предыдущая |
следующая |
|||
содержание |
М.: Государственная публичная историческая библиотека России, 2001. – 132 с.
Красным шрифтом в квадратных скобках обозначается конец текста на соответствующей странице печатного оригинала указанного издания
ПРОГРАММА
УМЕРЕННО-ПРОГРЕССИВНОЙ ПАРТИИ
1. Государственный строй
Российское государство должно быть едино, цельно и нераздельно, но отдельным областям может быть предоставлен возможно широкий простор в вопросах местного самоуправления.
Конституционное устройство российского государства определяется основным законом. Народные представители должны избираться всеобщею, равною, прямою и тайною подачей голосов. Народное представительство участвует в осуществлении законодательной власти, в установлении государственной росписи доходов и расходов и в контроле за законностью и целесообразностью действий высшей и низшей администрации. Ни одно распоряжение, постановление, указ, приказ, циркуляр и тому подобный акт, не основанный на постановлении народного представительства, не может иметь силы закона. Государственная роспись всех доходов и расходов государства устанавливается не более, как на один год, законодательным порядком. Государственные займы, налоги и всякие сборы в пользу государства должны устанавливаться законодательным порядком. Членам собрания народных представителей принадлежит право законодательной инициативы. Министры ответственны перед собранием народных представителей, членам которого принадлежит право запроса и интерпелляции.
2. Основные права граждан
Полное равенство всех граждан перед законом без различия пола, вероисповедания и национальности. Безусловная свобода совести, вероисповеданий, отправление обрядов и распространение вероучений при действиях, не заключающих в себе проступков, предусмотренных уголовными законами, и [c.74] распространение догматов церкви православной без принудительных мер. Свобода слова, печати, собраний, союзов, религий и ответственность за преступления и проступки, совершенные путем устного и печатного слова, лишь по суду. Неприкосновенность личности и жилищ. Допущение обысков лишь по постановлению суда. Уголовная ответственность должностных лиц за незаконное лишение свободы. Наказуемость лишь по суду. Никакие чрезвычайные суды не должны допускаться. Свобода передвижения и уничтожение паспорт-вой системы. Все основные права граждан должны быть введены в основной закон Российской империи и обеспечены судебной защитой. Официальный язык Российской империи есть русский.
3. Местное самоуправление
Местное самоуправление должно распространяться на все государство. Представительство в органах местного самоуправления должно основываться на всеобщем, равном, прямом и закрытом голосовании местных жителей, без различия пола, вероисповедания и национальности. Круг ведомства органов местного самоуправления должен охватывать, по возможности, все стороны местной жизни. Центральное правительство через своих местных представителей наблюдает за соблюдением закона органами местного самоуправления. Разногласие решает суд.
4. Суд
При пересмотре Уголовного уложения и переработке проекта Гражданского уложения должны быть проведены следующие принципы:
а) отделение судебной власти от административной,
б) несменяемость, независимость судей, гласность суда и равенство всех перед судом,
в) ответственность должностных лиц определяется на общем основании,
г) компетенция суда присяжных определяется исключительно тяжестью наказания,
д) суд с сословными представителями упраздняется,
е) волостной суд и институт земских начальников [c.75] упраздняется,
ж) смертная казнь отменяется безусловно и навсегда.
5. Финансовая и экономическая политика
Отмена выкупных платежей. Постепенное уменьшение косвенных налогов и развитие прямого обложения на принципе прогрессивности. Потребление спиртных напитков не должно поощряться с целями увеличения государственных доходов, а, наоборот, безотлагательно должны быть приняты рациональные меры к уменьшению пьянства. Стремление к понижению таможенных пошлин и акциза для предметов народного потребления, особенно с чая и сахара. Широкое распространение разных технических усовершенствований в промышленности, земледелии и кустарных промыслах. Возможно широкое развитие мелкого кредита.
6. Аграрное законодательство
Увеличение площади землепользования безземельных и малоземельных крестьян, а также и мелких хозяев-земледельцев, обрабатывающих землю личным трудом, государственными землями, а равно путем отчуждения за счет государства, удельными, кабинетскими, монастырскими и частновладельческими землями. Вознаграждение за отчуждаемые земли должно быть на строгих принципах справедливости. Отчуждаемые земли должны поступать в государственный земельный фонд. Начала передачи земли населению устанавливаются сообразно с особенностями каждой из областей. Широкая организация государственной помощи для переселения крестьян и принятие широких мер для подъема благосостояния сельского населения и улучшения сельского хозяйства. Распространение рабочего законодательства на земледельческих рабочих. [c.76]
7. Рабочее законодательство
Свобода рабочих союзов и собраний. Право защиты рабочими своих интересов путем стачек, но без применения насильственных мероприятий, как по отношению к рабочим, так и в отношении работодателей, каковые наравне с правонарушениями во время стачек наказуются на общих основаниях. Распространение рабочего законодательства и независимой инспекции труда на все виды наемного труда. Ввиду мировой конкуренции и чрезмерного количества у нас в России праздников, исчисление рабочего времени при законодательной их нормировке должно производиться не по дням, как принято 8–9–10 часов, а должно быть определено годовое количество рабочих часов, конечно сообразуясь с практикой наиболее совершенных иностранных законодательств. Развитие охраны женского и детского труда и установление особых мер охраны рабочих во вредных производствах. Учреждение примирительных камер для решения споров между рабочими и работодателями. Обязательное страхование на определенный срок при посредстве государства от болезни, несчастных случаев и профессиональных заболеваний с отнесением издержек на счет предпринимателей. Государственное страхование на случай старости и неспособности к труду для всех лиц, живущих личным трудом. Установление уголовной ответственности за нарушение законов об охране труда.
