предыдущая |
следующая |
|||
оглавление |
Политическое обеспечение бизнеса: Учебное пособие / Под peд. Ю.С. Коноплина. – М.: Изд-во МАИ, 1995. – С. 37–44.
Красным шрифтом в квадратных скобках обозначается конец текста на соответствующей странице печатного оригинала указанного издания
Формирование политических интересов, в частности мелкого и крупного бизнеса, в котором огромная роль отводится политическим коммуникациям, тесно связано с формированием политического поля, определяющего границы новых социальных добродетелей, границы доминирующих ценностей, стиля жизни, а главное – распределения капитала и прибыли, материальных благ и услуг. [c.37]
Социально-политическая действительность в значительной мере представляет собой то, что делают из нее в каждый ее момент политические субъекты и агенты политики и какое влияние они оказывают в каждый конкретный момент в соответствии со своими притязаниями и интересами. Важно установить ранжирование разных видов капитала по объему и структуре с тем, чтобы проследить специфические интересы субъектов политики, их конкретную позицию в политическом поле. Специфика интересов партий, профсоюзов, включая государство и разные общественные и благотворительные организации, состоит в постоянном пересмотре практических вопросов (экономических, политических, социальных), что, снимая старые проблемы в обществе, вызывает к жизни новые противоречия, требующие очередного разрешения.. Собственно, это и есть логика развития политического поля, а значит, и политических интересов, порождающая новые политические программы и платформы, выдвижение новых претендентов, мобилизацию сторонников тех или иных программ, поляризация которых ведет к поляризации в политическом поле.
Вектор политического развития является результатом спроса и предложения в инкорпорированной среде, т.е. в среде, которая не организована институционально или структурно, но которая идентифицирует себя с определенными слоями, группами, общностями и даже классами. Здесь действуют разные факторы, начиная с экономических интересов, политических пристрастий, мифологии сознания и разного рода иллюзий, жизненных позиций и убеждений, культурных и религиозных традиций и канонов, уровня и качества жизни, профессиональных ориентации, образования и др. Т.е. имеются в виду родственные, возрастные, религиозные, региональные, профессиональные и др. интересы, которые выражаются через отдельных лиц, семью, церковную или национальную общину, коллектив и т.д.
Весь процесс выработки и принятия политического решения, конкретной политической программы или платформы, подведение к их одобрению и принятию инкорпорированной средой и является в сущности артикуляцией интересов, которая, как правило, носит нерегулярный характер. Индивидуальная траектория интереса обычно развивается в границах интересов группы, общности, слоя, занимающих неопределенные позиции в социальном и, тем более, в политическом пространстве. Отсюда – большой разброс в политических диспозициях и непрерывная их трансформация. Границами протеста и трансформации позиций является признание установленного порядка и законопослушание.
Иными словами, происходит признание каких-то доминирующих ценностей в обществе, которые и являются установленным порядком. Как правило, это более или менее удачный эталон [c.38] доминирующих в обществе слоев, их ценностей как духовных, так и материальных. Поэтому в мирный период развития политического процесса производство политических и легитимных ценностей является монополией профессионалов. Инкорпорированная среда в такие периоды, как правило, тяготится необходимостью принимать участие в обсуждении или принятии политических решений. Аполитичность является главной характеристикой ее политического состояния. Артикуляция интересов идет в русле добровольного подчинения требованиям и ограничения собственных интересов в рамках функционирования конкретного политического поля. Однако монополия профессионалов и цензовая логика развития, принуждение, довлеющее над 'выбором, безусловная преданность политическим ярлыкам и безоговорочное делегирование прав своим представителям, как это было в советский период, когда КПСС монополизировала власть, делает политический рынок, неконкурентоспособным и несвободным.
Естественно, что те, у кого нет собственного выбора, кроме отказа от интереса в пользу партии, еще больше становятся аполитичными, уходят в частную жизнь. С другой стороны, доминирующие политические слои получают монополию на производство и навязывание институционализированных политических интересов, накопление аполитичного заряда в инкорпорированной среде дает со временем мощный разряд в виде выступлений, митингов, революций против политического бессилия и отсутствия свободы выбора. Это может принять любые формы – от конкретных требований смещения определенных лиц и изменения определенных политических позиций (как, например, ликвидация одиозной 6-й статьи Конституции СССР 1977 года), до требований антипарламентаризма в предоктябрьский период 1993 года, и даже до требования восстановления монархии, т.е. до попытки замены старой монополии новым эквивалентом. Монополия политиков при экспроприации прав большинства может быть успешной лишь в случае их высокого профессионализма и компетентности, хотя и это условие необходимое, но недостаточное, а в любом другом случае рассчитывать на успех не приходится.
Совершенно другая картина артикуляции интересов в условиях свободного рынка, когда положение политика зависит не только от его образования, квалификации, профессионализма, но и от умения быть оратором, владеть политическими языковыми формами, понятными и доступными широким массам, владеть диалектикой и логикой спора, умением внушить действительную истинность представляемых политических идей.
