предыдущая |
следующая |
|||
содержание |
Авторские программы учебных курсов по политологии. /
Под общ. ред. проф. Ирхина Ю.В. – М.: МАКС Пресс, 2001. С. 85–109.
Красным шрифтом в квадратных скобках обозначается конец текста на соответствующей странице печатного оригинала указанного издания
Программа курса “Сравнительная политология: Запад – Россия – Восток” составлена в соответствии с государственным стандартом высшего профессионального образования. В ней содержится информация о требованиях, предъявляемых к изучению курса, представлены тематика и развернутое содержание всех его тем, списки рекомендуемой литературы.
Программа ориентирует преподавателей и студентов на изучение основных понятий и проблем сравнительной политологии в обществах Запада, России и Востока.
Программа рассчитана на бакалавров (специалистов) факультетов и отделений политологии, может быть использована студентами гуманитарных и социальных факультетов Университетов.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА
“СРАВНИТЕЛЬНАЯ ПОЛИТОЛОГИЯ: ЗАПАД – РОССИЯ – ВОСТОК”
Раздел 1
Запад: особенности становления н развития политической культуры
Тема 1. Введение в сравнительную политологи.
Тема 2. Политическая культура Запада: доминанты развития.
Тема 3. Становление западной политической традиции.
Тема 4. Христианские корни политической культуры Запада.
Тема 5. Политические идеалы буржуазных революций.
Тема 6. Западная демократия: реалии XX века.
Тема 7. Современная футурология о будущем западной цивилизации.
Раздел 2
Восток: политические идеи и политическая практика
Тема 8. У истоков политической культуры и государственности стран Востока.
Тема 9. Доктринальные основы политической культуры Востока: конфуцианство, буддизм, ислам.
Тема 10. Вызов Запада и ответ колониального Востока. Японский опыт модернизации. [c.85]
Тема 11. Политология развития стран Востока: идейно-политическое обоснование антиколониальной борьбы
Тема 12. Политология развития стран Востока: борьба двух миров за “третий мир”
Тема 13. Место и роль Востока в глобальных политических прогнозах и проектах.
Раздел 3
Россия: цивилизация и политическая культура
Тема 14. У истоков русской цивилизации.
Тема 15. Православие как духовно-нравственная основа русской культуры и русской цивилизации. Проблема власти в памятниках русской политической культуры древности и средневековья.
Тема 16. Православная монархическая государственность в России: теоретическое обоснование и политическая практика.
Тема 17. Западная политическая традиция в России.
Тема 18. Общественно-политические идеалы славянофильства.
Тема 19. Цивилизационная специфика советского периода.
Тема 20. Особенности современной российской государственности.
Тема 21. Проблема ненасилия в политической теории и практике ХХ века.
ПРОГРАММА КУРСА
“СРАВНИТЕЛЬНАЯ ПОЛИТОЛОГИЯ: ЗАПАД – РОССИЯ – ВОСТОК”
Раздел 1. Запад: особенности становления и развития политической культуры
Тема 1. Введение в сравнительную политологию
Сравнительная политология. Понятие компаративистики в современной политической науке. Сравнительный метод исследования. Западная парадигма: цивилизационно-культурологический (О. Шпенглер, А. Тойнби, Н.Я. Данилевский, П. Сорокин), формационный (К. Маркс), мир-системный (И. Валлерстайн, Ф. Бродель), богословский (теологический) подходы к исследованию исторического процесса. Понятие формации, цивилизации, культуры.
Политическая культура. Сравнительный анализ политических культур в цивилизациях различного типа: западно– и восточно-христианской, китайско-конфуцианской, индо-буддийской, арабо-мусульманской. Критерии сравнения.
Тема 2. Политическая культура Запада: доминанты развития
“Европейская”, “христианская”, “западная” цивилизации. Антропоцентризм, инновация, полицентризм власти как особенности развития западной цивилизации. “Полисный генотип” западной цивилизации. “Европеизм” как [c.86] политическая философия Запада. Христианские корни западной цивилизации. Роль христианской (западной) церкви в становлении европейской политической традиции. Понятие “аджорнаменто” в католицизме. Протестантский фактор в политической культуре Запада. Реализация инновационной парадигмы и оформление политического идеала “западной модели развития”. “Второй круг” полисного генотипа.
Тема 3. Становление западной политической традиции
Древняя Греция и Древний Рим: особенности языческого восприятия политических явлений. Полисная организация как типично греческая, высшая форма государственного бытия. Особенности античного способа производства. Полис как единство политической структуры и гражданского общества. Строение полиса: хора – подвластная сельскохозяйственная территория, комы – первичные ячейки экономики полиса (деревни), идеологический центр с соответствующим архитектурным ансамблем (агорой, театром, гимназией, административными зданиями, главной улицей, пересекающей город от агоры до ворот). Формы полисного правления: тирания, олигархия, тимократия, демократия; их особенности. Общее в полисной системе: а) органы власти (народное собрание, совет, магистраты, народный суд, союзы старших и младших мужчин); б) совпадение политического коллектива полиса с коллективом земельных собственников; в) гражданство полиса (система гражданских прав); связь между гражданином и государством; г) совпадение политической и военной организации; д) небольшие размеры гражданского населения и территории. Кризис полисной системы и его причины. Поиски выхода из кризиса в теории и на практике. Платон, Аристотель. Концепция панэллинизма. Особенности Римской республики. Система управления. Империй. Роль Сената. Полибиева система управления. Римское право. Эдикт Каракаллы. Язычество в политической культуре современного мира.
Тема 4. Христианские корни политической культуры Запада
Христианство как “код” для обозначения преемственности в истории Старого и Нового Света и единства форм западной цивилизации. У истоков Европы: столкновение римского и варварского миров, “великое переселение народов”, изменение этнографического состава европейских народов. 476-й год – политический рубеж средневековой Европы. Становление новых экономических отношений и оформление новой сословно-корпоратавной структуры. Христианизация Римской империи как основа создания новой Европы. Причины быстрого процесса евангелизации варварских народов. Разделение сфер политики и религии: государство и церковь, власть светская и духовная, “доктрина двух мечей”. Политическая теология. Августам Блаженный “О Граде Божьем”: разграничение морально-религиозной и политической сфер, функций церкви и государства. Теологический раскол христианства на Западную и [c.87] Восточную церкви (католицизм и православие). Социальная доктрина (“поучение”) католической церкви. Достижение временной земной цели – “человеческого общества”. Секуляризация и ее влияние на становление политической культуры Запада. Секуляризация основных институтов европейской жизни: от епископального города – к городской коммуне, от монастыря – к университету, от крестовых походов – к миссионерству и паломничеству. Секуляризация и ее роль в возникновении идей технократизма, атеизма, социализма. Реформация: идеал деятельной веры (“оправдание верой”), деятельного человека и деятельного отношения к божественному творению –природе. Протестантизм и политика. Особый смысл понятия “Европа” в западном христианском мировоззрении. Геоцентризм и евроцентризм христианина-европейца. Современная доктрина европеизма. Христианская (западная) церковь как объединяющее начало западного мира “сверху”, ее роль в создании транснациональной структуры. Христианская вера (католицизм) как объединяющее начало западного мир “снизу” и ее роль в формировании “общего сознания”. Экуменизм и политика.
Тема 5. Политические идеалы буржуазных революций
Буржуазные революции XVII в. Политическая программа английской революции. Роялисты, индепенденты, левеллеры, диггеры. Американская борьба за независимость (1775–1783). Радикальное и умеренное крыло американской революции. Великая французская революция (1789–1794). Конституционалисты, жирондисты, якобинцы. Становление нового экономического уклада, зарождение третьего сословия, формирование новых государственных структур и их политико-правовое оформление. Либеральная тенденция в политической теории и практике XVII–XVIII вв.: идея естественных прав человека, общественного договора, теория разделения властей. Декларация независимости США (4 июля 1776 г.), Конституция США (1787), Билль о правах человека (1789), Декларация прав человека и гражданина (Франция, 26 августа 1789 г.) как воплощение либеральных принципов. Эгалитаризм в политике. Политический радикализм (идеология якобинцев). Контрреволюция и консерватизм. От буржуазных революций XVII-XVIII вв. к расцвету парламентаризма и либерального мировоззрения в XIX в. Либерально-республиканская и консервативно-монархическая традиции в политической культуре современного западного общества. Либерально-консервативный консенсус XX в.
