Библиотека Михаила Грачева

предыдущая

 

следующая
 
содержание
 

Зидентоп Л.

Демократия в Европе

М.: Логос, 2001. – 312 (+XLVII) с.

 

Красным шрифтом в квадратных скобках обозначается конец текста

на соответствующей странице печатного оригинала указанного издания

 

КРАТКАЯ БИБЛИОГРАФИЯ

 

В этой книге я в большей мере стремился ставить проблемы, чем излагать факты. Существующая тенденция поверхностного подхода к проблеме будущего Европы не только удручающа, но и опасна. Я убежден, что европейский федерализм только в том случае может стать реальным и привлекательным [проектом], если поставить и серьезно проанализировать ряд фундаментальных вопросов. Поэтому я попытался затронуть хотя бы некоторые из наиболее сложных проблем и дать читателю пищу для размышлений, а не готовые выводы.

Вы не найдете здесь подробного изложения истории послевоенных шагов по пути к европейской интеграции, то есть рассказа об истоках и становлении Европейского Союза; нет в книге и подробного анализа институтов и учреждений Европейского Союза, описания прерогатив и обязанностей Совета министров, Европейской комиссии, Европейского парламента и Европейского суда.

Читатели, интересующиеся всеми этими вещами, должны обратиться к другим источникам. Каким именно? Несколько книг не нуждаются в рекламе. “Путеводитель по Европейскому Союзу”, составленный Тимоти Бэйнбриджем при участии Энтони Тисдейла (Penguin Companion to European Union by Timothy Bainbridge with Anthony Teasdale, Harmondsworth, 1995), представляет собой очень полезное издание, организованное по тематическому принципу. Что касается экономических вопросов, они лучше всего изложены в книге Денниса Свэнна “Экономическая теория Общего рынка” (Economics of the Common Marketby Dennis Swann, 7th edition, London, 1992). В книге “Эволюция Европейского Союза” под редакцией [с.289] Л. Крэма, Д. Дайнана и Н. Ньюджента (Development in the European Union, edited by L. Cram, D. Dinan and N. Nugent, London, 1999) дается обзор развития общеевропейских институтов, общих направлений политики и отдельных значимых проблем. Более теоретический подход, причем не всегда оправданный, представлен в книге “Европейская интеграция и наднациональное управление” под редакцией У. Сандхольца и А. Стоун Суита (European Integration and Supranational Governance, edited by W. Sandholtz and A. Stone Sweet, New York, 1998).

Классическим набором исследований по различным аспектам европейской интеграции станет, вероятно, серия “Европейский Союз” (European Union Series), выпускаемая издательством “Макмиллан” под общей редакцией И. Ньюджента, У. Паттерсона и В. Райта. Ряд уже опубликованных книг данной серии представляются особенно полезными. Среди них – работа Дезмонда Дайнана “Более тесный союз? Введение в европейскую интеграцию” (Ever Closer Union?: An Introduction to European Integration, by Desmond Dinan, London, 1999). Интересна и работа Дж. Маккормика “Осмысливая Европейский Союз” (Understanding the European Union, by J. McCormick, London, 1999). Существует [специальная] книга “Франция в Европейском Союзе” Алена Гиомарша, Говарда Мэчина и Эллы Ритчи (France in the European Union, by Alain Guyomarch, Howard Machin and Ella Ritchie, London, 1998). На первый взгляд может показаться, что это тонкое и интересное исследование занижает степень влияния Франции на формирование общеевропейских институтов и направлений политики. Однако при более внимательном чтении это впечатление исчезает.

Более пристрастное и полемичное, но интереснейшее описание внутренних механизмов работы Брюссельской комиссии, особенно в связи с учреждением единой европейской валюты, можно найти, прочитав хотя бы выборочно книгу Бернарда Коннолли “Прогнившая сердцевина Европы” (Europe's Rotten Heart, by Bernard Connolly, London, 1995).

