предыдущая |
следующая |
|||
оглавление |
Политическое обеспечение бизнеса: Учебное пособие / Под peд. Ю.С. Коноплина. – М.: Изд-во МАИ, 1995. – С. 19–27.
Красным шрифтом в квадратных скобках обозначается конец текста на соответствующей странице печатного оригинала указанного издания
С переходом от командно-административного управления экономикой к регулированию, основанному на принципах частного [c.19] права, хозяйственная деятельность начинает осуществляться в режиме свободного предпринимательства. Если предприниматель, фирма хотят выжить – они постоянно должны приспосабливаться к изменениям в окружающей среде. Понимание процессов происходящих изменений, природы закономерностей возникновения неожиданных ситуаций становится для предпринимателя законом выживания, гарантией последующей успешной деятельности в сфере бизнеса.
Традиционно, факторы, влияющие на деловую активность, подразделяются на внешние и внутренние. Мы будем рассматривать внешние факторы, а в их числе – собственно политические, оставляя в стороне факторы естественные (погодные условия и природные бедствия), технологические (связанные с появлением новых открытий, в науке и технике, инноваций), экономические (международная и внутрихозяйственная конъюнктура, ситуация на валютной бирже, состояние рынка труда и т.п.).
К политическим факторам можно отнести: крупные общественные потрясения войны, общенациональные мероприятия профсоюзов, забастовки, победу на выборах оппозиции, принятие парламентом госбюджета и налоговой политики.
Предметом нашего исследования являются такие политические факторы, как общая расстановка общественно-политических сил, положение в регионах, взаимоотношения государств в условиях нового мирового порядка, поскольку они в наших условиях реформирования отношений имеют первостепенное значение.
Одним из важнейших факторов, влияющих на деловую активность предпринимателя, бизнесмена, является политическое, правовое обеспечение его деятельности. От того, какие “правила игры” исповедует власть, зависит судьба предпринимательства в обществе.
В советский период истории после НЭПа предпринимательство было изгнано из легального сектора экономики (если не считать остатков индивидуально-ремесленнической деятельности), оно перешло на нелегальное положение, переместилось в “теневую” экономику. И только с середины 80-х годов в период разрушения командно-административной системы стали формироваться условия для перехода к рыночной модели общества. Это, потребовало от власти пересмотра, изменения своего отношения к частной собственности, конкуренции, предпринимательству. Юридической точкой отсчета начала принципиально нового этапа в истории предпринимательства в России можно считать принятие Верховным Советом СССР Закона “О собственности” (1990) и Закона РСФСР “О предприятиях и предпринимательской деятельности” (1990).
Однако ведомственный монополизм во многом обесценил проводимые Госкомимуществом программы приватизации и ваучеризации [c.20] населения. В числе главных причин неудовлетворительных результатов расширения хозяйственной деятельности малых и средних предприятий, как свидетельствует анализ, нужно назвать и несовершенство законодательной базы, отсутствие эффективных мер юридического и экономического стимулирования предприимчивости, необеспеченность страхования риска, защиты предпринимательской деятельности.
В настоящее время деятельность хозяйственника регламентируется десятками нормативных актов. Они не кодифицированы и не обобщены, что, понятно, снижает уважение к закону вообще. Многие из ныне существующих актов давно устарели и зачастую взаимоисключают друг друга. В 90 случаях из 100 они не соответствуют законам рынка. Скрупулезное следование им не просто затрудняет реализацию самостоятельности хозяйственной инициативы, но, по существу, на корню подрывают формирование предприимчивости.
Предстоит разработать и создать надежную систему социальной защиты прав и достоинства предпринимателя: неприкосновенность его личности и имущества, свободу въезда и выезда, тайну переписки и телефонных переговоров и т.п. По данным социологических исследований, проведенных Челябинским университетом, 90% опрошенных предпринимателей Челябинской области считают, что нельзя заниматься бизнесом, не давая взятки в различных государственных инстанциях. Так, 65% предпринимателей вынуждены давать взятки работникам, финансово-контрольных органов, 57% – депутатам разных уровней, 32% – работникам милиции, 27% – работникам суда и прокуратуры1.
Составляя 5–8% занятого трудоспособного населения, предприниматели России становились жертвами умышленных убийств в 5,3% всех случаев, крупных краж – 13,5%, разбоев – 14,7%, рэкета – 60%2. Нередко раздаются призывы к погрому бизнесменов, к очередным экспроприациям.
Отсутствие действенной государственной поддержки предпринимателей тормозит решение проблемы развития отечественного предпринимательства.
