Библиотека Михаила Грачева

предыдущая

 

следующая
 
содержание
 

Ушков А.М.

Сравнительная политология: Запад – Россия – Восток

 

Авторские программы учебных курсов по политологии. /

Под общ. ред. проф. Ирхина Ю.В. – М.: МАКС Пресс, 2001. С. 85–109.

 

Красным шрифтом в квадратных скобках обозначается конец текста на соответствующей странице печатного оригинала указанного издания

 

Программа курса “Сравнительная политология: Запад – Россия – Восток” составлена в соответствии с государственным стандартом высшего профессионального образования. В ней содержится информация о требованиях, предъявляемых к изучению курса, представлены тематика и развернутое содержание всех его тем, списки рекомендуемой литературы.

Программа ориентирует преподавателей и студентов на изучение основных понятий и проблем сравнительной политологии в обществах Запада, России и Востока.

Программа рассчитана на бакалавров (специалистов) факультетов и отделений политологии, может быть использована студентами гуманитарных и социальных факультетов Университетов.

 

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА

“СРАВНИТЕЛЬНАЯ ПОЛИТОЛОГИЯ: ЗАПАД – РОССИЯ – ВОСТОК”

 

Раздел 1

Запад: особенности становления н развития политической культуры

 

Тема 1. Введение в сравнительную политологи.

Тема 2. Политическая культура Запада: доминанты развития.

Тема 3. Становление западной политической традиции.

Тема 4. Христианские корни политической культуры Запада.

Тема 5. Политические идеалы буржуазных революций.

Тема 6. Западная демократия: реалии XX века.

Тема 7. Современная футурология о будущем западной цивилизации.

 

Раздел 2

Восток: политические идеи и политическая практика

 

Тема 8. У истоков политической культуры и государственности стран Востока.

Тема 9. Доктринальные основы политической культуры Востока: конфуцианство, буддизм, ислам.

Тема 10. Вызов Запада и ответ колониального Востока. Японский опыт модернизации. [c.85]

Тема 11. Политология развития стран Востока: идейно-политическое обоснование антиколониальной борьбы

Тема 12. Политология развития стран Востока: борьба двух миров за “третий мир”

Тема 13. Место и роль Востока в глобальных политических прогнозах и проектах.

 

Раздел 3

Россия: цивилизация и политическая культура

 

Тема 14. У истоков русской цивилизации.

Тема 15. Православие как духовно-нравственная основа русской культуры и русской цивилизации. Проблема власти в памятниках русской политической культуры древности и средневековья.

Тема 16. Православная монархическая государственность в России: теоретическое обоснование и политическая практика.

Тема 17. Западная политическая традиция в России.

Тема 18. Общественно-политические идеалы славянофильства.

Тема 19. Цивилизационная специфика советского периода.

Тема 20. Особенности современной российской государственности.

Тема 21. Проблема ненасилия в политической теории и практике ХХ века.

 

ПРОГРАММА КУРСА

“СРАВНИТЕЛЬНАЯ ПОЛИТОЛОГИЯ: ЗАПАД – РОССИЯ – ВОСТОК”

 

Раздел 1. Запад: особенности становления и развития политической культуры

 

Тема 1. Введение в сравнительную политологию

 

Сравнительная политология. Понятие компаративистики в современной политической науке. Сравнительный метод исследования. Западная парадигма: цивилизационно-культурологический (О. Шпенглер, А. Тойнби, Н.Я. Данилевский, П. Сорокин), формационный (К. Маркс), мир-системный (И. Валлерстайн, Ф. Бродель), богословский (теологический) подходы к исследованию исторического процесса. Понятие формации, цивилизации, культуры.

Политическая культура. Сравнительный анализ политических культур в цивилизациях различного типа: западно– и восточно-христианской, китайско-конфуцианской, индо-буддийской, арабо-мусульманской. Критерии сравнения.

 

Тема 2. Политическая культура Запада: доминанты развития

 

“Европейская”, “христианская”, “западная” цивилизации. Антропоцентризм, инновация, полицентризм власти как особенности развития западной цивилизации. “Полисный генотип” западной цивилизации. “Европеизм” как [c.86] политическая философия Запада. Христианские корни западной цивилизации. Роль христианской (западной) церкви в становлении европейской политической традиции. Понятие “аджорнаменто” в католицизме. Протестантский фактор в политической культуре Запада. Реализация инновационной парадигмы и оформление политического идеала “западной модели развития”. “Второй круг” полисного генотипа.

 

Тема 3. Становление западной политической традиции

 

Древняя Греция и Древний Рим: особенности языческого восприятия политических явлений. Полисная организация как типично греческая, высшая форма государственного бытия. Особенности античного способа производства. Полис как единство политической структуры и гражданского общества. Строение полиса: хора – подвластная сельскохозяйственная территория, комы – первичные ячейки экономики полиса (деревни), идеологический центр с соответствующим архитектурным ансамблем (агорой, театром, гимназией, административными зданиями, главной улицей, пересекающей город от агоры до ворот). Формы полисного правления: тирания, олигархия, тимократия, демократия; их особенности. Общее в полисной системе: а) органы власти (народное собрание, совет, магистраты, народный суд, союзы старших и младших мужчин); б) совпадение политического коллектива полиса с коллективом земельных собственников; в) гражданство полиса (система гражданских прав); связь между гражданином и государством; г) совпадение политической и военной организации; д) небольшие размеры гражданского населения и территории. Кризис полисной системы и его причины. Поиски выхода из кризиса в теории и на практике. Платон, Аристотель. Концепция панэллинизма. Особенности Римской республики. Система управления. Империй. Роль Сената. Полибиева система управления. Римское право. Эдикт Каракаллы. Язычество в политической культуре современного мира.

 

Тема 4. Христианские корни политической культуры Запада

 

Христианство как “код” для обозначения преемственности в истории Старого и Нового Света и единства форм западной цивилизации. У истоков Европы: столкновение римского и варварского миров, “великое переселение народов”, изменение этнографического состава европейских народов. 476-й год – политический рубеж средневековой Европы. Становление новых экономических отношений и оформление новой сословно-корпоратавной структуры. Христианизация Римской империи как основа создания новой Европы. Причины быстрого процесса евангелизации варварских народов. Разделение сфер политики и религии: государство и церковь, власть светская и духовная, “доктрина двух мечей”. Политическая теология. Августам Блаженный “О Граде Божьем”: разграничение морально-религиозной и политической сфер, функций церкви и государства. Теологический раскол христианства на Западную и [c.87] Восточную церкви (католицизм и православие). Социальная доктрина (“поучение”) католической церкви. Достижение временной земной цели – “человеческого общества”. Секуляризация и ее влияние на становление политической культуры Запада. Секуляризация основных институтов европейской жизни: от епископального города – к городской коммуне, от монастыря – к университету, от крестовых походов – к миссионерству и паломничеству. Секуляризация и ее роль в возникновении идей технократизма, атеизма, социализма. Реформация: идеал деятельной веры (“оправдание верой”), деятельного человека и деятельного отношения к божественному творению –природе. Протестантизм и политика. Особый смысл понятия “Европа” в западном христианском мировоззрении. Геоцентризм и евроцентризм христианина-европейца. Современная доктрина европеизма. Христианская (западная) церковь как объединяющее начало западного мира “сверху”, ее роль в создании транснациональной структуры. Христианская вера (католицизм) как объединяющее начало западного мир “снизу” и ее роль в формировании “общего сознания”. Экуменизм и политика.

 

Тема 5. Политические идеалы буржуазных революций

 

Буржуазные революции XVII в. Политическая программа английской революции. Роялисты, индепенденты, левеллеры, диггеры. Американская борьба за независимость (1775–1783). Радикальное и умеренное крыло американской революции. Великая французская революция (1789–1794). Конституционалисты, жирондисты, якобинцы. Становление нового экономического уклада, зарождение третьего сословия, формирование новых государственных структур и их политико-правовое оформление. Либеральная тенденция в политической теории и практике XVII–XVIII вв.: идея естественных прав человека, общественного договора, теория разделения властей. Декларация независимости США (4 июля 1776 г.), Конституция США (1787), Билль о правах человека (1789), Декларация прав человека и гражданина (Франция, 26 августа 1789 г.) как воплощение либеральных принципов. Эгалитаризм в политике. Политический радикализм (идеология якобинцев). Контрреволюция и консерватизм. От буржуазных революций XVII-XVIII вв. к расцвету парламентаризма и либерального мировоззрения в XIX в. Либерально-республиканская и консервативно-монархическая традиции в политической культуре современного западного общества. Либерально-консервативный консенсус XX в.