Тема 6. Западная демократия: реалии XX века
Демократий как обязательный компонент политической культуры Запада. Что включает в себя понятие “западная демократия”? Критика классической теории демократии Нового времени современной западной политологией: смена парадигмы “от идеи к действительности” парадигмой “от действительности к [c.88] теории”. Влияние теоретических поисков на политический процесс. Принцип либеральной демократии И.Шумпетера: “Индивиды борются за власть, народ голосует”. Плюралистическая теория демократии: политический процесс как взаимодействие групп и групповых интересов. Дж. Мэдисон о сочетании принципа демократии с принципами индивидуализма и либерализма. Концепция группового участия в политике (теория заинтересованных групп) А. Бентли. Элитарная теория демократии: политический процесс как борьба различных групп и интересов. Элита и массы. Демократия участия (партисипаторная теория демократии): создание политической системы, сочетающей принципы прямой и представительной демократии. Становление политических институтов западной демократии. Национальные и наднациональные (транснациональные) политические институты. Специфика внешнеполитической деятельности государств и других политических институтов. Международные политические и неполитические организации и движения. Формы международных связей. Демократический идеал западного общества в мировой политике (приоритет общечеловеческих ценностей в выборе путей решения глобальных проблем человечества) и реалии современных международных отношений.
Тема 7. Современная футурология о будущем западной цивилизации
Контуры будущего: предвидение, прогнозирование, футурология. Идея общественного прогресса и ее альтернативы. Глобальные проблемы современности. Глобальное моделирование. Деятельность Римского клуба. Теорема Томаса. “Модели мира” М. Медоуза. “Человечество у поворотного пункта”. Финалистские концепции катастрофизма. От “футуршока” к “третьей волне” А. Тоффлера. “Мегатренды” Дж. Нейсбита. Экогуманизм: “зеленая альтернатива”. Социальная утопия и антиутопия. Христианские футурологические концепции. Экуменизм. Политическая футурология. Глобальные субъекты на мировой арене. “Имперский глобализм”: национальные интересы и интересы человечества. “Либеральная модель” мирового развития. XXI век: “путь к рабству” или “конец истории”.
Раздел 2. Восток: политические идеи и политическая практика
(традиции и современность)
Тема 8. У истоков политической культуры и государственности стран Востока
Запад есть Запад, Восток есть Восток? Цивилизации (по А. Тойнби), их взаимодействие. Общечеловеческие ценности и цивилизация. Диалог культур или навязывание верований. Восток глазами Запада. Марксова концепция “азиатского” способа производства. Азиатская община. Платоновское идеальное государство в восточно-западных сопоставлениях. Вертикальная социальная мобильность в сословно-кастовом обществе. “Цивилизованное варварство” [c.89] Запада. Востокоцентризм как ответ на вызов Запада. Восточный менталитет. Восточные деспотии и современные демократии. Ассоциации и общины. Функции деспотического государства. Феномен власти-собственности. Перераспределительная функция патерналистского государства. Сильное местное самоуправление – слабость деспотии. Гипотеза К.Виттфогеля. Восточная деспотия и тоталитаризм.
Тема 9. Доктринальные основы политической культуры Востока:
конфуцианство, буддизм, ислам
Политическая культура Китая. Путь политика. Принципы управления. Образцовый чиновник. Критики и последователи Учителя. Принцип равных возможностей. Школа логистов-законников и Шан Ян. Сближение конфуцианства и легизма. Доминанты политической культуры. Китайская мир-империя. Индо-буддйская политическая культура. Буддизм и власть. Образцовый правитель. Буддийский мессианизм. Компоненты политической традиции. Буддийский культурный ареал. Мухаммад, Коран и халифат. Идеал “добродетельного города”. Халифат и халифы. “Консультативная демократия”. Имамат и имамы. Исламский мессианизм. Книжники-улемы. Принципы социальной политики. Независимый суд. Цель и средства. Джихад – борьба за веру.
Тема 10. Вызов Запада и ответ колониального Востока. Японский опыт модернизации
Арии в Древней Индии. Империя Александра. Крестовые походы. Кочевая империя монголов. “Желтый крестовый поход” и крестоносцы. Ранний колониализм. Смена мир-империи мир-экономикой в Европе. Реакция Востока на вызов Запада. Колонии и полуколонии. “Передовая” Европа и “отсталая” Азия. Первичная и вторичная модели буржуазного развития. Вторичная модель и Япония. Революция (обновление, реформы, реставрация) Мэйдзи. Японский “третий путь”, уникальность опыта модернизации.
Тема 11. Политология развития стран Востока: идейно-политическое обоснование антиколониальной борьбы
Первая в Азии республика и Сунь Ятсен. Ненасилие сильных. Популизм на Востоке. Деклонизация, модернизация (европеизация), политология развития с точки зрения Востока и Запада. Право освободившихся стран. Япония: политическая стабильность и социально-экономическая динамика. Конфуцианский “обыкновенный капитализм”.
Тема 12. Политология развития стран Востока: борьба двух миров за “третий мир”
“Простые” решения. Мао и маоизм. Постмаоистский Китай. Пол Пот и полпотовщина. Первая социалистическая монархия. Третичная модель: страны Востока. Независимость и модификации третичной модели. Симбиозная [c.90] авторитарная государственность. Парламентский авторитаризм. Дж. Неру: идея неприсоединения. Доминантно-партийная система. “Контролируемая демократия”. Халифы и имамы. Абсолютистско-бонапартистские режимы. Исламский фундаментализм и аятолла Хомейни. Абсолютистско-колониальные режимы. Джамахирия и “третья мировая теория”. Режим “тиранозавров”. Реальности и мифы “третьего мира”.
Тема 13. Место и роль Востока в глобальных политических прогнозах и проектах
Политика и утопия: искусство возможного и “невозможного”. Д. Икэда: “Японцы доказали...”. Социальные утопии и антиутопии стран Востока. Марксизм, тоталитаризм и утопизм в “третьем мире”. Новое поле деятельности для ООН. Судьбы Востока в политологических прогнозах Запада. Новые предупреждения Римского клуба. Мегатенденции 2000 года. Будущее АТР. Восток в век национализма. Эпоха риска и Восток. Возможные грядущие геополитические перемены. Судьбы национальных суверенитетов и государственных границ. Япония и Россия в XXI в. Китайские футурологи о мировых процессах. Порядок и демократия: Восток в процессе выбора. Перспектива диалога политических культур Востока и Запада. Рождение новых универсальных политических ценностей в процессе межцивилизационных, этнокультурных связей.
Раздел 3. Россия: цивилизация и политическая культура
Тема 14. У истоков русской цивилизации
Язычество Древней Руси: космологические и космогонические представления. Духовные основы славянского язычества. Особенности религиозного культа и обрядности древних славян. Язычество в народном сознании, культуре и быту: прошлое и настоящее. Русская историография о происхождении российской государственности (Новгородская летопись Иоакима-Епископа, Киевская летопись Нестора, работы русских историков XVIII – XIX вв.). Норманская теория и ее последствия в истории Отечества.
Тема 15. Православие как духовно-нравственная основа русской культуры и русской цивилизации. Проблема власти в памятниках русской политической культуры древности и средневековья
Сущность православного вероисповедания. Православный идеал. “Невидимая брань”: аксиомы личного религиозного опыта. Русская православная мистика. Иночество и психология духовного подвижничества. “Учительство” в индо-буддийской духовной традиции и “старчество” в православии. Русская православная церковь: прошлое и настоящее. Православная вера, мораль, психология в основе русского политического сознания. “Слово о законе и [c.91] благодати” киевского митрополита Илариона – первое письменное пастырское поучение на политические темы. Общественно-политические идеи в “Повесть временных лет” преп. Нестора-летописца. “Русская правда” Ярослава Мудрого – первый свод законов Древней Руси. Проблема “закона” и “благодати” в современной политической культуре. Религиозные основы русской великодержавности. Эволюция русского национального идеала: от приоритета православия – к приоритету самодержавия. Религиозный характер русского патриотизма: трансформация веры в патриотическое чувство.
Тема 16. Православная монархическая государственность в России:
теоретическое обоснование и политическая практика
Сущность православного политического идеала. Православная монархия как мистически понимаемая форма государственной власти. Учение о православном самодержавии как составная часть катехизиса. Условия существования православного царства. Смысл и содержание царского служения (миссия “удерживания”). Царское служение как особый вид церковного послушания. Таинство помазания на царство. Принципы взаимоотношений между светской и духовной властью в условиях православного самодержавия.
