предыдущая |
следующая |
|||
оглавление |
М.: МГСУ; Изд-во “Союз”, 1997. – 992 с.
Красным шрифтом в квадратных скобках обозначается конец текста на соответствующей странице печатного оригинала указанного издания
ГЛАВА LI.
ПОЛИТИЧЕСКИЙ МОНИТОРИНГ И КОНТЕНТ-АНАЛИЗ В ПОЛИТИЧЕСКОМ ИССЛЕДОВАНИИ
Современная политическая наука в своем развитии все больше обращается к прикладным политическим технологиям, позволяющим накопить и обработать значительный эмпирический материал, служащий основой и подтверждением (или не подтверждением) тех или иных теоретических концепций.
Весьма широко при изучении политических процессов применяются технологии, которые находятся на стыке социологии и прикладной политологии – мониторинг и контент-анализ.
Политический мониторинг – наблюдение, оценка, прогноз состояния и развития какого-либо политического явления. Очень часто слово мониторинг заменяется термином – отслеживание, что в сущности одно и то же. Мониторинг предполагает не разовое исследование, а некоторую последовательность отслеживания, позволяющую изучать объект анализа в развитии.
Зачастую бывает так, что политические деятели рассчитывают на неинформированность людей, к которым обращаются со своими предложениями, программами. Чаще всего этот расчет себя оправдывает. У людей короткая политическая память, и основная масса граждан становится жертвой так называемого сиюминутного политического анализа, когда оцениваются только политические действия и события последнего времени. В самом деле, попробуйте спрогнозировать действия какого-нибудь политического лидера, исходя из его заявлений. Вряд ли удастся получить продуктивный результат, скорее всего Вы ошибетесь в своих прогнозах и будете вновь и вновь рассуждать о “политическом коварстве” лидеров. Однако, если выстроить подобные заявления в некоторой хронологической последовательности, соотнести их с развитием общей политической ситуации, то можно обнаружить тенденции в действиях того или иного политика. Это и есть самый простой пример политического мониторинга. Для того чтобы провести такой первичный анализ, вовсе не надо быть политологом. Ведь необходимые сведения доступны. Нужен лишь определенный уровень политической культуры общества, побуждающий граждан не [c.829] равнодушно, со знанием дела относиться к тому, какие политические силы будут осуществлять властные функции в обществе, осознать собственную причастность к этому процессу.
Объектом политического исследования могут быть политические партии, движения и их лидеры, политические события (политические конфликты, избирательные кампании и др.). Политический мониторинг подразумевает использование самых разных методик. Например, для отслеживания рейтинга политической партии целесообразно применять опросы, анкетирование, экспертные оценки изучение материалов прессы, контент-анализ базовых политических документов этой партии, выступлений ее лидеров, изучение политических биографий и др. Наилучший результат дает комплексный подход в организации мониторинга. Значительно расширяются возможности исследования при использовании компьютерных технологий, особенно в части систематизации, обработки информации и создания баз данных.
Этапы проведения мониторинга вытекают из логики развития самого исследуемого явления. На первом этапе выбирается объект исследования, уточняются цели, определяются хронологические рамки отслеживания. Очень важно правильно обозначить гипотезу исследования – предполагаемые результаты. Гипотеза с самого начала дает политологу материал для сравнительного анализа и отсекает массу второстепенной, опосредованной информации. Далее необходимо определить и классифицировать источники получения информации, методы ее систематизации и обработки. Большое значение имеет так же выбор оптимального варианта формы, содержания и периодичности итоговых материалов.
Более детально изложенное выше можно рассмотреть на примере политического мониторинга избирательной кампании по материалам средств массовой информации. Мониторинг СМИ – это только часть политической и социологической поддержки избирательного объединения и его кандидатов (или независимых кандидатов). Направление и детализация определяются стратегией и тактикой избирательной кампании в целом, а также общим планом деятельности избирательной команды. Вместе с тем, это казалось бы достаточно узкое направление исследования [c.830] политической ситуации, использующее только материалы СМИ (печатных и электронных), позволяет, при условии правильной организации, непрерывности, комплексной и технологической упорядоченности, получить значительный массив полезной, актуальной информации, без которой немыслима как текущая работа избирательного объединения, так и прогнозирование результатов избирательной кампании.