 

Тема 6. Западная демократия: реалии XX века

 

Демократий как обязательный компонент политической культуры Запада. Что включает в себя понятие “западная демократия”? Критика классической теории демократии Нового времени современной западной политологией: смена парадигмы “от идеи к действительности” парадигмой “от действительности к [c.88] теории”. Влияние теоретических поисков на политический процесс. Принцип либеральной демократии И.Шумпетера: “Индивиды борются за власть, народ голосует”. Плюралистическая теория демократии: политический процесс как взаимодействие групп и групповых интересов. Дж. Мэдисон о сочетании принципа демократии с принципами индивидуализма и либерализма. Концепция группового участия в политике (теория заинтересованных групп) А. Бентли. Элитарная теория демократии: политический процесс как борьба различных групп и интересов. Элита и массы. Демократия участия (партисипаторная теория демократии): создание политической системы, сочетающей принципы прямой и представительной демократии. Становление политических институтов западной демократии. Национальные и наднациональные (транснациональные) политические институты. Специфика внешнеполитической деятельности государств и других политических институтов. Международные политические и неполитические организации и движения. Формы международных связей. Демократический идеал западного общества в мировой политике (приоритет общечеловеческих ценностей в выборе путей решения глобальных проблем человечества) и реалии современных международных отношений.

 

Тема 7. Современная футурология о будущем западной цивилизации

 

Контуры будущего: предвидение, прогнозирование, футурология. Идея общественного прогресса и ее альтернативы. Глобальные проблемы современности. Глобальное моделирование. Деятельность Римского клуба. Теорема Томаса. “Модели мира” М. Медоуза. “Человечество у поворотного пункта”. Финалистские концепции катастрофизма. От “футуршока” к “третьей волне” А. Тоффлера. “Мегатренды” Дж. Нейсбита. Экогуманизм: “зеленая альтернатива”. Социальная утопия и антиутопия. Христианские футурологические концепции. Экуменизм. Политическая футурология. Глобальные субъекты на мировой арене. “Имперский глобализм”: национальные интересы и интересы человечества. “Либеральная модель” мирового развития. XXI век: “путь к рабству” или “конец истории”.

 

Раздел 2. Восток: политические идеи и политическая практика

(традиции и современность)

 

Тема 8. У истоков политической культуры и государственности стран Востока

 

Запад есть Запад, Восток есть Восток? Цивилизации (по А. Тойнби), их взаимодействие. Общечеловеческие ценности и цивилизация. Диалог культур или навязывание верований. Восток глазами Запада. Марксова концепция “азиатского” способа производства. Азиатская община. Платоновское идеальное государство в восточно-западных сопоставлениях. Вертикальная социальная мобильность в сословно-кастовом обществе. “Цивилизованное варварство” [c.89] Запада. Востокоцентризм как ответ на вызов Запада. Восточный менталитет. Восточные деспотии и современные демократии. Ассоциации и общины. Функции деспотического государства. Феномен власти-собственности. Перераспределительная функция патерналистского государства. Сильное местное самоуправление – слабость деспотии. Гипотеза К.Виттфогеля. Восточная деспотия и тоталитаризм.

 

Тема 9. Доктринальные основы политической культуры Востока:

конфуцианство, буддизм, ислам

 

Политическая культура Китая. Путь политика. Принципы управления. Образцовый чиновник. Критики и последователи Учителя. Принцип равных возможностей. Школа логистов-законников и Шан Ян. Сближение конфуцианства и легизма. Доминанты политической культуры. Китайская мир-империя. Индо-буддйская политическая культура. Буддизм и власть. Образцовый правитель. Буддийский мессианизм. Компоненты политической традиции. Буддийский культурный ареал. Мухаммад, Коран и халифат. Идеал “добродетельного города”. Халифат и халифы. “Консультативная демократия”. Имамат и имамы. Исламский мессианизм. Книжники-улемы. Принципы социальной политики. Независимый суд. Цель и средства. Джихад – борьба за веру.

 

Тема 10. Вызов Запада и ответ колониального Востока. Японский опыт модернизации

 

Арии в Древней Индии. Империя Александра. Крестовые походы. Кочевая империя монголов. “Желтый крестовый поход” и крестоносцы. Ранний колониализм. Смена мир-империи мир-экономикой в Европе. Реакция Востока на вызов Запада. Колонии и полуколонии. “Передовая” Европа и “отсталая” Азия. Первичная и вторичная модели буржуазного развития. Вторичная модель и Япония. Революция (обновление, реформы, реставрация) Мэйдзи. Японский “третий путь”, уникальность опыта модернизации.

 

Тема 11. Политология развития стран Востока: идейно-политическое обоснование антиколониальной борьбы

 

Первая в Азии республика и Сунь Ятсен. Ненасилие сильных. Популизм на Востоке. Деклонизация, модернизация (европеизация), политология развития с точки зрения Востока и Запада. Право освободившихся стран. Япония: политическая стабильность и социально-экономическая динамика. Конфуцианский “обыкновенный капитализм”.

 

Тема 12. Политология развития стран Востока: борьба двух миров за “третий мир”

 

“Простые” решения. Мао и маоизм. Постмаоистский Китай. Пол Пот и полпотовщина. Первая социалистическая монархия. Третичная модель: страны Востока. Независимость и модификации третичной модели. Симбиозная [c.90] авторитарная государственность. Парламентский авторитаризм. Дж. Неру: идея неприсоединения. Доминантно-партийная система. “Контролируемая демократия”. Халифы и имамы. Абсолютистско-бонапартистские режимы. Исламский фундаментализм и аятолла Хомейни. Абсолютистско-колониальные режимы. Джамахирия и “третья мировая теория”. Режим “тиранозавров”. Реальности и мифы “третьего мира”.

 

Тема 13. Место и роль Востока в глобальных политических прогнозах и проектах

 

Политика и утопия: искусство возможного и “невозможного”. Д. Икэда: “Японцы доказали...”. Социальные утопии и антиутопии стран Востока. Марксизм, тоталитаризм и утопизм в “третьем мире”. Новое поле деятельности для ООН. Судьбы Востока в политологических прогнозах Запада. Новые предупреждения Римского клуба. Мегатенденции 2000 года. Будущее АТР. Восток в век национализма. Эпоха риска и Восток. Возможные грядущие геополитические перемены. Судьбы национальных суверенитетов и государственных границ. Япония и Россия в XXI в. Китайские футурологи о мировых процессах. Порядок и демократия: Восток в процессе выбора. Перспектива диалога политических культур Востока и Запада. Рождение новых универсальных политических ценностей в процессе межцивилизационных, этнокультурных связей.

 

Раздел 3. Россия: цивилизация и политическая культура

 

Тема 14. У истоков русской цивилизации

 

Язычество Древней Руси: космологические и космогонические представления. Духовные основы славянского язычества. Особенности религиозного культа и обрядности древних славян. Язычество в народном сознании, культуре и быту: прошлое и настоящее. Русская историография о происхождении российской государственности (Новгородская летопись Иоакима-Епископа, Киевская летопись Нестора, работы русских историков XVIII – XIX вв.). Норманская теория и ее последствия в истории Отечества.

 

Тема 15. Православие как духовно-нравственная основа русской культуры и русской цивилизации. Проблема власти в памятниках русской политической культуры древности и средневековья

 

Сущность православного вероисповедания. Православный идеал. “Невидимая брань”: аксиомы личного религиозного опыта. Русская православная мистика. Иночество и психология духовного подвижничества. “Учительство” в индо-буддийской духовной традиции и “старчество” в православии. Русская православная церковь: прошлое и настоящее. Православная вера, мораль, психология в основе русского политического сознания. “Слово о законе и [c.91] благодати” киевского митрополита Илариона – первое письменное пастырское поучение на политические темы. Общественно-политические идеи в “Повесть временных лет” преп. Нестора-летописца. “Русская правда” Ярослава Мудрого – первый свод законов Древней Руси. Проблема “закона” и “благодати” в современной политической культуре. Религиозные основы русской великодержавности. Эволюция русского национального идеала: от приоритета православия – к приоритету самодержавия. Религиозный характер русского патриотизма: трансформация веры в патриотическое чувство.