Самодержавие и самоуправление: институт земских соборов как система сословно-поземельного (профессионально-территориального) народного представительства. Разработка теории русской православной монархической государственности в трудах К. Леонтьева, К. Победоносцева, Л. Тихомирова, И. Солоневича, И. Ильина, Д. Хомякова. Богословское обоснование самодержавной власти в трудах митр. Филарета (Дроздова), архим. Константина (Зайцева), прот. Иоанна Вострогова, А. Карташева, М. Зазыкина, К. Пасхалова, Н. Кусакова, С.Шарапова, Ф. Булацеля, А. Соболевского.
Тема 17. Западная политическая традиция в России
Социально-политическое содержание средневековых ересей Ересь жидовствующих – попытка ветхозаветной переориентации русского Просвещения. Российское масонство: политические идеи и идеалы. Западноевропейская доктрина “естественного права” и политическая философия русского конституционализма. В поисках правового идеала: разработка вопросов о природе “естественного права” в русле метафизического, социологического и психологического направлений русской юридической науки. Концепция “правовой государственности” как теоретическое обоснование антимонархической борьбы в России. Политический мир русского западничества. Современные разновидности западнической идеологии. Коммунитарная идея в русском политическом сознании: от средневековых еретических утопий – к “христианскому социализму”. Нравственные и политические идеи народничества. Революционно-демократическое просветительство как явление российской политической культуры. Теория русского анархизма. Марксизм на российской почве. Социалистическая (коммунистическая) идея в политическом сознании современной России. [c.92]
Тема 18. Общественно-политические идеалы славянофильства
Славянофильство как явление русской культуры XIX в.: первая исторически сложившаяся форма консерватизма. Антиномии славянофильской теории: работы И.В. Киреевского, К.С. и И.С. Аксаковых, А.С. Хомякова, Ю.Ф. Самарина. Попытка возрождения духовных основ русского бытия. Историография А.С. Хомякова (“Записки о всемирной истории”, “Семирамида”). Славянофильское прочтение всемирной политической истории. Проблема русского национального идеала в трудах И.В. Киреевского. От философии культуры – к политической философии: трансформация идеологии и практики славянофильства после 1848 года. Славянофилы об основаниях и сущности государства. Проблема взаимоотношений между общиной (“землей”) и государством в работах К.С. Аксакова. Политическая публицистика А.С. Хомякова. Источники славянофильского эгалитаризма: репизигозно-этическое толкование лозунгов буржуазных революций. Критика “славянофильской идеи” Ф.М. Достоевским. Ф.И. Тютчевым, К.Н. Леонтьевьм. Влияние историософской теории славянофильства на формирование взглядов Н.Я. Данилевского, Н.А. Бердяева и других мыслителей конца XIX – начала XX в. Славянофильство об условиях грядущей консолидации человечества. Славянофильская теория как источник идеологии панславизма. Почвенничество: общественно-политические взгляды Ф.М. Достоевского. Славянофильские корни евразийства.
Тема 19. Цивилизационная специфика советского периода
Дискуссия о характере революционного процесса в России в 1917 г. Достижения, издержки и проблемы советского периода развития. Особенности советской модернизации общества и ее цена. Дискуссия о характере “советской цивилизации”. Оценка периода “перестройки” и “гласности” (конец 80-х годов XX века). Парадигма “нового политического мышления” и ее противоречия. Причины распада СССР. Советская модель развития и ее неоднозначное воздействие на окружающий мир. Значение опыта советского развития для современной России и бывших “социалистических” стран.
Тема 20. Особенности современной российской государственности
Политологическое и геополитическое осмысление места и роли русской цивилизации в мировой истории. “Россия и Европа”: русская мысль о духовно-нравственной, культурной и социально-политической противоположности русской и западной цивилизации. “Русская идея”: миф или реальность? “Историософия Смутного времени”: отечественная и зарубежная политологам о причинах кризиса российской государственности и путях его преодоления. “Судьба России” в политической публицистике. Политическое сознание современного российского общества: состояние, структура, динамика. “Западники” и “славянофилы”: от противоположности мировоззрений – к [c.93] противоположности политических идей. Геополитические сценарии современного евразийства. “Воссоздание Святой Руси”: богословские модели русского Возрождения. Возрастание роли интеграционных тенденций и процессов в развитии славянских и ряда других сопредельных с Россией народов и стран.
Тема 21. Проблема ненасилия в политической теории и практике ХХ века
Проблема ненасилия в культурном наследии человечества и причины ее актуализации в XX в. Раскрытие проблемы ненасилия в рамках западной и восточной религиозных традиций. Учение Л.Н. Толстого о “непротивлении злу насилием”. Проблема ненасилия и феномен “русского космизма”. Особенности “нового мировоззрения” А. Швейцера. Принципы философии ненасилия и мировая политика. Идеи ненасилия в философских воззрениях и политической практике М. Ганди. М.Л. Кинг и тактика “прямых ненасильственных действий”. Пацифизм, “новые социальные движения” и ненасильственная альтернатива. Проблема создания ненасильственного мира в XXI в.
ЛИТЕРАТУРА
Тема 1. Введение в сравнительную политологию
Араб-оглы Э.А. Европейская цивилизация и общечеловеческие ценности // Вопросы философии. 1990. № 8.
Аттали Ж. На пороге нового тысячелетия. – М., 1993.
Барг М.А. О категории “цивилизация” // Новая и новейшая история. 1990. № 5.
Браг Р. Европа: Римский путь. – Долгопрудный, 1995.
Бутенко А. П., Миронов А. В. Сравнительная политология в терминах и понятиях. – М., 1998.
Валлерстейн И. Мир-системный анализ // Свободная мысль. 1995. № 2, 4.
Валлерстейн И. Россия и капиталистическая мир-экономика 1500-2010 // Свобсдная мысль. 1996. № 5.
Валлерстейн И. Социальная наука и коммунистическая интерлюдия, или к объяснению истории современности // Полис. 1997. № 2.
Вартанян А.А. Политика и мораль: К вопросу о мировом политическом порядке. – М., 1997.
Васильев Л.С. Курс лекций по Древнему Востоку. – М., 1985.
“Восток – Запад” в мировом историко-философском процессе (Материалы “круглого стола” – М., 1987) // Философские науки. 1988. № 7.
Всемирное писание: Сравнительная антология священных текстов. – М., 1995.
Галаганова С.Г., Ушков А.М., Фролова М.А. Сравнительная политология: Запад – Восток – Россия. – М., 1995.
Глобальное сообщество: новая система координат (подходы к проблеме). – СПб., 2000.
Голосов Г.В. Сравнительная политология: – Новосибирск, 1995. [c.94]
Гудожник Г.С. Материальные основы многообразия цивилизаций // Вопросы философии. 1988. № 4.
Гудошников Л.М., Кокарев К.А. Политическая система Тайваня. – М., 1997.
Гуревич А.Я. Теория формаций и реальность истории // Вопросы философии. 1990. № 11.
Диалог Тойнби – Икэда. – М., 1998.
Дилигенский Г.Г., Лекторский В.А. Проблемы целостности мира (диалог) // Вопросы философии. 1989. № 5.
Доган М., Пеласси Д. Сравнительная политическая социология. – М., 1994.
Икэда Д. Новые волны мира к XXI веку. / Пер. с яп. – Изд. Сокка Гаккай Интер, 1987.
Конрад Н.И. Полибий и Сыма Цянь // 3апад и Восток (статьи). – М., 1972. С.47-76.
Крылова И.А. Глобальные проблемы и судьбы цивилизации // Вопросы философии. 1988. № 2.
Макаренков Е.В., Сушков В.И. Сравнительная политология // Политология: Альбом схем. – М., 1998. С.182-192.
Маркарян Э.С. О значении сравнительного метода в культурно-историческом познании // Вестник истории мировой культуры. 1987. № 4.
Маркс К. К критике политической экономии. Предисловие // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т.42.
Махнач В. Л. Очерки православной традиции. – М., 2000.
Моисеев Н. Н. Палитра цивилизаций: разнообразие и единство // Человек. 1992. № 3.
Найдыш В. М. Цивилизация как проблема философии истории. – М., 1997.
Немировская Л.З. Сакральные тексты: Ветхий и Новый Завет, Типитака, Коран:– М., 1996.
