Библиотека Михаила Грачева

предыдущая

 

следующая
 
оглавление
 

Гефан Л.Д.

Классический подход

 

Источник:

Комсомольская правда – Иркутск. 1998. 4 сентября.

 

 

Странное дело. Порой вопрос, заданный ребенком, может поставить нас в тупик. Сказать “не знаю” мы не всегда готовы. Вот и ищем какие-то слова. Ребенок хлопает глазами и верит нам.

А если не бояться уронить свой авторитет и попробовать поискать ответ вместе? Шаг за шагом. Может быть, это не только поможет найти истину, но и сблизит нас?

– Что такое классическая музыка? – спрашивает меня ученик.

Я сразу стараюсь занять самую удобную позицию:

– Давай поиграем в “Пойми меня”. Называй пять слов, которые приходят тебе в голову, когда ты думаешь о классике.

Итак, пара минут, чтобы собраться с мыслями у меня теперь есть. А там – посмотрим).

– Бах. Симфония. Красивая мелодия. Спокойная. Старая – в смысле, проверенная временем.

Ну, отлично. Есть с чего начать. Я включаю совсем не спокойный “Танец с саблями”. Вместо симфонии ставлю фортепианную сонату. Потом завожу фрагмент “Кончерто Гроссо” Альфреда Шнитке, будучи уверен, что красивой парню она точно не покажется. Кстати, смотрим год сочинения – 1982. Значит, временем пока не проверена. Против Баха не возразишь, но ведь это только пример.

Мой юный друг пытается зайти с другой стороны. Классическая музыка, говорит он, это не джаз, не рок, не фолк, ну и не бардовская песня. Честно говоря, не знаю, можно ли определять нечто перечислением всего того, чем оно не является.

Может быть, классика – это любимая умная, серьезная музыка? Возражаю, потому что не считаю джаз Дюка Эллингтона менее серьезным искусством и уже совсем против того, чтобы держать Джона Леннона или Боба Дилана за недостаточно умных.

Но вот что интересно. Песни Дилана исполнялись многими и в разном стиле, но они все же оставались песнями Дилана. Можно ли так же вольно поступать, к примеру, с бетховенской симфонией? Конечно, нет. Бетховен писал в расчете на точное исполнение, тщательно высторив партию каждого инструмента и указав в партитуре все темпы и нюансы.

Именно такой подход к делу и является “классическим”.

Поэтому и патриарх рок-музыки Пол Маккартни со своей симфонической поэмой “Standing Stone” и упомянутый нами Альфред Шнитке с новой симфонией – оба выступают как “классические” композиторы. Названные сочинения написаны в традициях, заложенных во времена Баха, и ничто против воли автора в нотном тексте не может быть изменено.

Можно возразить: а как же творческая свобода дирижера и классических музыкантов? Думаю, она не больше и не меньше, чем свобода актера, читающего перед публикой “Евгения Онегина” или “Облако в штанах”.

Конечно, “Лунную сонату” можно сыграть и “неточно”, но это уже будет свободным переложением или вариацией на тему. Исполнитель в подобном случае просто обязан указать на это, дабы не оскорбить классика.

Но довольно отвлеченных рассуждений. Новый диск двух очень известных в мире джаза музыкантов – Чик Кориа и Бобби Мак Феррина – интригует уже своим названием: “The Mozart Sessions” (“сешн” – широко распространенный в среде джазменов термин, близкий по смыслу к понятию “коллективная импровизация”). В программе два популярнейших фортепианных концерта Моцарта.

Диск открывается тончайшим вокализом Мак Феррина, затем появляются хрупкие звуки рояля Чик Кориа, и все это органично вливается в первые такты партитуры 23-го концерта, звучащего с этого момента без каких-либо искажений оригинала. Только что певший Мак Феррин дирижирует камерным оркестром. Жду каденции (место, особо указанное в партитуре, когда оркестр замолкает, а солист остается один, играя ad libitum – по желанию, по усмотрению). Чик Кориа снова по-джазовскому свободен, при этом ни на секунду не забывая о Моцарте. Музыкант выполняет волю автора и играет это место в концерте гак, как хочется, как чувствует.

После краткой импровизации для голоса и фортепиано Мак Феррин опять становится за дирижерский пульт. Звучит 20-й концерт Моцарта.

Два джазиста вновь играют “классику”. Играют с удовольствием и с почтением к великому Мастеру.

Диск заканчивается короткой импровизацией на тему Adagio из 2-й фортепианной сонаты.

Смелый и свежий взгляд! Вполне в духе Амадеуса.

 

Леонид ГЕФАН

 

 

предыдущая

 

следующая
 
оглавление
 
Сайт создан в системе uCoz