предыдущая |
начало |
|||
содержание |
М.: Логос, 2001. – 312 (+XLVII) с.
Красным шрифтом в квадратных скобках обозначается конец текста
на соответствующей странице печатного оригинала указанного издания
УКАЗАТЕЛЬ
|
|
Августин, Св., 244
– европейская национальная, 183–185
– личная, 53, 71–72, 110–113, 238
Автономия, местная и региональная
– в Британии, 88–89, 91–94, 121
– в представительной демократии, 36
– и федерализм, 31–33, 120–123
см. также Регионы; Самоуправление
Амстердамский договор, 34, 37, 127, 143, 269, 277
Английский язык как европейский язык, 164–166, 181–182, 232
Англиканская церковь, 82
Англия, см. Британская конституция; Великобритания
Антиклерикализм, 18, 236–237, 245–246, 247
– роль в правительстве, 2, 3, 4, 7, 8, 9
см. также Классовый конфликт; Политические классы
Аристократия, английская, 3–4, 82–83, 88–90, 96–98
Аристотель, 65
Ассоциация
– в местном самоуправлении, 10, 12
– добровольная, 251
– навыки, формирующие политический класс, 151–153
– недобровольная, 252
Африка, трайбализм, 116
Баррес, Морис, французский националист, 257
Бентам, Иеремия, 240
Берлин, Исайя, о плюрализме ценностей, 248–251, 255–256
Блэр, Энтони, премьер-министр Великобритании, 96, 230–231
– и культура согласия, 79, 175
– отсутствие формальной защиты, 89–90, 93, 97
– приверженность манерам, 81–82, 85–87
– роль обычаев и устоев, 91–92, 98–100
– хрупкость либерализма, 80–82, 86–87 [c. 300]
Бюджетная политика, контроль за Б. п., 13, 128–129
Бюрократические государства как деспотические, 2–4
– политические лидеры как les autres, 160, 279–281
– публичная политика как удел экспертов, 29
– Франция, 7–9, 61–62, 135–138
см. также Централизация
Ватиканский Собор, Второй (1961–1965 гг.), 19, 262–264
– законодательство, 93, 95–96, 124–126, 185–186
– и баланс сил в Европе, 234–235
– идеологический вакуум, 80–83, 89–91
– изменение социальной структуры, 88–90, 91–92
– исключение из Европейского сообщества, 138–139, 168
– как государственная модель для Европы, 131–134
– конституционная реформа, 95–96, 98–99, 175–176
– культура согласия, 79–80, 134–135, 174–176
– недоверие к европейской политической интеграции, 51–53, 80–81, 99–100, 173–176
– отношения с Америкой, 173–174, 214–216, 230–231, 283–284 [c. 301]
– политические классы, 174–176
– утрата идеалов, 80–81, 90–91
– финансовый взнос в европейский бюджет, 275
– централизация власти в В., 91–94, 96–98, 175–176, 269–272
см. также Британская конституция; Тэтчеризм
Вермер, Ян, 63
Верховенство закона, 3, 11, 31, 162–163
Власть в централизованных бюрократиях, 130–131, 149–150
Внешняя политика и мировой рынок, 145–149
Внутренняя политика, в отличие от внешней, 145–149
ВТО (Всемирная торговая организация), 148
Выборы
– непрямым голосованием (в Европейский сенат), 182–183, 184–185
– членов Европейского парламента, 151
ГАТТ, 148
Германия
– власть земель, 135
– влияние канцлера, 175
– государственная модель Европы, 130–133
– государственные субсидии, 275
– и глобальный рынок, 40–41, 145–149, 187–190, 208–211
– и единая валюта, 170–171, 174–175, 271
– концепция Европы, 172–174, 187–188, 268–269
– молчаливое согласие с французским проектом для Европы, 172–174, 273–274
– отношения с Америкой, 215–216, 233–235
– отношения с Францией, 217, 278–280
– политическая культура Восточной Германии, 36–37, 219
– послевоенная политическая слабость, 168, 177, 233–234
– правый и левый политический альянс, 272–273, 278–279
– федеральная система, 131–132, 173–175, 215–217, 287–288
– финансовый взнос в европейский бюджет, 168–170, 274–276
Гоббс, Томас, 111–112, 114, 238
Гонконг, 208
Горбачев, Михаил, 170
Города, средневековые
– и происхождение гражданского общества, 201–203
Города-государства (античные полисы), 2, 32, 55, 240–241
– аристократическая социальная структура, 196–199