 

Тема 16. Православная монархическая государственность в России:

теоретическое обоснование и политическая практика

 

Сущность православного политического идеала. Православная монархия как мистически понимаемая форма государственной власти. Учение о православном самодержавии как составная часть катехизиса. Условия существования православного царства. Смысл и содержание царского служения (миссия “удерживания”). Царское служение как особый вид церковного послушания. Таинство помазания на царство. Принципы взаимоотношений между светской и духовной властью в условиях православного самодержавия.

Самодержавие и самоуправление: институт земских соборов как система сословно-поземельного (профессионально-территориального) народного представительства. Разработка теории русской православной монархической государственности в трудах К. Леонтьева, К. Победоносцева, Л. Тихомирова, И. Солоневича, И. Ильина, Д. Хомякова. Богословское обоснование самодержавной власти в трудах митр. Филарета (Дроздова), архим. Константина (Зайцева), прот. Иоанна Вострогова, А. Карташева, М. Зазыкина, К. Пасхалова, Н. Кусакова, С.Шарапова, Ф. Булацеля, А. Соболевского.

 

Тема 17. Западная политическая традиция в России

 

Социально-политическое содержание средневековых ересей Ересь жидовствующих – попытка ветхозаветной переориентации русского Просвещения. Российское масонство: политические идеи и идеалы. Западноевропейская доктрина “естественного права” и политическая философия русского конституционализма. В поисках правового идеала: разработка вопросов о природе “естественного права” в русле метафизического, социологического и психологического направлений русской юридической науки. Концепция “правовой государственности” как теоретическое обоснование антимонархической борьбы в России. Политический мир русского западничества. Современные разновидности западнической идеологии. Коммунитарная идея в русском политическом сознании: от средневековых еретических утопий – к “христианскому социализму”. Нравственные и политические идеи народничества. Революционно-демократическое просветительство как явление российской политической культуры. Теория русского анархизма. Марксизм на российской почве. Социалистическая (коммунистическая) идея в политическом сознании современной России. [c.92]

 

Тема 18. Общественно-политические идеалы славянофильства

 

Славянофильство как явление русской культуры XIX в.: первая исторически сложившаяся форма консерватизма. Антиномии славянофильской теории: работы И.В. Киреевского, К.С. и И.С. Аксаковых, А.С. Хомякова, Ю.Ф. Самарина. Попытка возрождения духовных основ русского бытия. Историография А.С. Хомякова (“Записки о всемирной истории”, “Семирамида”). Славянофильское прочтение всемирной политической истории. Проблема русского национального идеала в трудах И.В. Киреевского. От философии культуры – к политической философии: трансформация идеологии и практики славянофильства после 1848 года. Славянофилы об основаниях и сущности государства. Проблема взаимоотношений между общиной (“землей”) и государством в работах К.С. Аксакова. Политическая публицистика А.С. Хомякова. Источники славянофильского эгалитаризма: репизигозно-этическое толкование лозунгов буржуазных революций. Критика “славянофильской идеи” Ф.М. Достоевским. Ф.И. Тютчевым, К.Н. Леонтьевьм. Влияние историософской теории славянофильства на формирование взглядов Н.Я. Данилевского, Н.А. Бердяева и других мыслителей конца XIX – начала XX в. Славянофильство об условиях грядущей консолидации человечества. Славянофильская теория как источник идеологии панславизма. Почвенничество: общественно-политические взгляды Ф.М. Достоевского. Славянофильские корни евразийства.

 

Тема 19. Цивилизационная специфика советского периода

 

Дискуссия о характере революционного процесса в России в 1917 г. Достижения, издержки и проблемы советского периода развития. Особенности советской модернизации общества и ее цена. Дискуссия о характере “советской цивилизации”. Оценка периода “перестройки” и “гласности” (конец 80-х годов XX века). Парадигма “нового политического мышления” и ее противоречия. Причины распада СССР. Советская модель развития и ее неоднозначное воздействие на окружающий мир. Значение опыта советского развития для современной России и бывших “социалистических” стран.

 

Тема 20. Особенности современной российской государственности

 

Политологическое и геополитическое осмысление места и роли русской цивилизации в мировой истории. “Россия и Европа”: русская мысль о духовно-нравственной, культурной и социально-политической противоположности русской и западной цивилизации. “Русская идея”: миф или реальность? “Историософия Смутного времени”: отечественная и зарубежная политологам о причинах кризиса российской государственности и путях его преодоления. “Судьба России” в политической публицистике. Политическое сознание современного российского общества: состояние, структура, динамика. “Западники” и “славянофилы”: от противоположности мировоззрений – к [c.93] противоположности политических идей. Геополитические сценарии современного евразийства. “Воссоздание Святой Руси”: богословские модели русского Возрождения. Возрастание роли интеграционных тенденций и процессов в развитии славянских и ряда других сопредельных с Россией народов и стран.

 

Тема 21. Проблема ненасилия в политической теории и практике ХХ века

 

Проблема ненасилия в культурном наследии человечества и причины ее актуализации в XX в. Раскрытие проблемы ненасилия в рамках западной и восточной религиозных традиций. Учение Л.Н. Толстого о “непротивлении злу насилием”. Проблема ненасилия и феномен “русского космизма”. Особенности “нового мировоззрения” А. Швейцера. Принципы философии ненасилия и мировая политика. Идеи ненасилия в философских воззрениях и политической практике М. Ганди. М.Л. Кинг и тактика “прямых ненасильственных действий”. Пацифизм, “новые социальные движения” и ненасильственная альтернатива. Проблема создания ненасильственного мира в XXI в.

 

ЛИТЕРАТУРА

 

Тема 1. Введение в сравнительную политологию

 

Араб-оглы Э.А. Европейская цивилизация и общечеловеческие ценности // Вопросы философии. 1990. № 8.

Аттали Ж. На пороге нового тысячелетия. – М., 1993.

Барг М.А. О категории “цивилизация” // Новая и новейшая история. 1990. № 5.

Браг Р. Европа: Римский путь. – Долгопрудный, 1995.

Бутенко А. П., Миронов А. В. Сравнительная политология в терминах и понятиях. – М., 1998.

Валлерстейн И. Мир-системный анализ // Свободная мысль. 1995. № 2, 4.

Валлерстейн И. Россия и капиталистическая мир-экономика 1500-2010 // Свобсдная мысль. 1996. № 5.

Валлерстейн И. Социальная наука и коммунистическая интерлюдия, или к объяснению истории современности // Полис. 1997. № 2.

Вартанян А.А. Политика и мораль: К вопросу о мировом политическом порядке. – М., 1997.

Васильев Л.С. Курс лекций по Древнему Востоку. – М., 1985.

“Восток – Запад” в мировом историко-философском процессе (Материалы “круглого стола” – М., 1987) // Философские науки. 1988. № 7.

Всемирное писание: Сравнительная антология священных текстов. – М., 1995.

Галаганова С.Г., Ушков А.М., Фролова М.А. Сравнительная политология: Запад – Восток – Россия. – М., 1995.

Глобальное сообщество: новая система координат (подходы к проблеме). – СПб., 2000.

Голосов Г.В. Сравнительная политология: – Новосибирск, 1995. [c.94]

Гудожник Г.С. Материальные основы многообразия цивилизаций // Вопросы философии. 1988. № 4.

Гудошников Л.М., Кокарев К.А. Политическая система Тайваня. – М., 1997.

Гуревич А.Я. Теория формаций и реальность истории // Вопросы философии. 1990. № 11.

Диалог Тойнби – Икэда. – М., 1998.

Дилигенский Г.Г., Лекторский В.А. Проблемы целостности мира (диалог) // Вопросы философии. 1989. № 5.

Доган М., Пеласси Д. Сравнительная политическая социология. – М., 1994.

Икэда Д. Новые волны мира к XXI веку. / Пер. с яп. – Изд. Сокка Гаккай Интер, 1987.

Конрад Н.И. Полибий и Сыма Цянь // 3апад и Восток (статьи). – М., 1972. С.47-76.

Крылова И.А. Глобальные проблемы и судьбы цивилизации // Вопросы философии. 1988. № 2.

Макаренков Е.В., Сушков В.И. Сравнительная политология // Политология: Альбом схем. – М., 1998. С.182-192.

Маркарян Э.С. О значении сравнительного метода в культурно-историческом познании // Вестник истории мировой культуры. 1987. № 4.

Маркс К. К критике политической экономии. Предисловие // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т.42.

Махнач В. Л. Очерки православной традиции. – М., 2000.

Моисеев Н. Н. Палитра цивилизаций: разнообразие и единство // Человек. 1992. № 3.

Найдыш В. М. Цивилизация как проблема философии истории. – М., 1997.