Еще одним фактором, влияющим на деловую активность предпринимателя, бизнесмена, является налоговая политика. Судьба предпринимательства напрямую связана с нею и зависит от нее. К сожалению, приходится констатировать, что в России нет налоговой системы, а существует лишь набор законов о различных видах налогов. У нас все налоги выполняют только фискальную функцию, т.е. работают на государственную казну. В России действуют три правовые системы: федеральная, республиканская, [c.21] областная, причем каждая принимает свои обязательства для исполнения постановления3.
Губительной является допускаемая государством система двойных цен на недвижимость, землю, основные фонды. Разрыв в сотни раз между балансовой стоимостью, по которой продает их государство, и рыночной ценой создает мощную основу для коррупции, а также блокирует на долгое время появление производящих товары собственников. Цены продажи, как правило, должны быть не ниже рыночных.
По-прежнему возможностей получения долгосрочных кредитов для развития малого бизнеса практически нет. В условиях высокого уровня инфляции реально получают кредиты только те, кто занимаются перепродажей товаров и берут кредит на срок 1–3 месяца.
Даже те предприниматели, которые смогли начать свою деятельность в существующих условиях, вынуждены вместо того, чтобы заниматься развитием своего предприятия, основные усилия направлять на сокрытие своих доходов, уклонение от налогов и поиск лазеек в системе налогообложения. Налоговая система должна выполнять не только фискальную, но и стимулирующую функцию, что предопределяет требования к ней, четкость и ясность, отсутствие двусмысленных толкований и контроля.
Представляется необходимым принятие специального закона о конкуренции, в котором бы четко были определены права и мера ответственности различных товаропроизводителей, а также прерогативы в области регулирования рыночных отношений.
Итак, топтание на месте в вопросах законодательного закрепления плюрализма форм собственности, непоследовательность в подходах к развитию предпринимательской деятельности, отсутствие стабильности в правовом обеспечении, грабительская налоговая политика, административное противодействие на местах развитию предпринимательства – все это составляет трудно преодолимую полосу препятствий для значительной части современных предпринимателей. Отсутствие необходимых правовых гарантий лишает предпринимателя возможности определения долгосрочной перспективы, и – как следствие – сиюминутная выгода становится главной целью его деятельности. Нужен радикальный пересмотр исполнительной, законодательной и судебной властями отношения к предпринимательству с целью создания благоприятных как в правовом, так и экономическом отношении условий для его деятельности. Это предполагает и оптимизацию налоговой политики, и юридическую защиту предпринимательского дела, срочное принятие Гражданского и Торгового кодексов и закона о поддержке малого предпринимательства.
Слабая правовая обеспеченность сферы деятельности предпринимателя во многом является отражением той политической [c.22] ситуации, которая сложилась в результате проводимого властями реформирования российского общества. Предприниматель, ставящий целью открытие своего дела, должен отдавать отчет в понимании политической ситуации.
Для нынешней ситуации характерна политическая нестабильность. Нестабильное общество представляет собой специфическую совокупность общественных отношений между людьми в период перехода от одного типа отношений к другому, когда обострены противоречия до такой степени, что возможны социальные взрывы. Особенностью нестабильности российского общества является равновесие между силами радикальных реформ и оппозицией, выступающей за социально-рыночную перспективу.
Наше общество может функционировать как неустойчивое образование, как плод определенного компромисса, в рамках которого происходит выбор какой-то ориентации. И такая неопределенность переходного состояния может сохраняться довольно долго.
Для предпринимателя, бизнесмена, помимо знания особенностей общеполитической ситуации, очень важно понимание регионального фактора с точки зрения возможной сферы приложения, капитала.
Территориальная организация нашей страны, закрепленная в течение многих лет, превратилась в препятствие на пути обновления – слишком глубокие изменения необходимо осуществить. В условиях распада межрегиональных хозяйственных связей идет процесс территориальной сегментации рынка труда. Особую роль здесь будет играть региональная инвестиционная политика, выбор ее приоритетов и механизм реализации.
Драматизм современной ситуации в большинстве российских регионов обусловлен сочетанием общего экономического кризиса, усиливающейся дезинтеграции экономического пространства, различия стартовых условий вхождения в рынок, незавершенности и противоречивости преобразований национально-государственного устройства России и разграничения компетенции федеральных и региональных органов управления, политической нестабильности и межэтнической напряженности в ряде регионов, геополитических и социально-экономических последствий распада СССР и появления у России нового “ближнего” зарубежья.
Отметим и то, что между центром и регионами существуют противоречия, которые в общественном мнении осознаются в таком противопоставлении: либо сильное государство и слабые регионы, либо сильные регионы и слабое государство. Нынешнему премьер-министру В.С. Черномырдину принадлежит право именно такой однозначной постановки вопроса: “При сильных регионах сильной России не будет”4. [c.23] Этот пример наилучшим образом подтверждает факт стремления регионов решать свою судьбу самостоятельно.