Государственное регулирование экономики, 145–147
Государство, 17, 73–75, 76–78, 101–107, 108–114, 189–191, 201–202, 204–205
Гражданин
– как действующее лицо, 28, 29, 32, 43–44
– как потребитель, 42, 43, 44, 48–50, 155–156, 157–159, 270
см. также Гражданство, Гражданство, активное
Гражданские свободы в Британии, 80–81
Гражданское общество, 62–63, 65–66, 109–110, 237
– происхождение в средневековом городе, 200–203
см. также Гражданское равенство
Гражданское равенство, 53–54, 77
– и христианская мораль, 16–17, 245–246
см. также Гражданское общество; Равенство; Духовное равенство
– классические рассуждения о Г., 62–71, 240
– либеральная доктрина Г., 51–52
– современная сдержанная доктрина, 77–78
Гражданство, активное, 69, 160–161
– в либеральном конституционализме, 49, 51, 55–56
– и судебный контроль, 123–126
Греция, эллинистическая философия, 241–242, 244
Давид, Жак–Луи, 62
де Голль, Шарль, 139, 140, 141
– и интересы Франции в Европе, 140–143
– концепция Европы, 80, 144–145, 170, 173
Декарт, Рене, 112
Демократическая честь, 22, 115–116
Демократическое общество, 62–63, 65
– демократическое правительство, классическое республиканское гражданство, 61–71, 240–241
– и рассуждения о гражданском обществе, 70–76 [c. 302]
– и рыночный капитализм, 44–45, 187–189, 209, 269–270
см. также Либеральный конституционализм; Либеральная демократия; Либерализм
– аксиома для больших государств, 2–3, 5, 15, 36
– бюрократического государства, 2–4
– как наследие классового конфликта, 24–25, 60–62
см. также Централизация
Дефицит демократии в исполнительной власти, 148
Диана, принцесса Уэльская, 90–91
Договор и гражданское общество, 71–73
Духовенство, средневековое, как транснациональная элита, 161–163
Духовное равенство, 17–19, 70–71, 244
см. также Гражданское равенство; Равенство; Индивидуализм
Европа
– антиклерикализм, 18, 236–237, 245–246
– изначальная конституция, 244–247
– интеграция, 33–35, 51, 80–81, 142–145, 170–173,175–176, 231–232, 267–274, 277–279
см. также Единая валюта
– нравственное самосознание, 236, 252–253, 260–262, 213–265
– отношения с исламом, 257–260
см. также Христианство; Церковь средневековая
– развитие государства, 101–102
– ранние проекты объединения, 11–12
– сложная социальная структура, 286–288
– и правила свободного рынка, 278–279
– неподотчетность, 148, 149–150
Европейский Союз
– будущие отношения с Америкой, 229–235
– возможность создания демократического политического класса в ЕС, 161, 166–167, 178–186, 287–288
– единообразие политических курсов, 32–33, 129–130, 142–144
– и национальный суверенитет, 12–14
– и приверженность демократии, 150, 162
– как французский проект, 138–139, 177–180, 276–278
– Общая сельскохозяйственная политика (САР), 142, 144, 169, 278
– по модели французского бюрократического государства, 37, 139–146, 267–269, 277–279
– политика в международных торговых переговорах, 189–190, 209–210
– причина кризиса в ЕС, 33–35, 178–179 [c. 303]
– расширение, 144
– риски, 178–179, 267–274, 277–280
– Совета министров, решения, 148, 150
– тенденция к деспотической централизации, 23–24, 129–131, 142–143
– три государственные модели, 130–134
– угроза рассредоточения власти, 27–29, 129–130, 149–150
– федерализм как цель, 1–2, 133–134, 215–217, 287–288
– финансовые взносы, 169–170, 273–275
– французские кандидаты на должности, 142, 144–145, 276–278
см. также Амстердамский договор; Центральный банк (европейский); Европейская комиссия; Маастрихтский договор; Eдиная валюта
Европейского сената, роль, 182–185, 231
Единая валюта, 12–13, 34–35, 127–128, 142, 178–179
Единый европейский акт (1985 г.), 38–39, 268–269
“Женитьба Фигаро” и социальные роли, 64
Женщины, 74–75, 199–200, 202–204, 253–255
Закон
– вера в З., 19, 28–30, 99–100, 118–120