Новикова Л.И. Понятие цивилизации и его познавательная функция // Философия и культура / Под ред В. В. Мшвениерадзе. – М., 1987.
Орлова И.Б. Евразийская цивилизация: Социально-историческая ретроспектива и перспектива. – М., 1998.
Панарин А.С. О мире политики на Востоке и на Западе. – М., 1999.
Панарин А.С. Реванш истории: Российская стратегическая инициатива в XXI веке. – М., 1998.
Паршев А.П. Почему Россия не Америка: Книга для тех, кто остается здесь. – М., 2000.
Платонов О.А. Русская цивилизация. – М., 1992.
Политическая культура: Теория и национальные модели / Под ред. К.С. Гаджиева. – М., 1994.
Принципы ненасилия: Классическое наследие. – М., 1991.
Проблемы целостности мира // Вопросы философии. 1990. № 8.
Рейснер Л. “Цивилизация” и “формация” в обществах Востока и Запада // Азия и Африка сегодня. 1984. № 6.
Российская историческая политология: Курс лекций / Отв. ред.: С.А. Кислицын. – Р.-на-Д., 1998.
Российская цивилизация (этнокультурные и духовные аспекты). – М., 1998.
Россия между Востоком и Западом: Традиционные и современные концепции: Хрестоматия. – М., 1994.
Рукавишников В.О., Халман Л., Эстер П. Политические культуры и социальные изменения. – М., 1998. [c.95]
Русско-славянская цивилизация: исторические истоки, современные геополитические проблемы, перспективы славянской взаимности / Е.С. Троицкий. – М., 1998.
Сах Сварнкар М. Архетипы власти в западно-европейской и восточной философских традициях. – М., 1995.
Ситарам К., Когделл Р. Основы межкультурной коммуникации // Человек. – 1992. – № 5.
Современные теории цивилизаций: Реферативный сборник. – М., 1995.
Солдатов С. Россия и XXI век: От века разрушения – к веку созидания: Исторический очерк. – 2-е изд. – Мюнхен, 1993.
Степанянц М. Т. Восток – Запад: диалог философов // Вопросы философии. 1989. № 12.
Сухонос С.И. Россия в XXI веке: Проблемы национального самосознания. – М., 1997.
Титаренко М. Л. Россия лицом к Азии. – М., 1998.
Тойнби А.Дж. Цивилизация перед судом истории: Сборник. – СПб., 1995.
Троицкая Н. Русская цивилизация между Востоком, Западом и Югом. – М., 1995.
Ушков А.М. Сравнительная политология // Общая и прикладная политология / Под ред. В.И. Жукова, Б.И. Краснова. – М., 1997. С.29-39.
Формация или цивилизация? (материалы дискуссии) // Вопросы философии. 1989. № 10.
Фурсов А. И. Школа мир-системного анализа // Восток. – 1992. – № 1.
Хантингтон С. П. Столкновение цивилизаций и переустройство мирового порядка // Pro et Contra. – 1997, весна. – С. 114-154.
Цымбурский В.Л. Россия – Земля за Великим Лимитрофом: цивилизация и ее геополитика. – М., 2000.
Шаран П. Сравнительная политология: В 2 ч. – М., 1992.
Шпенглер О. Закат Европы: В 2 т.. – Т.1. – М., 1993; Т.2. – М., 1998.
Яковец Ю.В. Ритм смены цивилизаций и исторические судьбы России. – М., 1994.
Тема 2. Политическая культура Запада: доминанты развития
Аверинцев С.С. Западно-восточные размышления, или о несходстве сходного // Восток – Запад. – М., 1983.
Бродель Ф. Динамика капитализма. Смоленск, 1993.
Вебер М. Избранные произведения. – М. Прогресс, 1990.
Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада. – М., 1992.
Данилевский Н.Я. Россия и Европа. – М., 1996.
Драгунский Д.В., Цымбарский В. Л. Генотип европейской цивилизации // Политические исследования. 1991. № 1.
Донини А. У истоков христианства. От зарождения до Юстиниана. – М., 1979.
Дюпрон А. Единство христианства и единство Европы в период новой истории. – М., 1970.
Зубов А.Б. Христианство и “дух феодализма” // Народы Азии и Африки. 1989. № 1.
Историко-культурные основы европейской цивилизации / Редколл. М.М.Наринский и др. М.: ИНИОН РАН, 1992.
История Европы с древнейших времен до наших дней: В 8 т. (Пред. редколл. А.О.Чубарьян). – М., 1992.
Крянев Ю.В. Христианский экуменизм. – М., 1980.
Лотман Ю. М. Культура и взрыв. – М., 1992. [c.96]
Ранович А.Б. Первоисточники по истории раннего христианства. Античные критики христианства. – М., 1990.
Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. – М., 1992.
Фромм Э. Иметь или быть? – М., 1988.
Штерн Л. Идеологическая и политическая роль Реформации // Ежегодник германской истории. – М., 1969.
Poupard P. L'eritage chretien de la culture europeenne dans la conscience de contemporains // Rev. Des deux mondes. 1986. № 9.
Morin E. Penser l'Europe. – Paris, 1987.
Les religions du paganisme antigue dans l'Europe chretienne XVI-e-XVIII-e sieclesi Colloque tenu en Sorbonne les 26-27 mai 1987 // Paris, 1988.
Culture et politique – Culture and politics / Ed. by M.Cranston, L.C.Boralevi. В.; N.Y., 1988.
Spiritualisme islamique et laicisme occidental // Le defi du fondamentalisme islamique. – Geneve, 1988.
Тема 3. Становление западной политической традиции
Актон Д. История свободы в Античности // Полис. 1993. № 3.
Античная гражданская община. – Л., 1986.
Античная Греция. Проблемы развития полиса. В 2 т. М., 1983.
Античное общество и государство: Проблемы социально-политической истории – Л., 1988.
Город и государство в древних обществах. – Л., 1982.
История Древнего мира. Ч.2: Греция и Рим. – М., 1982.
История Древнего Рима / Под ред. В. И. Кузищина. – М., 1993.
Ковалев С.И. История Рима: Курс лекций. – Л., 1986.
Проблемы политической истории античного общества. Л., 1985.
Словарь Античности – М., 1989.
Утченко С.Л. Древний Рим: События, люди, идеи. М., 1989.
Утченко С.Л. Политические учения древнего Рима. М., 1989.
Утченко С.Л. Цицерон и его время. – 2-е изд. М., 1987.
Тема 4. Христианские корни политической культуры Запада
Багрянородный Константин. Об управлении империей. – М., 1980.
Византия. Средиземноморье. Славянский мир. – М., 1991.
Гальбиати Э., Пьяцца А. Трудные страницы Библии (Ветхий Завет). – Милан, М., 1992.
Добиаш-Рождественская О.А. Культура западноевропейского Средневековья. М., 1987.
Заборов М.А. Крестоносцы на Востоке. – М., 1980.
Карсавин Л.II. Монашество в средние века. – М., 1992.
Ковальский Я.В. Папы и папство. – М., 1991.
Крянев Ю.В. Христианский экуменизм. – М., 1980.
Котельникова Л.А. Феодализм и город в Италии в VIII -XV вв. – М., 1987.
Протоиерей Митрофан Зноско Боровский. Православие, римо-католичество, протестантизм и сектантство (Сравнительное богословие). – Издание Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 1992. [c.97]
Социальные проблемы в религиозной мысли Запада. – М., 1990.
Тальберг Н. История христианской церкви. – М., Нью Йорк, 1991.
Хачатурян Н. А. Сословная монархия во Франции XIII – XV вв. – М., 1989.
Цивилизация Северной Европы. – М., 1992.
Чанышев А.Н. Курс лекций по древней и средневековой философии. – М, 1991.
(См. также литературу к темам 1, 2.}
Тема 5. Политические идеалы буржуазных революций
Американские просветители // Избранные произведения. – М., 1969.
Асмус В.Ф. Жан Жак Руссо. – М., 1962.
Баскин М.П. Монтескье. – М., 1965.
Век Просвещения: Сборник / Ред. кол. Ф.Бродель и др. – М.; Париж, 1971.
Волгин В.П. Развитие общественной мысли во Франции в XVIII веке. – М., 1969.
Гвардини Р. Конец Нового времени // Вопросы философии. 1990. № 4.
Гоббс Т. Сочинения: В 2 т. – М., 1988-1991.
Гольдберг Н.М. Томас Пейн. – М., 1969.