Мониторинг СМИ можно разделить на два основных направления:
• накопление информации, ее первичная обработка, оперативное информирование команды и кандидатов о существенных эпизодах средств массовой информации. Итоговую информацию по этому направлению целесообразно выдавать один раз в 3–4 дня, но можно и ежедневно;
• основное направление – аналитическая обработка массива информации. Цель – отслеживание предвыборной ситуации в динамике, определение возможных направлений развития, прогнозирование, подготовка рекомендаций. Итоговая информация выдается каждую неделю (опыт показывает, что при увеличении срока подготовки итогового аналитического документа свыше 2-х недель резко снижается его полезность и эффективность)
Работа по мониторингу СМИ ведется, как правило, не одним человеком, поэтому она должна координироваться по срокам и единообразию конечного продукта.
Важнейший момент мониторинга средств массовой информации – формирование основных усредненных рубрик отслеживания (рубрикатора). Применительно к избирательной кампании они должны охватывать максимально возможное число направлений деятельности избирательного объединения и команды (а также потенциальных противников и союзников); обеспечивать “ точки опоры” для формирования эффективного прогноза, получение оперативной прямой и косвенной информации о качестве деятельности команды в центре и на местах (что дает возможность объективного контроля, быстрого реагирования и корректирования деятельности).
Названия рубрик мониторинга СМИ в целом совпадают с основными направлениями общего информационного обеспечения избирательной кампании, – отслеживается количество публикаций о избирательном [c.831] объединении и его лидерах в общем массиве информации, общая характеристика информации за установленный период (негативная, позитивная, нейтральная, полутона), социально-экономический фон (в центре, регионе, округе) избирательной кампании в изложении СМИ. Материалы СМИ позволяют исследовать политическую ситуацию (уровень доверия к местной и центральной администрации, действия политических и общественных организаций, эффективность хозяйственного управления, применения нормативных актов и др.), определять целостную структуру общественного сознания, отраженную в СМИ.
Мониторинг прессы открывает широкие возможности повышения эффективности работы избирательной команды, оперативного изменения тактики ее деятельности. С этой целью публикации СМИ анализируются по следующим основным направлениям:
• отслеживание политического поведения кандидатов и команд, анализ выбранной ими стратегии и средств ее реализации;
• определение ареала “союзников”, “нейтралов” и отслеживание их эволюции (возможные союзники, с кем целенаправленно надо работать, на кого не тратить время, эта работа проводится также и в отношении СМИ;
• определение уровня информированности ведущих и региональных СМИ о деятельности избирательного объединения и кандидатов (таким способом определяется качество информационно – пропагандистской работы команды, слабые места и др.);
• определение основных, а также формирующихся линий критики кандидата или избирательного объединения (для организации информационного прессинга и принятия превентивных мер);
• отслеживание процесса формирования и эволюции имиджа избирательного объединения и его лидеров в СМИ (цель – стимулирование появления в СМИ информационных и аналитических материалов дополняющих и корректирующих имидж, а так же создающих информационное поле для работы с электоратом). В качестве примера итоговой информации такого типа можно привести диаграмму № 1; [c.832]
Сопоставление партий по числу сообщений
На представленной ниже диаграмме сравнивается распределение суммарного внимания каналов ТВ к отдельным партиям в ноябре 1995г. по неделям.
Сообщений (ОРТ + РТР + НТВ)
1 – НДР 2 – БИР |
3 – ДВР 4 – Яблоко |
5 – КРО 6 – АПР |
7 – КПРФ 8 – ЛДПР |
• определение перспективных, с точки зрения формирования общественного мнения, направлений деятельности кандидатов и объединения (формирование событийного ряда);
• систематизация мнений политических организаций, групп и объединений о кандидатах;
• выявление круга проблем волнующих избирателей. Политическая сфера общества рождает громадное количество разноплановых документов. Это и предвыборные программы кандидатов в депутаты и выступления представителей различных партий и объединений на съездах, митингах, материалы средств массовой информации и др. Все это – бесценная для политолога информация, отражающая в себе сложные процессы борьбы за власть и ход политической деятельности вообще. Поэтому метод контент-анализа – специфический, формализованный [c.833] анализ содержания того или иного текста, становится одним из важнейших вспомогательных методов подготовки и реализации политических решений и прогноза.