– верховенство закона, 103–104 см. также Справедливость
Идеализм, политический, 12–13, 228–230, 234–235, 268–269
Идеология и британский либерализм, 80–83, 89–91, 94–96
Избирательная система, британская, 87
– и мультикультурализм, 250–251
– и христианское духовное равенство, 199–201, 242–243, 251–253, 262–263
Индия, 105
Индонезия, 195
Интересов, концентрическая теория, 119–120
Информация, доступ к И., 148–150
Исламские школы и дилемма плюрализма, 252–255
Исламский фундаментализм, 210–211, 257–259
Италия
– политическая культура, 287–288
– Северная лига, 181, 205, 220
Кант, Иммануил, 239 [c. 304]
– и гражданское общество, 71
– происхождение из христианских норм эгалитаризма, 196–203
см. также Рыночная экономика
Карл Великий, 253
Картер, Джимми, президент США, 225
– и модернити, 19, 262–264, 266
см. также Церковь средневековая
Католическое каноническое право, 239, 263
Кеннеди, Джон, президент США, 224–225
Киссинджер, Генри, 214
Китай и будущее рыночной экономики, 194–195, 208
Классовое сознание в Британии, 84–86
– европейское наследие К. с., 283–287
– опасность К. с., 21–22, 24–25
Классовый конфликт, 243, 286–287
– и тенденция к деспотизму, 24–25, 60–62
– церковь и К. к., 18–19, 198–199
см. также Аристократия; Средних классов, рост; Социальная структура
Клинтон, Уильям Дж., президент США, 48, 225
Коль, Гельмут, канцлер Германии, 171,271
см. также Группа
Конституции, неписаные, 86–87, 90–92, 96, 98–99
Конституции, писаные, 86, 89, 117, 120–121
Конституционализма, язык, 37
Конституционных форм, важность, 48–49, 77–78, 102–104, 116, 159–161
Конституция Соединенных Штатов, 247–249
Косово, политический кризис, 93
Крепостное право в сравнении с рабством, 199–200
Культурная однородность в Европе, 181–182
см. также Язык, общий
Латынь как общий язык, 164
Лейбористская партия (британская), 84
Ленин, В. И., 61
Либерализм, 43–45, 49–51, 84, 151–158, 253–255, 263–265
Либеральная демократия, 31–33, 89–90, 149–150, 187–189, 202–204
Либерального капитализма, стадии, 192–194
Либеральный конституционализм, 44–46, 48–50
см. также Политические классы
Личность
– вторичная (социальная) роль, 72–73, 104–107, 261–262
– как экономическая единица,195,199–204
– первичная роль (равная свобода), 72–73, 105–108, 109–110, 117–119, 242–243, 253–256, 261–262 [c. 305]
Локк, Джон, 114
Людовик XIV, французский король, 3
Лютер, Мартин, 107
Маастрихтский договор, 13, 34, 37, 127, 143, 269
Мандевиль, Бернар де, 76
Мексика, 166
Меркантилизм, 191
Милль, Джон Стюарт, 238
Миттеран, Франсуа, 138, 145, 170, 171, 271
Мобильность рабочей силы, 129, 193–194
Моне, Жан, 41
Монтень, Мишель де, 107
Монтескье, Шарль, барон де, 2–9
Мэдисон, Джеймс, 33
Наполеон Бонапарт, 8, 21
Национализм, 13–14, 20–22, 55, 114–116, 144–145, 147–148, 256–258, 271–273
Национальная школа управления (ENA), 138, 168
Неограниченная демократия, 60–62, 218–219
Нидерланды
– региональная гражданская традиция в Н., 219–220, 286–287
– употребление английского языка, 165–167
– федералистская концепция для Европы, 133, 268–269
– финансовый взнос в бюджет Европы, 169–170, 274–275
Никсон, Ричард, президент США, 56–57, 225
Общая сельскохозяйственная политика (САР), 142, 143, 169, 278
Общее право
– и обычаи, 16
– приоритет социальных отношений, 190–192, 281
Общественное мнение
– важность О. м., 270–274, 281–282
– роль в неписаных конституциях, 90–92, 98–99
Общество, 39–41, 104–107, 109–110, 158–159
Общий рынок, 34–35, 143–144, 166–167, 187–188
Объединение Германии, реакция Франции, 33–34, 35–36, 139, 143–144, 170–173, 267–268
Объединение угля и стали, 13, 41, 143, 167
Обычаи
– в незападных обществах, 104–105
– в общем праве, 16
– роль в неписаных конституциях, 91–92, 95–96, 98–100
Пакт о стабильности и создание евро, 129–130, 171–173
см. также Католическая церковь; Церковь средневековая [c. 306]