Немировская Л.З. Сакральные тексты: Ветхий и Новый Завет, Типитака, Коран:– М., 1996.

Новикова Л.И. Понятие цивилизации и его познавательная функция // Философия и культура / Под ред В. В. Мшвениерадзе. – М., 1987.

Орлова И.Б. Евразийская цивилизация: Социально-историческая ретроспектива и перспектива. – М., 1998.

Панарин А.С. О мире политики на Востоке и на Западе. – М., 1999.

Панарин А.С. Реванш истории: Российская стратегическая инициатива в XXI веке. – М., 1998.

Паршев А.П. Почему Россия не Америка: Книга для тех, кто остается здесь. – М., 2000.

Платонов О.А. Русская цивилизация. – М., 1992.

Политическая культура: Теория и национальные модели / Под ред. К.С. Гаджиева. – М., 1994.

Принципы ненасилия: Классическое наследие. – М., 1991.

Проблемы целостности мира // Вопросы философии. 1990. № 8.

Рейснер Л. “Цивилизация” и “формация” в обществах Востока и Запада // Азия и Африка сегодня. 1984. № 6.

Российская историческая политология: Курс лекций / Отв. ред.: С.А. Кислицын. – Р.-на-Д., 1998.

Российская цивилизация (этнокультурные и духовные аспекты). – М., 1998.

Россия между Востоком и Западом: Традиционные и современные концепции: Хрестоматия. – М., 1994.

Рукавишников В.О., Халман Л., Эстер П. Политические культуры и социальные изменения. – М., 1998. [c.95]

Русско-славянская цивилизация: исторические истоки, современные геополитические проблемы, перспективы славянской взаимности / Е.С. Троицкий. – М., 1998.

Сах Сварнкар М. Архетипы власти в западно-европейской и восточной философских традициях. – М., 1995.

Ситарам К., Когделл Р. Основы межкультурной коммуникации // Человек. – 1992. – № 5.

Современные теории цивилизаций: Реферативный сборник. – М., 1995.

Солдатов С. Россия и XXI век: От века разрушения – к веку созидания: Исторический очерк. – 2-е изд. – Мюнхен, 1993.

Степанянц М. Т. Восток – Запад: диалог философов // Вопросы философии. 1989. № 12.

Сухонос С.И. Россия в XXI веке: Проблемы национального самосознания. – М., 1997.

Титаренко М. Л. Россия лицом к Азии. – М., 1998.

Тойнби А.Дж. Цивилизация перед судом истории: Сборник. – СПб., 1995.

Троицкая Н. Русская цивилизация между Востоком, Западом и Югом. – М., 1995.

Ушков А.М. Сравнительная политология // Общая и прикладная политология / Под ред. В.И. Жукова, Б.И. Краснова. – М., 1997. С.29-39.

Формация или цивилизация? (материалы дискуссии) // Вопросы философии. 1989. № 10.

Фурсов А. И. Школа мир-системного анализа // Восток. – 1992. – № 1.

Хантингтон С. П. Столкновение цивилизаций и переустройство мирового порядка // Pro et Contra. – 1997, весна. – С. 114-154.

Цымбурский В.Л. Россия – Земля за Великим Лимитрофом: цивилизация и ее геополитика. – М., 2000.

Шаран П. Сравнительная политология: В 2 ч. – М., 1992.

Шпенглер О. Закат Европы: В 2 т.. – Т.1. – М., 1993; Т.2. – М., 1998.

Яковец Ю.В. Ритм смены цивилизаций и исторические судьбы России. – М., 1994.

 

Тема 2. Политическая культура Запада: доминанты развития

 

Аверинцев С.С. Западно-восточные размышления, или о несходстве сходного // Восток – Запад. – М., 1983.

Бродель Ф. Динамика капитализма. Смоленск, 1993.

Вебер М. Избранные произведения. – М. Прогресс, 1990.

Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада. – М., 1992.

Данилевский Н.Я. Россия и Европа. – М., 1996.

Драгунский Д.В., Цымбарский В. Л. Генотип европейской цивилизации // Политические исследования. 1991. № 1.

Донини А. У истоков христианства. От зарождения до Юстиниана. – М., 1979.

Дюпрон А. Единство христианства и единство Европы в период новой истории. – М., 1970.

Зубов А.Б. Христианство и “дух феодализма” // Народы Азии и Африки. 1989. № 1.

Историко-культурные основы европейской цивилизации / Редколл. М.М.Наринский и др. М.: ИНИОН РАН, 1992.

История Европы с древнейших времен до наших дней: В 8 т. (Пред. редколл. А.О.Чубарьян). – М., 1992.

Крянев Ю.В. Христианский экуменизм. – М., 1980.

Лотман Ю. М. Культура и взрыв. – М., 1992. [c.96]

Ранович А.Б. Первоисточники по истории раннего христианства. Античные критики христианства. – М., 1990.

Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. – М., 1992.

Фромм Э. Иметь или быть? – М., 1988.

Штерн Л. Идеологическая и политическая роль Реформации // Ежегодник германской истории. – М., 1969.

Poupard P. L'eritage chretien de la culture europeenne dans la conscience de contemporains // Rev. Des deux mondes. 1986. № 9.

Morin E. Penser l'Europe. – Paris, 1987.

Les religions du paganisme antigue dans l'Europe chretienne XVI-e-XVIII-e sieclesi Colloque tenu en Sorbonne les 26-27 mai 1987 // Paris, 1988.

Culture et politique – Culture and politics / Ed. by M.Cranston, L.C.Boralevi. В.; N.Y., 1988.

Spiritualisme islamique et laicisme occidental // Le defi du fondamentalisme islamique. – Geneve, 1988.

 

Тема 3. Становление западной политической традиции

 

Актон Д. История свободы в Античности // Полис. 1993. № 3.

Античная гражданская община. – Л., 1986.

Античная Греция. Проблемы развития полиса. В 2 т. М., 1983.

Античное общество и государство: Проблемы социально-политической истории – Л., 1988.

Город и государство в древних обществах. – Л., 1982.

История Древнего мира. Ч.2: Греция и Рим. – М., 1982.

История Древнего Рима / Под ред. В. И. Кузищина. – М., 1993.

Ковалев С.И. История Рима: Курс лекций. – Л., 1986.

Проблемы политической истории античного общества. Л., 1985.

Словарь Античности – М., 1989.

Утченко С.Л. Древний Рим: События, люди, идеи. М., 1989.

Утченко С.Л. Политические учения древнего Рима. М., 1989.

Утченко С.Л. Цицерон и его время. – 2-е изд. М., 1987.

 

Тема 4. Христианские корни политической культуры Запада

 

Багрянородный Константин. Об управлении империей. – М., 1980.

Византия. Средиземноморье. Славянский мир. – М., 1991.

Гальбиати Э., Пьяцца А. Трудные страницы Библии (Ветхий Завет). – Милан, М., 1992.

Добиаш-Рождественская О.А. Культура западноевропейского Средневековья. М., 1987.

Заборов М.А. Крестоносцы на Востоке. – М., 1980.

Карсавин Л.II. Монашество в средние века. – М., 1992.

Ковальский Я.В. Папы и папство. – М., 1991.

Крянев Ю.В. Христианский экуменизм. – М., 1980.

Котельникова Л.А. Феодализм и город в Италии в VIII -XV вв. – М., 1987.

Протоиерей Митрофан Зноско Боровский. Православие, римо-католичество, протестантизм и сектантство (Сравнительное богословие). – Издание Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 1992. [c.97]

Социальные проблемы в религиозной мысли Запада. – М., 1990.

Тальберг Н. История христианской церкви. – М., Нью Йорк, 1991.

Хачатурян Н. А. Сословная монархия во Франции XIII – XV вв. – М., 1989.

Цивилизация Северной Европы. – М., 1992.

Чанышев А.Н. Курс лекций по древней и средневековой философии. – М, 1991.

(См. также литературу к темам 1, 2.}

 

Тема 5. Политические идеалы буржуазных революций

 

Американские просветители // Избранные произведения. – М., 1969.

Асмус В.Ф. Жан Жак Руссо. – М., 1962.

Баскин М.П. Монтескье. – М., 1965.

Век Просвещения: Сборник / Ред. кол. Ф.Бродель и др. – М.; Париж, 1971.

Волгин В.П. Развитие общественной мысли во Франции в XVIII веке. – М., 1969.

Гвардини Р. Конец Нового времени // Вопросы философии. 1990. № 4.