Преодоление, снятие напряженности в отношениях между центром и регионами во многом будет зависеть от урегулирования, перераспределения полномочий между центральными и региональными структурами, от создания экономического механизма федеративных отношений, проводимой региональной инвестиционной политики президента, правительства, законодательной власти.
Для учета обстановки в регионах предприниматель должен тщательнейшим образом изучать публикуемые госорганами статистические отчеты, аналитические доклады различных фондов, сделанные по заказам госучреждений, партий. По возможности следует проводить и свои маркетинговые исследования рыночной ситуации.
Предприниматель, имеющий дело с рынками в ближнем или дальнем зарубежье, несомненно должен быть в курсе внешней политики, проводимой властями. Внешняя политика является одним из важнейших факторов, оказывающих влияние на деловую активность бизнесмена. Но это – специальная, большая тема, требующая самостоятельного анализа. Мы же хотим обратить внимание предпринимателя на те важнейшие составляющие в деятельности предпринимателя, в частности, политические факторы внешней среды, в том числе и фактор внешней политики, учет которых позволит ему более квалифицированно решать свои проблемы с бизнесом. В связи с этим возникает проблема отношения предпринимателя к политическим факторам, а точнее к власти, от решений которой во многом зависит превращение их в благоприятные для предпринимателя условия деятельности. Здесь возможны по крайней мере два выхода: первый – целиком положиться на власть и на все те политические силы, которые влияют на формирование внешнеполитической среды, т. е. ждать принятия нужных для предпринимателя законов, решений. Однако вследствие временной неопределенности этот путь малоперспективен.
Второй путь – не ожидая благодеяния властей, попытаться самостоятельно или в союзе, блоке с другими группами интересов влиять, оказывать давление на власть, используя при этом самые разнообразные формы, начиная от инициирования различных кампаний: проведения конференций, публикаций статей и выступлений в средствах массовой информации, финансовой поддержки избирательной кампании какой-то партии (в частности, на последних выборах в Госдуму промышленно-финансовая группа “Мост” поддерживала “Выбор России”, “Ялосбанк” – коалицию “Яблоко”, “Менатеп” – партию ПРЕС и т. д.), лоббирования властных структур до непосредственного участия в политической, законотворческой деятельности. [c.24]
Проводимые властью экономическая и политическая реформы пробудили к жизни множество политических партий, движений. Наиболее влиятельные на сегодняшний день Либерально-демократическая партия (ЛДПР), Коммунистическая партия (КПРФ), “Выбор России”, блок “Яблоко” существенно различаются своими подходами и отношением к экономической реформе, к развитию предпринимательства.
Долгое время предприниматели как социальная группа следовали тактике дистанцирования от участия в политике. Однако со временем все больше людей из числа формирующегося слоя предпринимателей стало приходить к пониманию необходимости участия в политической жизни, с тем чтобы “наложить” на нее свой отпечаток. Неудовлетворенные деятельностью многих партий, возникших в эпоху перестройки и первых лет радикальной экономической реформы, они все более начинают осознавать необходимость создания своих политических организаций, которые смогли бы представлять их интересы всегда и везде перед властью любого уровня. Актуальным становится в этих условиях политическое самоопределение предпринимателя.
Сориентироваться предпринимателю в политическом процессе, занять позицию, максимально удовлетворяющую, его потребностям и интересам, позволит понимание расстановки политических сил.
Нужно отметить, что в отношениях между предпринимательством и властью пока отсутствует серьезное взаимодействие и виноваты в этом, главным образом, властные структуры. Процессы конверсии производства, начатые в эпоху перестройки, а затем последующие разгосударетвление и приватизация обострили противостояние государственных и предпринимательских структур. Собственно противостояние – не исключительная особенность России, только ей присущая. Но только у нас в стране руководители крупных государственных предприятий, не ограничиваясь лоббированием, пошли на расширение масштабов своей деятельности в плане давления на власть. Силы военно-промышленного комплекса (ВПК), которым по-прежнему принадлежит решающая роль в экономике, сорганизовавшись, создали Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП) во главе с А.Вольским. Практически в одно время с возникновением РСПП была создана Партия экономической свободы (ПЭС) Константина Борового. Что же представляют собой эти новые организации, открыто провозгласившие своей целью защиту интересов предпринимателя?
Российский союз промышленников и предпринимателей выражает интересы директорского корпуса госпредприятий, в особенности принадлежащих ВПК, и связанных с ним гражданских [c.25] отраслей. В основе идеологии РСПП лежит признание приоритета государства в переходный период, а не рынка как у “ДемРоссии”. РСПП видит свою задачу в изменении производственных отношений на рыночный лад, но без разрушения производительных сил. Это их главное отличие от реформаторов радикального толка.