В условиях свободного рынка идет борьба за умы и симпатии в некорпорированной среде между представителями разных политических направлений и политическое поле формируется между [c.39] полюсами, как правило, двумя ведущими партиями как, например, в американской системе, или двумя релевантными партиями в многопартийной системе или системе два плюс..., подобной ФРГ. Это, собственно, имеет смысл только лишь как результат игры и конкуренции противоположных тенденций, что позволяет в определенной мере снять общественную напряженность, т.к. у населения появляется иллюзия возможности изменения политической ситуации вполне законным демократическим путем, исключая крайнюю революционную агрессивность. Снятие напряжения, как правило, происходит посредством выборов. Артикуляция интересов может идти в направлении конвергентных линий, сближающих позиции платформ и политических деятелей, а может и по дивергентным линиям, разводящим полюса в разные стороны. На графике это будет выглядеть следующим образом.
Конвергентный центр на пике требований. Он является консенсусной точкой разных направлений |
Дивергентный центр внизу. Чем больше требований, тем сильнее расходятся интересы и образуются разные политические полюса |
Таким образом, интересы инкорпорированной среды могут быть представлены лишь в том случае, если эти интересы становятся оружием в борьбе за политическое лидерство и за монопольное право высказываться и действовать от части этой среды. Артикуляция интересов инкорпорированной среды, как уже отмечалось, носит нерегулярный характер, и следовательно, имеет недостаточную организацию деятельности и действий.
Совсем иная картина наблюдается в артикуляции интересов организованных групп, партий, профсоюзов, объединения бизнесменов, религиозных” и национальных ассоциаций, а также [c.40] гражданских групп, представляющих, к примеру, экологическое движение и др. организации.
Организованные группы ищут средства для артикуляции своих интересов с целью воздействия на политическую элиту. Эти средства имеют широкий диапазон – от выдвижения требований, проведения демонстраций и митингов, опираясь при этом на инкорпорированные слои, до использования личных связей, личного влияния и возможности входить в кабинеты высших лиц из политических кругов. Кстати, и сама политическая элита может выступать в роли самостоятельной группы, имеющей собственные интересы в артикуляции масс. В данном случае речь идет о разнообразной сети коммуникативных связей, среди которых огромная роль отводится средствам массовой информации, включая радио- и телевещание, прессу, а также институты самого государства, которые активно используются политической элитой в собственных интересах.
Артикуляция интересов может быть явной и скрытой, т.е. носить характер явных требований или выражаться настроениями либо даже формой поведения, которые политическая система должна учитывать. Так, к первому случаю относятся требования профсоюзов о срочных социальных мероприятиях: об индексации пенсий, заработной платы бюджетных сфер и т.д., а ко второму, например, поведение фракций парламента, когда не говорят “нет”, но и не голосуют за проект закона или, еще хуже, не являются на заседания с тем, чтобы не было кворума при голосовании какого-то вопроса или законопроекта.
А если речь идет об артикуляции интересов инкорпорированной среды, то скрытый характер может проявляться в аполитичности, игнорировании избирательных кампаний или отрицательном голосовании по всем пунктам.
Часто бывает, что артикуляция интересов ведется через требования конкретные и общие. Общие требования не нуждаются в немедленной реакции государства, но зато могут получить поддержку в инкорпорированной среде. Обычно это популистские требования, не только учитывающие интересы широких слоев населения, но и воздействующие на гражданские чувства идеологемы. Таковы, например, требования лишения льгот и привилегий высшей политической элиты, всплывающие в период борьбы за власть, или требование борьбы с коррупцией, что тоже приятно щекочет нервы граждан и имеет, скорее, эмоциональную окраску в отличие от конкретных требований, которые носят инструментальный характер, как, допустим, заключение соглашений по тому или иному вопросу с четко оговоренными границами решения и последующими результатами.
Общие требования удобны не только возможностью артикуляции инкорпорированной среды, но и возможностью скрывать [c.41] истинные интересы организованных групп. Такая манипуляция общественными интересами может вызвать неадекватные представления в массах, и они вместо того, чтобы поддержать органы власти и демократические институты, могут оказаться во взрывоопасной ситуации. Меньше всего от этого страдают развитые в экономическом отношении страны, которые и являются наиболее стабильными в политическом отношении. С другой стороны, Россия сегодня относится как раз к тем странам, где чаще всего возникают неадекватные интересы, не стыкующиеся с интересами политических кругов. Это связано, во-первых, с тем, что недостаточно полно представлены социально-экономические интересы доминирующих слоев населения, во-вторых, с тем, что сами организованные группы разобщены, дезинтегрированы и действуют самостоятельно, без координации друг с другом, что естественно вносит диссонанс в политическое развитие. И, наконец, многое зависит от распределения власти между группами, а значит, и между различными интересами. Оптимальным вариантом является, конечно, агрегирование интересов различных групп, что позволяет создать политические альтернативы в политическом процессе с учетом разных слоев населения.
