общественная мысль на Востоке в постколониальный период. – М., 1999.

Лапина З.Г. Учение об управлении государством в средневековом Китае. – М., 1985.

Ляховская Н.Д. Леопольд Седар Сенгор. – М., 1995.

Малашенко А.В. В поисках альтернативы (арабские концепции путей развития). – М., 1981.

Мартышин О.В. Политические взгляды М.К. Ганди. – М., 1970.

Мартышин О.В. Политические взгляды Д. Неру. – М., 1981.

Мартышин О.В. Социализм и национализм в Африке. Очерки развития новейшей общественно-политиской мысли в странах Африки. – М., 1972.

Мец А. Мусульманский Ренессанс. – М., 1996.

Микульский Д. Актуальные проблемы современной мусульманской общественной мысли. Арабские страны. – М., 1990. [c.81]

Михайлова Ю.Д. Общественно-политическая мысль Японии 60 – 80-е гг. XIX в. – М. 1991.

Назарбаев Н.А. Евразийский союз: идеи, практика, перспективы. – М., 1997.

Общественная мысль развивающихся стран. – М., 1988.

Общественные движения и их идеология в добуржуазных обществах Азии. Сб. статей // Г.Ф. Ким. – М., 1988.

Открытие Индии: философские и эстетические воззрения в Индии XX века. – М., 1987.

Переломов Л.С. Конфуций: жизнь, учение, судьба. – М., 1991.

Переломов Л.С. Конфуцианство и легизм в политической истории Китая. – М., 1987.

Пименов А. В. Возвращение к дхарме. – М., 1998.

Полонская Л. Р., Вафа А. Х. Восток: идеи и идеологи. – М., 1982.

Принципы ненасилия. Классическое наследие. / Отв. ред. В. М. Иванов. – М., 1991.

Попов П. С. Китайский философ Мэн-Цзы. – М., 1998.

Сагадеев А.В. Ибн-Рушд (Аверроэс). – М., 1973.

Сагадеев А.В. Ибн Сина. – М., 1986.

Сах Сварнкар. Философские истоки и концепции ненасилия в древних культурах Индии и Китая. – М., 1994.

Семененко И.И. Афоризмы Конфуция. – М., 1998.

Современные мусульманские концепции социального прогресса. // Проблемы мира и социального прогресса в современной философии. М., 1983.

Социальное учение исламского возрождения. / Отв. ред. И.М. Смилянская. – М., 1990.

Социально-политические представления в исламе. – История и современность. / Отв. ред. И. М. Смелянская. – М., 1987.

Социально-утопические идеи Средней Азии. Ташкент, 1983.

Томпсон М. Восточная философия. – М., 2000.

Ушков А.М. Утопическая мысль в странах Востока: традиции и современность. – М., 1982.

Хорос В.Г. Идейные течения народнического типа в развивающихся странах. – М., 1980.

Эволюция восточных обществ: синтез традиционного и современного. – М., 1984.

 

4. Сравнение цивилизаций, культур, политической и правовой мысли Запада – России – Востока

 

Василенко И.А. Политические процессы на рубеже культур. – М., 1998.

Величко А.М. Государственные идеалы России и Запада. Параллели правовых культур. – Спб., 1999.

Византия. Средиземноморье. Славянский мир. – М., 1991.

Восток – Запад. Исследования. Переводы. Публикации. – М., 1988.

Всемирные писания: сравнительная антология священных текстов. – М., 1995.

Галаганова С.Г. , Ушков А.М., Фролова М.А. Сравнительная политология: Запад – Восток – России. – М., 1995.

Данилевский Н. Я. Россия и Европа. – М., 1991.

Доган М., Пеласси Д. Сравнительная политическая социология. – М., 1994.

Ерыгин А.М. Восток – Запад – Россия (становление цивилизационного подхода в исторических исследованиях). – Ростов-на-Дону., 1993.

Журавский А.В. Христианство и ислам. Социокультурные проблемы диалога. – М., 1990. [c.82]

Зотов В.Д. Исторический материализм. О проблемах единства и многообразия общественного развития Запада и Востока. – М., 1985.

Зубов А.Б., Салмин А.М., Тайван Л.Л. Есть ли будущее у политологии Востока? // Ретроспективная и сравнительная политология. – М., 1991, Вып. 1.

Запад – Восток. Исследования. Переводы. Публикации. – М., 1988.

Иоанн (Экономцев), игумен. Православие. Византия. Россия. – М., 1992.

Ионайтис О.Б. Русская средневековая философия и византийские традиции. Екатеринбург, 1999.

История философии: Запад – Россия – Восток. Кн. I. – М., 2000.

Конрад Н.И. Запад и Восток. Сб. статей. 2-е изд. – М., 1972.

Масарик Т.Г. Россия и Европа. – Спб., 2000.

Моисеев Н. Палитра цивилизаций: разнообразие и единство. // Человек, 1992, №3.

Нидам Дж. Общество и наука на Востоке и на Западе. // Наукао науке. М., 1996.

Панарин А.С. О мире политики на Востоке и на Западе. – М., 1999.

Россия и Запад: взаимодействие культур (материалы “круглого стола”). // “Вопросы философии”, 1992, №6.

