предыдущая |
следующая |
|||
оглавление |
Источник:
Гегель Г.В.Ф. Работы разных лет: 2 т. – Т. 2. /
Сост., общ. ред. А.В. Гулыги. – М.: Мысль, 1971. С. 7–209.
Красным шрифтом в квадратных скобках обозначается конец текста на соответствующей странице печатного оригинала указанного издания
ВТОРОЙ КУРС. СРЕДНИЙ КЛАСС
ФЕНОМЕНОЛОГИЯ ДУХА И ЛОГИКА
ВТОРОЙ ОТДЕЛ. ЛОГИКА
Первая часть. Бытие
Первый раздел. Качество
§ 8
Качество есть непосредственная определенность, изменение которой есть переход в нечто противоположное.
А. Бытие, ничто, становление
§ 9
Бытие есть простая бессодержательная непосредственность, имеющая свою противоположность в чистом Ничто, а их соединение представляет собой становление: как переход от ничто к бытию – это возникновение, наоборот – прехождение. <Здравый человеческий рассудок, как часто называет себя односторонняя абстракция, отрицает соединение бытия и ничто. Либо бытие есть, либо его нет. Третьего >не дано. То, что есть, не начинается. То, чего нет, – тоже. Именно поэтому рассудок и утверждает невозможность начала.
В. Наличное бытие
§ 10
Всякое наличное бытие есть возникшее, определенное бытие, т.е. бытие, обладающее вместе с тем отношением к чему-то другому, следовательно, к своему небытию. [c.95]
§ 11
а) Всякое наличное бытие есть поэтому некоторое внутри себя разделенное бытие. С одной стороны, оно существует само по себе, с другой стороны, обладает отношением к другому. Наличное бытие, мыслимое с этими двумя определениями, есть реальность.
§ 12
b) Нечто наличие существующее обладает отношением к иному. Иное же есть на лично существующее как небытие нечто. Последнее поэтому имеет прежде всего некоторую границу или предел и является конечным. То, каким нечто должно быть само по себе, есть его определение.
§ 13
Каково нечто для иного, как оно взаимосвязано с иным, а стало быть, само по себе также непосредственно положено иным, таков его характер (Beschaffenheit).
§ 14
Каково нечто как по себе, так и для иного в себе, такова его определенность или же качество. Граница не есть лишь простое прекращение, но она принадлежит этому нечто самому по себе.
§ 15
с) Благодаря своему качеству, т.е. благодаря тому, что оно есть, нечто подвержено изменению. Оно изменяется, поскольку его определенность в связи с иным становится устроенностью.
С. Для–себя–бытие
§ 16
Поскольку характер вещи вследствие изменения вообще снимается, снимает себя и само это изменение. [c.96] Тем самым бытие вернулось в себя самого и исключает из себя иное. Оно есть [теперь] для себя.
§ 17
Оно есть одно, соотносящееся только с самим собой, а по отношению ко всему иному отталкивающее.
§ 18
Это исключение есть вместе с тем и некоторое отношение к иному и, следовательно, действует вместе с тем притягивающе. Нет отталкивания без притяжения, и наоборот.
§ 19
Иными словами, отталкиванием одного непосредственно положены многие одни. Но все эти одни не отличены друг от друга. Одно – то же, что другое. Тем самым в равной мере положено и их снятие, притяжение.
§ 20
Одно есть для-себя-сущее, абсолютно отличающее себя от других. Но так как различие менаду ними, их отталкивание снимается в притяжении, то это различие положено как снятое различие и тем самым перешло в другое определение, в количество. (Нечто без своей границы ничего не значит. Если я изменю границу нечто, то оно перестает быть тем, что есть. Если я изменю границу поля, то поле останется полем и станет только больше Но я изменил тут его границу не как поля, а как некоторого ограниченного количества (Quantum). Изменить его границу как поля означало бы превратить его, например, в лес.).
Второй раздел. Количество
§ 21
Нечто есть то, что оно есть благодаря качеству. С изменением качества изменяется не просто какое-то [c.97] из определений, присущих этому нечто или же этому конечному, а само это конечное. Количество же, напротив, представляет собой определение, составляющее уже не природу самой вещи, а некоторое безразличное отличие, с изменением которого вещь остается тем, что есть.
§ 22
Количество есть снятое для-себя-бытие или же Одно. Внутри себя самого оно есть, следовательно, ничем не нарушаемая непрерывность. Но так как в количестве содержится также и Одно, то в нем есть и момент дискретности.
§ 23
А. Величина либо непрерывна, либо дискретна. Однако каждому из этих двух видов величины присуща как дискретность, так и непрерывность с той лишь разницей, что у дискретной величины принципом является дискретность, а у непрерывной – непрерывность.
§ 24
B. Величина, или количество как ограниченное количество, есть некоторое “сколько” (Quantum). Так как эта граница по своей природе не есть нечто определенное, то всякое ограниченное количество можно увеличивать или уменьшать до беспредельности.
§ 25
Граница ограниченного количества в форме его в-себе-бытия дает интенсивную величину, в форме же внешнего существования – экстенсивную величину. Но нет такого интенсивного, что не имело бы формы экстенсивного наличного бытия, и наоборот.
§ 26
C. Ограниченное количество само по себе не имеет определенной границы. Нет, следовательно, такого ограниченного количества, сверх которого нельзя было бы взять какого-нибудь большего или меньшего количества. Ограниченное количество, о котором говорят, что [c.98] оно последнее, и сверх которого уже не берут ничего большего или меньшего, называют обычно бесконечно большим или бесконечно малым.
§ 27
Но тем самым оно вообще перестает быть ограниченным количеством и для себя = 0. Оно сохраняет еще значение только как определение некоторого отношения, в котором оно для себя не имеет уже никакой величины и служит только определением по отношению к некоторому другому ограниченному количеству. Это и есть более точное понятие математического бесконечного.
§ 28
Бесконечное в общем-то выступает в бесконечной прогрессии сначала как процесс устранения границы, будь она качественной или количественной, когда граница эта рассматривается как нечто позитивное и потому вопреки отрицанию возникает все вновь и вновь. Но истинно бесконечное, если понимать границу как отрицание, является отрицанием отрицания. В истинно бесконечном выход за пределы конечного уже не приводит к установлению какой-то новой границы, напротив, снятие границы приводит к восстановлению наличного бытия в равенстве с собой.
§ 29
Тот факт, что ограниченное количество снимает себя в бесконечном, означает, что безразличное внешнее определение, каким является ограниченное количество, снимает себя и становится внутренним, качественным определением.
Третий раздел. Мера
§ 30
Мера, если она определена не внешне, а природой вещи, качеством, есть специфическое “сколько”. [c.99]
§ 31
В количественном изменении, в процессе увеличения или уменьшения, который совершается внутри меры, происходит и спецификация, так как безразличное внешнее возрастание и убывание величины вместе с тем определяется и модифицируется при этом самой природой вещи.
§ 32
Когда изменяется мера вещи, изменяется сама вещь, и нечто, переходя свою меру, увеличиваясь или уменьшаясь сверх меры, исчезает. [c.100]
предыдущая |
следующая |
|||
оглавление |