Переход к рынку, по мнению членов РСПП, не должен означать ослабления государства, т.к. сильное государство является условием успешного проведения рыночных реформ. Лидеры РСПП резко критикуют правительство за невнимание к производству. На их взгляд, нельзя разрушать базовые отрасли экономики, необходимо их модернизировать, сохраняя при этом технический, кадровый и интеллектуальный потенциал госсектора. Другую позицию занимает Партия экономической свободы, которая выступает против сохранения, монопольного положения госпредприятий при приватизации, за снижение налогов с частного бизнеса. В области социальной политики на первый план партия выдвигает не “защиту от рынка”, а формирование “человеческого капитала”.
Одной из главных экономических задач ПЭС является создание саморазвивающейся и саморегулирующейся экономики, основанной на частной собственности и инициативе граждан, свободно от бюрократического администрирования и политического диктата, вбирающей в себя все лучшее в мировом и отечественном опыте. В экономическую программу партии также входят: а) создание и принятие эффективного антимонопольного законодательства, способствующего развитию мелкого и среднего бизнеса, максимально облегчающего создание и регистрацию новых предприятий; б) принятие закона о недобросовестной конкуренции, обеспечение равных конкурентных возможностей всем гражданам на рынке труда; в) последовательное снижение налогов, ликвидация налогов на прибыль, переход к разумным ставкам налога на добавленную стоимость, упрощение налоговой системы в целом; г) отказ от дифференциации налогов по секторам и отраслям. Существование такой практики фактически означает, что государство делит различные виды экономической деятельности на “нужные” и “ненужные”, заслуживающие и незаслуживающие поддержки, а это противоречит принципам экономической свободы. Основой аграрного сектора должна стать неурезанная частная собственность на землю, свобода ее купли и продажи.
ПЭС не смогла провести своих представителей в Госдуму, не сумев преодолеть на. выборах 5-процентный квотный барьер. Однако от своих целей партия отступать не собирается.
Недавно представителями среднего слоя предпринимателей была создана Партия большинства. В последнее время предпринимательские политические группировки активизировали свою [c.26] деятельность и в законодательном собрании. В Госдуме можно выделись по крайней мере три их парламентские фракций. Одна – “Союз 12 декабря” (И.Хакамада, А.Брагинский) ориентирована на тесное сотрудничество с “Выбором России”, но свой особый голос хочет сохранить. Две другие предпринимательские группировки предпочли замаскироваться под регионалов. В результате нефтепромышленник В.Медведев и широкоизвестный А.Тарасов создали довольно мощную группу под названием “Новая региональная политика”, в которую вошли 65 человек. Наконец, петербургский предприниматель М.Горячев образовал группу, которая формально вошла в состав ПРЕС (С.Шахрай, А.Шохин и др.), но сохранила автономность и собственный голос. Подведем некоторые итоги.
1. Крах советской политической системы, командно-административного управления экономикой открыл перспективу перехода общества к рыночным отношениям, созданию гражданского общества и правового государства, к формированию предпринимательства в России. В настоящее время идет трудный, сложный, противоречивый, полный драматизма процесс рождения отечественного предпринимательства.
2. На деловую активность предпринимателя оказывает влияние множество факторов как внутреннего, так и внешнего порядка. В их числе такие политические факторы внешней среды, как законодательство и налоговая политика правительства, региональный фактор и фактор внешней политики, которую проводит президент.
3. Отставание в правовом регулировании является одной из главных причин, тормозящих развитие свободного предпринимательства. Несовершенство законодательной базы, отсутствие эффективных мер экономического стимулирования, необеспеченность защиты предпринимателей серьезно сдерживает формирование предпринимательской деятельности.
4. Важной составляющей в деятельности предпринимателя является понимание расстановки политических сил, учет которой позволит более квалифицированно решать свои проблемы с бизнесом.
5. В отношении к политическим факторам – условиям внешней среды предприниматель не должен ждать милости от властей, уповать на принятие нужных для него законов и т. п. На наш взгляд, он должен занять активную позицию давления на власть, влиять на законодательный процесс, на процесс принятия решений президентом, правительством по интересующим его вопросам, используя при этом самые разнообразные формы, начиная от публичных выступлений с критикой властей, лоббирования властных структур до непосредственного участия в законодательной, политической деятельности. [c.27]
1
См.: Деловая Россия. 1991. 7 августа. См.: Радикал (приложение к газете “Деловой мир”). 1992. № 38 (95).3
Шамхаев Ф. Новое российское предпринимательство. – М., 1994. С. 59.4
См.: Ваш выбор. 1993. № 1. С. 4.
предыдущая |
следующая |
|||
оглавление |