Гоббс Т. Сочинения: В 2 т. – М., 1988-1991.

Гольдберг Н.М. Томас Пейн. – М., 1969.

Зайченко Г.А. Джон Локк. – М., 1973.

Зомбарт В. Буржуа: Этюды по истории духовного развития современного экономического человека. – М., 1924.

История политических и правовых учений / Под ред. В.С. Нерсесянца. – М., 1996.

Киссель М. А. Принципы 1789 года (Генезис и первое применение) // Вопросы философии. 1989. № 10.

Конституции и законодательные акты буржуазных государств XVIII – XIX вв. – М., 1957.

Локк Дж. Сочинения: В 3 т. – М., 1988.

Манту П. Промышленная революция XVIII столетия в Англии. – М., 1925.

Манфред А.З. Три портрета эпохи Великой французской революции. – М., 1979.

Мееровский Б.В. Гоббс. – М., 1975.

Момджян X.Е. Французское Просвещение XVIII в. – М., 1983.

Монтескье Ш.-Л. О духе законов. – М., 1999.

Пейн Т. Избранные сочинения. – М., 1959.

Печатнов B.C. Гамильтон и Джефферсон. – М., 1984.

Руссо Ж.Ж. Избранное. – М., 1976.

Сборник документов по истории Нового времени. – М., 1990.

Согрин В.В. Джефферсон: Человек, мыслитель, политик. – М., 1989.

Согрин В.В. Мифы и реальность американской истории. – М., 1986.

Токвиль А. Демократия в Америке. – М., 1992.

Тойнби А. Промышленная революция в Англии. – М., 1924.

 

Тема 6. Западная демократия: реалии XX века

 

Борко Ю.А. Общий европейский дом. что мы о нем думаем? – М., 1991.

Виноградов К.Б. Мировая политика 60-80 х годов XIX века: события и люди. – Л., 1991.

Власть, демократия, привилегии: материалы “круглого стола” // Вопросы философии. 1991. №7. [c.98]

Гаджиев К.С. Гражданское общество и правовое государство // Мировая экономика и международные отношения. 1991. № 9.

Гаджиев К.С. Гражданское общество, концептуальный аспект // Кентавр. 1991. № 2.

Гаджиев К.С. Концепция гражданского общества, идейные истоки и основные вехи формирования // Вопросы философии. 1991. № 7.

Гражданское общество и правовое государство, предпосылки формирования / Отв. ред. Г.Н.Манов. – М., 1991.

Давыдов В.П. Общечеловеческое и классовое в современной общественной жизни. – М.,1991.

Даль Р. Пути перехода к демократии // Кентавр. 1991. № 3.

Данилов С.Ю. Поведение правительства в критических ситуациях (Из опыта Канады) // США: Экономика. Политика. Идеология. 1991. № 9.

Желев Ж. Фашизм. Тоталитарное государство. – М., 1991.

Завелев И. Авторитаризм и права человека (Взаимодействие традиций Запада и Востока) // Азия и Африка сегодня. 1991. № 12.

Зиммерман Дж. Прямая демократия в Соединенных Штатах Америки, опыт и проблемы // Вестник МГУ. Серия 11: Право. 1991. № 5.

Иванов Р.Ф. Президентство в США. – М., 1991.

Кейнс Э. Верховный суд США – арбитр конституционных конфликтов // США: Экономика. Политика. Идеология. 1991. № 6.

Колобов О.А., Корнилов А.А., Сергунин А.А. Парламентаризм: зарубежный опыт. – Нижний Новгород, 1991.

Кочеткова Г.А. Советская и западноевропейская социал-демократия (Сравнительный анализ основных программных положений) // Многопартийность и общественные движения: Вып. 3. М, 1991.

Крылова Н.С. Содружество наций политике правовые проблемы. – М., 1991.

Лобер В.Л. Демократия, от зарождения идеи к современности. – М., 1991.

Маклаков В.В. Эволюция конституционных прав и свобод в странах Западной Европы. – М., 1991.

Марше Ж. Демократия. – М., 1991.

Мигранян А. М. Кризис теории демократии на Западе. // Вопросы философии. 1986. № 9.

Мигранян А.М. Плебисцитарная теория демократии Макса Вебера и современный политический вопрос // Вопросы философии. 1989. № 6.

Мигранян А.М. История теории демократии. Лекции по политологии. – Таллинн, 1991.

Немиря Г.М. Внешняя политика после “холодной войны”: уроки истории и новые реальности // Кентавр. 1991. Октябрь – декабрь.

Никифоров М.А. Гражданские права и свободы в США: судебная доктрина и практика. – М., 1991.

Общий европейский дом (Обзор журнала “Политические науки”). – М., 1991.

Парканский А.Б. США в мировых интеграционных процессах / Отв. ред. Н.П.Шмелев. – М., 1991.

Перепелкин Л.С., Шкаратан О.И. Переход к демократии в полиэтническом обществе // Полис. 1991. №6.

Пиднер Д. К широкому федеративному сообществу: прочный симбиоз Востока и Запада Европы // Мировая экономика и международные отношения. 1991. № 12. [c.99]

Попов В.И. Маргарет Тэтчер, человек и политик. Взгляд советского дипломата. – М., 1991.

Стрежнева М. Уроки Европейского сообщества // Международная жизнь. 1991. № 11.

Судебные системы западных государств / Отв. ред. В.А. Туманов. – М., 1991.

Тиунова Л.Б. Правовое государство и конституционализм (взаимосвязь идей) // Вестник ЛГУ. Серия 6: Философия, политология, социология, психология, право. Л.: 1991. – Вып. 3.

Турен А. Процесс демократизации в восточноевропейских странах // Мировая экономика и международные отношения. 1991. № 11.

Хелд Д. Политическая теория и современное государство. Очерки о государстве, власти и демократии. – М., 1991.

Эволюция теории и практики “государства благосостояния” в 80 е годы / Отв. ред.: О.В. Сальковский. – М., 1991.

 

Тема 7. Современная футурология о будущем западной цивилизации

 

Араб-оглы Э.А. Обозримое будущее. Социальные последствия НТР: год 2000. – М., 1986.

Арапов М.В. Прогноз – психоанализ общества? // Человек. 1991. № 1.

Бестужев-Лада И.В. Нормативное социальное прогнозирование: возможные пути реалиаации целей. – М., 1987.

Будущее в настоящем: Сборник статей / Под ред. Э.А. Араб-оглы. – М., 1984.

Галаганова С.Г. Либерализм и неолиберализм. // Введение в политологию. Вып.2. – М., 1993.

Крылова И.А. Глобальные проблемы и судьбы цивилизации // Вопросы философии. 1988. № 2.

Лоренц К. Восемь смертных грехов цивилизованного человечества // Знание – сила. 1991. №1.

Моисеев Н.Н. Можно ли сегодня говорить о контурах будущего? // Политические исследования 1991. №3.

Новая технократическая волна на Западе / Отв. ред. П. С, Гуревич. – М., 1986.

Нейсбит Дж. Что ждет нас в 90 е годы. Мегатенденции: год 2000. – М., 1992.

Полищук М.Л. В преддверии натиска “третьей волны”: контуры планетарной цивилизации в общественно-политической мысли Запада. – М., 1989.

Попов Ю.Н., Зиглер Ж. Год 2000: гибель человечества? Диалог Восток – Запад. – М., 1988.

Супрун В.И. Современная западная футурология: проблемы, тенденции. – Новосибирск, 1986.

Фукуяма Ф. Конец истории? // Вопросы философии. 1990. № 3.

Хайек Ф.А. Дорога к рабству // Вопросы философии. 1990. № 10,11.

Ханке Э. На пути в век грядущий. – М., 1987.

Человек – Общество – Культура / Под ред. Т.П. Мальковой. – М., 1993.

Шпенглер О. Закат Европы // Г. Белль, М. Вебер, В. Ведде и др. Самосознание европейской культуры XX века. – М., 1991.

Яхонтов Б.А. Предвидение как способ познания и деятельность. – М., 1993. [c.100]

 

Тема 8. У истоков политической культуры и государственности стран Востока

 

Андрушкевнч И.Н. Макроистория. – Новосибирск, 1992.

Ерасов Б.С. Культура, религия и цивилизация на Востоке. Очерки общей теории. – М., 1980.

Икэда Д., Логунов А. Третий радужный мост: поиск человека и мира. – М., 1988.

Истоки всеобщих ценностей // Курьер ЮНЕСКО. 1992, октябрь. С. 23-26, 57-67.