Сравнительное изучение цивилизаций: хрестоматия. – М., 1999.

Тойнби А.Дж. Постижение истории. – М., 1992.

Чичуров И.С. Политическая идеология средневековья: Византия и Русь. – М., 1990.

Эйзенштадт Ш. Революция и преобразование обществ. Сравнительное изучение цивилизаций. – М., 1999.

 

5. Литература на иностранных языках

 

Aristotle, Kant and the Stoics. Ed. by S. Engstrom, J. Whiting. – New York, 1998.

Augustine: The City of God against the Pagans. Ed. by R. Dyson, Cambridge, 1998.

Abdel Mohny Said. Arab Socialism. London, 1972.

African Socialism. Stanford. California, 1964.

The Blackwell Encyclopaedia of Political Thought. N.Y. 1987/

The Blackwell Dictionary of Twentieth – Century Social Thought. Ed. W. Guthwaite, T. Bottmore. The Blackwell Publishers. U.K., Oxford, 2000.

Brockway F. African Socialism. London,1964.

Contemporary Political Ideologies. New York, 1961.

Cox I. Socialist Ideas in Africa. London, 1966.

Gandhi`s Dilemma. Nonviolent Principles and Nationalist Power. / M. Steger. Blackwell Publishers, 2000.

Garaudy R. Pour un dialogue des civilisations. L’Occident est un accident. Paris, 1977.

George Washington and American Constitutionalism // Glen A. Helps. Univ. Press of Kansas, 1994.

Held D. Political Theory and The Modern State. Stanford (Cal.) University Press, 1989.

A History of Medieval Political Thought. Ed. by Joseph Canning, Routledge, 1996.

A History of Political Thought. From Ancient Greece to Early Christianity. Ed. by J. Coleman, Blackwell Publishers, 2000.

A History of Political Thought. From the Middle Ages to the Renaissance. Ed. by J. Coleman, Blackwell Publishers, 2000.

A History of Western Political Thought. Ed. by I. McClelland, Routledge, 1998.

The Idea of Colonialism. New York, 1958.

The Ideologies of the Developing Nations. New York – London, 1963. [c.83]

Individualism in Modern Thought. From Adam Smith to Hayek. / L. Infantino. Routledge, 1998.

Kohn H. The Age of Nationalism. New York, 1952.

Modern Islamic Political Thought / H. Enayat, Oxford, 1982.

100 key Documents in American Democracy. Ed. by P.B.Levy. – GPG, L., 1999.

Pappas N. GuideBook to Plato and the Republic, Routledge, 1995.

Ranasinghe N. The Soul of Socrates. Cornel Univ. Press, 1999.

The Routledge Dictionary of Twentieth-Century Political Thinkers. Ed. by Robert Benewick. Routledge, London, 1997.

Senghor L. S. On African Socialism. New York – London, 1964

Senghor L. S. Neritude et humanisme. Paris,1964.

Senghor L. S. Pour une relecture africaine de Marx et d’Engels. Dakar – Abidjan, 1976.

Sumpurnanand. Indian Socialism. Bombay, 1961.

Tarrant H. Plotonic Ethics, Old and New. Cornel Univ. Press, 1999.

Toynbee A. J. Ikeda D. The Toynbee – Ikeda Dialogue. Man Himself must choose. Tokyo – New York, 1976.

Twentieth Century Political Theory. A Reader. / S. Bronner, Routledge, 1997.

Young C. Ideology and Development in Africa. New Heaven and London, 1982.

 

РЕКОМЕНДАЦИИ К НАПИСАНИЮ РЕФЕРАТА, КУРСОВОЙ И ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ

 

1. Согласно учебному плану по истории политических учений, каждый студент-политолог должен написать реферат в третьем семестре и курсовую работу в четвертом семестре. При окончании бакалавриата можно взять тему дипломной работы по истории политических и правовых учений.

2. Объем реферата 20-25 страниц печатного текста (через 1,5 интервала); объем курсовой работы – 35-50 страниц, дипломной работы – 60-80 страниц.

3. И реферат, и курсовая работа, а тем более дипломная, – это ваши первые, пусть небольшие, научные исследования. Поэтому сразу же надо взять за правило грамотно оформлять свою работу:

– а) на титульном листе должны быть обозначены название университета, факультета, кафедры.

– б) тема работы; фамилия, имя отчество студента; фамилия, имя, отчество научного руководителя, его ученая степень и звание; год написания работы.

4. Работа должна иметь план (введение, название глав и параграфов, заключение, выводы) и список использованной литературы. Сноски на литературу в тексте работы следует давать как постранично (внизу страницы), так и общий список использованной литературы в конце работы. При ссылке следует указывать: фамилию и инициалы автора, название работы, место и год издания, страницу.

5. Темой реферата, курсовой и дипломной работы может быть выбран любой вопрос изложенного выше содержания курса. Может быть выбрана тема, которая не указана в содержании курса, но имеет отношение к истории политических и правовых учений и представляет для Вас интерес.

Тему работы желательно заранее согласовать с преподавателем. [c.84]

 

предыдущая

 

следующая
 
содержание
 

Сайт создан в системе uCoz