Патриотизма, природа, 20
Плюрализм, 227–228, 248–256, 261–262, 283–285
Подотчетность, демократическая, 150
Политическая корректность, 226–228
Политическая культура, 127–129, 225–227
Политическая роль экономистов, 47
Политические классы, 7–8, 12–13, 16–17, 39–41, 124–126, 138–141, 151–154, 159–161, 165–181, 184–186, 222–223, 268–270, 287–288
см. также Аристократия
Политические партии, 84–85, 92–94, 154–157, 270–273
– подчиненный экономическому, 37–39, 269–272
– поп-культура, американская, 213
Потребители, граждане как, 42–44, 48–50, 155–156, 157–159
– защищенные в писаных конституциях, 121
см. также Права человека
Права человека, 31, 43–45, 71–75, 157–158, 162–163, 189–190, 249–250, 264–265
см. также Права
Правительство
см. также Государство
Представительная форма правления, 252
Протестантизм, 16–17, 112–113, 196, 119–200, 223–224, 262–264
Профессионализация политики, 45–46, 154–155">155, 158–159
– и государственное управление, 102–106, 113–115
– страха, 5
см. также Гражданское равенство; Равная свобода; Духовное равенство
Равная свобода, 17, 72–73, 242–243, 245–246
– и первичная роль личности, 106–108, 109–110, 117–119, 254–256, 261–262
– связь с духовным равенством, 16–17, 266
Развитие культуры в греческих городах-государствах (полисах), 32
Разделение властей, 7–8, 11–12, 25–26, 148–149
Рассредоточение власти
– в Европе 149–150, 172, 183–184
– как принцип, 3, 26–28, 32, 96
– автономия, 31–33, 120–123, 183–185
– в европейских странах, 16–17, 215–218
– отсутствие традиции демократии, 217–219, 287–288
Религия, 16–18, 55–57, 198–199, 210–211, 226–227, 247–249, 256–257, 257–261
см. также Христианство; Церковь средневековая; Ислам; Иудаизм
Реформация, английская, 82
Римский договор (1957 г.), 127
– приоритет государства, 189–190, 281–282 [c. 307]
Ришелье, кардинал, 3
Рузвельт, Франклин, президент США, 154
Руссо, Жан–Жак, 156
Рушди, Салман, “Сатанинские стихи”, 259–260, 265–266
Рынок
– глобальный, 41, 146–149, 187–190, 209–211
– и гражданское равенство, 74–75, 201–203
– и демократия, 44–45, 187–189
– в незападных странах, 194–196, 205–211
Самобытность
– духовная, 236–237, 252–253, 260–262, 264–266
– национальная, 19–20, 118–120, 162–163
– региональная, 115–118, 119–120, 180–181, 217–220
Самоуправление, 2–3, 34–35, 63–66, 79–80, 162–163, 214
см. также Автономия
Сантер, Жак и европейская комиссия, 150, 179
Свобода
– как естественное право, 262–263
– как нравственный принцип, 112–113
– как привилегия гражданства, 67–68
см. также Равная свобода
Своекорыстие, американское, 214
Северная Африка, средневековые города, 256
Секрэ, Пьер, французский администратор, 139
Семья, 194–201, 204–210, 251–252
Сен-Симон, Анри де, 40, 158–159
Смит, Адам, “Богатство народов”, 38, 191
Совесть
– в протестантском христианстве, 17, 112–113, 263
– как определение нравственного поведения, 242–243
Согласия, культура, 19, 28–29, 226–227
– британская модель, 79, 99–100, 132–133
– в Европе, 31, 99–100, 234–235, 276–277
– и верховенство закона, 276–277, 280–281
– отсутствие С. к. во Франции, 135–140, 276
Соединенные Штаты Америки поборник демократии, 214–215, 224–226, 227–230
– культурное влияние, 181–182, 281–284
– Декларация независимости, 248
– английские политические традиции в США, 19–22
– демократическое влияние в Европе, 20–22, 281–284
– зрелый рыночный либерализм в США, 192–194
– и Вторая мировая война, 24–26
– отношения с Германией, 215–217, 232–235
– поддержка федеральной Европы, 212–217, 225–226, 228–230
– преобладание юристов, 12–13, 16–17, 124–125, 184–186, 222–223
– роль Верховного суда, 236–237, 272–273
– “специальные отношения” с Британией, 173–174, 214–216, 230–231, 283–284
– традиции местного самоуправления, 12–14, 218–219
– традиции социального равенства, 22–23