Контент-анализ очень широко используется в политической практике последних лет Это определяется целым рядом его преимуществ – здесь и возможность сокращения общего объема исследуемого материала, относительная дешевизна подобных исследований, ограничение субъективных влияний при работе с большими объемами информации, доступность материалов для контент-анализа (газеты, журналы, библиотеки, базовые документы партий и движений, радио, ТВ и др.)
Однако главным преимуществом, на наш взгляд, является то, что контент-анализ документов при высокой ценности конечного результата в то же время не оказывает какого-либо влияния на сам объект исследования (политическую партию, политического лидера), все контакты здесь опосредованные
Как уже говорилось выше, контент-анализ – формализованный метод изучения текстовой информации Это по сути поиск в исследуемом тексте определенных смысловых понятий и выявление частоты их употребления в рамках общего содержания документа Такие смысловые понятия называются обычно единицами анализа.
Техника проведения контент-анализа состоит из нескольких этапов
– прежде всего необходимо определить основную цель исследования, перечень и последовательность решаемых в его ходе задач;
– определение эмпирического материала исследования Круг привлекаемых материалов может быть очень широк – официальные документы, периодическая пресса, художественная литература и др. Может быть выбран один или несколько источников информации Например, если выявляются закономерности использования эфирного времени в рамках избирательной кампании, выбирается конкретный источник информации (какой-либо телеканал, см табл. 1.);
Позиции каналов в отношении того или иного лидера могут быть охарактеризованы распределением внимания (долей в общем числе сообщений о партиях), [c.834] “пристрастностью” (долей оценок в общем числе сообщений о данной партии) и балансом оценок (разницей между числом одобрительных и критических сообщений).
Таблица 1
Сопоставление позиций каналов ТВ в отношении лидеров партий за три недели ноября 1995 г. |
|||||||||
Каналы ТВ |
Доля в общем числе сообщений о лидерах, % |
Доля оценок в сообщениях о лидере, % |
Баланс оценок |
||||||
Недели |
1-я нояб. |
2-я нояб. |
3-я нояб. |
1-я нояб. |
2-я нояб. |
3-я нояб. |
1-я нояб. |
2-я нояб. |
3-я нояб. |
В. Черномырдин |
|||||||||
ОРТ |
23 |
18 |
32 |
0 |
0 |
9 |
– |
– |
+1 |
РТР |
29 |
27 |
34 |
17 |
8 |
11 |
0 |
–1 |
–2 |
НТВ |
11 |
12 |
36 |
0 |
13 |
9 |
– |
–1 |
+2 |
И. Рыбкин |
|||||||||
ОРТ |
3 |
17 |
11 |
0 |
6 |
8 |
– |
+1 |
+1 |
РТР |
1 |
11 |
11 |
0 |
0 |
0 |
– |
– |
– |
НТВ |
1 |
12 |
18 |
0 |
13 |
9 |
– |
–1 |
+1 |
Е. Гайдар |
|||||||||
ОРТ |
5 |
2 |
0 |
38 |
0 |
– |
+3 |
– |
– |
РТР |
4 |
11 |
2 |
33 |
0 |
100 |
–1 |
– |
–1 |
НТВ |
7 |
3 |
3 |
0 |
50 |
0 |
– |
+1 |
– |
Б. Федоров |
|||||||||
ОРТ |
1 |
3 |
5 |
0 |
0 |
60 |
– |
– |
–3 |
РТР |
4 |
4 |
2 |
33 |
0 |
100 |
–1 |
– |
–1 |
НТВ |
3 |
4 |
3 |
0 |
0 |
50 |
– |
– |
–1 |
Г. Явлинский |
|||||||||
ОРТ |
19 |
4 |
2 |
17 |
25 |
0 |
–1 |
–1 |
– |
РТР |
24 |
2 |
2 |
20 |
0 |
0 |
+2 |
– |
– |
НТВ |
26 |
7 |
3 |
17 |
0 |
0 |
+2 |
– |
– |
Ю. Скоков |
|||||||||
ОРТ |
6 |
7 |
0 |
44 |
17 |
– |
–2 |
–1 |
– |
РТР |
1 |
0 |
0 |
0 |
– |
– |
– |
– |
– |
НТВ |
5 |
4 |
0 |
40 |
0 |
– |
–2 |
– |
– |
А. Лебедь |