Зайченко Г.А. Джон Локк. – М., 1973.
Зомбарт В. Буржуа: Этюды по истории духовного развития современного экономического человека. – М., 1924.
История политических и правовых учений / Под ред. В.С. Нерсесянца. – М., 1996.
Киссель М. А. Принципы 1789 года (Генезис и первое применение) // Вопросы философии. 1989. № 10.
Конституции и законодательные акты буржуазных государств XVIII – XIX вв. – М., 1957.
Локк Дж. Сочинения: В 3 т. – М., 1988.
Манту П. Промышленная революция XVIII столетия в Англии. – М., 1925.
Манфред А.З. Три портрета эпохи Великой французской революции. – М., 1979.
Мееровский Б.В. Гоббс. – М., 1975.
Момджян X.Е. Французское Просвещение XVIII в. – М., 1983.
Монтескье Ш.-Л. О духе законов. – М., 1999.
Пейн Т. Избранные сочинения. – М., 1959.
Печатнов B.C. Гамильтон и Джефферсон. – М., 1984.
Руссо Ж.Ж. Избранное. – М., 1976.
Сборник документов по истории Нового времени. – М., 1990.
Согрин В.В. Джефферсон: Человек, мыслитель, политик. – М., 1989.
Согрин В.В. Мифы и реальность американской истории. – М., 1986.
Токвиль А. Демократия в Америке. – М., 1992.
Тойнби А. Промышленная революция в Англии. – М., 1924.
Тема 6. Западная демократия: реалии XX века
Борко Ю.А. Общий европейский дом. что мы о нем думаем? – М., 1991.
Виноградов К.Б. Мировая политика 60-80 х годов XIX века: события и люди. – Л., 1991.
Власть, демократия, привилегии: материалы “круглого стола” // Вопросы философии. 1991. №7. [c.98]
Гаджиев К.С. Гражданское общество и правовое государство // Мировая экономика и международные отношения. 1991. № 9.
Гаджиев К.С. Гражданское общество, концептуальный аспект // Кентавр. 1991. № 2.
Гаджиев К.С. Концепция гражданского общества, идейные истоки и основные вехи формирования // Вопросы философии. 1991. № 7.
Гражданское общество и правовое государство, предпосылки формирования / Отв. ред. Г.Н.Манов. – М., 1991.
Давыдов В.П. Общечеловеческое и классовое в современной общественной жизни. – М.,1991.
Даль Р. Пути перехода к демократии // Кентавр. 1991. № 3.
Данилов С.Ю. Поведение правительства в критических ситуациях (Из опыта Канады) // США: Экономика. Политика. Идеология. 1991. № 9.
Желев Ж. Фашизм. Тоталитарное государство. – М., 1991.
Завелев И. Авторитаризм и права человека (Взаимодействие традиций Запада и Востока) // Азия и Африка сегодня. 1991. № 12.
Зиммерман Дж. Прямая демократия в Соединенных Штатах Америки, опыт и проблемы // Вестник МГУ. Серия 11: Право. 1991. № 5.
Иванов Р.Ф. Президентство в США. – М., 1991.
Кейнс Э. Верховный суд США – арбитр конституционных конфликтов // США: Экономика. Политика. Идеология. 1991. № 6.
Колобов О.А., Корнилов А.А., Сергунин А.А. Парламентаризм: зарубежный опыт. – Нижний Новгород, 1991.
Кочеткова Г.А. Советская и западноевропейская социал-демократия (Сравнительный анализ основных программных положений) // Многопартийность и общественные движения: Вып. 3. М, 1991.
Крылова Н.С. Содружество наций политике правовые проблемы. – М., 1991.
Лобер В.Л. Демократия, от зарождения идеи к современности. – М., 1991.
Маклаков В.В. Эволюция конституционных прав и свобод в странах Западной Европы. – М., 1991.
Марше Ж. Демократия. – М., 1991.
Мигранян А. М. Кризис теории демократии на Западе. // Вопросы философии. 1986. № 9.
Мигранян А.М. Плебисцитарная теория демократии Макса Вебера и современный политический вопрос // Вопросы философии. 1989. № 6.
Мигранян А.М. История теории демократии. Лекции по политологии. – Таллинн, 1991.
Немиря Г.М. Внешняя политика после “холодной войны”: уроки истории и новые реальности // Кентавр. 1991. Октябрь – декабрь.
Никифоров М.А. Гражданские права и свободы в США: судебная доктрина и практика. – М., 1991.
Общий европейский дом (Обзор журнала “Политические науки”). – М., 1991.
Парканский А.Б. США в мировых интеграционных процессах / Отв. ред. Н.П.Шмелев. – М., 1991.
Перепелкин Л.С., Шкаратан О.И. Переход к демократии в полиэтническом обществе // Полис. 1991. №6.
Пиднер Д. К широкому федеративному сообществу: прочный симбиоз Востока и Запада Европы // Мировая экономика и международные отношения. 1991. № 12. [c.99]
Попов В.И. Маргарет Тэтчер, человек и политик. Взгляд советского дипломата. – М., 1991.
Стрежнева М. Уроки Европейского сообщества // Международная жизнь. 1991. № 11.
Судебные системы западных государств / Отв. ред. В.А. Туманов. – М., 1991.
Тиунова Л.Б. Правовое государство и конституционализм (взаимосвязь идей) // Вестник ЛГУ. Серия 6: Философия, политология, социология, психология, право. Л.: 1991. – Вып. 3.
Турен А. Процесс демократизации в восточноевропейских странах // Мировая экономика и международные отношения. 1991. № 11.
Хелд Д. Политическая теория и современное государство. Очерки о государстве, власти и демократии. – М., 1991.
Эволюция теории и практики “государства благосостояния” в 80 е годы / Отв. ред.: О.В. Сальковский. – М., 1991.
Тема 7. Современная футурология о будущем западной цивилизации
Араб-оглы Э.А. Обозримое будущее. Социальные последствия НТР: год 2000. – М., 1986.
Арапов М.В. Прогноз – психоанализ общества? // Человек. 1991. № 1.
Бестужев-Лада И.В. Нормативное социальное прогнозирование: возможные пути реалиаации целей. – М., 1987.
Будущее в настоящем: Сборник статей / Под ред. Э.А. Араб-оглы. – М., 1984.
Галаганова С.Г. Либерализм и неолиберализм. // Введение в политологию. Вып.2. – М., 1993.
Крылова И.А. Глобальные проблемы и судьбы цивилизации // Вопросы философии. 1988. № 2.
Лоренц К. Восемь смертных грехов цивилизованного человечества // Знание – сила. 1991. №1.
Моисеев Н.Н. Можно ли сегодня говорить о контурах будущего? // Политические исследования 1991. №3.
Новая технократическая волна на Западе / Отв. ред. П. С, Гуревич. – М., 1986.
Нейсбит Дж. Что ждет нас в 90 е годы. Мегатенденции: год 2000. – М., 1992.
Полищук М.Л. В преддверии натиска “третьей волны”: контуры планетарной цивилизации в общественно-политической мысли Запада. – М., 1989.
Попов Ю.Н., Зиглер Ж. Год 2000: гибель человечества? Диалог Восток – Запад. – М., 1988.
Супрун В.И. Современная западная футурология: проблемы, тенденции. – Новосибирск, 1986.
Фукуяма Ф. Конец истории? // Вопросы философии. 1990. № 3.
Хайек Ф.А. Дорога к рабству // Вопросы философии. 1990. № 10,11.
Ханке Э. На пути в век грядущий. – М., 1987.
Человек – Общество – Культура / Под ред. Т.П. Мальковой. – М., 1993.
Шпенглер О. Закат Европы // Г. Белль, М. Вебер, В. Ведде и др. Самосознание европейской культуры XX века. – М., 1991.
Яхонтов Б.А. Предвидение как способ познания и деятельность. – М., 1993. [c.100]
Тема 8. У истоков политической культуры и государственности стран Востока
Андрушкевнч И.Н. Макроистория. – Новосибирск, 1992.
Ерасов Б.С. Культура, религия и цивилизация на Востоке. Очерки общей теории. – М., 1980.
Икэда Д., Логунов А. Третий радужный мост: поиск человека и мира. – М., 1988.
Истоки всеобщих ценностей // Курьер ЮНЕСКО. 1992, октябрь. С. 23-26, 57-67.
Ицхокин А.А. О системной природе дилеммы Восток – Запад // Социс. 1992. № 4.