– хрупкость демократии в США, 220–222, 224–226, 231–234 [c. 308]
см. также Федерализм, американский; Конституция Соединенных Штатов
Сообщество и социальный контекст, 264
Социальная справедливость, 51
Социальная структура, 3–4, 5–8, 107–109
см. также Классовый конфликт
Социальный либерализм, 49–51, 84–85
Справедливость, 46–48, 118–120
Средних классов, рост, 7–8, 193–194, 198–199, 282–284
Средства массовой информации, 163, 172
Суверенитет, 12–13, 20, 34–36, 89–90, 101–106, 112–113
см. также Автономия, Самоуправление
Судебный контроль, 11, 25, 118–119, 122–126, 185–186, 246–247
“Теория капиталистической катастрофы”, 188–190
Теория общественного договора, 70
Токвиль, Алексис де, 8–12, 13–20, 118–119, 137
“Торжество капитализма”, 188–190, 203
Трайбализм, 106, 114–116, 227–228, 243–244, 246–247
Труд
– общественное разделение труда, 15, 113–114, 190–191, 199–200
Тэтчер, Маргарет, 38, 88–90, 92–94, 96–98, 115, 275
Универсализм
– американской конституции, 248–249
– и современный иудаизм, 255–257
– христианства, 243–244, 246–247
Уотергейтский скандал, 57, 225
Федерализм, 35–36, 77–78, 98–99, 117–119
– культурные условия для Ф., 11–20
– и местная автономия, 31–33, 120–122
– и размер государства, 32–33 [c. 309]
– немецкая модель, 131–132, 172–175, 215–217, 287–288
– цель для Европы, 1, 133–134, 215–217, 267–268, 287–288
см. также Федерализм, американский; Судебный контроль
Федерализм, американский, 19–21, 128–129
– судебный контроль в Ф. а., 122–124
Франция
– административная централизация, 167–169, 274–276
– и европейское содружество, 37, 140–145, 177–180, 273–278
– и средиземноморский блок, 172, 234
– исполнительная власть, 133–134, 140–141
– мусульманская община, 257–258
– националистическое движение католиков, 256–258
– отношения с Германией, 277–279
– политическая культура, 135–139, 209
– реакция на объединение Германии, 34–35, 36, 139, 143–144, 170–173, 267–268
– революционные традиции, 20–22, 137–138, 178–179, 276–277
– сопротивление американскому влиянию, 168–169, 182, 212–214, 230–234, 277–279
Французский язык, 163–166, 181–182
Фридрих, Карл, 216
Фюстель де Куланж, Нюма Дени, 198
– американская либеральная интерпретация, 16–17
– и вера в духовное равенство, 16–17, 197, 199, 203, 242–243, 246
– и развитие европейского капитализма, 196–203
– интериоризированная концепция Бога, 262–263
– как фундамент европейского гражданского общества, 237
– универсализм X., 243–244, 250
– этическое наследие X. в Европе, 18–19
см. также Церковь средневековая; протестантизм; религия
Центр, отношения с периферией, 121–123, 287–288
– в Британии, 92–93, 97–98, 176, 270
– в результате классового конфликта, 6, 17
– во Франции, 2–4, 6, 170, 171–172
– и правительство чужаков, 22–23
– принятия решений, 131, 146–147
Центральный банк (европейский), 127, 129, 142, 143, 274
– Франция и Ц. б., 171–172, 268, 274, 277
– отождествление с привилегиями, 199–200, 245
– как транснациональная элита, 161–163 [c. 310]
Ширак, Жак, 145
Экономизм
– в европейском проекте, 40–43, 268–270
– и роль гражданина как потребителя, 42–44
– и социальные перемены, 260
Экономическая роль
– нравственные источники, 192–193
– семьи, 194–196, 199–200, 201, 204–209
Экономический детерминизм, 38, 191, 203
Экономический рост как божество, 40, 41, 46, 238
Экономического языка, преобладание, 37, 39–41
Элиты
– демократическая, 155–156, 157–158
– французская буржуазная, 152–153
см. также Политические классы
Эразм Роттердамский, 107
Этническая принадлежность, 116–118, 248
Юм, Дэвид, 238
– английский как Я. о., 164–166, 181–182, 231–232
– как условие для федерализма, 12–16
Якобинская традиция, централизованная государственная власть, 170, 172
Япония, рыночная экономика в Я., 195, 207–208 [c. 311]
предыдущая |
начало |
|||
содержание |