|||||||||
ОРТ |
3 |
2 |
0 |
25 |
0 |
– |
+1 |
– |
– |
РТР |
4 |
0 |
0 |
33 |
– |
– |
–1 |
– |
– |
НТВ |
1 |
7 |
0 |
0 |
40 |
– |
– |
0 |
– |
Г. Зюганов |
|||||||||
ОРТ |
7 |
4 |
2 |
27 |
0 |
0 |
–3 |
– |
– |
РТР |
0 |
9 |
2 |
– |
0 |
0 |
– |
– |
– |
НТВ |
1 |
12 |
5 |
0 |
0 |
33 |
– |
– |
–1 |
В. Жириновский |
|||||||||
ОРТ |
2 |
3 |
3 |
33 |
33 |
33 |
–1 |
–1 |
–1 |
РТР |
1 |
2 |
2 |
100 |
0 |
100 |
–1 |
– |
–1 |
НТВ |
0 |
2 |
3 |
– |
0 |
50 |
– |
– |
–1 |
– на следующем этапе необходимо определить какие именно материалы, содержащиеся в подобранных [c.835] источниках, будут анализироваться, все без исключения или по каким-то отдельным направлениям;
– определение хронологических рамок исследования. Диапазон здесь очень широк, от одного дня до недель, месяцев, лет;
– этап, от которого, на наш взгляд, во многом зависит успех исследования – выбор единиц анализа. Это может быть ключевое слово, термин, какой-то цельный материал, политическое событие, информационное сообщение и др. Однако непременным условием, определяющим “ качество “ единицы анализа, является отсутствие в ней каких-либо оценочных элементов (ограничение влияния субъективного фактора), а также нейтрализация личной предрасположенности исследователя;
– создание категориальной схемы контент-анализа. Категории служат для классификации единиц анализа. Например, при исследовании публичного выступления политического лидера, единицы анализа (ключевые слова) разносятся по основным категориям – экономика, политика, социальная защита, борьба с преступностью, военная политика и др.;
– один из самых сложных этапов – трансформация содержания документа в категориальную схему – кодировка текста. Эта работа требует достаточно высокого уровня подготовки исполнителя. Единицы анализа разносятся по определенным ранее категориям;
– после того как основные данные закодированы, наступает кульминация – этап анализа полученных данных (измерение, сравнение, индексация и др.) и интерпретации результатов анализа. Резко повышает эффективность анализа и его качество использование ЭВМ.
Итогом проведения контент-анализа как и любого другого исследования, является обычно аналитическая записка, содержащая в себе, выводы и рекомендации.
Безусловно, приведенная выше схема – один из возможных вариантов организации исследования политических документов. Существуют и иные разработанные и апробованные методы и технологии контент-анализа, которые успешно применяются в современной политической практике.
Трудно представить себе современный политический процесс, его политологическое обеспечение без [c.836] мониторинга и контент-анализа. Являясь по сути вспомогательными, прикладными политологическими технологиями, они в то же время помогают сделать процессы, протекающие в политической сфере общества, более предсказуемыми и управляемыми. [c.837]
Глава LI.
Литература:
1. Социологическое исследование: методы, методика, математика и статистика. / Социология. Т. 4.
2. Задорин И. Экспертный сценарно-прогностический мониторинг. // Вопросы социологии. 1994. № 5.
3. Политические технологии. / Россия: партии, выборы. Под ред. Краснова В.Н. М., 1996.
4. Информационный бюллетень “Соц.-эконом. перемены. Мониторинг общественного мнения”. 1995. № 4. [c.837]
предыдущая |
следующая |
|||
оглавление |