Таким образом, политическое поле является местом конкурентной борьбы за власть, где сама власть выступает своеобразным кредитом доверия группы доверителей, которые представлены различными слоями населения.
Что касается проблемы политических интересов бизнеса, особенно мелкого и среднего, то она сегодня в России до конца не осознается либо осознается крайне плохо. Экономический интерес не только связан с политическим интересом, но и подчас очень сильно зависит от политической артикуляции. Проблема свободы торговли, ввоза и вывоза в страну и из страны, проблема пошлин и налогов, прямых экономических связей и поставок, посредничества, инвестиций в производство, долгосрочное и краткосрочное кредитование – все это связано с политической деятельностью правительственных кругов и законодательных органов как высшего уровня, так и местного значения. Если предприниматель или бизнесмен имеет сиюминутный интерес, то он, естественно, не задумывается над проблемой политического менеджмента, а если у него долгосрочные планы, он должен отслеживать политический процесс, создавать собственные политические структуры, нанимать профессиональных политиков для лоббирования экономических и политических интересов. Иными словами, предпринимательство и бизнес должны встраиваться в политическое поле власти, агрегировать вокруг себя другие интересы и научиться менять силовые линии поля по своему усмотрению. Для этого очень важно в виде поддержки распространять свое влияние в инкорпорированной среде, создавать такие ценностные ориентации, [c.42] которые бы привлекали интересы средней, незаорганизованной массы людей. Без поддержки этих слоев у власти удержаться трудно. Пусть это будет не стопроцентная поддержка, а лишь 30%, но активная часть населения, которая придет отдать голоса за своих кандидатов на выборах. В условиях 60–70% избирательной активности населения это будет выглядеть как 40–50% голосовавших, что значительно для политической поддержки.
Для проведения успешной выборной кампании необходим политический маркетинг как система мероприятий по изучению политического рынка и активному воздействию на спрос инкорпорированной среды. Естественно, что политический рынок отличается от рынка экономического, где маркетинг по существу управляет потоками товаров и услуг, но есть и нечто общее, т.к. политический маркетинг – это тоже набор профессиональных политических методов, способов, приемов для управления интересами населения в целом и интересами каждого слоя в отдельности.
Именно политический маркетинг помогает власти балансировать между различными позициями, интересами, ценностными ориентациями и политическими потребностями, именно он создает устойчивость власти и консенсусное развитие общества, устраняя общественную взрывоопасность. По существу политический маркетинг – это вся организационно-техническая и политико-управленческая деятельность в обществе, регулирование процессов между производителями и потребителями, работодателями и наемными работниками, управляющими и управляемыми, политическими деятелями и гражданами, включая подготовку и проведение избирательных кампаний, которые играют огромную роль для последующей стабилизации политических и экономических циклов. Он состоит из набора разных способов и методов, включая избирательные технологии. Перечислим их:
1. Анализ социально-экономической ситуации, включая такие показатели, как: произведенный национальный доход, промышленная продукция, уровень жизни разных слоев населения, потребительская корзина, минимальный доход, прожиточный минимум и т.д.
2. Согласительный процесс, а именно согласование и координация действий всех ветвей власти по разным направлениям общественной деятельности, включая национальную и региональную политику, безопасность граждан и государства, стабильность социально-экономической жизни, развитие науки, культуры, образования, здравоохранения и т.д.
3. Анализ политической ситуации для осуществления политического консенсуса и выработки политической стратегии, составления информации об электорате, о круге возможных кандидатов, [c.43] их известности и финансовых возможностях, а также замеры общественного мнения.
4. Выработка политической и экономической программ или хотя бы набор мероприятий и реформ, способных улучшить состояние экономики и социальных сфер.
5. Подготовка и использование коммуникативных связей и каналов, включая средства массовой информации. Именно этому направлению отводится важнейшая роль в формировании политических и экономических интересов в обществе, т.е. в использовании разных средств воздействия на электорат. Сюда относятся: создание имиджа лидерам, формирование ценностных ориентации, формулирование политических идеологам, анализ реакции разных слоев, составление региональных, демографических и профессиональных карт.
6. Финансирование избирательных кампаний и референдумов и их реклама в средствах массовой информации.
7. Соблюдение равноправного партнерства в условиях политического плюрализма, начиная от рекламы и кончая финансированием. Особенно это касается самого периода выборов.
8. Разработка институциональных и процессуальных технологий как звеньев и методов принятия решений.
9. Учет конкретно-исторической обстановки и ее соотношение с национальной и религиозной традицией, с менталитетом общества.
10. Создание групп давления и поддержки по разным вопросам, а также финансирование этих групп или хотя бы материальное стимулирование, если работа ведется дискретно.
Это, конечно, самый общий подход к политическому маркетингу. При частном подходе, например, при анализе технологии избирательных кампаний, можно более конкретно рассмотреть этапы этой технологии. Но это уже тема другого исследования. [c.44]
предыдущая |
следующая |
|||
оглавление |