Ниже, в качестве справки, приводится хронология основных событий в истории становления Европейского Союза. [с.290] Далее указаны наиболее значимые источники информации, а также работы, рекомендуемые для дополнительного чтения, по [темам, соответствующим] каждой главе книги.

 

Основные события в истории становления Европейского Союза:

 

1951

Заключение Парижского договора о создании Европейского объединения угля и стали (план Шумана).

1957

Заключение Римских договоров о создании Европейского экономического сообщества (вступили в силу 1 января 1958 года).

1963

Де Голль налагает вето на вступление Великобритании в ЕЭС.

1966

Люксембургский компромисс по процедуре голосования (фактическое право национального вето).

1968

Таможенный союз действует в полном объеме.

1973

В ЕЭС вступают Великобритания, Дания и Ирландия.

1979

Прямые выборы в Европейский парламент.

1981

В ЕЭС вступает Греция.

1986

В ЕЭС вступают Испания и Португалия.

1987

Вступает в силу Единый европейский акт.

1990

Воссоединение Германии.

1992

Подписание Маастрихтского договора о создании Европейского Союза (вступил в силу 1 ноября 1993 года).

1993

Завершено формирование Общего рынка.

1995

В Европейский Союз вступают Австрия, Финляндия и Швеция.

1997

Заключение Амстердамского договора.

1999

Введение евро.

 

1. Демократические свободы в масштабе континента?

 

Монтескье (Шарль Луи де Секондат, барон де ла Бред и де Монтескье). “О духе законов” (1748) (The Spirit of the Laws (1748), edited by A.Cohlar, B.Miller and H.Stone, Cambridge, 1989). Дополнительно см., в частности: “Основные направления социологической мысли” Р. Арона (R. Aron. Main Currents of Sociological Thought, Vol. I, London, 1974), “Политическая теория Монтескье” М. Рихтера (М. Richter. The Political Theory of Montesquieu, Cambridge, 1977), “Монтескье” Дж. Шклара (J. Shklar. Montesquieu, Oxford, 1987). [с.291]

Алексис де Токвиль. “Демократия в Америке” (Alexis de Tocqueville, Democracy in America. Introduction by A. Ryan, London, 1994). Дополнительно см., в частности: “Основные направления социологической мысли” Р. Арона (R. Aron. Main Currents of Sociological Thought, Vol. I, London, 1974), “Токвиль” Л. Зидентопа (L. Siedentop, Tocqueville, Oxford, 1994), “Токвиль и Бомонт в Америке” Дж. Пирсона (G. Pierson, Tocqueville and Beaumont in America, New York, 1938), “Токвиль” А. Жардена (A. Jardin, Tocqueville, London, 1988), “Токвиль и два вида демократии” Ч. Ламберти (С. Lamberti, Toccfueville and the Two Democracies, New York, 1989).

Перу Джеймса Мэдисона принадлежит ряд эссе из цикла “Записки федералиста”, в частности статьи 10, 14, 18, 19, 20, 32, 39, 44, 51 и 63. См., например: “Американская конституция: за и против, федералисты и записки антифедералиста” (The American Constitution For and Against, the Federalists and Anti-Federalist Papers, edited by J. R. Pole, New York, 1987), а также работу Л. Бэннинга “Священный огонь свободы: Джеймс Мэдисон и учреждение федеративной республики” (L. Banning. The Sacred Fire of Liberty: James Madison and the Founding of the Federal Republic, Ithaca and London,1995).

Анри де Сен-Симон (граф де Сен-Симон). “Избранные сочинения о науке, промышленности и общественной организации” (Henri de Saint-Simon, Selected Writings on Science, Industry and Social Organization, edited by K. Taylor, London, 1975). См. также работу Фрэнка Мануэля “Новый мир Анри де Сен-Симона” (Frank Manuel, The New World of Henri de Saint Simon, Cambridge, Mass., 1956).

 

2. Где же наши мэдисоны?

 

В данной главе развиваются аргументы, впервые выдвинутые мною в статье: Л.Зидентоп. “Где же наши мэдисоны?” (L. Siedentop, “Where Are Our Madisons?”, Financial Times, 16 October, 1992).