8. Просвещение
При реорганизации народного просвещения должны быть проведены широкие принципы свободы: демократизация и децентрализация. Полная свобода преподавания инициативы (частной и общественной) в открытии учебных заведений различных типов, а также и в области внешкольного просвещения. Между различными ступенями школ всех разрядов должна быть установлена прямая связь для облегчения перехода от низшей ступени к высшей. Местным общественным учреждениям должно быть предоставлено широкое участие в организации учебно-воспитательного дела. Широкое стремление [c.78] к общедоступности среднего образования. Обязательное введение всеобщего и бесплатного начального образования при заведовании органами местного самоуправления. Организация внешкольного образования и устройство разумных развлечений. Широкое развитие профессионального образования (музеи труда, опытные станции, странствующие народные университеты для распространения в народе современных практических знаний в сфере ремесел, сельского хозяйства и пр.).
Граждане, разделяющие нашу программу и вступающие в члены нашей партии, приглашаются, ввиду скоро наступающих выборов, не теряя времени, образовывать местный в данном уезде или городе комитет (большие города практичней разделять на участки), знакомить возможно быстрым и широкими способом местных граждан с основными взглядами нашей партии, собирать общие собрания для составления списков кандидатов в выборщики и в члены Думы. Из этих списков затем большинством голосов избирается кандидат, за которого подаются голоса при выборах. Каждый должен стараться единодушием членов своей партии провести единомышленника, а не допустить разногласиями между собою победы других партий. Об образовании местных комитетов необходимо уведомлять Центральный Комитет по временному адресу секретариата комитета (Москва, Маросейка, д. № 10, кв. 2), куда письменно направляются заявления о желании вступить в члены партии и всякие запросы.
Устав умеренно-прогрессивной партии
1. Умеренно-прогрессивная партия ставит своей целью установление государственного строя на началах своей программы и поднятие благосостояния всего трудящегося населения.
2. Членами партии могут быть все лица, принявшие партийную программу и заявившие о своем желании вступить в члены партии центральному, губернскому или уездному комитетам.
Примечание. В губернских и уездных городах члены [c.78] партии составляют местные группы и выбирают из своей среды комитет из произвольного числа членов, сообщая об этом Центральному Комитету.
3. Члены партии делают периодические взносы в кассу партии, размер коих определяется съездами.
4. Органами партии служат общие и местные съезды, центральный, губернский и уездный комитеты.
5. Общие съезды решают вопросы, касающиеся дополнения и развития программы и организации партии, определяют тактику, производят выбор Центрального Комитета, утверждают отчет его, смету доходов и расходов и разрешают всякого рода вопросы, касающиеся партии и ее органов,
6. Общие съезды состоят из членов Центрального Комитета, представителей местных групп, имеющих партийные комитеты, из членов партии по приглашению Центрального Комитета и из лиц, допущенных самим съездом к участию в его занятиях.
7. Распределение числа представителей устанавливается Центральным Комитетом. Число приглашенных комитетом лиц не должно превышать 1/20 всего состава съезда.
8. Центральному Комитету принадлежит общее руководство деятельностью партии, публикование всякого рода актов от имени всей партии, распоряжение по периодическим изданиям партии, составление проекта бюджета и распоряжение центральной кассой партии.
9. Всякий местный комитет вносит в центральную кассу на общие расходы партии назначаемые съездом взносы.
10. Центральный Комитет избирается общими съездами партии сроком на один год закрытой баллотировкой из наличного состава партии. Число членов Комитета определяется съездом.
11. Внутренняя организация Комитета определяется им самим.
12. Для заведывания местными делами в губерниях и уездах образуются губернские и уездные комитеты, избираемые на один год губернским и уездным съездом местной группы. Организация съездов предоставляется усмотрению местных [c.79] групп.
13. Уездные и губернские группы включаются в состав партии Центральным Комитетом.
14. Центральный Комитет сносится с местным чрез посредство избранных им из состава сих комитетов лиц.
15. Губернским комитетам предоставляется организовать вспомогательные уездные и другие порайонные комитеты и устанавливать свои взаимоотношения.
16. Все члены умеренно-прогрессивной партии обязаны подчиняться партийной дисциплине, устанавливаемой уставом партии и партийными съездами.
17. Члены партии, действующие во вред интересам партии, подлежат исключению из ее состава. Исключение производится Центральным Комитетом или местным комитетом, принявшим члена. [c.80]
предыдущая |
следующая |
|||
содержание |