Конрад Н.И. Полибий и Сыма Цянь // Запад и Восток . – М., 1972. С. 47-76.
Кульпин Э.С. Бифуркация Запад – Восток и экологический императив: о концепции развития Н.Н. Моисеева // Восток. 1993. № 1.
Моисеев Н.Н. Палитры цивилизаций: разнообразие и единство // Человек. 1992. № 3.
Платон. Сочинения: В 3 т. – М., 1971-1973.
Степанянц М.Т. Восток – Запад: диалог философов // Вопросы философии. 1989. № 12.
Тойнби А.Дж. Постижение истории. – М., 1991.
Феномен восточного деспотизма: структура управления и власти. – М., 1993.
Шаран П. Сравнительная политология: В 2 ч. – М., 1992.
Эволюция восточных обществ: синтез традиционного и современного. – М., 1984.
Тема 9. Доктринальные основы политической культуры Востока:
конфуцианство, буддизм, ислам
Бартольд В.В. Ислам и культура мусульманства. – М., 1992.
Буддизм, государство и общество в странах Центральной и Восточной Азии в средние века / Г.М. Бонгард-Левин. – М., 1982.
Гордон А.В. Крестьянство Востока, исторический субъект, культурная традиция, социальная общность. – М., 1989.
Грюнэбаум Г.Э. фон. Основные черты арабо-мусульманской культуры. – М., 1981.
Грюнэбаум Г.Э. фон. Классический ислам (600 – 1258). – М., 1988.
Индуизм. Традиции и современность. – М., 1985.
Конфуций. Я верю в древность. – М., 1995.
Крашенинникова Н.А. Индусское право, история и современность. – М., 1982.
Кычанов Е.И. Основы средневекового китайского права. – М., 1986.
Лапина З.Г. Учение об управлении государством в средневековом Китае. – М., 1985.
Малявин В. Конфуций. – М., 1992.
Переломов Л.С. Слово Конфуция. – М., 1992.
Стужина Э.П. Китайский город XI – XIII вв.: экономическая и социальная жизнь. – М., 1979.
Шарль Р. Мусульманское право. – М., 1959.
Тема 10. Вызов Запада и ответ колониального Востока. Японский опыт модернизации
Бонгард-Левин Г.М., Ильин Г.Ф. Индия в древности. – М., 1985.
Бродель Ф. Время мира: Материальная цивилизация, экономика и капитализм. XV-XVIII вв. – М., 1992. [c.101]
Бродель Ф. Динамика капитализма. – Смоленск, 1993.
Гафуров Б.Г., Цибукидис Д.И. Александр Македонский и Восток. – М., 1980.
Гумилев Л.Н. География этноса в исторический период. – Л., 1990.
Гумилев Л.Н. Древняя Русь и Великая Степь. – М., 1992.
Данилевский Н.Я. Россия и Европа. – М., 1996.
Заборов М.А. Крестоносцы на Востоке. – М., 1980.
Ковальский Я.В. Папы и папство. – М., 1991.
Лещенко Н.Ф. “Революция Мэйдзи” в работах японских историков-марксистов. – М., 1984.
Общественные движения и их идеология в добуржуазных обществах Азии // Под ред. Г.Ф.Кима, К.З.Ашрафян. – М., 1988.
Осипова О.А. Американская социология о традициях в странах Востока. – М., 1985.
Попов К.А. Законодательные акты средневековой Японии. – М., 1984.
Сила-Новицкая Т.Г. Культ императора в Японии: мифы, история, доктрины, политика. – М., 1990.
Сокровенное сказание // Байкал. 1989. № 6; 1990. № 1.
Спеваковский А.Б. Самураи – военное сословие Японии. – М., 1981.
Чулууны Далай. Монголия в XIII – XIV веках. – М., 1983.
Тема 11. Политология развития стран Востока:
идейно-политическое обоснование антиколониальной борьбы
Воронцов В. Судьба китайского Бонапарта. – М., 1989.
Государство и право в развивающихся странах. – М., 1976.
Денисов В.Н. Системы права развивающихся стран. – Киев, 1978.
Зубов А. Парламентская система и политическая традиция Востока. – М, 1990.
Игнатович Д.Н. Светлов Г.Е. Лотос и политика: небуддийские движения в общественной жизни Японии. – М., 1989.
Неру Дж. Взгляд на всемирную историю. В 3 т. – М., 1981.
Подпалова Г.И. Правая социал-демократия Японии. – М., 1981.
Сунь Ятсен. Избранные произведения. – 2-е изд. – М., 1985.
Сухарчук Г.Д. Социально-экономические взгляды политических лидеров Китая первой половины ХХ в. – М., 1983.
Хорос В.Г. Идейные течения народнического типа в развивающихся странах. – М., 1980.
Энтин Л.М. Энтин М.Л. Политология развития и освободившиеся страны. – М., 1986.
Husein S.A. The Way of Gandhi and Nehru. – N. Y., L., 1960.
Rudolf L.I., Rudolf S.H. The Modernity of Traditional Political Development in India. – Chicago, L., 1972.
Тема 12. Политология развития стран Востока: борьба двух миров за “третий мир”
Агаев С.Л. Иран межу прошлым и будущим – М., 1987.
Великий Аятолла Имам Хомейни. Завещание. М.: Инф. центр “Тавхид”.
Капица М.С., Малетин Н.П. Сукарно: политическая биография. – М., 1980.
Кравцевич А.И. Япония и развивающиеся страны. – М., 1981. [c.102]
Ли В.Ф. Социальная революция и власть в странах Востока. – М., 1984.
Малашенко А В. В поисках альтернативы (арабские концепции путей развития). – М., 1981.
Маоизм без прикрас: Некоторые уже известные, а также ранее не опубликованные в китайской печати высказывания Мао Цзэдуна. – М., 1980.
Мосяков Д.В. Кампучия. Особенности революционного процесса и полпотовский “эксперимент”. – М., 1986.
Мосяков Д.В. Камбоджа: внутреннее развитие. 1979 -1989. – М., 1991.
Неру Дж. Открытие Индии. В 2 кн. – М., 1989.
Принципы ненасилия: Классическое наследие / Отв. ред. В. М. Иванов. – М., 1991.
Симония Н.Д. Страны Востока: пути развития. – М., 1975.
Старостин В.С. Освободившиеся страны: общество и личность. – М., 1984.
Ульяновский Р.А. Политические портреты борцов за независимость (Ганди, Неру, Нкрума, Кабрал, Фанон). – М., 1980.
Уткин А.И. Тихоокеанская ось. – М., 1988.
Энтин Л.М., Энтин М.Л. Политология развития и освободившиеся страны. – М., 1986.
Тема 13. Место и роль Востока в глобальных политических прогнозах и проектах
Бестужев-Лада И.В. Поисковое социальное прогнозирование: перспективные проблемы общества. – М., 1984.
Бестужев-Лада И.В. Нормативное социальное прогнозирование: возможные пути реализации целей общества. – М., 1987.
Геллнер Э. Нации и национализм. – М., 1991.
Игнатенко А.А. В поисках счастья: общественно-политические воззрения арабо-исламских философов средневековья. – М., 1989.
Китайские социальные утопии / Сборник статей / Под ред. Л.П.Делюсина, Л.Н.Борох. – М., 1987.
Кузьмин Э. Мировое государство: иллюзии или реальность? – М., 1969.
Лао Шэ. Записки о кошачьем городе // Лао Шэ. Избранные сочинения. – М., 1991.
Меньшиков С.М., Клименко Л.А. Длинные волны в экономике. – М., 1989.
Нэсбит Д., Эбурдин П. Что нас ждет в 90-е годы. Мегатенденции: год 2000. Десять новых направлений на 90-е годы. – М., 1992.
Печчеи А. Человеческие качества. – М., 1980.
Ротенберг B.C., Аршавский В.В. Межполушарная асимметрия мозга и проблема интеграции культур // Вопросы философии. 1984. № 4.
Ротенберг B.C., Аршавский В.В. Право на “полушарный” образ мыслей // Человек. 1991. № 3.
Социально-утопические идеи в Средней Азии. – Ташкент, 1983.
“1984” плюс пятилетка // Человек. 1990. № 3.
Ушков А.М. Утопическая мысль в странах Востока: традиции и современность. – М., 1982.
Фурсов А.И. Школа мир-системного анализа // Восток. 1992.
Фурсов А.И. Нострадамус XX века? // Социум. 1992. № 1-8.