Ицхокин А.А. О системной природе дилеммы Восток – Запад // Социс. 1992. № 4.

Конрад Н.И. Полибий и Сыма Цянь // Запад и Восток . – М., 1972. С. 47-76.

Кульпин Э.С. Бифуркация Запад – Восток и экологический императив: о концепции развития Н.Н. Моисеева // Восток. 1993. № 1.

Моисеев Н.Н. Палитры цивилизаций: разнообразие и единство // Человек. 1992. № 3.

Платон. Сочинения: В 3 т. – М., 1971-1973.

Степанянц М.Т. Восток – Запад: диалог философов // Вопросы философии. 1989. № 12.

Тойнби А.Дж. Постижение истории. – М., 1991.

Феномен восточного деспотизма: структура управления и власти. – М., 1993.

Шаран П. Сравнительная политология: В 2 ч. – М., 1992.

Эволюция восточных обществ: синтез традиционного и современного. – М., 1984.

 

Тема 9. Доктринальные основы политической культуры Востока:

конфуцианство, буддизм, ислам

 

Бартольд В.В. Ислам и культура мусульманства. – М., 1992.

Буддизм, государство и общество в странах Центральной и Восточной Азии в средние века / Г.М. Бонгард-Левин. – М., 1982.

Гордон А.В. Крестьянство Востока, исторический субъект, культурная традиция, социальная общность. – М., 1989.

Грюнэбаум Г.Э. фон. Основные черты арабо-мусульманской культуры. – М., 1981.

Грюнэбаум Г.Э. фон. Классический ислам (600 – 1258). – М., 1988.

Индуизм. Традиции и современность. – М., 1985.

Конфуций. Я верю в древность. – М., 1995.

Крашенинникова Н.А. Индусское право, история и современность. – М., 1982.

Кычанов Е.И. Основы средневекового китайского права. – М., 1986.

Лапина З.Г. Учение об управлении государством в средневековом Китае. – М., 1985.

Малявин В. Конфуций. – М., 1992.

Переломов Л.С. Слово Конфуция. – М., 1992.

Стужина Э.П. Китайский город XI – XIII вв.: экономическая и социальная жизнь. – М., 1979.

Шарль Р. Мусульманское право. – М., 1959.

 

Тема 10. Вызов Запада и ответ колониального Востока. Японский опыт модернизации

 

Бонгард-Левин Г.М., Ильин Г.Ф. Индия в древности. – М., 1985.

Бродель Ф. Время мира: Материальная цивилизация, экономика и капитализм. XV-XVIII вв. – М., 1992. [c.101]

Бродель Ф. Динамика капитализма. – Смоленск, 1993.

Гафуров Б.Г., Цибукидис Д.И. Александр Македонский и Восток. – М., 1980.

Гумилев Л.Н. География этноса в исторический период. – Л., 1990.

Гумилев Л.Н. Древняя Русь и Великая Степь. – М., 1992.

Данилевский Н.Я. Россия и Европа. – М., 1996.

Заборов М.А. Крестоносцы на Востоке. – М., 1980.

Ковальский Я.В. Папы и папство. – М., 1991.

Лещенко Н.Ф. “Революция Мэйдзи” в работах японских историков-марксистов. – М., 1984.

Общественные движения и их идеология в добуржуазных обществах Азии // Под ред. Г.Ф.Кима, К.З.Ашрафян. – М., 1988.

Осипова О.А. Американская социология о традициях в странах Востока. – М., 1985.

Попов К.А. Законодательные акты средневековой Японии. – М., 1984.

Сила-Новицкая Т.Г. Культ императора в Японии: мифы, история, доктрины, политика. – М., 1990.

Сокровенное сказание // Байкал. 1989. № 6; 1990. № 1.

Спеваковский А.Б. Самураи – военное сословие Японии. – М., 1981.

Чулууны Далай. Монголия в XIII – XIV веках. – М., 1983.

 

Тема 11. Политология развития стран Востока:

идейно-политическое обоснование антиколониальной борьбы

 

Воронцов В. Судьба китайского Бонапарта. – М., 1989.

Государство и право в развивающихся странах. – М., 1976.

Денисов В.Н. Системы права развивающихся стран. – Киев, 1978.

Зубов А. Парламентская система и политическая традиция Востока. – М, 1990.

Игнатович Д.Н. Светлов Г.Е. Лотос и политика: небуддийские движения в общественной жизни Японии. – М., 1989.

Неру Дж. Взгляд на всемирную историю. В 3 т. – М., 1981.

Подпалова Г.И. Правая социал-демократия Японии. – М., 1981.

Сунь Ятсен. Избранные произведения. – 2-е изд. – М., 1985.

Сухарчук Г.Д. Социально-экономические взгляды политических лидеров Китая первой половины ХХ в. – М., 1983.

Хорос В.Г. Идейные течения народнического типа в развивающихся странах. – М., 1980.

Энтин Л.М. Энтин М.Л. Политология развития и освободившиеся страны. – М., 1986.

Husein S.A. The Way of Gandhi and Nehru. – N. Y., L., 1960.

Rudolf L.I., Rudolf S.H. The Modernity of Traditional Political Development in India. – Chicago, L., 1972.

 

Тема 12. Политология развития стран Востока: борьба двух миров за “третий мир”

 

Агаев С.Л. Иран межу прошлым и будущим – М., 1987.

Великий Аятолла Имам Хомейни. Завещание. М.: Инф. центр “Тавхид”.

Капица М.С., Малетин Н.П. Сукарно: политическая биография. – М., 1980.

Кравцевич А.И. Япония и развивающиеся страны. – М., 1981. [c.102]

Ли В.Ф. Социальная революция и власть в странах Востока. – М., 1984.

Малашенко А В. В поисках альтернативы (арабские концепции путей развития). – М., 1981.

Маоизм без прикрас: Некоторые уже известные, а также ранее не опубликованные в китайской печати высказывания Мао Цзэдуна. – М., 1980.

Мосяков Д.В. Кампучия. Особенности революционного процесса и полпотовский “эксперимент”. – М., 1986.

Мосяков Д.В. Камбоджа: внутреннее развитие. 1979 -1989. – М., 1991.

Неру Дж. Открытие Индии. В 2 кн. – М., 1989.

Принципы ненасилия: Классическое наследие / Отв. ред. В. М. Иванов. – М., 1991.

Симония Н.Д. Страны Востока: пути развития. – М., 1975.

Старостин В.С. Освободившиеся страны: общество и личность. – М., 1984.

Ульяновский Р.А. Политические портреты борцов за независимость (Ганди, Неру, Нкрума, Кабрал, Фанон). – М., 1980.

Уткин А.И. Тихоокеанская ось. – М., 1988.

Энтин Л.М., Энтин М.Л. Политология развития и освободившиеся страны. – М., 1986.

 

Тема 13. Место и роль Востока в глобальных политических прогнозах и проектах

 

Бестужев-Лада И.В. Поисковое социальное прогнозирование: перспективные проблемы общества. – М., 1984.

Бестужев-Лада И.В. Нормативное социальное прогнозирование: возможные пути реализации целей общества. – М., 1987.

Геллнер Э. Нации и национализм. – М., 1991.

Игнатенко А.А. В поисках счастья: общественно-политические воззрения арабо-исламских философов средневековья. – М., 1989.

Китайские социальные утопии / Сборник статей / Под ред. Л.П.Делюсина, Л.Н.Борох. – М., 1987.

Кузьмин Э. Мировое государство: иллюзии или реальность? – М., 1969.

Лао Шэ. Записки о кошачьем городе // Лао Шэ. Избранные сочинения. – М., 1991.

Меньшиков С.М., Клименко Л.А. Длинные волны в экономике. – М., 1989.

Нэсбит Д., Эбурдин П. Что нас ждет в 90-е годы. Мегатенденции: год 2000. Десять новых направлений на 90-е годы. – М., 1992.

Печчеи А. Человеческие качества. – М., 1980.

Ротенберг B.C., Аршавский В.В. Межполушарная асимметрия мозга и проблема интеграции культур // Вопросы философии. 1984. № 4.

Ротенберг B.C., Аршавский В.В. Право на “полушарный” образ мыслей // Человек. 1991. № 3.

Социально-утопические идеи в Средней Азии. – Ташкент, 1983.

“1984” плюс пятилетка // Человек. 1990. № 3.

Ушков А.М. Утопическая мысль в странах Востока: традиции и современность. – М., 1982.

Фурсов А.И. Школа мир-системного анализа // Восток. 1992.