Принцип субсидиарности определяется как “современное католическое социальное учение, впервые сформулированное Папой Пием ХI в послании “Quadragesimo Anno” (1931), согласно которому наилучшими учреждениями для решения той или иной социальной задачи являются те, что находятся ближе всего к этой задаче” (The Harper Collins Encyclopaedia of Catholicism, New York, 1995, p. 1227). [с.292]

Маргарет Тэтчер. “Годы на Даунинг-стрит” (Margaret Thatcher, The Downing Street Years, London, 1993).

Об утилитаризме см. работы: Дж. Дж. К. Смарт и Б. Уильямс. “Утилитаризм: за и против” (J.J.С.Smart and В.Williams, Utilitarianism: For and Against, Cambridge, 1973); А.К.Сен и Б.Уильямс. “Об утилитаризме и не только о нем” (А.К.Sen and В.Williams, Utilitarianism and Beyond, Cambridge, 1982); “Утилитаризм и его критики” под ред. Дж.Гловера (Utilitarianism and Its Critics, edited by J.Glover, New York, 1990); Г.Л.А.Харт. “Между полезностью и правами” в книге: “Идея свободы” под ред. А.Райана (Н.L.A. Hart, “Between Utility and Rights”, in The Idea of Freedom, edited by A.Ryan, Oxford, 1979). Более подробно утилитаризм рассматривается в работе Дж.Гриффина “Благополучие: его смысл, критерии и моральное значение” (J.Griffin, Well-being Its Meaning, Measurement and Moral Importance, Oxford, 1983).

Вопрос о либерализме, ориентированном на права граждан, рассматривается, в частности, в работах: Дж. Ролз. “Теория справедливости” и “Политический либерализм” (J.Rawls, A Theory of Justice, Cambridge, Mass., 1971; Political Liberalism, New York, 1993); P.Нозик. “Анархия, государство и утопия” (R.Nozick, Anarchy, State and Utopia, Oxford, 1974); P.Дворкин. “Дело принципа” и “Империя закона” (R.Dworkin, А Matter of Principle, Oxford, 1985, Law's Empire, London, 1986).

Об общинности см., в частности, работы: А. Макинтайр. “После добродетели” (A.Maclntyre, After Virtue, London, 1981); К.Тейлор. “Источники своего 'я'” (С.Taylor, Sources of the Self, Cambridge, 1990); M.Уолцер. “Сферы справедливости” (M.Walzer, Spheres of Justice, New York, 1983); M.Сэндел. “Либерализм и пределы справедливости” (M.Sandel, Liberalism and the Limits of Justice, Cambridge, 1982).

Дискуссия между либералами и сторонниками общинности рассматривается в работах: У.Кумличка. “Либерализм, община и культура” (W.Kumlicka, Liberalism, Community and Culture, Oxford, 1989); С.Малхолл и А.Свифт. “Либералы и общинники” (S.Mulhall and A.Swift, Liberals and Communitarians, Oxford, 1992).

 

3. Дилемма современной демократии

 

Алексис де Токвиль. “Старый порядок и революция” (Alexis de Tocqueville, The Ancient Regime and the Revolution. Introduction by Н.Brogan, London, 1976); Б.Мур. “Социальные истоки диктатуры [с.293] и демократии” (В.Moore, The Social Origins of Dictatorship and Democracy, London, 1984).

Фюстель де Куланж. “Античный город: исследование по вопросам религии, законов и институтов Греции и Рима” (Fustel de Coulanges, The Ancient City: A Study on the Religion, Laws and Institutions of Greece and Rome, New York, reprinted 1980).

Бенжамен Констан. “Политические сочинения”, под ред. Б. Фонтана (Benjamin Constant, Political Writings, edited by B. Fontana, Cambridge, 1988).

