предыдущая |
начало |
|||
оглавление |
Источник:
Комсомольская правда – Иркутск. 1998. 31 декабря.
– Вы умеете играть на арфе?
– Не знаю, не пробовал.
Анекдот.
Какие бы изменения ни происходили в нашей жизни, внутренний мир человека остается по сути прежним. Мы так же плачем и смеемся, любим и ненавидим. Так было и будет всегда. Почему же песни Шуберта и Грига, близкие и понятные их современникам, не трогают (будем откровенны) наших влюбленных? Можно говорить о том, что изменился музыкальный язык, но это не те впечатляющие изменения, которые обогатили и преобразовали материальный мир. Прямолинейность формы и примитивность чувства – характерные черты нынешней массовой музыкальной культуры.
– Вы любите классическую музыку?
– Нет, не увлекаюсь.
– Ну а слушать когда-нибудь приходилось?
– Конечно, приходилось. Вчера только. На кухне по радио звучала.
– И что?
– Да ничего, переключился на другую программу.
– На какую?
– Не помню. По-моему, тоже музыка. Только нормальная.
– А чем же ненормальная классика?
– Да всем. Скучно. Нудно. Непонятно.
– А может быть, все дело в вас?
– Это еще почему? Я обыкновенный человек, музыкально неграмотный. Зачем мне себя мучить?
– А вдруг это бы вас обогатило?
– А я себя ущербным не считаю.
На этом разговор заканчивается. Никто не любит, когда его “учат жить”.
Сколько сил тратят родители, чтобы привить своему чаду любовь к чтению. Был хороший, умный ребенок, сокрушаются они. Сколько ему читали! Слушал, раскрыв рот. Радовался каждой новой сказке. А сейчас? За книгой его не увидишь. Впялится в телевизор или засядет за свои компьютерные игры…
Все правильно. Чтение – это работа. А чтобы работа приносила радость, ее надо научиться хорошо делать. Это требует настойчивости и усилий.
С серьезной музыкой – то же самое.
Вам приходилось слушать индийскую рагу? Это может нравиться или нет, но, чтобы понять такое искусство по-настоящему, надо много знать. Роль тампуры. Значение тала и свары. Эти слова ни о чем не говорят европейцу, для индийца же это – целый мир. И если я хочу слушать рагу, получая от нее удовольствие, мне необходимо кое-что почитать и, конечно, быть настойчивым и внимательным. Мне надо работать, и буду вознагражден.
С чего все-таки начать путь к серьезной музыке? Прежде всего обеспечьте себе все условия. Звук должен радовать, а обстановка располагать.
Не пытайтесь слушать балет от начала до конца. Пусть это будет сюита, составленная из самых ярких тем “Щелкунчика” или “Спартака”.
Послушайте “Болеро” Равеля. Отпустите свое воображение. Кто-то представляет себе идущий по пустыне караван. У кого-то перед глазами готовящееся танковое наступление. Помню, как мой друг под постоянный, исступленный ритм этой музыки представлял себе людей, воздвигающих гигантскую башню. И в конце, когда застонали тромбоны, он воскликнул: “Она обрушилась!”
Классика подобна айсбергу. Сначала видна только верхушка этой махины. Чем больше погружаешься, тем больше поражают ее масштабы.
Но серьезная музыка не исчерпывается классикой. Если вы решили, что вам ближе искусство джаза, на хватайтесь сразу за Майлса Дэвиса или Маклафлина. Их язык может оказаться слишком сложным, и это оттолкнет вас. Послушайте Глена Миллера или Луи Армстронга.
В последнее время на CD изданы практически все самые великие джазовые исполнители. Не могу удержаться, чтобы не назвать вам хотя бы некоторые диски:
“Porgy & Bess” в исполнении Эллы Фитцджеральд и Луи Армстронга;
“Billie’s Best” Билли Холидей;
“The Best of the Song Books” Эллы Фитцджеральд.
Все эти записи, изданные фирмой “Verve Records”, отличаются безупречным звучанием, хотя сделаны еще в конце 50-х.
Я страшно завидую тем, кто еще не открыл для себя глубину симфоний Бетховена и интеллектуальность джазовых концертов Эллингтона, масштабность опер Мусоргского и рискованное новаторство пьес Пендерецкого.
Вы лишь в самом начале пути. Вы – счастливец.
Леонид ГЕФАН
предыдущая |
начало |
|||
оглавление |