Meisner М. Marxism and Utopianism. Eight Essays. – Wisconsin, 1982. [c.103]
Bauer W. China and the Search for Happiness. Trans. from German. – N. Y., 1976.
Nationalism in Asia and Africa /E. Kedourie (ed.). – L., 1971.
Peccei A., Ikeda D. Before it is too late / R. L. Gage (ed.). – Tоkyo, 1984.
Toynbee A., Ikeda D. The Toynbee – Ikeda Dialogue: Man himself must choose. Tokyo, New York, San Francisco, 1982.
Тема 14. У истоков русской цивилизации
Афанасьев А.Н. Народ-художник. Миф. Фольклор. Литература. – М., 1986.
Беляев Н. Последствия норманской теории в истории нашего Отечества // Русский вестник. 1992. № 8.
Бычко А.К. Народная мудрость Руси. Анализ философа. – Киев, 1988.
Высокопреосв. Иоанн, митр. Санкт-Петербургский и Ладожский. “Баззакония моя превзыдоша главу мою...” (Славянское язычество) //' Наш современник. 1993. № 4. С. 4-6.
Кузьмичев И.К. Лада, или Повесть о том, как родилась идея прекрасного и откуда русская красота стала есть. – М., 1990.
Мяло К.Г. Космогонические образы мира: между Западом и Востоком // Культура, человек и картина мира. – М., 1987.
Русские народ, его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия (собр. М.Забылиным). – М., 1992.
Рыбаков Б.А. Язычество Древней Руси. – М., 1987.
Тимощук Б.А. Восточно-славянская община VI-Х вв. н. э. – М., 1990.
Федотов Г.П. Мать-земля. К религиозной космологии русского народа // Федотов Г.П. Судьба и грехи России: Избранные статьи по философии русской истории и культуры. Т. 2. – СПб., 1991.
Тема 15. Православие как духовно-нравственная основа русской культуры и цивилизации. Проблема власти в памятниках русской политической культуры древности и средневековья
Ильин И.А. Основы христианской культуры. – Мюнхен, 1990.
Ильин И.А. Аксиомы религиозного опыта: В 3 т. – М., 1993.
Ильин И.А. О сопротивлении злу силою // Ильин И.А. Путь к очевидности. – М., 1993.
Высокопреосв. Иоанн, митр. Санкт-петербургский и Ладожский. Торжество Православия (Очерки русского самосознания) // Наш современник. 1993. № 4-6.
Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры. – Ростов-на-Дону, 1992.
Иоанн (Экономцев), игумен. Православие. Византия. Россия: Сб. статей. – М., 1992.
Карташев А.В. Очерки по истории Русской Церкви. – М., 1991.
Кожинов В. История Руси и русского Слова // Наш современник. 1992. № 6-12.
Серафим (Соболев), архиеп. Русская идеология. – СПб., 1992.
Тальберг Н.Д. Святая Русь. СПб., 1992.
Толстой М.В. История Русской Церкви. Изд-во Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, 1991.
Феодор, архиеп. Смысл христианского подвига. – М, 1992.
Иоанн Кронштадтский. Христианская философия. – М., 1992. [c.104]
Иларион, митр. Слово о законе и благодати // Альманах библиофила. – Вып. 26: Тысячелетие русской письменной культуры. – М, 1991.
Чичуров И.С. Политическая идеология средневековья: Византия и Русь. – М., 1990.
Серафим (Роуз), иеромон. Святое Православие. XX век. – М., 1992.
Бородай Ю. Почему православным не годится протестантский капитализм // Наш современник. 1990. № 10.
Зноско-Боровский – М., прот. Православие, римо-католичество, протестантизм и сектантство: Сравнительное богословие. – Сергиев Посад, 1992.
Серафим (Алексиев), архим., Сергии (Язаджиев), архим. Почему православному христианину нельзя быть экуменистом. СПб., 1992.
Вебер М. Протестантская этика. // Вебер М. Избранные произведения. – М., 1990.
Папство и иудаизм // Русский вестник. 1993. № 6.
Попов Е., прот. Общенародные чтения по православно-нравственному богословию. – М., 1993.
Тема 16. Православная монархическая государственность в России:
теоретическое обоснование и политическая практика
Высокопреосв. Иоанн, митр. Санкт-Петербургский и Ладожский. Торжество Православия (Очерки русского самосознания) // Наш современник. 1993. № 4-6.
Ильин И.А. Наши задачи. Историческая судьба и будущее России. В 2 т. – М., 1992, Его же Путь к очевидности. – М., 1993, Его же О монархии и республике // Вопросы философии. 1991. № 4, 5.
Казинцев А. Россия, попытка самопознания // Наш современник. 1992. № 7-12, Его же Россия: государство людей // Наш современник. 1993. № 2, 5.
Кусаков Н. Православие и монархия. – М., 1992.
Леонтьев К. Цветущая сложность: Избранные статьи. – М., 1992.
Победоносцев К.П. Великая ложь нашего времени. – М., 1993.
Солоневич И. Народная монархия. – М., 1991.
Тихомиров Л. Монархическая государственность. – СПб., 1992.
Высокопреосв. Филарет, митр. Московский. О государстве. – Тверь, 1992.
Хомяков Д.А. Православие. Самодержавие. Народность. – Монреаль: Русская мысль, 1982.
Церковь о государстве. – Старица, 1993.
Тема 17. Западная политическая традиция в России
Валицкий А. Нравственность и право в теориях русских либералов конца XIX-нач. XX века // Вопросы философии. 1991. № 8.
Кантор В.К. Имя роковое // Вопросы литературы. 1988. № 3.
Кантор В.К. Революционно демократическое просветительство как явление русской культуры // Вопросы философии. 1986. №11.
Кириллова Е.А. Очерки радикализма в России XIX века. Философские концепции 40-60 х годов. – Новосибирск, 1991.
Лаппо-Даиилевский А.С. История русской общественной мысли и культуры. XVIII в. – М., 1990. [c.105]
Малинин В.А. История русского утопического социализма. 2-я пол. XIX – нач. XX в. – М., 1991.
Масонство. – М., 1991.
Медушевский А.Н. Французская революция и политическая философия русского конституционализма // Вопросы философии. 1986. № 10.
Никитин А.Л. Заключительный этап развития анархистской мысли в России // Вопросы философии. 1991. № 8.
Парламентские выборы в России: год 1999. Избирательные объединения и блоки, их лидеры и программные документы, результаты выборов: Хрестоматия / Авт.-сост.: Грачев М.Н. – М., 2000.
Платонов О. Русское масонство // Литературная Россия. 1993, 25 июня.
Плимак Е.Г., Хорос В.Г. Проблемы декабристского движения // Вопросы философии. 1985. № 12.
Русская мысль в век Просвещения. – М., 1991.
Философия и освободительное движение в России. – Л., 1989.
Щукин В.Г. Культурный мир русского западника // Вопросы философии. 1992. № 5.
Тема 18. Общественно-политические идеалы славянофильства
Антонов М.Ф. Проблема русского нравственного идеала в трудах И.В.Киреевского. – Новосибирск, 1990.
Назаров М. Западники и почвенники // Наш современник. 1990. № 9.
Аксаков И. Союз государства и земли // Русский вестник. 1992.1-8 апреля.
Кулешов В.И. Славянофилы и русская литература. – М., 1976.
Цимбаев Н.И. Из истории славянофильской политической мысли. К.С.Аксаков в 1848 году // Вестник МГУ. Серия “История”. 1976. № 5.
Хомяков А.С. Политические письма 1848 года // Вопросы философии. 1991. № 3.
Кошелев В.А. Эстетические и литературные воззрения русских славянофилов (1840-1850). – Л., 1984.
Цимбаев Н.И. Славянофильство: Из истории русской общественно-политической мысли XIX века. – М., 1986.
Осповат А.Л. К характеристике исторического мышления К. Аксакова // Труды по знаковым системам. – Вып. XXII. – Тарту, 1988.
Хомяков А.С. О старом и новом. М, 1979.
Хомяков А.С. Несколько слов о философическом письме // Символ (Париж). Т.16. 1986.
Тема 19. Цивилизационная специфика советского периода
Алексеева Л.М. История инакомыслия в СССР: Новейший период. – Вильнюс, Москва, 1992.
Анатомия революции. 1917 год в России: массы, партии, власть. – СПб., 1994.