О классической республиканской традиции см. трактат Жан-Жака Руссо “О науках и искусствах” в книге “Рассуждения и другие политические сочинения раннего периода” под ред. В. Гуревича (Jean-Jacques Rousseau, “On The Arts and Sciences” in The Discourses and Other Early Political Writings, edited by V.Gourevitch, Cambridge, 1997); Дж.Г.А. Покок. “Макиавеллиевский момент” (J.G.A. Pocock, The Machiavellian Moment, Princeton, 1975);

К.Скиннер. “Основы современной политической мысли” (Q.Skinner, The foundations of Modern Political Thought, Cambridge, 1978).

Франсуа Гизо. “История представительной формы правления” (Francois Guizot, The History of Representative Government, London, 1852).

P.Так. “Теория естественных прав” (R.Tuck, Natural Rights Theory, Cambridge, 1979).

Бернар де Мандевиль. “Басня о пчелах, или Частные пороки и общественное благо”, под ред. Филлипа Харта (Bernard de Mandeville, The ЕлЫе of the Bees, or Private Vices, Public Benefits, edited by Phillip Harth, Harmondsworth, 1970).

С.Лукс. “Индивидуализм” (S. Lukes, Individualism, Oxford, 1973).

 

4. Как Британия потеряла свой голос

 

В данной главе развиваются аргументы, впервые выдвинутые мною в статьях: “Бессилие средних классов Великобритании” (L. Siedentop, “The Impotence of the British Middle Classes”, The Spectator, 30 December, 1978); “Господин Макмиллан и стиль эпохи короля Эдуарда” (L. Siedentop, “Mr. Macmillan and the Edwardian Style”, in The Age of Affluence, edited by V.Bogdanor and R. Skidelsky, London, 1970); “Тэтчеризм и конституция” (L. Siedentop, “Thatcherism and The Constitution”, The Times Literary Supplement, 26 January, 1990). [с.294]

“Век изобилия”, под ред. В. Богданора и Р. Скидельски (The Age of Affluence, edited byV. Bogdanorand R. Skidelsky, London, 1970).

“Тэтчеризм”, под ред. Р. Скидельски (Thatcherism, edited by R. Skidelsky, Oxford, 1988).

В. Богданор. “Передача полномочий в Великобритании”. V. Bogdanor. Devolution in the United Kingdom, Oxford, 1999).

 

5. О значимости конституций

 

Здесь я также продолжаю развивать аргументы, изложенные мною в работе “Политическая теория и идеология: история государства” (L. Siedentop, “Political Theory and Ideology: the Case of the State” in The Nature of Political Theory, edited by D.Miller and L. Siedentop, Oxford, 1981).

К. Дайсон. “Государственная традиция в Западной Европе” (К. Dyson, The State Tradition in Western Europe, Oxford, 1980).

Дж. Гоф. “Общественный договор: критическое исследование его развития” (J.Gough, Social Contract: A Critical Study of Its Development, Westport, Conn., 1958).

Г.Дж.Абрахам. “Свобода и суд: гражданские права и свободы в США” (H.J.Abraham, Freedom and the Court: Civil Rights and Liberties in the United States, Oxford, 1998).

Франсуа Гизо. “История цивилизации в Европе” (Francois Guizot, The History of Civilization in Europe, edited with an introduction by L. Siedentop, Harmondsworth, 1997).

О других точках зрения на национализм см. Е. Гелльнер. “Нации и национализм” (Е. Gellner, Nations and Nationalism, Oxford, 1994) и Д. Миллер. “О национальности” (D. Miller, On Nationality, Oxford, 1995).

 

6. Три формы государственного устройства

 

Приводимые в данной главе аргументы были впервые изложены мною в статье “Модели для Маастрихта” (I.. Siedentop, “Models for Maastricht”, Financial Times, 13 August, 1992).