Фурсов А.И. Нострадамус XX века? // Социум. 1992. № 1-8.

Meisner М. Marxism and Utopianism. Eight Essays. – Wisconsin, 1982. [c.103]

Bauer W. China and the Search for Happiness. Trans. from German. – N. Y., 1976.

Nationalism in Asia and Africa /E. Kedourie (ed.). – L., 1971.

Peccei A., Ikeda D. Before it is too late / R. L. Gage (ed.). – Tоkyo, 1984.

Toynbee A., Ikeda D. The Toynbee – Ikeda Dialogue: Man himself must choose. Tokyo, New York, San Francisco, 1982.

 

Тема 14. У истоков русской цивилизации

 

Афанасьев А.Н. Народ-художник. Миф. Фольклор. Литература. – М., 1986.

Беляев Н. Последствия норманской теории в истории нашего Отечества // Русский вестник. 1992. № 8.

Бычко А.К. Народная мудрость Руси. Анализ философа. – Киев, 1988.

Высокопреосв. Иоанн, митр. Санкт-Петербургский и Ладожский. “Баззакония моя превзыдоша главу мою...” (Славянское язычество) //' Наш современник. 1993. № 4. С. 4-6.

Кузьмичев И.К. Лада, или Повесть о том, как родилась идея прекрасного и откуда русская красота стала есть. – М., 1990.

Мяло К.Г. Космогонические образы мира: между Западом и Востоком // Культура, человек и картина мира. – М., 1987.

Русские народ, его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия (собр. М.Забылиным). – М., 1992.

Рыбаков Б.А. Язычество Древней Руси. – М., 1987.

Тимощук Б.А. Восточно-славянская община VI-Х вв. н. э. – М., 1990.

Федотов Г.П. Мать-земля. К религиозной космологии русского народа // Федотов Г.П. Судьба и грехи России: Избранные статьи по философии русской истории и культуры. Т. 2. – СПб., 1991.

 

Тема 15. Православие как духовно-нравственная основа русской культуры и цивилизации. Проблема власти в памятниках русской политической культуры древности и средневековья

 

Ильин И.А. Основы христианской культуры. – Мюнхен, 1990.

Ильин И.А. Аксиомы религиозного опыта: В 3 т. – М., 1993.

Ильин И.А. О сопротивлении злу силою // Ильин И.А. Путь к очевидности. – М., 1993.

Высокопреосв. Иоанн, митр. Санкт-петербургский и Ладожский. Торжество Православия (Очерки русского самосознания) // Наш современник. 1993. № 4-6.

Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры. – Ростов-на-Дону, 1992.

Иоанн (Экономцев), игумен. Православие. Византия. Россия: Сб. статей. – М., 1992.

Карташев А.В. Очерки по истории Русской Церкви. – М., 1991.

Кожинов В. История Руси и русского Слова // Наш современник. 1992. № 6-12.

Серафим (Соболев), архиеп. Русская идеология. – СПб., 1992.

Тальберг Н.Д. Святая Русь. СПб., 1992.

Толстой М.В. История Русской Церкви. Изд-во Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, 1991.

Феодор, архиеп. Смысл христианского подвига. – М, 1992.

Иоанн Кронштадтский. Христианская философия. – М., 1992. [c.104]

Иларион, митр. Слово о законе и благодати // Альманах библиофила. – Вып. 26: Тысячелетие русской письменной культуры. – М, 1991.

Чичуров И.С. Политическая идеология средневековья: Византия и Русь. – М., 1990.

Серафим (Роуз), иеромон. Святое Православие. XX век. – М., 1992.

Бородай Ю. Почему православным не годится протестантский капитализм // Наш современник. 1990. № 10.

Зноско-Боровский – М., прот. Православие, римо-католичество, протестантизм и сектантство: Сравнительное богословие. – Сергиев Посад, 1992.

Серафим (Алексиев), архим., Сергии (Язаджиев), архим. Почему православному христианину нельзя быть экуменистом. СПб., 1992.

Вебер М. Протестантская этика. // Вебер М. Избранные произведения. – М., 1990.

Папство и иудаизм // Русский вестник. 1993. № 6.

Попов Е., прот. Общенародные чтения по православно-нравственному богословию. – М., 1993.

 

Тема 16. Православная монархическая государственность в России:

теоретическое обоснование и политическая практика

 

Высокопреосв. Иоанн, митр. Санкт-Петербургский и Ладожский. Торжество Православия (Очерки русского самосознания) // Наш современник. 1993. № 4-6.

Ильин И.А. Наши задачи. Историческая судьба и будущее России. В 2 т. – М., 1992, Его же Путь к очевидности. – М., 1993, Его же О монархии и республике // Вопросы философии. 1991. № 4, 5.

Казинцев А. Россия, попытка самопознания // Наш современник. 1992. № 7-12, Его же Россия: государство людей // Наш современник. 1993. № 2, 5.

Кусаков Н. Православие и монархия. – М., 1992.

Леонтьев К. Цветущая сложность: Избранные статьи. – М., 1992.

Победоносцев К.П. Великая ложь нашего времени. – М., 1993.

Солоневич И. Народная монархия. – М., 1991.

Тихомиров Л. Монархическая государственность. – СПб., 1992.

Высокопреосв. Филарет, митр. Московский. О государстве. – Тверь, 1992.

Хомяков Д.А. Православие. Самодержавие. Народность. – Монреаль: Русская мысль, 1982.

Церковь о государстве. – Старица, 1993.

 

Тема 17. Западная политическая традиция в России

 

Валицкий А. Нравственность и право в теориях русских либералов конца XIX-нач. XX века // Вопросы философии. 1991. № 8.

Кантор В.К. Имя роковое // Вопросы литературы. 1988. № 3.

Кантор В.К. Революционно демократическое просветительство как явление русской культуры // Вопросы философии. 1986. №11.

Кириллова Е.А. Очерки радикализма в России XIX века. Философские концепции 40-60 х годов. – Новосибирск, 1991.

Лаппо-Даиилевский А.С. История русской общественной мысли и культуры. XVIII в. – М., 1990. [c.105]

Малинин В.А. История русского утопического социализма. 2-я пол. XIX – нач. XX в. – М., 1991.

Масонство. – М., 1991.

Медушевский А.Н. Французская революция и политическая философия русского конституционализма // Вопросы философии. 1986. № 10.

Никитин А.Л. Заключительный этап развития анархистской мысли в России // Вопросы философии. 1991. № 8.

Парламентские выборы в России: год 1999. Избирательные объединения и блоки, их лидеры и программные документы, результаты выборов: Хрестоматия / Авт.-сост.: Грачев М.Н. – М., 2000.

Платонов О. Русское масонство // Литературная Россия. 1993, 25 июня.

Плимак Е.Г., Хорос В.Г. Проблемы декабристского движения // Вопросы философии. 1985. № 12.

Русская мысль в век Просвещения. – М., 1991.

Философия и освободительное движение в России. – Л., 1989.

Щукин В.Г. Культурный мир русского западника // Вопросы философии. 1992. № 5.

 

Тема 18. Общественно-политические идеалы славянофильства

 

Антонов М.Ф. Проблема русского нравственного идеала в трудах И.В.Киреевского. – Новосибирск, 1990.

Назаров М. Западники и почвенники // Наш современник. 1990. № 9.

Аксаков И. Союз государства и земли // Русский вестник. 1992.1-8 апреля.

Кулешов В.И. Славянофилы и русская литература. – М., 1976.

Цимбаев Н.И. Из истории славянофильской политической мысли. К.С.Аксаков в 1848 году // Вестник МГУ. Серия “История”. 1976. № 5.

Хомяков А.С. Политические письма 1848 года // Вопросы философии. 1991. № 3.

Кошелев В.А. Эстетические и литературные воззрения русских славянофилов (1840-1850). – Л., 1984.

Цимбаев Н.И. Славянофильство: Из истории русской общественно-политической мысли XIX века. – М., 1986.

Осповат А.Л. К характеристике исторического мышления К. Аксакова // Труды по знаковым системам. – Вып. XXII. – Тарту, 1988.

Хомяков А.С. О старом и новом. М, 1979.

Хомяков А.С. Несколько слов о философическом письме // Символ (Париж). Т.16. 1986.

 

Тема 19. Цивилизационная специфика советского периода

 

Алексеева Л.М. История инакомыслия в СССР: Новейший период. – Вильнюс, Москва, 1992.

Анатомия революции. 1917 год в России: массы, партии, власть. – СПб., 1994.