Бердяев Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма. – М., 1990; его же Судьба России. – М., 1990.
Бурлацкий Ф.М. Проблемы прав человека в СССР и России. – М., 1999. [c.106]
Валентей С.Д. Федерализм: российская история и российская реальность. – М.: Российская Академия наук, 1998.
Великая Отечественная война 1941-1945 гг. Cобытия. Люди. Документы: Справочник. М., 1990.
Власть и оппозиция: Российский политический процесс XX столетия. Под ред. В.В. Журавлева. М., 1995.
Волкогонов Д. А. Триумф и трагедия: политический портрет И. В. Сталина – М., 1996 и др.
Гайдар Е.Т. Дни поражений и побед. – М., 1996.
Гражданская война в России: перекресток мнений. – М., 1994.
Гудименко Д.В. Политическая культура России: преемственность эпох // “Полис”, 1994, №2.
Данилов В.П., Дмитренко В.П., Лельчук В.С. НЭП и его судьба. // Историки спорят. М.,1988.
ХХ съезд КПСС и его историческая реальность. М., 1991.
Ельцин Б.Н. Исповедь на заданную тему. – М., 1991. его же Записки президента. – М., 1994, его же Президентский марафон. – М., 2000.
Ильин И.А. Наши задачи. Историческая судьба и будущее России: В 2 т. М, 1992.
Иоффе Г.З. Семнадцатый год: Ленин, Керенский, Корнилов. М., 1995.
Ленин В.И. Доклад о замене разверстки натуральным налогом 15 марта. // Полн. собр. соч. Т.43.
Мельгунов С.П. Красный террор в России. 1917-1924. – М., 1990.
Никонов В.А. Эпоха перемен: Россия 90-х глазами консерватора. – М., 1999.
Новая Россия: становление правовой и политической культуры / А.Д. Богатуров. – М., 1998.
Обновление России: трудный поиск решений // М.К. Горшков. – М., 1988.
От первого лица. Разговоры с Владимиром Путиным // Н. Геворкян, А. Колесников, Н. Тимкова. – М.: “Вагриус”, 2000.
Панарин А.С. Циклы российской истории // Реформы и контрреформы в России. – М.: Изд-во МГУ, 1996.
Паршев А П. Почему Россия не Америка. – М.:”Форум”, 2000.
Подберезкин А.И., Макаров В. В. Стратегия для будущего президента России: Русский Путь. – М.: РАУ-Университет, 2000.
Платонов О.А. Русская цивилизация. – М., 1992.
Преемство. Что же будет с Родиной и с нами. Материалы международной научной конференции “Кризис российской идентичности: причины и пути преодоления”. – М., 2000.
Постиндустриальный мир: центр, периферия, Россия / А. В. Кортунов. – М.: Московский научно-общественный фонд, 1999.
Премьер известный и неизвестный: Воспоминания о А.Н. Косыгине. М., 1997.
Пути развития России: дискуссия 20-х годов \ Е.А. Преображенский, Н.И. Бухарин. – Л., 1990.
Российская цивилизация. Этнокультурные и духовные аспекты // М.К. Горшков и др. – М.: РНИСиНП, 1998.
Сахаров А.Д. Воспоминания: В 2-х т. – М., 1996..
Солженицын А.И. Публицистика: В 3-х т. – Ярославль. – 1995-1997 его же Как нам обустроить Россию? – М., 1996. [c.107]
Соловьев А.И. Политическая культура и модернизация российского общества. – М.: МГУ, 1992.
Чубайс И.Б. Россия в поисках себя. – М.: Изд-во НОК, 1998.
Тема 20. Особенности современной российской государственности
Ильин И.А. Наши задачи. Историческая судьба и будущее России: В 2 т. М, 1992.
Карташов А.В. Воссоздание Святой Руси. – М., 1991.
Ключников С. Русский узел евразийства // “Наш современник”. 1992. № 2.
Кожинов В. Историософия евразийцев // “Наш современник”. 1992. № 2.
Острецов В. “Русская идея” как факт фальсификации // “Русский вестник”. 1992. № 41-44.
Россия и Запад: взаимодействие культур (Материалы “круглого стопа”) // “Вопросы философии”. 1992. № 6.
Русская идея и современность / Под ред. Е.С. Троицкого. – М., 1992.
Русская нация и обновление общества / Под ред. Е.С. Троицкого – М., 1990.
Савицкий П. Евразийство // “Наш современник”. 1992. № 2.
Сорокин П. О русской нации. Россия и Америка. – М., 1992.
Солдатов С.И. Россия и XXI век. – М., 1993.
Трубецкой Н.С. Мы и другие // “Наш современник”. 1992. № 2.
Трубецкой Е. Звериное царство и грядущее возрождение России // Кубань, 1991. № 2.
Троицкий Е.С. Возрождение Русской идеи. – М., 1991.
Федотов Г. Судьба и грехи России. Избранные статьи по философии русской истории и культуры. В 2 т. – СПб., 1991.
Шафаревич И. Две дорога – к одному обрыву // “Новый мир”, 1989. № 7.
Шмелев И. Как нам быть? Из писем о России // “Кубань”, 1990. № 7.
Шмелев И. “Что будет наградой вам” // “Слово”, 1991. № 6, его же Бессердечная культура // “Слово”, 1992. № 1-6.
Тема 21. Проблема ненасилия в политической теории и практике ХХ в.
Ауробиндо Шри. На пути к сверхчеловечеству: Эссе экспериментальной эволюции. – Краснодар, 1992.
Ганди М.К. Моя жизнь. – М., 1969.
Гжегорчик А. Духовная коммуникация в свете идеала ненасилия // Вопросы философии. 1992. № 3.
Горев А.В. Махатма Ганди. – М., 1989.
Гусейнов А.А. Этика ненасилия // Вопросы философии. 1992. № 3.
Давыдов Ю.Н. Этика любви и метафизика своеволия. – М., 1989.
Ильин И.А. Погребение набальзамированного толстовства (Главы из книги “О сопротивлении злу силою”) // Вопросы философии. 1992. № 4.
Кинг М.Л. Паломничество к ненасилию (Этическая мысль) – М., 1992.
Митрохин Л.Н. Негритянское движение в США: идеология и полтика. – М., 1974.
Ненасильственные движения и философия ненасилия // Вопросы философии. 1992. № 8.
Орлова Р.Д. Мартин Лютер Кинг и Ганди // Народы Азии и Африки. 1971. № 2. [c.108]
Принципы ненасилия. Классическое наследие / Отв. ред. В.М.Иванов. – М., 1991.
Рерих Е.И. Листы сада Мории. В 2 ч. / Серия “Живая этика”. – Новосибирск, 1990-1991.
Рерих Н. Шамбала сияющая. – М., 1991.
Русский космизм и современность – М., 1990.
Савельева И.М. Альтернативный мир: модели и идеалы. – М., 1990.
Степанянц М.Т. Философия ненасилия: уроки гандизма. – М., 1992.
Степин B.C. Перспективы цивилизации, от культа силы к диалогу и согласию. – М., 1992.
Толстой Л.Н. Не убий никого (Этическая мысль. Научно публицистические чтения). – М., 1992.
Толстой Л.Н. О борьбе со злом посредством непротивления. Швейцарское отделение “Свободного слова”, 1900.
Толстой Л.Н. Закон насилия и закон любви. – М., 1901.
Толстой Л.Н. Из неопубликованного // Новый мир. 1991. № 7.
Трудящиеся массы и антивоенное движение. – М., 1988.
Хозяин А.Г. Индийская философия ненасилия и проблема перестройки международных отношений. // Социально политические науки. 1990. № 12.
Шарп Дж. Роль силы в ненасильственной борьбе // Вопросы философии. 1992. № 8.
Швейцер А. Благоговение перед жизнью. – М., 1992.
Шестов Л. Добро в учении графа Толстого и Ф. Ницше // Вопросы философии. 1992. № 7.
Button Л.A. Dictionary of Green Ideas: Vocabulary for a Sane and Sustainable Future. L., 1988.
Contemporary Crisis According to Gandhi / Ed. by R. Roy. – Delhi, 1986.
Ikeda D. The Global Unity of Mankind. – Tokyo, 1973.
King M.L. Stride Toward Freedom. The Montgomery Story. – New York, 1964.
Parekh B. Gandhi's Political Philosophy: A Critical Examination. – Notre Dame, 1989. [c.109]
предыдущая |
следующая |
|||
содержание |