Желающие ознакомиться с более детальным сравнительным анализом различных форм государственного правления могут обратиться к следующим работам: С.Е.Файнер. “Сравнительный анализ форм государственного правления” (S.Е.Finer, Comparative Government, London, 1970); Дж.Сартори. “Сравнительный анализ конституционного строительства” (G. Sartori, Comparative [с.295] Constitutional Engineering, London, 1997); P. Хейг, М. Хэрроп, С. Бреслин. “Сравнительный анализ форм государственного правления и политика” (R. Hague, М. Harrop and S. Breslin, Comparative Government and Politics, London, 1992). Более углубленно вопросы конституционной теории рассматриваются в работах М. Вайла “Конституционализм и разделение властей” (М. Vile, Constitutionalism and the Separation of Powers, Oxford, 1967) и Г. Маршалла “Конституционная теория” (G. Marshall, Constitutional Theory, Oxford, 1980).

Процессы демократизации последних лет во Франции рассматриваются в книгах: В.А. Шмидт. “Демократизация Франции: политическая и административная история децентрализации”, (V.A. Schmidt, Democratizing France: The Political and Administrative History of Decentralization, Cambridge, 1991); “Конец французского унитарного государства? Десять лет регионализации Франции, 1982-1992 гг.” (The End of the French Unitary State? Ten Years of Regionalization in France, 1982-1992, edited by J.Loughlin and S.Mazey, London, 1995); и “Новые явления в политической жизни Франции” (Developments in French Politics, edited by R. Hall, J. Hayward and H. Machin, London, 1990).

Интересный анализ факторов, угрожающих системе разделения властей с точки зрения американца, содержится в статье Обри Смита “Нормотворческая деятельность исполнительной власти и урегулирование споров во Всемирной торговой организации: предложение о расширении участия политических представителей” (Aubry Smith, “Executive Branch Rulemaking and Dispute Settlement in the World Trade Organization: a proposal to increase political participations”, Michigan Law Review, 94, p. 1267, 1996).

 

7. Создание открытого политического класса

 

Йозеф Шумпетер. “Капитализм, социализм и демократия” (Joseph Schumpeter, Capitalism, Socialism and Democracy, London, 1961). В более сжатом виде аргументы Шумиетера изложены в его статье “Две концепции демократии” (“Two Concepts of Democracy”, in Political Philosophy, edited by A. Quinton, Oxford, 1967).

В качестве примеров, иллюстрирующих различные взгляды на так называемую ревизионистскую, или рыночную, модель демократии, можно назвать следующие работы: см. Дж. Пламенац. “Демократия и иллюзия: некоторые аспекты современной демократической [с.296] теории” (J. Plamenatz, Democracy and Illusion, an Examination of Certain Aspects of Modem Democratic Theory, London, 1973); Дж. Лайвли. “Демократия” (J. Lively Democracy, Oxford, 1975); К. Пейтман. “Вовлеченность и теория демократии” (С. Pateman, Participation and Democratic Theory, London, 1975).

Данные о суммах отчислений из бюджетов различных стран, обнародованные правительством Германии, см. в газете “Файнэншл тайме” за 17 сентября 1998 года. Позднее в газете “Файнэншл тайме” за 8 октября 1998 года были опубликованы данные Брюссельской комиссии (“Financing the European Union”, The Financial Times, 8 October, 1998). Несмотря на некоторые расхождения, в целом данные совпадают.

О первой реакции Миттерана на воссоединение Германии рассказывает историк Жозеф Рован в своем интервью газете “Фигаро” (Le Figam) за 10 ноября 1999 года.

 

8. Европа и глобальный рынок

 

Идея того, что я называю “теорией победы капитализма”, впервые выдвинута в книге Фрэнсиса Фукуямы “Конец истории и последний человек” (Е Fukuyama, The End of History and the Last Man, London, 1992). С теорией катастрофы капитализма можно ознакомиться в работах двух авторов: Дж.Голдсмита (J. Goldsmith, The Trap, London, 1994) и Дж. Грэя (J. Gray, Enlightenment's Wake, London, 1995, Endgame, London, 1997).

О взаимосвязи протестантизма и капитализма см. работы: Макс Вебер. “Протестантская этика и дух капитализма” (Max Weber, The Protestant Ethic and theSpirit of Capitalism, London, 1930); P.Г. Тони. “Религия и подъем капитализма” (R.H. Tawney, Religion and the Rise of Capitalism, London, 1938).