Бердяев Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма. – М., 1990; его же Судьба России. – М., 1990.

Бурлацкий Ф.М. Проблемы прав человека в СССР и России. – М., 1999. [c.106]

Валентей С.Д. Федерализм: российская история и российская реальность. – М.: Российская Академия наук, 1998.

Великая Отечественная война 1941-1945 гг. Cобытия. Люди. Документы: Справочник. М., 1990.

Власть и оппозиция: Российский политический процесс XX столетия. Под ред. В.В. Журавлева. М., 1995.

Волкогонов Д. А. Триумф и трагедия: политический портрет И. В. Сталина – М., 1996 и др.

Гайдар Е.Т. Дни поражений и побед. – М., 1996.

Гражданская война в России: перекресток мнений. – М., 1994.

Гудименко Д.В. Политическая культура России: преемственность эпох // “Полис”, 1994, №2.

Данилов В.П., Дмитренко В.П., Лельчук В.С. НЭП и его судьба. // Историки спорят. М.,1988.

ХХ съезд КПСС и его историческая реальность. М., 1991.

Ельцин Б.Н. Исповедь на заданную тему. – М., 1991. его же Записки президента. – М., 1994, его же Президентский марафон. – М., 2000.

Ильин И.А. Наши задачи. Историческая судьба и будущее России: В 2 т. М, 1992.

Иоффе Г.З. Семнадцатый год: Ленин, Керенский, Корнилов. М., 1995.

Ленин В.И. Доклад о замене разверстки натуральным налогом 15 марта. // Полн. собр. соч. Т.43.

Мельгунов С.П. Красный террор в России. 1917-1924. – М., 1990.

Никонов В.А. Эпоха перемен: Россия 90-х глазами консерватора. – М., 1999.

Новая Россия: становление правовой и политической культуры / А.Д. Богатуров. – М., 1998.

Обновление России: трудный поиск решений // М.К. Горшков. – М., 1988.

От первого лица. Разговоры с Владимиром Путиным // Н. Геворкян, А. Колесников, Н. Тимкова. – М.: “Вагриус”, 2000.

Панарин А.С. Циклы российской истории // Реформы и контрреформы в России. – М.: Изд-во МГУ, 1996.

Паршев А П. Почему Россия не Америка. – М.:”Форум”, 2000.

Подберезкин А.И., Макаров В. В. Стратегия для будущего президента России: Русский Путь. – М.: РАУ-Университет, 2000.

Платонов О.А. Русская цивилизация. – М., 1992.

Преемство. Что же будет с Родиной и с нами. Материалы международной научной конференции “Кризис российской идентичности: причины и пути преодоления”. – М., 2000.

Постиндустриальный мир: центр, периферия, Россия / А. В. Кортунов. – М.: Московский научно-общественный фонд, 1999.

Премьер известный и неизвестный: Воспоминания о А.Н. Косыгине. М., 1997.

Пути развития России: дискуссия 20-х годов \ Е.А. Преображенский, Н.И. Бухарин. – Л., 1990.

Российская цивилизация. Этнокультурные и духовные аспекты // М.К. Горшков и др. – М.: РНИСиНП, 1998.

Сахаров А.Д. Воспоминания: В 2-х т. – М., 1996..

Солженицын А.И. Публицистика: В 3-х т. – Ярославль. – 1995-1997 его же Как нам обустроить Россию? – М., 1996. [c.107]

Соловьев А.И. Политическая культура и модернизация российского общества. – М.: МГУ, 1992.

Чубайс И.Б. Россия в поисках себя. – М.: Изд-во НОК, 1998.

 

Тема 20. Особенности современной российской государственности

 

Ильин И.А. Наши задачи. Историческая судьба и будущее России: В 2 т. М, 1992.

Карташов А.В. Воссоздание Святой Руси. – М., 1991.

Ключников С. Русский узел евразийства // “Наш современник”. 1992. № 2.

Кожинов В. Историософия евразийцев // “Наш современник”. 1992. № 2.

Острецов В. “Русская идея” как факт фальсификации // “Русский вестник”. 1992. № 41-44.

Россия и Запад: взаимодействие культур (Материалы “круглого стопа”) // “Вопросы философии”. 1992. № 6.

Русская идея и современность / Под ред. Е.С. Троицкого. – М., 1992.

Русская нация и обновление общества / Под ред. Е.С. Троицкого – М., 1990.

Савицкий П. Евразийство // “Наш современник”. 1992. № 2.

Сорокин П. О русской нации. Россия и Америка. – М., 1992.

Солдатов С.И. Россия и XXI век. – М., 1993.

Трубецкой Н.С. Мы и другие // “Наш современник”. 1992. № 2.

Трубецкой Е. Звериное царство и грядущее возрождение России // Кубань, 1991. № 2.

Троицкий Е.С. Возрождение Русской идеи. – М., 1991.

Федотов Г. Судьба и грехи России. Избранные статьи по философии русской истории и культуры. В 2 т. – СПб., 1991.

Шафаревич И. Две дорога – к одному обрыву // “Новый мир”, 1989. № 7.

Шмелев И. Как нам быть? Из писем о России // “Кубань”, 1990. № 7.

Шмелев И. “Что будет наградой вам” // “Слово”, 1991. № 6, его же Бессердечная культура // “Слово”, 1992. № 1-6.

 

Тема 21. Проблема ненасилия в политической теории и практике ХХ в.

 

Ауробиндо Шри. На пути к сверхчеловечеству: Эссе экспериментальной эволюции. – Краснодар, 1992.

Ганди М.К. Моя жизнь. – М., 1969.

Гжегорчик А. Духовная коммуникация в свете идеала ненасилия // Вопросы философии. 1992. № 3.

Горев А.В. Махатма Ганди. – М., 1989.

Гусейнов А.А. Этика ненасилия // Вопросы философии. 1992. № 3.

Давыдов Ю.Н. Этика любви и метафизика своеволия. – М., 1989.

Ильин И.А. Погребение набальзамированного толстовства (Главы из книги “О сопротивлении злу силою”) // Вопросы философии. 1992. № 4.

Кинг М.Л. Паломничество к ненасилию (Этическая мысль) – М., 1992.

Митрохин Л.Н. Негритянское движение в США: идеология и полтика. – М., 1974.

Ненасильственные движения и философия ненасилия // Вопросы философии. 1992. № 8.

Орлова Р.Д. Мартин Лютер Кинг и Ганди // Народы Азии и Африки. 1971. № 2. [c.108]

Принципы ненасилия. Классическое наследие / Отв. ред. В.М.Иванов. – М., 1991.

Рерих Е.И. Листы сада Мории. В 2 ч. / Серия “Живая этика”. – Новосибирск, 1990-1991.

Рерих Н. Шамбала сияющая. – М., 1991.

Русский космизм и современность – М., 1990.

Савельева И.М. Альтернативный мир: модели и идеалы. – М., 1990.

Степанянц М.Т. Философия ненасилия: уроки гандизма. – М., 1992.

Степин B.C. Перспективы цивилизации, от культа силы к диалогу и согласию. – М., 1992.

Толстой Л.Н. Не убий никого (Этическая мысль. Научно публицистические чтения). – М., 1992.

Толстой Л.Н. О борьбе со злом посредством непротивления. Швейцарское отделение “Свободного слова”, 1900.

Толстой Л.Н. Закон насилия и закон любви. – М., 1901.

Толстой Л.Н. Из неопубликованного // Новый мир. 1991. № 7.

Трудящиеся массы и антивоенное движение. – М., 1988.

Хозяин А.Г. Индийская философия ненасилия и проблема перестройки международных отношений. // Социально политические науки. 1990. № 12.

Шарп Дж. Роль силы в ненасильственной борьбе // Вопросы философии. 1992. № 8.

Швейцер А. Благоговение перед жизнью. – М., 1992.

Шестов Л. Добро в учении графа Толстого и Ф. Ницше // Вопросы философии. 1992. № 7.

Button Л.A. Dictionary of Green Ideas: Vocabulary for a Sane and Sustainable Future. L., 1988.

Contemporary Crisis According to Gandhi / Ed. by R. Roy. – Delhi, 1986.

Ikeda D. The Global Unity of Mankind. – Tokyo, 1973.

King M.L. Stride Toward Freedom. The Montgomery Story. – New York, 1964.

Parekh B. Gandhi's Political Philosophy: A Critical Examination. – Notre Dame, 1989. [c.109]

 

предыдущая

 

следующая
 
содержание
 

Сайт создан в системе uCoz