Фюстель де Куланж. “Античный город” (Fustel de Coulanges, The Ancient City, New York, 1980).

Эта цитата взята нами из работы Франсуа Гизо “История цивилизации во Франции” (Francois Guizot, Histoire de la Civilisation en France, Paris, 1840, Vol. I, pp. 325-326). Интересное сравнение древнеримских и средневековых городов, имевших самоуправление, дается в одной из глав в той же работе (Ibid., Vol. IV, pp. 259-276). Вопрос о взаимосвязи между христианством и крахом рабовладельческого строя рассматривается в многочисленных работах, предмет которых значительно шире, чем проблемы, затрагиваемые мною в данной главе. Читателям было [с.297] бы полезно ознакомиться с недавней постмарксисткой трактовкой перехода от античного периода к феодализму, в которой роль церкви не принижается, в работе Г.Буа. “Преобразование 1000-го года: деревня Лурнар от античности до феодализма” (G.Bois, The Transformation of the Year One Thousand: The Village of Lournard from Antiquity to Feudalism, Manchester and New York, 1992).

 

9. Европа и Соединенные Штаты

 

Алексис де Токвиль. “О демократии в Америке”. (Alexis de Tocque-ville, Democracy in America. Introduction by A. Ryan, London, 1994).

Луи Харц. “Либеральная традиция в Америке” (Louis Hartz, The Liberal Tradition inAmerica, New York, 1955).

Исторический фон развития американского популизма лучше всего представлен в работах Ричарда Хофстадера “Эпоха реформ: от Брайана до Ф.Д.Р.”, “Американская политическая традиция” и “Анти-интеллектуализм в жизни Америки” (Richard Hofstader: The Age of Reform: from Bryan to F.D.R., New York, 1955; The American Political Tradition, London, 1962; Anti-Intellectualism in American Life, New York, 1963).

О социальных переменах в США и о политических последствиях этих перемен см., например, работы: Дж. Басе и У. Де Врис. “Преобразование политической жизни Юга” (J. Bass and W. De Vries, The Transformation of Southern Politics, New York, 1976) и М.Казин. “Убедительность популизма” (М. Kazin, The Populist Persuasion, Ithaca and London, 1995).

 

10. Европа, христианство и ислам

 

Эмиль Дюркгейм. “Элементарные формы религиозной жизни” (Emile Durkheim, The Elementary forms of the Religious Life, New York, 1995).

Идеи, рассматриваемые в данной главе, впервые изложены мною в статье “Либерализм: связь с христианством”, которая была опубликована в литературном приложении к газете “Тайме” за 24 марта 1989 года (“Liberalism: the Christian Connection”, The Times Literary Supplement, 24 March, 1989).

О том, что Карл Великий требовал у своих подданных принесения клятвы, говорится, в частности, в работах Эдварда Джонса “У истоков Франции” (Edward Jones, The Origins of France, London, [с.298] 1982, pp. 165-166) и Р.Коллинза “Ранее средневековье в Европе, 300-1000 гг.” (R.Collins, Early Medieval Europe, 300-1000, London, 1999, pp. 306-3088). О языке указов Карла Великого см. работу П. Кинга “Карл Великий: переведенные источники” (Р. King, Charlemagne: Translated Sources, Kendal, 1987), по всем источникам.

Пожалуй, наиболее полно эта тема раскрыта в следующих работах Исайи Берлина: “Четыре эссе о свободе” (Isaiah Berlin: Four Essays on Liberty, London, 1979), “Вико и Гердер”, (Vico and Herder, London, 1976) и “Истоки романтизма” (The Roots of Romanticism, edited by Henry Hardy, London, 1999). С теплым чувством о жизни Берлина пишет Михаил Игнатьев (Michael Ignatieff, Isaiah Berlin, London, 1998). Более подробно либерализм Берлина, особенно его “плюрализм ценностей”, рассматривается в работе Джона Грэя (John Gray, Berlin, London, 1995). [с.299]

 

предыдущая

 

следующая
 
содержание
 

Сайт создан в системе uCoz